9 сентября на саммите G20 в Нью-Дели президент Соединенных Штатов Джо Байден подписал меморандум о взаимопонимании (MoU) с Индией и рядом стран Ближнего Востока, а также государств-членов Европейского союза. Соглашение направлено на создание нового транспортного коридора, связывающего Индию с Ближним Востоком и Западом. Как указывают аналитики Фонда Джеймстауна, общее видение проекта отражает то, что на самом деле это два проекта в одном, и оба они потребуют развития интермодальных перевозок в местах, где такие усилия только начались. Проект потребует, во-первых, завершения строительства нового восточного коридора между Индией и Ближним Востоком и, во-вторых, расширения западного маршрута между Ближним Востоком и Европой. Иран находится в выгодном положении на сухопутном маршруте между ними и, таким образом, имеет возможность проецировать мощь в Индийский океан. В обоих случаях странам, которые только начинают осваивать сложности интермодальных перевозок, придется развивать инфраструктуру и навыки, позволяющие перевозить и перегружать грузы с поездов на суда и грузовики на высоких скоростях, чтобы сделать этот новый коридор конкурентоспособным по сравнению с другими, уже действующими маршрутами. При этом Россия продолжает развивать транзитные коридоры, которые потенциально могут принести большую пользу Ирану и Китаю, и как следствие дают им возможность торпедировать предлагаемый коридор Индия-Ближний Восток-Европа. 27 августа первый поезд с российским контейнерным грузом прошел через Иран в Саудовскую Аравию. Транзитный груз по маршруту, предложенному Москвой, будет проходить от Санкт-Петербурга на северо-западе России до Мумбаи в рамках более широкого коридора Север-Юг, который Тегеран решительно поддерживает. Пекин также проявил большой интерес к этому проекту. Иран считает себя главным бенефициаром транзитных маршрутов, в которых доминирует Россия. Таким образом, иранские официальные лица немедленно обратили внимание на недавние события с российским маршрутом Север-Юг и предположили, что поиск альтернативных маршрутов был совершенно неоправданным. Ходжатолла Абдолмалеки, генеральный секретарь Высшего совета свободных зон Ирана, публично отметил поток грузов из России в Саудовскую Аравию. Он заявил: «Одним из важных транспортных коридоров в рамках международных транспортных коридоров север-юг и восток-запад является тот, который простирается от границы Ирана с Российской Федерацией, проходит через иранскую территорию и затем достигает арабских стран, в частности Саудовской Аравии. … Затем он распространяется и на другие страны , включая Индию». Этот коридор Север-Юг не лишен своих проблем. Тем не менее, Абдолмалеки заявил, что успешная доставка груза в Саудовскую Аравию демонстрирует, что «этот коридор уже начал функционировать» и, «как и все коридоры, проходящие через Иран», уже является интермодальным в своей эксплуатации. Далее он заявил, что «территория иранского государства является отличным логистическим маршрутом с естественной и финансовой точки зрения» и отметил, что географически Иран находится прямо посередине нескольких ключевых сухопутных маршрутов: «Альтернативы этому пути нет. И те, кто пытается найти его и отвергает указанный нами путь, напрасно тратят свое время. Наш транзитный маршрут сам по себе безопасен, и миллионы тонн товаров уже проходят через него с очень низкими транспортными расходами. Мы приглашаем наших южных и северных соседей воспользоваться возможностями наших логистических маршрутов», а не тратить свое время и деньги на альтернативы. Замечания Абдолмалеки прозвучали за десять дней до подписания в Нью-Дели меморандума о взаимопонимании и нет никаких сомнений в том, что Иран представит именно эти аргументы сторонам, подписавшим соглашение с поддерживаемой США группой стран. Поэтому не исключено, что по крайней мере некоторые из стран, участвующих в проекте, могут еще раз взглянуть на российский маршрут, прежде чем тратить большие суммы денег на его обход. В этом контексте важным является даже не характер ирано-российских отношении (обе страны однозначно будут развивать этот коридор), а в официальной позиции Пекина. После подписания меморандума о взаимопонимании в Нью-Дели некоторые помощники Дж.Байдена предположили, что реальной целью соглашения является китайская инициатива «Новой шелковый путь» или «Один пояс, один путь» (ОПОП) и следовательно, Пекин может принять решение принять сторону Тегерана в этом споре в надежде расширить ОПОП таким образом, чтобы в будущем не оказаться в стороне от аналогичных перспективных проектов. Все это означает, что предстоящий период для коридора Индия-Ближний Восток-Европа не будет легким. Обеспечение его успеха потребует дипломатических усилий не только сторонами, подписавшими соглашения, но и с другими странами — такими как Иран и Россия, с которыми у Запада в настоящее время далеко не теплые отношения.
Инициатива ОПОП и Экономический коридор Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC) — это два конкурирующих видения глобального развития, которые отражают меняющийся геополитический ландшафт 21 века. Они оба оказывают свое влияние на политические и экономические отношения между Китаем и США, двумя крупнейшими экономиками и сверхдержавами в мире. ОПОП — это глобальная стратегия развития, запущенная Китаем в 2013 году, целью которой является соединение Азии, Африки, Европы и за ее пределами посредством сети инфраструктурных проектов, торговых соглашений и культурных обменов и рассматривался как способ для Китая расширить свое влияние и экономические интересы в мире, особенно в регионах, где США традиционно доминировали. Однако ОПОП также столкнулся с критикой и противодействием со стороны некоторых стран и регионов, которые рассматривают его как угрозу своему суверенитету, безопасности и экологическим стандартам. IMEC является альтернативной инициативой ОПОП, которая была запущена в сентябре 2023 года Индией, США, Саудовской Аравией, ОАЭ, Европейским союзом, Италией, Францией и Германией. IMEC нацелен на стимулирование экономического развития путем укрепления взаимосвязанности и экономической интеграции между Азией, Персидским заливом и Европой. IMEC включает в себя Восточный коридор, соединяющий Индию с регионом Персидского залива, и Северный коридор, соединяющий регион Персидского залива с Европой. Он будет включать в себя железнодорожную и корабельно-железнодорожную транзитную сеть, а также автомобильные транспортные маршруты. Ожидается, что IMEC окажет значительное влияние на политическую и экономическую динамику Азии, Ближнего Востока и Европы. Это может создать новые возможности для роста, развития и стабильности в этих регионах. Это также может бросить вызов доминированию и влиянию Китая в этих регионах. IMEC способен усилить конкуренцию между США и Китаем за рынки, ресурсы и влияние в этих регионах. США могли бы использовать IMEC в качестве платформы для демонстрации своей лидерской роли и приверженности своим союзникам и партнерам.
Согласно информационному бюллетеню, опубликованному Белым домом, США поддерживают IMEC как способ продвижения высококачественных стандартов управления, социальной ответственности и охраны окружающей среды в глобальном развитии и возможность для расширения своих торговых и инвестиционных возможностей, решения общих проблем, таких как изменение климата, терроризм и пандемии, и укрепления своих стратегических партнерств с Индией, Европой и арабскими странами. Президент США Джо Байден также назвал IMEC «большой сделкой» и «инвестицией, меняющей правила игры» для США. Теоретически IMEC мог бы также создать возможности для сотрудничества между США и Китаем в областях, представляющих взаимный интерес или вызывающих озабоченность в этих регионах. США и Китай могли бы работать вместе для решения общих проблем, таких как изменение климата, терроризм или пандемии. Они также могли бы найти способы координировать или гармонизировать свои инициативы в области развития, чтобы избежать дублирования или конфликтов. Но, по мнению некоторых аналитиков, Китай скептически относится к IMEC и рассматривает его как конкурирующую или враждебную инициативу, направленную на изоляцию Китая от его соседей и рынков. Китай считает, что IMEC — это не только экономическая инициатива, но также политическая и стратегическая, которая отражает возглавляемую США систему альянсов против подъема Китая. Китай обеспокоен тем, что IMEC может подорвать его интересы и влияние в регионах, где он вложил значительные средства в развитие инфраструктуры, торговли и культурных связей. Китай также обеспокоен тем, что IMEC может вызвать разногласия и конфликты между странами Азии, Ближнего Востока и Европы, навязывая более высокие стандарты и условия сотрудничества. США в свою очередь настороженно относятся к растущему влиянию и амбициям Китая через ОПОП. США обвинили Китай в грабительской практике кредитования, подрыве международных норм и ценностей и достижении стратегических преимуществ за счет своих партнеров. США также стремились противостоять влиянию Китая путем укрепления своих альянсов и партнерств, продвижения собственного видения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона и введения тарифов и санкций в отношении китайских товаров и организаций. При этом США не являются членом IMEC, потому что они не являются частью G20, группы стран, запустивших проект IMEC, но у США также есть свое видение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, которое отличается от фокуса IMEC на Азии, Ближнем Востоке и Европе. Тем не менее, США поддерживают IMEC как способ противостоять влиянию Китая и бросить вызов его инициативе ОПОП, которая рассматривается США как угроза их интересам и ценностям. США также рассматривают IMEC как способ расширения своих торговых и инвестиционных возможностей, решения общих проблем, таких как изменение климата, терроризм и пандемии, и укрепления своих стратегических партнерств с Индией, Европой и арабскими странами. Поскольку эти две инициативы развиваются и взаимодействуют друг с другом в ближайшие годы, они будут определять будущее этих регионов и этих отношений. Результат будет во многом зависеть от того, как две стороны справятся со своими различиями и ожиданиями, и смогут ли они найти баланс между конкуренцией и сотрудничеством. ОПОП и IMEC — это не только экономические проекты, но также политические и стратегические, которые отражают устремления и ценности их партнеров.
В этой связи американские эксперты отмечают, что пока IMEC имеет больше характер договора о намерениях, ОПОП постепенно, но неуклонно реализуется. Пакистан и Китай на прошлой неделе укрепили свое стратегическое партнерство путем подписания шести ключевых документов, ознаменовав начало второй фазы Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), которая входит структурно в ОПОП. Эта важная веха совпадает с празднованием десятилетия КПЭК- преобразующей инициативы, которая привела к существенному экономическому развитию и региональным связям. КПЭК, амбициозное начинание, связывающее пакистанский порт Гвадар с китайской провинцией Синьцзян, сыграл ключевую роль в изменении экономического ландшафта региона. Несмотря на противодействие, особенно со стороны Индии, КПЭК последовательно расширяется, внося значительный вклад в развитие инфраструктуры Пакистана и его экономический рост. По знаменательному случаю премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф и вице-премьер Китая Хэ Лифэн председательствовали на подписании шести важных документов, знаменующих начало второй фазы КПЭК. Будучи членом Политбюро Центрального комитета правящей Коммунистической партии Китая и вице-премьером, Хэ Лифэн подтвердил беспрецедентную и непоколебимую дружбу Китая с Пакистаном. Он подчеркнул роль Китая как «железного брата и стратегического партнера» и пообещал продолжить экономическую и финансовую поддержку Исламабаду. Кроме того, Китай выразил готовность увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Пакистана, что еще больше укрепит экономическое сотрудничество.
На церемонии подписания в конце июля было представлено шесть ключевых документов, каждый из которых вносит свой вклад в расширение и консолидацию КПЭК:
Объединенный комитет по сотрудничеству по КПЭК. Этот документ устанавливает рамки двустороннего сотрудничества по проектам КПЭК, подчеркивая совместные усилия и мониторинг прогресса.
Меморандум о взаимопонимании по созданию механизма экспортного обмена в рамках КПЭК. Этот меморандум о взаимопонимании направлен на содействие торговле и экономическому росту путем оптимизации экспорта через КПЭК.
Протокол о фитосанитарных требованиях к экспорту сухого перца чили из Пакистана в Китай. Этот протокол укрепляет сельскохозяйственное сотрудничество, обеспечивая безопасный и эффективный экспорт сухого перца чили в Китай.
Документ по окончательному отчету о технико-экономическом обосновании перестройки KKH Фаза -II. В этом отчете исследуется возможность перестройки Каракорумского шоссе, жизненно важного транспортного маршрута в рамках КПЭК.
Меморандум о взаимопонимании по программе обмена промышленными работниками. Облегчая связи между людьми, этот меморандум о взаимопонимании способствует обмену промышленными работниками между Пакистаном и Китаем.
Сторонами также было констатировано, что на первом этапе КПЭК было привлечено более 25 млрд долларов инвестиций, главным образом в такие секторы, как энергетика, дорожная инфраструктура, гидроэнергетика и общественный транспорт.