О причинах низкой эффективности работы государственного аппарата Алжира

Одной из традиционных проблем Алжира является его крайняя забюрократизированность. Это сильно мешает эффективности государственного аппарата, работе бизнеса и жизни простых граждан. Однако алжирские власти продолжают выстраивать новые бюрократические барьеры.

Важной причиной низкой эффективности работы государственных органов Алжира, крайне негативно отражающейся на развитии бизнеса в этой стране и уровне жизни ее граждан, является излишняя бюрократизация.

Как известно, для открытия своего дела и его развития не только простым алжирским гражданам, но и крупным авторитетным иностранным компаниям приходится преодолевать многочисленные чиновничьи барьеры и «фильтры». Речь идет не только о разного рода разрешительных бумагах (например, до последнего времени особенно сложно было решить вопрос с выделением земли), но и осуществлении последующего контроля.

Учитывая то, что без документального одобрения чиновниками, будь то это «центр» или отдаленная провинция, начать и вести бизнес не получится, обычно это используется для злоупотреблений, включая вымогательство взяток.

Что вынуждает представителей бизнеса закладывать этот ущерб в стоимость своих товаров/услуг, чтобы не разориться. И многие из них давно жалуются на всевластие алжирских чиновников. Это не только ведет к удорожанию проектов, но и заметно тормозит их реализацию.

Кроме того, на содержание почти 2.5 млн чиновников ежегодно уходят весьма круглые суммы, размеры которых неуклонно увеличиваются.

Одна из причин избыточной бюрократизации и слабой эффективности алжирского государственного управления является французское «колониальное» наследие. И хотя лидеры АНДР всячески демонстрируют готовность полностью порвать с ним, на деле влияние такого прошлого здесь очень велико.

Так, когда Алжир в 1962 г. обрел независимость, вместе с ней ему фактически досталась от французов и система управления на местах. Несмотря на то, что на протяжении 60 последующих лет она весьма сильно изменилась, многое осталось прежним.

Причем алжирцы на практике заимствовали и развили как раз те особенности французской бюрократии, которые больше всего нуждались в пересмотре или замене.

Речь в том числе идет о тотальной системе бумажной отчетности на всё и вся и сложной схеме подчинения и согласования отдельных элементов внутри нее.

Несмотря на это, Алжир идет по пути не сокращения чиновничье-бюрократического аппарата и повышения качества государственного управления, а напротив, увеличения численности первого.

Причем подобная ситуация отмечается далеко не в единичных примерах. Только в октябре текущего года алжирское руководство как минимум трижды продемонстрировало стремление к дальнейшему расширению госаппарата.

Во-первых, оценив состояние «миграционного вопроса», его представители расценили нынешнюю стратегию безопасности АНДР как «неэффективную» и нуждающуюся в применении новых подходов к борьбе с проникающими на его территорию нелегалами.

И первое, что решили сделать в данной сфере алжирские лидеры – согласно их заявлениям – «усовершенствовать стратегию борьбы с нелегальной миграцией, сделав выбор в пользу создания национального органа, занимающегося этим вопросом».

Причем как объявил 17 октября генеральный директор Департамента консульских дел и национального сообщества за рубежом алжирского МИДа Рашид Медда, такая структура «будет создана уже в ближайшее время».

 

Соответствующее заявление было сделано по случаю открытия учебного семинара по теме «управление миграцией», организованного офисом Международной организации по миграции (МОМ) в Алжире.

В этой связи Медда пояснил, что это мероприятие объединит все заинтересованные в качественном управлении миграцией стороны.

Также стало известно, что не позднее начала 2024 года в Алжире заработает отдельное «геологическое» ведомство. Ежегодный бюджет данного органа составит 108 млн долларов. Его целью станет «составление подробной геологической карты» страны, предполагающей доразведку природных богатств страны.

Однако самым дорогостоящим явно станет дальнейшее дробление провинций страны и выделение из них новых вилай.

Речь идет о намерении создать новые провинции на юге и в районе «высокогорья» на севере страны.

О планах правительства пересмотреть Национальную схему территориального планирования (SNAT), особенно на уровне приграничных регионов, объявил в начале 2023 года министр внутренних дел, местного самоуправления и территориального планирования Брахим Мерад.

Он отметил, что «высшие органы власти страны работают над предоставлением всех прерогатив десяти недавно созданным вилайям (Тимимун, Бордж Баджи Мохтар, Бени Аббес, Улед Джеллал, Ин Салах, Ин Геззам, Туггур, Джанет, Эль-Мегайер и Эль-Мения), позволяющих им эффективно заботиться о нуждах своих граждан».

А 15 октября президент страны А.Теббун заявил о предстоящем разукрупнении провинций на заседании Совета министров. Согласно его распоряжению, «новые делегированные вилайи будут образованы под непосредственным руководством министра внутренних дел и в координации с соответствующими секторами».

Заявленная Теббуном цель перекройки административных границ – «унификация местного развития, создание экономических пространств и облегчение бремени, ложащегося на граждан», о чем настоятельно просили делегаты с мест».

Процесс этот начался еще при бывшем президенте АНДР Абдельмалике Бутефлике в 2015 г. и продолжился при его преемнике Абдельмаджиде Теббуне в 2019 г.

Таким образом, количество вилайй тогда увеличилось до 58 вместо 48, утвержденных административным устройством страны 1984 года.

Пока о точном количестве новых провинций не сообщается, но явно их будет также не менее 10.

Разумеется, их выделение также потребует затрат весьма солидных государственных средств, что, на взгляд автора статьи, не является насущной необходимостью.

В частности, Теббун планирует разукрупнить наиболее крупные вилайи, мотивируя это тем, что на юге страны есть провинции, многократно превышающие по площади регионы того же севера, и потому эту диспропорцию следует изменить. Дескать, управлять большими провинциями сложнее, чем более мелкими.

Однако в логике административного разграничения 1984 года, оставившего Теббуну в наследство крупные вилайи, был смысл. Во многом деление происходило, исходя не из площади той или иной территории, а численности ее населения.

Как известно, основная часть алжирцев живет в приморской полосе и гораздо меньшая – на юге с его менее привлекательными природными условиями.

Решение же Теббуна приведет к усложнению системы управления страной и повышению на нее расходов. И в совокупности на новые государственные и муниципальные органы властям АНДР придется затратить не менее полумиллиарда долларов в год. И это не считая расходов на техническое проведение подобных «административных реформ».

Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что распоряжения Теббуна ведут лишь к дальнейшему усложнению и усугублению неэффективности алжирского госуправления, и перерасходу денежных средств.

Все это скажется впоследствии, когда рано или поздно из-за колебаний цен на сырье в казну АНДР будет поступать меньше средств и власти страны могут оказаться не в состоянии выполнять свои обязательства по обеспечению ресурсами раздутых государственных гиперрасходов.

55.98MB | MySQL:116 | 0,826sec