Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан на пресс-конференции в Анкаре в среду после своей встречи с Тахсином Тюркоглу, министром иностранных дел Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), подчеркнул, что Республика Кипр и ТРСК могут воспользоваться энергетическими ресурсами Восточного Средиземноморья, не дожидаясь политического решения давней кипрской проблемы. Кипрский вопрос вращался вокруг политического раздела острова, когда киприоты-турки провозгласили ТРСК на севере, которая признана только Турцией, и Республика Кипр на юге, которая международно признана единственным законным правительством всего острова. Кроме того, министр Фидан выразил оговорки Анкары по поводу призыва Греции возобновить переговоры по Кипру с того места, на котором они остановились в швейцарском Кран-Монтане в 2017 году. Переговоры в Кран-Монтане были направлены на поиск политического решения кипрской проблемы, но завершились без прорыва, в первую очередь из-за разногласий по различным ключевым вопросам, включая меры безопасности и присутствие иностранных войск на острове. Во время пресс-конференции, на которой создалось впечатление, что вопросы журналистов были известны заранее, Фидан сказал, что ожидание окончательного решения на острове, прежде чем воспользоваться энергетическими ресурсами Восточного Средиземноморья, не способствует региональной стабильности или глобальным энергетическим потребностям. Он отметил, что ТРСК в июле заняла конструктивный подход, предложив более креативные подходы, независимые от всеобъемлющего политического решения давней кипрской проблемы. Он заявил, что ТРСК, несмотря на продолжающийся политический раскол на острове, в июле выдвинул новаторские идеи для решения различных вопросов, не обязательно связанных с окончательным политическим урегулированием. Он также заявил, что «есть конкретные области, в которых обе общины могут извлечь выгоду. В первую очередь среди них углеводородные ресурсы, за которыми следуют интеграция электроснабжения, возобновляемые источники энергии, водоснабжение, незаконная миграция и разминирование. На самом деле, это вопросы повседневной жизни, решения которых общины с нетерпением ждут», добавив: «Однако кипрско-греческая сторона неохотно сотрудничает в этом отношении». Мнение Турции совпадает с мнением ТРСК, утверждающей, что «возможно использовать энергетический потенциал, от которого обе стороны могут в равной степени извлечь выгоду, не дожидаясь политического решения». Фидан привел в качестве примера соглашение, подписанное в 2022 году между Израилем и Ливаном, указав, что турецкая и греческая стороны могли бы сотрудничать на данном этапе. Израиль и Ливан, исторически находящиеся в состоянии конфликта с момента основания Израиля в 1948 году, недавно разрешили давний спор относительно своих границ в Средиземном море. «Хизбалла», мощная боевая и политическая организация в Ливане, ранее угрожала предпринять действия против Израиля, если добыча газа будет произведена до достижения взаимного соглашения. Однако обе страны могут извлечь существенные экономические выгоды из эксплуатации газового месторождения.
Соглашение предусматривает территорию площадью около 330 кв. миль (860 кв. км) от их соответствующих береговых линий. До сих пор ни одна страна не могла воспользоваться природными ресурсами в этом регионе из-за продолжающегося пограничного спора. Эта спорная территория включает в себя часть «Кариша», действующего газового месторождения, и часть «Каны», потенциального месторождения газа. В соглашении, заключенном при посредничестве Соединенных Штатов, Израилю были предоставлены полные права на «Кариш», в то время как права Ливана на «Кану» также были официально признаны. Примечательно, что Ливан согласился поделиться некоторыми потенциальными доходами от «Каны», поскольку часть месторождения простирается в территориальные воды Израиля.
Во время пресс-конференции Фидан и Тюркоглу также выразили нежелание возобновлять переговоры с того места, на котором они остановились, ссылаясь на неудачные переговоры в Кран-Монтане в 2017 году, главным образом из-за неспособности достичь соглашения относительно присутствия войск государств-гарантов на Кипре. Турция выступает за существование двух суверенных независимых государств в турецком и кипрско-греческом регионах на острове, в то время как киприоты-греки выступают за федеративную модель в рамках единого независимого государства и призывают к продолжению переговоров. Сложность поиска политического решения на Кипре очевидна, поскольку обе стороны придерживаются разных позиций. Во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис провели обсуждения, и было принято решение активизировать диалог. Было объявлено, что президент Эрдоган посетит Салоники в ноябре. Турецкая сторона подчеркнула важность прогресса в вопросах, связанных с энергетическими трубопроводами в Восточном Средиземноморье, и важность того, чтобы обе страны получали экономическую выгоду от этих ресурсов. Европейский союз, участвующий в дискуссиях с Катаром и Азербайджаном, видит потенциал в запасах нефти и газа Восточного Средиземноморья как возможной альтернативы российскому газу. Учитывая продолжающиеся споры с Грецией, вызывающие напряженность в регионе, Турция с 2020 года сохраняет свои буровые суда в своих территориальных водах, стремясь облегчить ситуацию с ЕС. Между тем, министр иностранных дел Турции Фидан допустил значительную ошибку во время встречи. Он заявил, что ТРСК была создана в 2004 году после референдума по плану Организации Объединенных Наций Кофи Аннана на острове, который был отвергнут киприотами-греками. Однако остров был разделен на север киприотов-турок и юг киприотов-греков после вмешательства Турции в 1974 году после переворота греческих националистов, когда киприоты-турки провозгласили независимость в 1983 году.