О продвижении продукции ОПК КНР на ближневосточном рынке вооружений

Как известно, в дни проведения международного авиасалона в Дубае в ноябре 2023 г. в рамках программы показательных полетов принимала участие пилотажная группа из состава ВВС ОАЭ, укомплектованная двухмоторными учебно-боевыми самолетами L-15B китайского производства, которые были раскрашены в цвета подразделения. Пилоты ВВС ОАЭ продемонстрировали приемы пилотирования различной сложности на малой высоте, что позволило привлечь внимание многих посетителей мероприятия.

Как известно, стоимость первого контракта на поставку 12 ед. УБС L-15B составила 440 млн долл. США, что вполне вероятно включает создание на территории ОАЭ специализированного сервисного центра, поставку комплекта сменно-запасных частей и подготовку личного состава наземного инженерно-технического подразделения, которое должно обеспечивать обслуживание и ремонт авиационной техники. Аравийские военные сделали выбор в пользу китайского учебно-боевого самолета по следующим причинам: приемлемая стоимость при закупке, низкий уровень затрат на обслуживание, высокая скорость выполнения контракта. Указанное количество самолетов было собрано, проверено и передано заказчику менее, чем за восемь месяцев. Данные факторы становятся ключевыми для современного рынка вооружений и обуславливают все большую популярность продукции ОПК КНР в разных регионах мира.

Достоверно известно, что данные самолеты вполне могут быть использованы в качестве легких штурмовиков, поскольку позволяют пилотам применять как неуправляемые, так и управляемые авиационные средства поражения различного калибра и назначения.

В номенклатуру данного УБС входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух», авиационные бомбы массой до 250 кг. Вполне очевидно, что данный самолет можно доукомплектовать подвесным топливным баком для увеличения дальности и продолжительности полета. Последний фактор важен при проведении учений, в ходе которых летчики неоднократно участвуют в тренировочных воздушных боях за один вылет, что позволяет выявить пределы физических и психологических возможностей летного состава.

Необходимо отметить, что ВВС ОАЭ подписали опцион на поставку 36 самолетов данной модели, что позволит аравийским военным радикально повысить уровень подготовки молодых летчиков, а также при смене типа летательного аппарата  действующими строевыми пилотами. Примечательно, что именно в дни международного авиационного салона в Дубае стало известно о ведении переговоров между ВВС Исламской Республики Пакистан и китайскими авиастроителями на предмет покупки партии рассматриваемых УБС, которые в перспективы будут поставлены на вооружение учебных подразделений, которые в настоящее время укомплектованы устаревшими истребителями «Цзянь-7PG» (копия советского МиГ-21).

Хотя ВВС ИРП до сих пор эксплуатируют некоторое количество двухместных  истребителей «Цзянь-7PG», сменно-запасные части к которым стоят сравнительно недорого с учетом наличия значительного их количества на складах в КНР.  Использование данной машины в качестве учебного самолета практически лишено смысла, поскольку истребители 4-ого поколения отличает иной уровень бортового радиоэлектронного оборудования, преобладание цифровых приборов в кабине и т. д.

Как известно, на вооружении ВВС ИРП находятся истребители JF-17 трех модификаций – Block1, Block2 и Block 3, а также версия с двухместной кабиной под обозначением JF-17B. Пакистанские военные сумели по достоинству оценить возможности  именно двухместной машины, поскольку комплекс бортового радиоэлектронного оборудования позволяет управлять действиями нескольких истребителей, что важно как в учебной деятельности, так и в боевой обстановке.

Кроме того, на вооружении ВВС Пакистана приняты истребители J-10CЕ в количестве 36 ед., и в настоящее время идут переговоры о приобретении второй партии в количестве 60 самолетов.

Достоверно известно, что программа перевооружения подразделений оперативно-тактической авиации ВВС ИРП в значительной мере зависит от зарубежного финансирования – за счет дотаций от Королевства Саудовская Аравия, Эмирата Катар (через Турецкую Республику).

По данным китайских источников, УБС модели L-15B под обозначением «Цзяолянь-10» приняты на вооружение (в количестве более 100 ед.) учебных подразделений ВВС и МА ВМС НОАК, благодаря которым проводится основной этап подготовки летчиков для разных подразделений, в т. ч. палубной авиации. Комплектование нескольких учебных подразделений данными самолетами и безаварийная эксплуатация стали возможными  после освоения китайскими авиастроителями процессов изготовления всех компонентов УБС.

Ключевым элементом данного УБС является турбореактивный двигатель WS-19 «Миньшань», который является копией украинского АИ-222-25К. Китайским конструкторам удалось не только скопировать ТРДД, но и наладить его серийное производство после того, как США помешали реализовать крупный контракт между ОПК КНР и «Мотор Сич» на поставку нескольких сотен таких двигателей.

Кроме того, китайские авиастроители с гордостью отмечают, что даже УБС основного этапа подготовки оснащается РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Это позволяет молодым пилотам привыкнуть к получению значительного объема информации за счет штатного оборудования самолета, поскольку РЛС, установленные на истребителях 4 и 4+ поколения позволяют наблюдать как за воздушной, так и за наземной обстановкой.

Китайские специалисты оценивают международный авиационный салон в Дубае как ключевое мероприятие по продвижению продукции национального ОПК в ближневосточном и африканском регионах. В дни проведения салона стало известно о переговорах между ВВС Эмирата Катар и пакистанском авиастроительном предприятии «Камра» о перспективном контракте на приобретение партии двухместных истребителей JF-17B.  Вполне естественно, что значительную часть комплектующих предоставит китайская сторона, тогда как пакистанские авиастроители выполнят сборку.

В случае заключения подобной сделки можно будет утверждать о выходе взаимодействия Катара и Пакистана в области ВВС на новый уровень. Достоверно известно, что официальная Доха систематически направляет своих летчиков на подготовку в учебные заведения ВВС ИРП. В ответ пакистанских военных получают допуск к некоторым образцам вооружения западного производства, ознакомление с которыми  крайне важно для выработки тактических приемов противодействия из учета наличия аналогичной техники у ВВС Республики Индия – истребители «Рафаль» и авиационные средства поражения к нему.

С учетом вышесказанного, представляется возможным утверждать, что в определенной мере ставка официального Пекина на ВС ИРП в качестве рекламного подразделения по продвижению продукции ОП К КНР вполне себя оправдала, и к настоящему моменту совместная деятельность авиастроителей двух стран начинает приносить плоды в виде доходов от экспортных контрактов в третьи страны.

55.93MB | MySQL:116 | 0,910sec