О первой турецкой реакции на обострение палестино-израильского конфликта. Часть 2

В связи с беспрецедентной эскалацией палестино-израильского конфликта продолжаем анализировать турецкую позицию, которая на протяжении всего периода правления президента Р.Т.Эрдогана была активно пропалестинской.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=102196.

Отметим два принципиальных обстоятельства в связи с происходящими событиями.

Обстоятельство первое – Турецкая Республика заняла двойственную позицию. С одной стороны, турецкое руководство призывает к сдержанности и пробует найти свою нишу в миротворчестве. С другой стороны, турецкие медиа – однозначно, целиком и полностью, на стороне группировки ХАМАС.

При этом турецкие обозреватели говорят о том, что произошедшее – тяжелейший удар по репутации «всесильной» израильской армии и разведки, который, очевидно, новая вводная для различных стратегических расчетов.

От себя добавим, что помимо победы от Израиля потребуется ещё и «догнать свою» ускользающую репутацию. Просто потому что нельзя недооценивать роль репутации в обороне государства, находящегося в предельно враждебном окружении.

В определенной степени, нынешний репутационный удар по Израилю может сравниваться с результатом «Марша справедливости» ЧВК «Вагнер» под руководством Е. Пригожина на Москву. Соответствующие выводы в отношении потенциала Российской Федерации были сделаны турками, в частности, по той же Африке, и ряд из этих выводов мы обсуждали на страницах сайта ИБВ.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению материала Центра ближневосточных исследований ORSAM, который был озаглавлен как «События 7 октября: стратегическая слабость в обороне Израиля». Мы остановились на том месте, что ХАМАС навязывает Израилю городскую войну на его территорию, что лишает израильтян преимущества использования ВВС.

Следующий момент, которого касается турецкий мозговой центр – это позиция ливанской «Хизбаллы», в условиях «вероятности войны на несколько фронтов». Цитируем:

«Можно сказать, что стратегия, координируемая группировками Газы, аналогична плану «переноса конфликта на территорию Израиля», объявленному лидером «Хизбаллы» Хасаном Насраллой различными способами в период после 2010 года.

В 2018 году утверждалось, что шесть туннелей, обнаруженных в ходе израильской операции «Северный щит», будут использоваться для проникновения в Израиль в случае возможной напряженности после интенсивных ракетных и ракетных обстрелов, проведенных параллельно с нынешней атакой.

Поэтому в рамках этого осознания является серьезным противоречием то, что такая слабость проявляется на юге, в то время как внутри израильской армии ведется детальная подготовка.

С другой стороны, считается, что позиция, которую «Хизбалла» займет в ближайшие дни или даже часы, имеет большое значение для хода конфликта. Потому что в сценарии, когда «Хизбалла» вступает в уравнение конфликта, Израиль ждут большие трудности в устранении многофронтальных асимметричных угроз.

Аналогично, рассматриваемая организация гораздо более развита, чем группировки в Газе, с точки зрения оснащенности, количества ополченцев и опыта, и имеют структуру, которая их кормит.

Следовательно, она представляет гораздо большую угрозу для Израиля. Сценарий войны на несколько фронтов, к которому Израиль еще не готов, потенциально может вызвать хаос, который может полностью повлиять на уравнение безопасности в регионе. Хотя представитель израильской армии заявил, что командование Северного фронта готово к линии границы, можно сказать, что этой организации будет недостаточно с точки зрения ракетного потенциала.»

На момент данного материала (9.10.23) идут пока лишь только обсуждения относительно возможности открытия второго фронта для Израиля со стороны «Хизбаллы». Однако, «Хизбалла» пригрозила атаковать американские позиции на Ближнем Востоке, если США напрямую вмешаются в конфликт между Израилем и ХАМАСом. Об этом «Хизбалла» заявила после того, как США на фоне эскалации на Ближнем Востоке отравили в Восточное Средиземноморье авианосец «Джеральд Форд» и его ударную группу. «Палестина — это не Украина. Если США вмешаются напрямую, все позиции США в регионе станут законными целями и подвергнутся нашим атакам. И в этот день не будет никакой красной линии», — заявил представитель «Хизбаллы».

Так что, об одном уже можно говорить: «Хизбалла» демонстрирует решимость если и не открывать второй фронт, то, по крайней мере, обеспечивать ХАМАСу прикрытие против американцев, что, само по себе, также имеет значение. И тут мы опять возвращаемся к вопросу репутации – в данном случае, репутации США. Выход из Афганистана и «возня» на Украине – это, по всей видимости, причины того, что США изрядно утратили статус «мирового полицейского».

Относительно же ситуации, в которой оказалось израильское руководство, турецкое издание пишет следующее:

«Одной из проблем, на которую больше всего обратило внимание правительство во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его крайне правыми религиозными сионистскими партнерами, была проблема безопасности.

Эта риторика использовалась на протяжении всего года, особенно в контексте операций по обеспечению безопасности, направленных против палестинских группировок в Дженине, Наблусе, Тулькариме и прилегающих районах, а также в контексте ливанской «Хизбаллы».

Во время обсуждений судебной реформы Нетаньяху, которого много раз предупреждали как израильская армия, так и разведывательный аппарат о том, что сдерживание Израиля против его врагов будет подорвано, не остановить процесс, и даже правительство заявило об этом. Было выдвинуто множество аргументов в пользу того, что судебная власть препятствует разработке политики безопасности.

Теракт 7 октября нанес серьезный удар по всем политическим аргументам, выдвинутым правительством в отношении безопасности.

Можно предсказать, что атака, начавшаяся рано утром, и тот факт, что организации Газы сохраняли свое доминирование в Израиле в течение всего дня и не могли быть удалены из регионов, где они находились, вызовут беспокойство у многих людей, политическая, военная и гражданская бюрократия заплатит свою цену и вызовет тектонические изменения. С другой стороны, возможно, что Нетаньяху обвинит антиреформаторскую левую/левоцентристскую оппозицию в ослаблении армии посредством протестов и вовлечения резервных элементов в политику, и разовьет риторику о том, что это сыграло свою роль в произошедшем. Однако в любом случае можно сказать, что израильское правительство ждут трудные дни. Можно также констатировать, что антиреформаторские общественные движения, продолжавшиеся около 10 месяцев, прекратятся и эти дискуссии на какое-то время останутся в тени»

Вот какими словами турецкий аналитический центр завершает материал:

«Данное нападение представляет собой одну из величайших травм в истории Израиля.

Вторым шагом израильской армии, которая в настоящее время предпринимает усилия по очистке городов Израиля от группировок Газы, станет всеобъемлющая наземная операция против Газы.

Хотя было объявлено, что солдаты резерва были призваны на службу и начали подготовку, видно, что некоторые точки в секторе Газа также подвергались бомбардировкам. В этом контексте можно констатировать, что сухопутной операции особо ждать не придется.

Можно констатировать, что операция, которая будет проведена в Газе, будет крайне жесткой, как ради политической базы в стране, так и для обеспечения сдерживания. Кроме того, есть сообщения о том, что Израиль принимает некоторые меры предосторожности в отношении арабов на Западном берегу и в Израиле, а также о больших и малых конфликтах и ​​арестах.

Как уже говорилось ранее, меры, принимаемые на северной границе, имеют решающее значение. Предполагается, что северная граница, которая является основным направлением подготовки Израиля, будет тщательно контролироваться в ближайшие месяцы. Кроме того, возможным считается серьезный пересмотр и структурные реформы в армии и разведывательной бюрократии».

Итак, выводы из изложенного выше: нанесена тяжелейшая травма репутации Израиля, который будет реваншироваться предельно жестко. Принципиальный вопрос – это позиция ливанской «Хизбаллы» в противостоянии, а точнее будет ли она открывать против Израиля второй фронт. На внутриполитической арене грядут поиски виновных в ударе по Израилю, реформы и назначения в силовом блоке страны.

Издание Yeni Şafak опубликовало материал, в котором сообщило о массовых акциях в поддержку действий ХАМАСа против «оккупантов». Именно такая подача сейчас характерна для турецких СМИ: Израиль – это «оккупант», незаконно занимающий территории и проявляющий жестокость и совершающий преступления против коренного населения Палестины. А, следовательно, сейчас речь идет о переполненной чаше терпения людей, который своими нынешними действиями лишь только отвечают на то, что Израиль делал на протяжении десятилетий.

Издание пишет об акциях в поддержку ХАМАСа в таких турецких городах как Стамбул, Невшехир, Коджаэли, Конья, Афьонкарахисар, Сиирт, Карабюк, Батман. Касательно зарубежной поддержки ХАМАСа, турецкая пресса упоминает Марокко, Иран, Йемен, Иорданию, Тунис.

8 октября турецкое издание «Миллиет» опубликовало материал под заголовком «Ближневосточный клубок». Автором материала, посвященного, в том числе, роли Ирана, в происходящем стала обозревательница Дениз Килислиоглу. Обратимся к части материала, касающейся ИРИ.

Цитируем:

«Следует также подчеркнуть, что президент Израиля Ицхак Герцог указал на Иран, заявив: «Сейчас настало время услышать четкое осуждение ХАМАСа и его сторонников в Иране».

Конечно, иных заявлений от Израиля, который строит свою внешнюю политику на враждебности по отношению к Ирану, не следует ожидать, но в отличие от прошлого, мы увидели, что акцент на Иране стал сильнее перед лицом нападения ХАМАС.

Заявления, исходящие от групп, поддерживаемых Ираном, также являются аспектом, который заставляет нас задуматься об этом. Сразу после атак ХАМАСа «Хизбалла», одна из марионеточных организаций Ирана, сделала заявление, в котором говорилось:

«Последние события являются решительным ответом на продолжающуюся израильскую оккупацию и посланием тем, кто стремится к нормализации отношений с Израилем». Иран ясно дал послание «Я здесь» суннитскому арабскому миру, стремящемуся к нормализации отношений с Израилем. (Страны, подписавшие соглашение о нормализации отношений Израиля с «Соглашениями Авраама»: Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Марокко и Судан. В последнее время мы также наблюдаем сближение с Саудовской Аравией.) Яхья Рахим Сафави, советник религиозного лидера Ирана Али Хаменеи, сказал: Иран хочет, чтобы палестинцы вернулись в Израиль.

Эти заявления нормальны, если учесть, что Иран строит всю свою внешнюю политику на враждебности по отношению к Израилю, но мы не можем рассматривать эти заявления независимо от растущего в последнее время влияния Ирана в регионе. Именно шаги, предпринятые за эти годы, особенно по линии Ирака и Сирии, открывают путь для таких комментариев, как «Иран также имеет влияние на смелое нападение ХАМАСа»».

53.3MB | MySQL:103 | 0,523sec