Оценки американских экспертов развития иранской ядерной программы и его влиянии на политику США в отношении Ирана

Как указывают американские эксперты, с 2019 года Иран неуклонно расширяет  обогащение урана и инфраструктуру своей ядерной программы. Сдерживаемые политикой как в Соединенных Штатах, так и в Иране, обе стороны не смогли за 18 месяцев переговоров восстановить полноценное участие Ирана и США в ядерной сделке 2015 года. С тех пор как официальные переговоры были приостановлены в сентябре 2022 года, дипломаты и посредники, включая несколько арабских государств Персидского залива, не смогли преодолеть ряд препятствий для возобновления официальных переговоров. В отсутствие ограничений ядерного соглашения Тегеран значительно расширил свою программу, что может привести к крайне негативным последствиям. Согласно анализу, проведенному Институтом науки и международной безопасности 8 сентября, Иран сохраняет способность использовать свои существующие запасы 60-процентного обогащенного урана для производства достаточного количества оружейного урана (90-процентное обогащение) для ядерного оружия за 12 дней. Кроме того, Иранский прорыв — тотальные усилия по сбору достаточного количества оружейного урана для одной атомной бомбы — может оказаться трудным с точки зрения мониторинга для организации по ядерному надзору ООН, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), оперативно обнаружить, если Иран задержит доступ инспекторов к своим заявленным ядерным объектам. Тем не менее, считается, что Иран еще не разработал механизмы детонации, необходимые для завершения создания работающего ядерного устройства. Региональные и международные противники Тегерана, в частности Соединенные Штаты и Израиль, отреагировали на иранские достижения  утверждением, что военные действия могут быть оправданы для того, чтобы помешать Ирану стать государством, обладающим ядерным оружием. Хотя остается большая неопределенность относительно конечных ядерных целей Тегерана, достижения  в ядерной области затмевают его военную поддержку обширной сети региональных вооруженных группировок и его угрозы коммерческому судоходству в Персидском заливе как ключевую угрозу национальной безопасности для США и Израиля. Поскольку официальные лица как США, так и Ирана считают, что перспективы значительного – и нежелательного — вооруженного конфликта растут, лидеры обеих стран искали способы избежать конфликта, который мог бы привести к тяжелым последствиям для Ирана, региона и, возможно, также Соединенных Штатов. С мая, согласно различным сообщениям, американские и иранские дипломаты вели переговоры о неофициальных «договоренностях», включая добровольные ограничения Ирана на обогащение урана; разрешение конфликта между США и поддерживаемыми Ираном силами ополчения в Сирии; и освобождение Ираном пяти задержанных американских граждан, что сопровождается ограниченным смягчением санкций США. 11 сентября Соединенные Штаты и Иран, как сообщается, завершили обмен  задержанными, в соответствии с которым несколько иранцев, находящихся в заключении в Соединенных Штатах, были освобождены в обмен на американцев. Заявленная сделка включает в себя снятие санкций США, которые позволяют перевести 6 млрд долларов активов Центрального банка Ирана, хранящихся в южнокорейских коммерческих банках, в банки Катара, которые будут использованы Ираном для закупки продовольствия и медицинского оборудования и медикаментов. Освобождение иранских активов в Южной Корее дополняет июньское решение США разрешить Ираку выплатить Ирану 2,7 млрд долларов иранскими активами,  хранящимися на условном хранении в Ираке, что представляет собой иракские платежи за поставки иранской электроэнергии и газа, которые будут использованы для гуманитарных закупок и погашения некоторых международных долгов Ирана.

В начале сентября два доклада МАГАТЭ о соблюдении Ираном своих обязательств как участника Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), охватывающие период с середины мая по середину августа, указали, что неофициальные американо-иранские переговоры могут принести определенные выгоды. В одном из докладов МАГАТЭ говорится, что запасы иранского урана, обогащенного до 60-процентной чистоты, росли самыми медленными темпами с 2021 года. 60-процентные запасы обогащенного урана в Иране являются ключевым показателем, за которым следят официальные лица США, международного сообщества и региона, потому что обогащенный до такого уровня чистоты уран находится всего в нескольких технических шагах от уровня оружейного качества в 90%. В целом, по оценкам МАГАТЭ, общий запас обогащенного урана Ирана (с различными уровнями чистоты) сократился примерно на 25% со времени предыдущего ежеквартального отчета МАГАТЭ, опубликованного 31 мая. По данным МАГАТЭ, запасы сократились из-за того, что Иран разбавил часть своего обогащенного урана – процесс, который, по-видимому, представляет собой четкий сигнал о намерении Ирана снизить напряженность вокруг своей ядерной программы. Отчеты МАГАТЭ также дали сторонникам жесткой линии США и международного сообщества в отношении Ирана основания утверждать, что уступки Ирана недостаточны и в основном носят косметический характер. Критики указывают на утверждения в докладах МАГАТЭ о том, что после ограниченного прогресса в установке камер наблюдения МАГАТЭ в предыдущем квартале с тех пор его не было. Даже там, где было восстановлено оборудование МАГАТЭ для мониторинга, например, на объекте в Исфахане, Иран не предоставил Агентству доступа к видеозаписи, которую записывают его камеры. Кроме того, согласно одному из докладов МАГАТЭ: «Генеральный директор (МАГАТЭ) (Рафаэль Гросси) сожалеет, что за этот отчетный период не было достигнуто прогресса в решении нерешенных вопросов, связанных с гарантиями», имея в виду неспособность Ирана достоверно объяснить происхождение частиц урана, обнаруженных на двух незаявленных объектах (объектах, которые Иран не идентифицировал МАГАТЭ как проводящие ядерные работы). 29 августа Гросси заявил на конференции в Швеции, что Иран должен дать гарантии миру, что он не производит ядерное оружие, поскольку у него уже есть достаточно материала для изготовления нескольких атомных бомб. Он добавил, что «[иранские официальные лица] должны знать, что [они] должны дать достоверные гарантии международному сообществу о том, что они делают с запасами высокообогащенного урана, для которого необходима мирная ядерная программа… не совсем ясно». Тем не менее, скромные уступки Ирана в ядерной области, изложенные в докладах МАГАТЭ, скорее всего, позволят достичь ключевой цели Тегерана – предотвратить кризис в отношениях с Соединенными Штатами и другими его противниками. 11 сентября Совет управляющих МАГАТЭ начал свои заседания для оценки двух докладов МАГАТЭ по Ирану (и ядерным программам других стран), и, как сообщается, Соединенные Штаты и их союзники не будут предлагать обвинительную резолюцию против Ирана. Решение  МАГАТЭ конкретно не осуждать нарушения Ираном своих обязательств как участника ДНЯО означает, что, по крайней мере, на данный момент, никаких дополнительных международных санкций против Ирана не будет и не начнется обратный отсчет времени до каких-либо военных действий США, Израиля или других сил против ядерной инфраструктуры Ирана.

Основные выводы

— Иран немного замедлил свою деятельность по обогащению урана в очевидной попытке избежать кризиса с Соединенными Штатами или региональными субъектами по поводу своих ядерных намерений и возможностей.

— Замедление ядерной деятельности Ирана согласуется с сообщениями о том, что Иран стремится к неофициальным договоренностям с Соединенными Штатами – включая объявление на этой неделе окончательного соглашения об обмене пленными между США и Ираном — для снижения напряженности.

— Иран все еще может произвести достаточно расщепляющегося материала для одного ядерного боеприпаса в течение двух недель, и он продолжает отказывать международным ядерным наблюдателям в беспрепятственном доступе к своим объектам.

— Принимая во внимание недавние уступки Ирана в ядерной области, международное сообщество, вероятно, избежит прямого осуждения продолжающихся нарушений Ираном или порекомендует дополнительные санкции в отношении экономики Ирана.

55.97MB | MySQL:116 | 0,553sec