Сотрудники Международного валютного фонда (МВФ) и пакистанские власти достигли соглашения на уровне персонала о первом пересмотре в рамках пакистанского соглашения Stand-By (SBA) при условии одобрения Исполнительным советом МВФ. После одобрения Пакистан получит доступ к 528 млн SDR (около 700 млн долларов США). Соглашение поддерживает приверженность властей продвижению запланированной бюджетной консолидации, ускорению реформ по сокращению расходов в энергетическом секторе, завершению возврата к рыночному обменному курсу и проведению реформ государственных предприятий и управления для привлечения инвестиций и поддержки создания рабочих мест, продолжая при этом усиливать социальную помощь. Команда МВФ во главе с Натаном Портером посетила Исламабад со 2 по 15 ноября 2023 года, чтобы провести обсуждения по первому обзору экономической программы Пакистана, поддерживаемой соглашением Stand-By МВФ (SBA). По завершении обсуждений Портер выступил со следующим заявлением: «Команда МВФ достигла соглашения на уровне персонала (SLA) с пакистанскими властями о первом пересмотре их стабилизационной программы, поддерживаемой SBA МВФ в размере 3 млрд долларов США (SDR2,250 миллионов). Соглашение подлежит утверждению Исполнительным советом МВФ. После утверждения станет доступно около 700 млн долларов США (528 млн SDR), в результате чего общий объем выплат в рамках программы достигнет почти 1,9 млрд долларов США. Благодаря политике стабилизации в рамках SBA происходит зарождающееся восстановление, поддерживаемое поддержкой международных партнеров и признаками повышения доверия. Неуклонное исполнение бюджета на 24 финансовый год, продолжение корректировки цен на энергоносители и возобновление притока средств на валютный рынок (FX) ослабили налогово-бюджетное и внешнее давление. Ожидается, что инфляция снизится в ближайшие месяцы на фоне ослабления ограничений предложения и умеренного спроса. Однако Пакистан по-прежнему подвержен значительным внешним рискам, включая усиление геополитической напряженности, возобновление роста цен на сырьевые товары и дальнейшее ужесточение глобальных финансовых условий. Необходимо продолжать усилия по повышению устойчивости. В этой связи укрепление макроэкономической устойчивости и создание условий для сбалансированного роста являются ключевыми приоритетами SBA».
Как следует из доклада МВФ, политические приоритеты властей Пакистана будут включать: продолжение бюджетной консолидации с целью сокращения государственного долга при одновременной защите потребностей развития. Власти полны решимости достичь первичного профицита в размере не менее 0,4% ВВП в 2024 финансовом году, подкрепленного ограничением расходов федерального правительства и правительств провинций и улучшением показателей доходов, подкрепленных, при необходимости, условными мерами. Они наращивают потенциал для расширения налоговой базы и мобилизации доходов, а также привержены улучшению качества государственных инвестиций и расходов, а также укрепление системы социальной защиты для лучшей защиты уязвимых слоев населения. Власти продолжат практику своевременных выплат на социальную защиту в рамках бюджетных ассигнований BISP, которые примерно на треть выше, чем в 2023 финансовом году. Это позволит расширить программу безусловных денежных трансфертов (UCT) Kafaalat на 9,3 млн семей в этом финансовом году с ежегодной корректировкой стипендии на инфляцию. Заглядывая в будущее, власти стремятся повысить уровень UCT Kafaalat и увеличить число участников программ условных денежных переводов, поддерживающих образование и здравоохранение детей.
Предусмотрены дальнейшие реформы по сокращению расходов в энергетическом секторе и восстановлению его жизнеспособности. Поскольку совокупный круговой долг (CD) в энергетическом и газовом секторах превышает 4% ВВП, решающее значение имели немедленные действия. Защищая уязвимых потребителей, власти провели корректировку тарифов на электроэнергию, которая ожидалась с июля 2023 года, и повысили цены на газ впервые за долгий период, начиная с 01 ноября 2023 года. Хотя эти увеличения были существенными, они были необходимы, чтобы избежать дальнейшей задолженности, которая угрожала жизнеспособности этих секторов и обеспечению критически важных поставок энергии. Власти также предпринимают шаги по преодолению давления со стороны расходов, включая привлечение частного сектора к участию в дискотеках, институционализацию мер по восстановлению и борьбе с хищениями, улучшение условий PPA и снижение стимулов к захвату власти.
Планируется возвращение к определяемому рынком обменному курсу и восстановление валютных резервов. В то время как приток средств после усиления регулирования и правоприменения помог нормализовать импортные и валютные платежи и восстановить резервы, власти признают, что рупия должна оставаться ориентированной на рынок, чтобы устойчиво смягчать внешнее давление и восстанавливать резервы. В поддержку этого курса правительство планирует усилить прозрачность и эффективность валютного рынка и воздерживаться от административных действий, влияющих на курс рупии. Также предусмотрена активная денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции до целевого уровня. При достаточно жесткой денежно-кредитной политике инфляция должна неуклонно снижаться, и власти готовы решительно отреагировать, если в краткосрочной перспективе ценовое давление возобновится, в том числе из-за последствий второго раунда для базовой инфляции или возобновления снижения обменного курса.
Большое внимание уделяется повышению устойчивости финансового сектора. Приоритеты включают решение проблем недостаточно капитализированных финансовых учреждений, обеспечение валютных рисков в пределах нормативных ограничений и приведение механизмов банковского урегулирования и антикризисного управления в соответствие с передовой практикой.
Будет продолжены реформы государственных предприятий и управления с целью улучшения деловой среды, инвестиций и создания рабочих мест. После принятия закона о государственных предприятиях (ГП) власти продвигаются вперед в своей политике в отношении ГП и реализации плана сортировки, включая приватизацию отдельных ГП. Высокие стандарты управления и прозрачности будут применяться к управлению активами, находящимися в собственности недавно созданного Фонда национального благосостояния (SWF), и к операциям МФЦА. Для дальнейшего укрепления управления власти обеспечат доступ общественности к декларациям об активах членов Кабинета министров, а целевая группа с участием независимых экспертов завершит всеобъемлющий обзор антикоррупционной системы.
На фоне этих соглашений Пакистанская фондовая биржа (PSX) сохранила положительную динамику и выросла до рекордных максимумов. Базовый индекс закрылся на рекордно высоком уровне в 57 397 пунктов на прошлой неделе, прежде чем провести небольшую коррекцию и закрыться на уровне 57 063 пунктов в конце торговой недели. Важным, но негативным событием стало решение правительства ввести 40-процентный налог на непредвиденные доходы банков, выполнив требования МВФ, и договориться о дальнейшем пересмотре цен на газ с 29 по 24 января. Наблюдался заметный рост денежных переводов, достигший 2,21 млрд долларов США. Кроме того, мировые цены на нефть значительно снизились, что объясняется увеличением стратегических резервов США и снижением спроса со стороны Китая. Позитивный импульс торгам дало решение ряда компаний ОАЭ инвестировать 25 млрд долларов США в сектор недвижимости. Что касается валюты, то пакистанская рупия незначительно укрепилась на 0,19% по отношению к доллару США, закрывшись на прошлой неделе на отметке 286,5 рупий за доллар США. Аналитики сохраняют позитивный прогноз относительно рынка благодаря благоприятным экономическим событиям, таким как улучшение инфляции и ожидаемое смягчение денежно-кредитной политики в текущем финансовом году.