Как в Швеции оценивают заявления президента Турции Р.Т. Эрдогана о ходе процесса расширения НАТО

По данным СМИ, в начале недели в ходе закрытой встречи с журналистами, состоявшейся на полях текущей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Турции Р.Т.Эрдоган сообщил, что парламент страны «не рассматривает» вопрос о расширении Североатлантического альянса, поскольку «не готов ратифицировать протокол о вступлении Швеции». Данное заявление по теме не единственное из прозвучавших за последние дни из уст турецкого лидера. Так, в конце минувшей недели он раскритиковал североевропейское государство за невыполнение ранее взятых на себя обязательств в сфере борьбы с терроризмом. По словам Р.Т.Эрдогана, «недостаточно подготовить закон, его необходимо начать исполнять». Под этим подразумевалось, судя по всему, вступление в силу с 1 июня текущего года нового закона о терроризме, однако, по мнению Анкары, Стокгольм по-прежнему продолжает «закрывать глаза на террористическую деятельность на улицах», а местная полиция не преследует лиц, участвующих причастных к терроризму, несмотря на обновленные законодательные нормы, вместо этого продолжая их защищать. В результате как гарантию перехода к правоприменению Турция хотела бы видеть шведскую дорожную карту контртеррористических мероприятий, которая должна быть представлена на встрече в формате Анкара-Стокгольм-Брюссель.

В преддверии старта ежегодных общих прений ГА ООН в Нью-Йорке президент Турции намекнул еще и на то, что Швеция фактически отказалась от еще одного согласованного на саммите НАТО в Вильнюсе условия ратификации ее заявки. Речь идет о поддержке встречных амбиций Турции на присоединение к Европейскому союзу. В результате Р.Т. Эрдоган дал понять, что не исключает охлаждение интереса свой страны к европейскому вектору внешней политики, вплоть до замораживания контактов. При этом, с точки зрения турецкого лидера, последствием всего сказанного им для Швеции станет то, что он не сможет гарантировать результат голосования в парламенте республики, даже если вопрос будет вынесен в октябре, как стороны условились прежде.

Согласно оценкам шведских политических обозревателей, сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что Анкаре вновь удалось ввести в заблуждение Стокгольм, что можно в целом воспринимать как своего рода победу Р.Т.Эрдогана в продвижении турецких интересов. При этом любопытно, что даже издания, которые еще летом текущего года вслед за политиками позитивно отзывались о ходе работы над продвижением заявки своей страны на членство в Североатлантическом альянсе, в том числе давая положительную оценку договоренностям, достигнутым в литовской столице, сейчас утверждают об обратном. Согласно этой точке зрения, еще тогда в Швеции должны были обнаружить своего рода «подводные камни» указанной сделки, среди которых, к примеру, европейские амбиции Турции, реализация которых зависит от всего ЕС, а не от отдельно взятого государства, а потому не следовало возлагать на себя подобных обязательств.

Помимо этого, при анализе сложившейся ситуации, которая делает более призрачной надежду Стокгольма в ближайшее время стать полноправным государством-участником НАТО, вновь акцент заметно смещается на внешние силы. Ведущую роль среди последних на этот раз играют Соединенные Штаты. В частности, было высказано мнение, что поводом для нарастания критики Р.Т.Эрдогана в адрес североевропейской страны стало введение американских санкций в отношении пяти крупных турецких компаний за поддержку России в деятельности по обходу санкционного давления Запада. Косвенно подтверждает справедливость данного предположения фактор времени, поскольку, приведенное выше заявление турецкого лидера о том, что он не гарантирует успешное прохождение шведской заявки в Североатлантический альянс через парламент республики, прозвучало после того, как крупнейшие новостные агентства выпустили материалы об обсуждении в Госдепе США соответствующих рестрикций против представителей Турции.

Глубинной же причиной растущего недовольства Анкары, по мнению шведских политологов, послужила нерешенность вопроса с закупками американских истребителей F-16. По сообщениям турецких источников, данная тема поднималась в кулуарах недавнего саммита G-20. При этом, беседуя с журналистами по итогам Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Вашингтон пытается связать поставки самолетов с завершением ратификационных процедур по расширению НАТО за счет включения Швеции, однако «такой подход нас (авт. Турцию) серьезно расстраивает». Не желая осложнять ситуацию, советник президента США по национальной безопасности Дж.Салливан выступил с комментарием, отметив, что вопрос об F-16 для Турции будет передан в Конгресс, лишь после консультаций с которым может последовать какое-либо решение и конкретные сроки. В ответ на это и глава Турции отметил, что у республики «тоже есть Конгресс – турецкий парламент», а он, в свою очередь, рассмотрит заявку Швеции.

В целом, пока официальная позиция Стокгольма такова, что вопреки более резкой риторике Анкары правительство североевропейской страны пока не будет менять свою стратегию работы по вступлению в НАТО. Согласно прозвучавшим на днях заявлениям пресс-секретаря министра иностранных дел Швеции А.Эрхардт, достигнутые в Вильнюсе договоренности «продолжают действовать», а само государство не пойдет на их пересмотр путем добавления новых элементов, под которыми, судя по всему, подразумевалась дорожная карта противодействия терроризму, которую Р.Т. Эрдоган запросил как гарантию того, что шведские власти наконец перейдут к практическим шагам в данной сфере. Помимо этого, внешнеполитическое ведомство, как минимум до октября, не планирует проведение двухсторонних или трехсторонних консультаций с привлечением Финляндии для прямого общения с турецкими контрпартнерами. Отправившийся в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи премьер-министр Швеции У.Кристерссон также выразил «абсолютную уверенность» в успешном завершении процесса присоединения к НАТО, подчеркнув, что вильнюсские договоренности сохраняют силу. Более того, он не исключил возможности личного общения с Р.Т.Эрдоганом в кулуарах ООН, отметив при этом, что главы правительств занимают близкие друг к другу места в зале.

Подобный курс может быть обусловлен тем, что Швеция продолжает считать вопрос расширения Североатлантического альянса не своей проблемой, а проблемой альянса, ожидая, что разрешить ее удастся не путем собственных нежелательных для правительства шагов в сфере контртерроризма, а за счет давления или уступок союзников Турции, вынуждающих или побуждающих  ее завершить ратификационные процедуры. Ключевое место здесь, как кажется, отводится поставкам F-16, одобрение которых Вашингтоном Р.Т.Эрдоган хочет видеть не вознаграждением за пропуск Швеции в НАТО, а предварительным условием для старта соответствующего процесса в парламенте республики.  Вместе с тем, сочетание нежелания североевропейской страны брать на себя обязательства и неготовности Вашингтона и Брюсселя идти Анкаре навстречу могут означать, что для достижения компромисса сторонам все же придется продолжить обсуждение с целью корректировки общих переговорных позиций и решений, принятых в ходе саммита в Вильнюсе. Не исключено при этом, что для воздействия на турецкую сторону в вопросе терроризма Швеция попытается в качестве контраргумента поднять вопрос о неисполнении встречных запросов на экстрадицию преступников.

55.99MB | MySQL:116 | 0,792sec