После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву, с которого по израильской территории было выпущено 8 500 ракет. Согласно официальным сообщениям, на территории Израиля в результате атаки погибли более 1 400 человек, 5 600 раненых, 241 взяты в заложники и уведены в сектор Газа (включая 4 чел., плененных много лет назад), 5 чел. освобождены, от 100 до 200 чел. числятся пропавшими без вести. По последним опубликованным данным, в ходе столкновений погиб 341 израильский военнослужащий и 58 полицейских[i]. Согласно Министерству здравоохранения в секторе Газа на 5 ноября в результате израильских авиаударов по анклаву с начала войны более 25 000 раненых, погибли как минимум 9 488 чел[ii]. Из них – более 3 450 детей. Число убитых на Западном берегу р. Иордан возросло до 147 чел., почти 2200 раненых. Около 1950 палестинцев, в том числе не менее 1050 детей, считаются пропавшими без вести в секторе Газа. Скорее всего, они погребены под завалами[iii]. По словам представителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джеймса Элдера, «Газа стала кладбищем для тысяч детей. Для всех остальных – это настоящий ад»[iv].
Бригадный генерал в отставке Уди Декель, бывший исполнительный директор Института исследований национальной безопасности (INSS), руководитель программы исследований процессов на палестинской арене, в «страшном бедствии, когда-либо обрушившемся на Государство Израиль за 75 лет», видит историческую стратегическую возможность.
По его мнению, «война против ХАМАСа предоставляет Израилю историческую стратегическую возможность благодаря беспрецедентной международной поддержке, которую он получил для достижения заявленных целей кампании: добиться освобождения заложников, удерживаемых в секторе Газа, и свергнуть режим ХАМАСа. Такая поддержка на данный момент снижает потенциальные издержки войны, поскольку она проявляется в готовности предоставить Израилю свободу действий, помощь в наращивании сил и дипломатическо-политическую защиту. Значение этой широкой поддержки со стороны Соединенных Штатов и других западных стран, а также готовности прагматичных арабских государств поддержать взаимодополняющие политические процессы, велико – это уникальная стратегическая возможность для Израиля».
Более того, У.Декель пишет о наличии готовности сформировать коалицию для борьбы с ХАМАСом, которая включала бы военное присутствие на земле для противодействия иранской оси и даже использования против нее силы. Имеется в виду «региональная защита от ракет и беспилотников, а также атак со стороны иранских прокси, которые участвуют в войне и стремятся к эскалации конфронтации на дополнительных фронтах, чтобы помешать Израилю сосредоточиться на секторе Газа».
По оценке эксперта INSS, позиционирование западных лидеров на стороне Израиля не ограничивается продолжительностью войны. Он ожидает, что Запад останется с Израилем «на протяжении всей длительной кампании, которую ЦАХАЛ будет вести, чтобы свергнуть режим ХАМАСа, предотвратить его возрождение и заменить новым и стабильным режимом в секторе Газа». Кроме того, «западная коалиция вместе с арабскими партнерами сыграет жизненно важную роль в установлении более благоприятного режима безопасности на юге Ливана, который отбросит «Хизбаллу» от израильских общин на севере (благодаря обновленной версии резолюции 1701 СБ ООН) и будет противодействовать международно-правовой кампании против Израиля в Гааге. У этой коалиции также будет потенциал помочь Израилю восстановить свою социальную, военную и экономическую устойчивость и силу «на следующий день после войны»».
У.Декель считает крайне важным создание «сильного и скоординированного международного и регионального фронта против Ирана, чтобы воспрепятствовать его ядерной программе и нейтрализовать действия Тегерана и его прокси в регионе. Сильная коалиция может обратить внимание [мирового сообщества] на негативные и дестабилизирующие действия Ирана, а также на возможный масштаб регионального и глобального ущерба, если Исламская Республика получит ядерный потенциал».
Однако для создания такой коалиции еврейскому государству придется приложить усилия по следующим двум направлениям.
Во-первых, это военный аспект, так как Израиль должен продемонстрировать свою способность свергнуть режим ХАМАСа в секторе Газа и победить его вооруженное крыло, соблюдая при этом нормы международного права (ограничивая ущерб мирным жителям и разрешая поставки гуманитарной помощи в анклав).
Во-вторых, в политической сфере Израиль должен показать искреннюю готовность продвигаться к политическому соглашению в рамках палестино-израильского конфликта, который вновь стал «открытой и болезненной раной».
По мнению У.Декеля, представленный министром обороны Йоавом Галантом трехэтапный план войны в секторе Газа – который должен завершиться созданием новой безопасной реальности для израильских граждан, включая население в приграничных с Газой районах, и снятием ответственности Израиля за анклав – подтверждает важность международной и региональной поддержки еврейского государства для реализации целей кампании. Это потребует также участия и даже активного вовлечения международного сообщества в создание и поддержку нового режима и в восстановление сектора Газа.
Атаку ХАМАСа 7 октября эксперт INSS считает стратегическим вызовом для Израиля и с точки зрения сопутствующих и последующих последствий, с которыми ему будет трудно справиться в одиночку. Среди них:
1) возросшая вероятность конфликта на нескольких аренах, в то время как Израиль ослаблен длительной кампанией в секторе Газа и изо всех сил пытается поддерживать свое функционирование на приемлемом уровне;
2) потребности в наращивании сил, безопасность пограничных райнов и пополнение военных запасов;
3) восстановление статуса Израиля как региональной державы;
4) возобновление процесса нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией в рамках усилий по созданию региональной архитектуры, которая будет включать палестинскую проблему;
5) военная и оперативная свобода сохранять любые преимущества против ХАМАСа;
6) практическая и концептуальная победа над осью сопротивления, от Ирана до «Хизбаллы» и ХАМАСа;
7) экономическая устойчивость, учитывая трудное восстановление, с которым столкнется израильская экономика, и обеспечение возврата к довоенным показателям роста или даже выше;
8) социальная устойчивость: солидарность, которая в настоящее время очевидна в израильском обществе, не является фундаментальной, а скорее ситуативной (напряженность усилилась, а разногласия в израильском обществе не исчезли), и государству необходимо будет перестроить общество, а также вернуть общественное доверие к ЦАХАЛу, руководству страны и наличию будущего у Израиля.
Таким образом, чтобы еврейскому государству справиться с этими вызовами, необходима западная и региональная коалиция под руководством США. Однако У.Декель указывает на то, что «страны, являющиеся членами этой потенциальной коалиции, предъявили Израилю ряд требований и условий, прежде всего, продемонстрировать готовность к диалогу и политическим договоренностям с палестинцами после войны. Кроме того, Израилю настоятельно рекомендуется соблюдать международное право и законы вооруженных конфликтов, предотвратить гуманитарный кризис в секторе Газа и любую опасность эскалации в регионе. Это вызвано политическим давлением, которое испытывают эти страны со стороны соответствующих внутренних игроков». Также это объясняется их ожиданием соответствующего поведения от «Израиля как части глобального демократического лагеря, который в настоящее время противостоит России и Китаю». «Для президента США Джо Байдена и других западных лидеров политические шаги важнее военных – или, по крайней мере, должны сочетаться с ними для разрешения региональных кризисов. В преддверии года выборов в США Байдену жизненно важно сохранить тенденцию создания новой региональной и умеренной архитектуры на Ближнем Востоке, особенно когда война представляет собой внутренний вызов для прагматичных арабских режимов», – пишет эксперт INSS.
Он отмечает тот факт, что действующему правительству Б.Нетаньяху будет трудно изобразить какие-либо политические меры. Требование восстановить Палестинскую национальную администрацию (ПНА) в качестве власти в секторе Газа уже встретило в Израиле жесткое сопротивление. Но с этим придется смириться, так как палестино-израильский политический процесс для создания этой потенциальной коалиции является тем, что У.Декель назвал «архимедовой точкой». Это означает, что неспособность израильского руководства сейчас продемонстрировать позитивное отношение к возобновлению политического диалога с палестинцами не только затруднит Израилю достижение заявленных целей в войне против ХАМАСа, но станет упущенной исторической стратегической возможностью восстановить свое положение и изменить Ближний Восток, в котором Израиль мог бы стать ключевым и влиятельным игроком.
Чтобы Израилю избежать такой «беды», У.Декель предлагает нынешнему правительству «продемонстрировать историческую ответственность и взглянуть на стратегическую ситуацию трезвыми глазами». Для этого необходимо внести два предложения:
Во-первых, созвать региональную конференцию – в Каире или Эр-Рияде – под эгидой Вашингтона и при поддержке западных государств. Конференция должна заняться возобновлением переговоров, направленных на разрешение палестино-израильского конфликта (хотя и неизвестно, чем закончится этот процесс), немедленной демилитаризацией сектора Газа, установлением нового режима управления анклавом, расширением процесса нормализации и принятием мер для успешной борьбы с иранской осью.
Во-вторых, обеспечить постепенную передачу ПНА власти в секторе Газа. Сначала следует интегрировать гражданский аппарат ПНА, который возьмет на себя обеспечение нужд населения и заполнит вакуум, который возникнет после свержения режима ХАМАСа. На втором этапе ПНА будет предложено осуществить любые реформы, на которые она способна. ПНА должна показать возглавляемой США коалиции, что она намерена и способна обеспечить стабильность в секторе Газа. Одновременно США и Египет как ответственные за безопасность займутся созданием полиции и внутренних сил безопасности для наведения закона и порядка в секторе Газа.
Таким образом, одной из важных задач коалиции из западных и региональных игроков У.Декель считает предотвращение возрождения ХАМАСа, поддержку установления стабильного режима в секторе Газа и одновременно ослабление иранской оси. Неспособность стать ключевым игроком в этой потенциальной коалиции – особенно во время войны – затруднит Израилю достижение целей, которые он поставил в этой кампании, а также восстановление и укрепление своего положения в будущем. С другой стороны, если Израиль воспользуется имеющейся возможностью для создания альянса, это улучшит его международное и региональное положение, позволит ему расширить и углубить процесс нормализации со странами региона, укрепить особые отношения с США, а также усилить национальную устойчивость и доверие в обществе к государственным институтам[v].
[i] Real-time Updates / INSS. 04.11.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] Hamas govt says Israeli strike on camp kills 38; Arab world, US split on ceasefire // Reuters. 05.11.2023. https://www.reuters.com/world/middle-east/arab-world-us-split-gaza-ceasefire-israeli-offensive-presses-2023-11-05/
[iii] Death toll across Palestine surges to 9,572, over 26,000 wounded // WAFA. 04.11.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/138974
[iv] Gaza now a ‘graveyard’ for children – UN agency // RT. 31.10.2023. https://www.rt.com/news/586304-unicef-decries-gaza-child-casualties/
[v] A Ray of Light: A Strategic Opportunity that Must Not be Missed / INSS. 31.10.2023. https://www.inss.org.il/publication/opportunties/