Оценки продовольственной ситуации в Египте

В контексте активизации публичной полемики среди местных экспертов по поводу отмены «зерновой сделки» и ее последствий, египетские власти предпринимают видимые дополнительные усилия по линии госзакупок для устойчивого обеспечения поставок пшеницы на внутреннем рынке. Египет является одним из крупнейших нетто-импортеров пшеницы (ежегодное потребление – 18 млн тонн), при том что 80% потребностей традиционно обеспечивалось за счет поставок из России и Украины. По данным ООН, в рамках реализации «зерновой сделки» Египет наряду с Бангладеш был среди главных бенефициаров – за это время по линии черноморской зерновой инициативы страна получила 1.6 млн тонн продовольствия (Бангладеш – 1.1 млн тонн).

В конце сентября с. г. Генеральный директорат по товарным поставкам Египта заключил два новых контракта на поставки 300 тысяч и 60 тысяч тонн пшеницы из России и Румынии соответственно. Одновременно, в начале сентября с. г. глава Министерства по товарным поставкам Египта анонсировал прямые договоренности с российской стороной о резервировании поставок 480 тыс тонн пшеницы. Эти контракты и договоренности позволяют Египту пополнить стратегические резервы зерновых, целью которых является беспрерывное обеспечение национальных потребностей в пшенице на протяжении 6 месяцев в случае каких-либо сбоев в мировой торговле и внешних поставках. Такую политику Каир успешно разработал и интегрировал в период пандемии коронавируса, когда внешние поставки товаров оказались нарушенными, и сейчас активно применяет в контексте ситуации на Украине.

Вторым важным шагом властей Египта, помимо восполнения стратегических резервов, стала активизация сотрудничества с бизнесом по диверсификации поставок зерновых из соседних стран. Наращивание поставок зерновых и главное – обеспечение беспрерывности, устойчивости этих поставок – важнейший элемент внутриполитической стабильности. В стране на протяжении десятилетий функционирует субсидируемая государством продовольственная программа, требующая ежегодно не менее 9 млн тонн пшеницы.

В частности, в начале октября Каир договорился с базирующийся в Дубае транснациональным агрохолдингом «Аль-Дахра» (работает в 20 странах региона с ежегодной производственной мощностью в 500 тысяч тонн муки и 500 тысяч тонн  риса) о регулярных поставках в страну пшеничной муки. В частности, по линии Фонда развития Абу-Даби будет профинансирована закупка и поставка в Египет пшеничной муки стоимостью 500 млн долларов на пятилетний период равными долями по 100 млн долларов в год.

Кроме того, закупочная служба Египта приняла решение разрешить крупному глобальному трейдеру на зерновом рынке – базирующейся в Швейцарии компании Solaris – закупать и поставлять в страну в частном порядке зерновых любого происхождения, но соответствующего национальной технической стандартизации. Эта компания в последние годы активно инвестирует в расширения экспорта российского зерна на рынки стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Третий ключевой элемент политики Каира в сфере продовольственной безопасности – наращивание местного производства и местных закупок продовольствия у фермеров. В 2022 году власти поставили амбициозную задачу увеличить объемы закупок у местных фермеров до 6 млн метрических тонн, что на две трети превышает объемы предыдущего года, однако цель была реализована на чуть более 50% — 3.5 млн тонн. В текущем году была поставлена менее амбициозная и более реалистичная задача – закупить на местном рынке  4 млн тонн пшеницы. На сегодня закуплено 3.2 млн тонн пшеницы, при том что текущий закупочный сезон (апрель-июль) в принципе завершен. Тем не менее, усилия правительства по увеличению доли местной продукции в структуре потребления зерновым оказались достаточно результативными. При этом, для создания соответствующих финансовых стимулов правительство вынуждено планомерно поднимать закупочные цены на местном рынке. Так, в 2023 году эта цена на 40% превысила потолки цен 2022 г. Обратным эффектом этих мер стало увеличение финансовой нагрузки на бюджет и субсдии для удержания цен на хлебобулочные изделия в условиях роста издержек правительства. По данным местных экономистов, расходы на хлебные субсидии в 2023 году выросли на 20%, а общий бюджет на цели обеспечения продовольственной безопасности в стране в 2023-2024 гг. составит 4 млрд долларов. Для удержания инфляции, в том числе продовольственной, правительству пришлось в течение текущего года несколько раз повышать ключевую ставку, которая выросла с февраля по сентябрь с 16% до 19.5%.

Одновременно, в текущем году власти в Каире окончательно констатировали невозможность достижения стопроцентной самообеспеченности зерновыми за счет местного производства, поскольку для этого пришлось бы полностью сфокусироваться на монокультурном производстве пшеницы и задействовать под посевы все имеющиеся земельные площади в ущерб другим сельскохозяйственным культурам, что привело бы к существенным дисбалансам в экономическом и аграрном развитии страны. Соответственно, высокая зависимость Египта от внешних поставок зерновых сохранится в долгосрочном периоде и как следствие – диверсификация и стабильность, регулярность поставок становятся ключевыми факторами продовольственной политики Каира.

При этом главная ставка властей в политике национальной продовольственной безопасности делается на взаимодействие с международными финансовыми институтами и странами-донорами, готовыми выделять значительные и долгосрочные финансовые ресурсы для помощи Египту в обеспечении продовольствием, прежде всего в рамках субсидируемой продовольственной программы как одной из основ внутриполитической стабильности. Эта социальная программа обеспечивает хлебом 70 млн египтян, включая 31 млн наиболее уязвимых, находящихся за чертой бедности граждан страны. Примером такого сотрудничества является одобренный исполнительным советом Всемирного банка в 2022 году долгосрочный кредит на сумму 500 млн долларов на поддержку субсидируемой хлебной программы Каира. Также в прошлом году Международный валютный фонд выделил Египту значительный транш на сумму 3 млрд долларов на 4 года с целью реформирования экономической системы и обеспечения макроэкономической стабильности, включая активизацию роли частного сектора и частных инвестиций в национальной экономике.

Думается, тема продовольственной безопасности станет главным испытанием на прочность и важнейшим фактором консолидации в контексте предстоящих в декабре президентских выборов в Египте.

55.97MB | MySQL:116 | 0,806sec