О причинах активации дискурса о новой Конституции Турецкой Республики
В сентябре этого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вернул в повестку дня обсуждение необходимости принятия новой Конституции Турецкой Республики. Этот вопрос периодически поднимается главой государства. Последний раз это произошло в октябре 2022 г., когда Эрдоган предложил внесение поправки о защите прав на использование женщинами норм исламского дресс-кода. Подчеркнем, что вопрос принятия новой конституции или изменения существующей ее редакции был одним из главных обещаний оппозиционной Национальной коалиции. Несмотря на то, что этот вопрос время от времени упоминается политиками за последние 6 лет не появилось реальных предпосылок и условий для реализации этой цели. После парламентских выборов 2023 г. никаких изменений в этом направлении не произошло. Сейчас ни один политический блок не имеет необходимого большинства для внесения предложения о проведении конституционного референдума, который является необходимой процедурой перед фактическим внесением изменений в текст Основного закона. Возникает логичный вопрос: в чем проявляется цель этих призывов Эрдогана?
Перед ответом на него необходимо охарактеризовать действующую Конституцию Турецкой Республики, чтобы понять смысл постоянного обращения к этому вопросу. Она была принята в 1982 г. во время существования военного режима генерала Кенана Эврена, который смог получить власть после военного переворота 1980 г. Ее текст отвечал на вызовы того времени. 1970-е гг. в Турции были временем политической нестабильности и роста насилия между правыми и левыми группировками. К концу десятилетия было совершено ряд резонансных убийств. К 1980 г. правительство потеряло контроль над ситуацией, что стало причиной военного переворота. Почти сразу были задержаны основные политики этой эпохи для того, чтобы разрядить обстановку. Все партии, существовавшие до переворота, были закрыты. Конституция, которая писалась под контролем военных, была полностью пропитана духом контроля. Именно тогда был уставлен избирательный порог в 10%, который считался самым высоким в мире до 2022 г. Так Эврен ограничил политическое представительство, считая причиной политического хаоса фрагментацию политической системы. Основным принципом этой конституции стал мажоритаризм, который трактовался как «большинство решает все, у меньшинства нет никаких прав». Поэтому современные политические партии обращаются к нему, интерпретируя его в качестве недостатка этого закона. Но очевидно, что они это делают по-разному. Поэтому ее неприятие не может объединить проэрдогановский и антиэрдогановский блоки.
У разных политических сил действительно существует мотивация для изменения конституции или принятие нового Основного закона с целью очищения от «тиранического духа» правления Кенана Эврена. Однако, как мы выше подчеркнули, на данный момент это сделать невозможно. Для инициирования конституционного референдума необходима поддержка 360 депутатов, для их принятия в парламенте нужно 400 голосов народных избранников. У Народной коалиции сейчас есть только 323 голоса. Формально для прохождения этого предложения его могут поддержать оппозиционные партии. Но на данный момент никаких подвижек в этом направлении не существует.
Поэтому мы подчеркиваем, что эти заявления в нынешней ситуации являются не целью, а мотивом. Тогда какими могут быть истинные цели призывов Эрдогана? Мы считаем, что Партия справедливости и развития (AKP) стремится получить как можно больше выгоды для себя в ситуации раскола оппозиции. С одной стороны, передается сигнал избирателям о том, что с партией все хорошо на фоне молчания некоторых оппозиционных лидеров и внутренних склок между бывшими партнерами по Национальной коалиции. Несомненно, что Эрдоган играет и на контрасте с положением в Народно-республиканской партии (CHP), в которой до сих пор царит неопределенность. В этом смысле президент пытается запутать избирателя, недовольного экономическими проблемами, и отдалить его от оппозиции. С другой стороны, делаются сигналы отдельным политикам и целым оппозиционным фракциям для обеспечения их перехода под крыло Народной коалиции. Оценить эффективность этого варианта пока что сложно, но примечательно, что в СМИ подогревается тема перехода оппозиционных мандатов к Эрдогану. В сентябре было выдвинуто неподтвержденное утверждение о переходе в AKP депутатов от Партии будущего (GELECEK) Ахмета Давутоглу. В этом смысле мы можем предположить, что так могут создаваться условия для усиления блока со стороны оппозиционных, но идеологически близких к Народной коалиции партий.
Подытоживая статью, мы отмечаем, что предложение Эрдогана о принятии новой Конституции Турецкой Республики является частью подготовки к муниципальным выборам 2024 г. Возможностей для продвижения обновленной редакции Основного закона у Народной коалиции сейчас нет. Также есть вероятность того, что Эрдоган формирует предложение для идеологически близких к AKP партий, на что указывает периодическое продвижение в СМИ возможности этого шага.