После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву, из которого израильской территории было выпущено 9 000 ракет. Согласно официальным сообщениям, на территории Израиля в результате атаки погибли более 1 400 человек, 6 900 ранены, 240 взяты в заложники и уведены в сектор Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 5 чел. освобождены, от 100 до 200 чел. числятся пропавшими без вести. По последним опубликованным данным, в ходе столкновений погибли 348 израильских солдат и не менее 58 полицейских[i]. Согласно министерству здравоохранения в секторе Газа на 7 ноября в результате израильских авиаударов по анклаву с начала войны убитых уже более 10 305 чел., включая 4 237 детей и 2 719 женщин, раненых более 25 000 чел.; 2 350 чел. считаются пропавшими без вести, в т. ч. 1 300 детей[ii]. По словам представителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джеймса Элдера, «Газа стала кладбищем для тысяч детей. Для всех остальных – это настоящий ад»[iii]. Ежедневно поступают сводки об убийстве израильскими военными палестинцев на Западном берегу р. Иордан – с 7 октября там убиты 163 палестинцев и ранено около 2300 человек[iv].
Генерал-майор в отставке Тамир Хайман, директор Института исследований национальной безопасности (INSS), бывший глава Управления военной разведки ЦАХАЛа (АМАН), на палестинской арене выделяет главный фронт – сектор Газа, и второстепенный – Западный берег р. Иордан, где силы безопасности проводят ежедневные и ночные операции. По его словам, «с начала войны там было уничтожено более 130 террористов. Центральное командование отлично справляется со своей задачей, так как в интересах Израиля предотвращается дальнейшая эскалация напряженности на западном фронте, чтобы не навредить нашим основным усилиям по борьбе с ХАМАСом в секторе Газа. Поэтому поддержание правопорядка и решение финансового вопроса для Палестинской национальной администрации имеют значение».
Что касается сектора Газа, то, по мнению Т.Хаймана, «наземные маневры продолжаются и продвигаются успешно. Первая линия обороны ХАМАСа прорвана. Все бои без исключения заканчиваются безоговорочной победой ЦАХАЛа». Однако он признает, что «война – это не прогулка в парке – мы платим и будем платить высокую цену». Лидеров ХАМАСа он призывает, наконец, понять, что остановить ЦАХАЛ невозможно.
При этом Т.Хайман отмечает, что Израиль «еще далек от победы, и, к сожалению, его ждут более трудные дни, подобные тем, которые он пережил в последнее время, когда потерял некоторых из лучших своих сыновей. Однако, несмотря на это глубокое сожаление и учитывая масштабы сил, действующих в настоящее время в секторе Газа, нет никаких сомнений в том, что ХАМАС не может сделать ничего, что могло бы остановить израильскую армию».
Северную арену директор INSS разделил на главный фронт в Ливане и второстепенный фронт в Сирии. В Ливане генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла все еще сдерживает свои действия ниже порога войны. Арену второго, более дальнего круга, Т.Хайман разделяет на иракский и йеменский фронт. В Ираке шиитские ополченцы обстреливают в основном американцев, потому что они союзники Израиля, а хоуситы в Йемене запускают ракеты и БПЛА по израильской территории, в частности, по Эйлату. По мнению эксперта, «йеменская арена открывает возможности для Израиля, т. к. Йемен – враг Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии и одновременно – еврейского государства». По его словам, «это часть того нового порядка, который мы сможем установить здесь в далеком будущем».
Что касается главной на данном этапе арене – сектора Газа – эксперт указывает на «растущую напряженность между оперативными песочными часами и политическими/гуманитарными часами, что также напрямую влияет на международную легитимность и, в первую очередь, на позицию США». По его словам, «в оперативном плане не может быть и не будет одного решительного шага, в результате которого все будет кончено. После маневра ожидаются дополнительные шаги, не вдаваясь в подробности по понятным причинам». Он считает, что военная кампания против ХАМАСа будет долгой, еще будут более сложные моменты и придется заплатить высокую цену. Проблему он видит в том, что военная кампания требует много времени, тогда как политические обстоятельства устанавливают свои более ограниченные временные рамки. Этот разрыв необходимо устранить, чтобы позволить ЦАХАЛу окончательно разгромить ХАМАС. Т.Хайман считает «единственным и очень непопулярным способом сделать это – через поставки гуманитарной помощи». По его словам, «Израиль должен предотвратить, насколько это возможно, резолюции Совета Безопасности ООН и неспособность Америки противостоять внутреннему давлению. В этом кроется большая трудность, которую следует преодолеть, чтобы победить ХАМАС».
Анализируя боеспособность израильской армии, Т.Хайман указывает на «смелость и профессиональное руководство этими удивительными бойцами сухопутных войск и танковых корпусов, которые мужественно достигают каждого пункта назначения, решительно доказывают способности ЦАХАЛа иначе, чем то, к чему все привыкли во всех раундах «кампании между войнами»». Он предсказывает Израилю трудные дни, но победа будет за ним[v].
Достигнутое благодаря наземному маневру в Газе Т.Хайман называет «победным ответом тем, кто сомневался в компетентности израильских сухопутных войск». Он считает, что война закончится победой, но будут и дальнейшие ее этапы. «Каждая кампания в войне будет иметь разную конфигурацию, другие методы, а также новые сюрпризы для ХАМАСа».
По мнению Т.Хаймана, путь к победе зависит от того, насколько тщательно будет разобрана созданная ХАМАСом подпольная система, включающая тоннели для совершения атак. Есть так называемые «защитные тоннели», которые также создают проблемы. Это подземная сеть каналов связи и боевых позиций. Траншеи соединяют командные пункты с выходами для штурма и ведения огня. Эксперт утверждает, что «на нынешнем этапе боевых действий, когда ЦАХАЛ находится внутри населенной территории, это сложная задача, но армия знает, как с ней справиться».
Во-первых, «израильские военные знают маршрут тоннелей, большую часть из них мы атаковали два с половиной года назад (с тех пор их перестроили, но маршрут тоннеля не менялся)».
Во-вторых, «прежде чем начать штурм, по тоннелям наносятся авиаудары, и многие террористы похоронены под их обвалами. Ожидается выход террористов из шахт. Таким образом, оперативная бдительность войск, быстрый и смертоносный ответ привели к очень хорошему решению проблемы».
По словам эксперта, «существует множество решений для уничтожения врага под землей без необходимости входить и сражаться внутри того, что может оказаться смертельной ловушкой».
Что касается северного фронта после речи Насраллы 3 ноября, Т.Хайман отмечает в качестве позитивного момента решение израильских СМИ не транслировать его выступление в прямом эфире. Новшеством последних нескольких дней он считает новые инструменты «Хизбаллы», такие как запуск тяжелой ракеты по позиции ЦАХАЛа, использование дронов-камикадзе. По ходу военной кампании ожидается использование и других средств. Эксперт допускает, что все это может перерасти в войну, хотя «Хизбалла» вряд ли этого хочет. В этой связи, обращаясь к израильской общественности, он подчеркнул: «Израиль способен вести кампанию более чем на одном фронте. Насралле следует быть очень осторожным – если он слишком преуспеет, Израиль нанесет по нему жестокий удар, которого Ливан никогда не испытывал, и это будет означать уничтожение того, что осталось от этой страны. Спрашивается, ради чего?»
Т.Хайман полагает, что внутри Ливана Насралла не может объяснить, почему он жертвует страной ради Газы. Но в целом Ирану невыгодно потерять «Хизбаллу» ради палестинского анклава. Хотя допускается неконтролируемая динамика эскалации конфликта.
По мнению директора INSS, Израилю на стратегическом уровне необходимо строить новую северную границу прямо сейчас, а не ждать окончания войны. Израильскому руководству нужно воспользоваться сегодняшними активными боевыми действиями, чтобы сформировать там новую реальность как военными, так и политическими средствами. Для эксперта очевидно, что «дислокация «Хизбаллы» на границе не может оставаться в том формате, который существовал до 7 октября». Он утверждает, что «Израиль до этой черной субботы и после нее — это две совершенно разные страны».
Что касается попыток «шиитской оси» и стран «второго круга» организовать «разделение труда», когда поддерживаемые и направляемые Ираном ополченцы в Ираке и Сирии действуют против американских сил, а из Йемена запускаются ракеты в сторону юга Израиля. Т.Хайман считает, что вся эта активность стратегически не меняет ситуацию. Угрозы со стороны Йемена до сих пор сдерживались системами обороны Саудовской Аравии, США и Израиля. Иран не заинтересован в полномасштабной войне на данном этапе, но проводит постоянный процесс обучения, и ожидается, что Израиль столкнется с новыми проблемами по мере продолжения войны в Газе. Поэтому эксперт подчеркивает, что дестабилизация суннитских стран остается высшей целью иранского режима, действующего против любого шанса или идеи нормализации отношений с Израилем.
По поводу роли России и Китая, Т.Хайман считает, что «обе страны видят возможность столкнуть США, подрывая идею нормализации и втыкая палки в колеса американцев в их попытках создать новый порядок на Ближнем Востоке». Эксперт обращает особое внимание на то, что «параллельно с беспрецедентной американской поддержкой Израиля мы являемся свидетелями беспрецедентной поддержки Россией и Китаем террористической организации ХАМАС».
Эксперт видит войну Израиля «частью ускорения междержавной конкуренции за доминирование на Ближнем Востоке. США первыми отреагировали и безоговорочно поддержали еврейское государство, причем не только на декларативном уровне – но Россия и Китай, и особенно первая, не намерены отказываться от ведения кампании. В этом Т.Хайман видит «возможность для Израиля еще раз задуматься о том, кто его самый главный друг, на которого он может положиться в чрезвычайных ситуациях, и убрать со стола различные и странные идеи, возникавшие в прошлом о необходимости диверсифицированного подхода. Уже до войны и тем более после нее Израиль не сможет занимать нейтральную позицию в борьбе между двумя осями. Каждому должно быть ясно, на чьей стороне находится Государство Израиль»[vi].
[i] Real-time Updates / INSS. 07.11.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/
[ii] Health Ministry: 10,305 killed, including 4237 children, more than 25,000 injured in Israeli aggression on Gaza // WAFA. 07.11.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139077
[iii] Gaza now a ‘graveyard’ for children – UN agency // RT. 31.10.2023. https://www.rt.com/news/586304-unicef-decries-gaza-child-casualties/
[iv] Health Ministry: 10,305 killed, including 4237 children, more than 25,000 injured in Israeli aggression on Gaza // WAFA. 07.11.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139077
[v] חזיתות שתי רהזי בכל // Mako. 02.11.2023. https://www.mako.co.il/news-columns/2023_q4/Article-e13f381648e8b81026.htm?Partner=interlink
[vi] למלחמה חודש // Mako. 05.11.2023. https://www.mako.co.il/news-columns/2023_q4/Article-0b501c4c41f9b81026.htm