Достижения турецкой оборонной промышленности в производстве БПЛА в 2023 году

Долгое время США и Израиль не просто были лидерами в создании средневысотных беспилотных аппаратов большой продолжительности полета (MALE), но фактически имели дуополию в этой сфере на мировом рынке. Вместе с тем, развитие и распространение технологий позволило целому ряду стран также поставить перед собой и успешно решить задачу выхода на этот рынок со своими собственными решениями. В настоящее время одной из четырех стран, которые практически покрывают потребности всего мира в беспилотных системах MALE-класса, стала Турция.

Интерес к оснащению Вооруженных сил Турции современными тяжелыми системами БПЛА проявился в начале 2000-х гг. В военных и политических кругах страны изначально существовало понимание того, что создание собственных решений в этой области, очевидно, будет не быстрым. И чтобы временно закрыть пустующую нишу, на начальном этапе было решено положиться на импорт.

В 2005 году было подписано соглашение о закупке 10 беспилотников у Израиля. В пакет, в частности, вошли системы Heron. Контракт планировалось завершить в 2008 году. Однако включение в проект турецкой компании Aselsan послужило одной из причин возникновения задержек в исполнении контракта. К намеченному сроку Турция получила только первые 2 беспилотника. Два года спустя турецко-израильские отношения резко ухудшились на фоне активизировавшегося конфликта активистов движения Free Gaza Movement с Армией обороны Израиля, что не могло не отразиться и на совместной беспилотной программе.

До некоторой степени альтернативой израильским беспилотникам стало применение полученных на условиях аренды американских беспилотных систем Predator. Однако наличие в войсках зарубежных беспилотников не охладило желания Турции реализовать собственный проект в этой сфере, обеспечив национальные Вооруженные силы технологическим решением, не зависящим от политической конъюнктуры.

Первоначально основные надежды турецкого руководства были связаны с разработками авиастроительного концерна Turkish Aerospace Industries (TAI, Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş.). Именно этой фактически государственной компании было поручено создание перспективного турецкого беспилотника TIHA (Turk Insansız Hava Araci – «турецкий беспилотный летательный аппарат»). Позднее новому БПЛА присвоили наименование Anka – по названию волшебной птицы из тюркской мифологии, из-за чего этот беспилотник часто именуют «Феникс».

Anka

Внешне БПЛА Anka похож на аппарат Hermes 900 израильской компании Elbit Systems – близкая по очертаниям форма фюзеляжа, прямое крыло большого удлинения, V-образное хвостовое оперение. При этом турецкий беспилотник существенно тяжелее израильского – 1600 кг против 970 кг, но может нести только 200 кг полезной нагрузки.

БПЛА Anka способен выполнять полеты продолжительностью до 24 ч на высотах до 9000 м. Его радиус действия по радиоканалу прямой видимости составляет до 250 км, а при использовании спутникового канала (модификация Anka-S появилась позднее) – практически неограничен. На борту БПЛА размещается оптико-электронная система наблюдения, в дополнение к ней может устанавливаться РЛС с синтезированной апертурой, а также вооружение. В частности, БПЛА способен нести созданные турецкой компанией Roketsan высокоточные корректируемые бомбы MAM-C или боеприпасы MAM-L с лазерной полуактивной системой наведения.

Стоит отметить, что путь создания современных систем БПЛА оказался для компании непростым и потребовал существенно больших затрат, в том числе и времени, чем представлялось первоначально. Испытания первых трех опытных образцов были завершены только к середине 2011 года. В 2012-м началось серийное производство Anka-А для ВВС Турции, а 20 января 2013 года турецкое военное ведомство завершило приемочные испытания. В дальнейшем возможности БПЛА постепенно наращивались, однако в целом реализация программы шла весьма невысокими темпами.

Кроме того, эта система не оправдала и связывавшиеся с ней существенные экспортные ожидания. Саудовская Аравия так и не подписала планировавшийся контракт по закупке БПЛА Anka, Египет расторг имевшийся контракт в силу политических разногласий. На настоящий момент известно только о поставке 6 БПЛА Anka в Тунис весной 2020 года. Стоимость сделки составила порядка 240 млн долл.

Некоторым сюрпризом стало то, что в непростую сферу создания тяжелых систем БПЛА решила войти частная турецкая компания Baykar. Имеющийся не вполне удовлетворенный интерес турецких военных к беспилотникам MALE-класса, разумеется, давал определенные надежды другим компаниям-разработчикам, однако высокотехнологичность разработок и их высокая стоимость резко ограничивали количество возможных претендентов.

При этом стоит учесть, что компания Baykar изначально специализировалась на производстве автомобильных компонентов. К началу 2000-х гг. руководство компании решило попробовать свои силы в ряде перспективных направлений, включая робототехнику, системы управления и беспилотные летательные аппараты. Однако скачок от создания легких малоразмерных БПЛА к системам класса MALE выглядел весьма авантюрно.

Akinci

В развитие системы Bayraktar TB2 компания Baykar создала существенно более тяжелый разведывательно-ударный аппарат Bayraktar Akinci, или просто Akinci (в переводе с турецкого – «нападающий»). Компания Baykar часто причисляет его к классу высотных БПЛА большой продолжительности полета (HALE), однако более правильно относить его к той же категории, что и израильский Reaper, – то есть тоже к MALE, пусть и к верхней планке (условно обозначим ее high-MALE).

Аппарат построен по нормальной аэродинамической схеме с крылом большого удлинения типа «чайка» размахом 20 м и классическим хвостовым оперением. Фюзеляж имеет S-образную форму, в конструкции машины широко применяются современные композиционные материалы. Максимальная взлетная масса аппарата первоначально составляла 4500 кг, однако впоследствии подросла до 5500 кг.

Силовая установка Akinci включает два турбовинтовых двигателя АИ-450Т украинской компании «Мотор Сич» с пятилопастными тянущими воздушными винтами, расположенные под консолями крыла. Запас топлива позволяет БПЛА выполнять полеты продолжительностью более 24 ч, работая на высотах до 12 200 м.

Разведывательная составляющая полезной нагрузки БПЛА включает многоканальную оптико-электронную систему наблюдения и прицеливания CATS (Common Aperture Targeting System) с лазерным дальномером-целеуказателем, разработанную турецкой компанией Aselsan, и многоцелевую РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Кроме того, во внешнем контейнере БПЛА может быть размещена дополнительная аппаратура, например, радиоэлектронной борьбы.

Akinci может не только вести воздушную разведку на больших дистанциях, но еще и наносить мощные удары по стационарным и подвижным целям противника. При этом компания-разработчик говорит даже о возможности атаковать в том числе и воздушные цели. Внутри фюзеляжа и на узлах внешней подвески Akinci способен нести полезную нагрузку массой до 1350 кг.

Состав вооружения может включать те образцы, что предусмотрены для Bayraktar TB3, а кроме того, еще крылатую ракету большой дальности SOM-A разработки Научно-исследовательского и конструкторского института оборонной промышленности Совета Турции по научно-техническим исследованиям TÜBİTAK-SAGE, а также американские авиабомбы MK-81, MK-82, MK-83. Кроме того, рассматривается возможность использования ракет класса «воздух-воздух» Gokdogan и Bozdogan.

2 ноября 2019 года на аэродроме Чорлу в провинции Текирдаг на северо-западе Турции состоялись первые рулежки и пробежки БПЛА по взлетно-посадочной полосе. Наконец, 6 декабря того же года Akinci впервые поднялся в воздух, совершив полет продолжительностью 16 минут. В апреле 2021 года начались испытания БПЛА с вооружением на борту. В частности, тогда были выполнены первые сбросы корректируемых авиабомб MAM-C и MAM-T, успешно поразивших наземные цели.

БПЛА Akinci используются в Сухопутных войсках и ВВС Турции. Кроме того, известно и о зарубежных контрактах. В конце июня 2022 года Пакистан заказал партию турецких БПЛА, включая Akinci. Таким образом, Пакистан станет одним из первых зарубежных эксплуатантов Akinci. Следом за Пакистаном в октябре 2022 года председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана Камчибек Тасиев сообщил, что его страна также примет на вооружение беспилотные системы Akinci. Общее количество заказанных БПЛА неизвестно, предполагается, что будет поставлено не менее 4 единиц.

Aksungur

Как и в случае с линейкой беспилотников компании Baykar, концерн TAI также продолжил работы над семейством беспилотников Anka, дополнив его более тяжелой моделью. Аппарат, созданный на базе БПЛА Anka-S, получил название Anka-Aksungur, или Anka-2. Работы велись в рамках программы YFYK – (Yüksek Faydalı Yük Kapasiteli, или ANKA-2).

В отличие от основоположника семейства, БПЛА Aksungur выполнен по двухбалочной схеме. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 3300 кг, а размах высоко расположенного крыла достигает 24 м. Под консолями крыла размещены двигатели с тянущими винтами. На начальных версиях БПЛА, по-видимому, используются двигатели иностранного производства, а в перспективе должны быть установлены два поршневых двигателя PD-170 разработки турецкой двигателестроительной компании TEI мощностью 170 л. с. каждый.

Максимальная продолжительность полета БПЛА превышает 24 ч. Сообщалось, что он будет иметь рабочую высоту полета 6100–7600 м, при этом практический потолок должен составить 12 200 м. Связь может осуществляться по спутниковому каналу через турецкие спутники TURKSAT.

Максимальная масса полезной нагрузки, согласно имеющимся данным, составляет 750 кг. В ее составе – аппаратура разведки и наблюдения турецкого производства компании Aselsan, а также вооружение. Последнее может включать бомбы с лазерным наведением TEBER-81, TEBER-82 и HGK-3, противотанковые ракеты с лазерным наведением L-UMTAS и Roketsan Cirit, а также уже знакомые малоразмерные высокоточные боеприпасы MAM-L, MAM-C.

20 марта 2019 года опытный образец БПЛА ANKA Aksungur выполнил свой первый полет, который продолжался около 4,5 ч и завершился успешной посадкой в автоматическом режиме. Летные испытания с применением бортового вооружения были начаты в сентябре 2020 года.

ВВС Турции, по некоторым данным, имеют в своем арсенале 3 БПЛА Aksungur. В октябре 2021 года появились сообщения относительно того, что ВМС Турции приняли на вооружение эти БПЛА Aksungur и первая партия этих систем уже поступила в распоряжение турецкого флота, возможности которого они призваны существенно повысить. Имеются также и экспортные перспективы. Так, в октябре 2022 года стало известно о том, что для ВВС Алжира заказано 6 БПЛА Aksungur.

Bayraktar TB2

Работы по проекту версии БПЛА Bayraktar TB2 (в переводе с турецкого – «знаменосец») начались в компании Baykar в 2011 году. Комплекс изначально виделся как относящийся к верхней границе тактического класса. Однако постепенное повышение его характеристик позволило разработчикам вывести его в категорию MALE (для удобства можно условно обозначить ее как low-MALE).

Беспилотный аппарат с прямым крылом большого удлинения размахом 12 м построен из композиционных материалов по двухбалочной схеме с хвостовым оперением в виде перевернутой V. Максимальная взлетная масса беспилотника составляла 650 кг в первоначальном варианте и впоследствии, по имеющимся данным, была повышена до 700 кг. БПЛА оснащается поршневым двигателем разработки австрийской компании Rotax (принадлежит канадской Bombardier Recreational Products).

Bayraktar способен совершать полеты продолжительностью до 24 ч, неся до 150 кг полезной нагрузки, как разведывательной, так и ударной. Что касается первой, она представлена многоканальной оптико-электронной системой наблюдения MX-15D с лазерным дальномером и целеуказателем канадской компании Wescam. В состав второй входят легкие управляемые авиабомбы с лазерным наведением MAM-L, созданные компанией Roketsan специально для БПЛА, а также их уменьшенный вариант MAM-C массой 6,5 кг с боевой частью осколочно-фугасного, бронебойного и зажигательного действия.

Впервые в воздух Bayraktar TB2 поднялся в августе 2014 года, а в декабре 2015 г. успешно прошло испытание его вооружения. С тех пор в силовые структуры Турции было поставлено не менее 75 единиц этих БПЛА, то есть по крайней мере вдвое больше, чем БПЛА Anka. Они использовались, в том числе, в операциях Вооруженных сил Турции против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) и курдских Сил народной самообороны.

Применялись Bayraktar TB2 и в Ливии, в боевых действиях против подразделений Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара. В Сирии Вооруженные силы Турции масштабно задействовали эти БПЛА в качестве ключевого оперативного элемента огневой поддержки, наблюдения и разведки в ходе операции «Весенний щит» в Идлибе в феврале 2020 года.

Что касается экспортных поставок, первым иностранным покупателем стал Катар, который в 2018 году приобрел комплекс с 6 БПЛА, 2 НСУ и прочими сопутствующими подсистемами и оборудованием. Следом за Катаром в 2019 году аналогичный заказ сделала Украина. Позднее Киев продолжил сотрудничество – в 2021 году были закуплены дополнительные БПЛА, а также заключено соглашение об их лицензионном производстве на территории страны.

В 2020 году БПЛА Bayraktar ТВ2 приобрела и еще одна бывшая советская республика – Азербайджан. Условной рекламой для этих машин стало то, что уже осенью того же года они активно использовались в ходе боевых действий в Карабахе. Оценить реальный эффект применения Bayraktar TB2 в этом конфликте непросто – азербайджанские СМИ превозносили их успехи, а недостатки от общественности были скрыты.

Менеджмент компании Baykar сумел использовать такое положение дел, конвертировав сложившуюся позитивную репутацию в дальнейший маркетинговый успех на международном рынке. В мае 2021 году министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак заявил о предстоящем заключении контракта на закупку для вооруженных сил Польши 24 БПЛА Bayraktar TB2. В апреле президент Сербии Александр Вучич сообщил, что во время переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом просил поставить Сербии системы Bayraktar TB2. А следом за Сербией также в апреле похожее заявление сделал министр обороны Словацкой Республики Яро Надь.

На территории бывшего СССР пользователями БПЛА Bayraktar TB2, помимо Азербайджана и Украины, стали также Кыргызстан и Туркменистан. Перечень заказчиков из стран Азии дополняют Пакистан и Катар. Непал, а в список эксплуатантов из Африки, входят Джибути, Нигер, Нигерия, Мали, Эфиопия и ряд других стран.

Bayraktar TB3

27 марта 2023 года совладелец и технический директор компании Baykar Makina Сельчук Байрактар опубликовал в социальных сетях первые фотографии БПЛА Bayraktar TB3. Речь идет о новой версии знаменитого одноименного беспилотника с индексом TB3. Пока, по сути, это был предварительный анонс, а официальная презентация Bayraktar TB3 состояласья на авиационном салоне Teknofest 2023, который прошел в Стамбуле в конце апреля – начале мая 2023 года.

Как известно, впервые Bayraktar TB3 был анонсирован 29 октября 2020 года. Практически сразу новый беспилотник стал позиционироваться как первый в мире палубный ударный дрон. Три месяца спустя официальные представители Министерства обороны Турции заявили, что «новый универсальный десантный корабль TCG Anadolu получит авиагруппу новейших беспилотников от компании Baykar». Пока программа разработки палубных БПЛА несколько отстает от графика развертывания первого авианесущего корабля ВМС Турции. TCG Anadolu с февраля 2022 года проходит государственные испытания, и его принятие в состав флота ожидается уже в этом году. Bayraktar TB3  еще только предстоит совершить первый полет и затем успешно пройти через все необходимые испытания. Таким образом, компания Bayrak, вероятно, начнет серийное производство новых БПЛА только в 2024 году. Всего в состав авиагруппы TCG Anadolu планируется включить от 30 до 50 БПЛА Bayraktar TB3. Судя по всему, ВМС Турции выступят первым заказчиком этих беспилотников.

Хотя внешний облик нового Bayraktar TB3 очень близок к предшественнику, речь идет о совершенно новом беспилотнике. В первую очередь, новый БПЛА получил турбовинтовой дизельный двигатель TEI PD170 мощностью до 220 л. с. Напомним, предыдущая версия беспилотника использует бензиновые поршневые двигатели Rotax 912, применяющиеся в большинстве современных БПЛА среднего класса (MALE), включая американские MQ-1B Predator, израильские Hermes 900 и IAI Heron, и даже иранский Shahed 129. Аналогичные поршневые двигатели применяются также в российских и китайских ударных дронах.

Новый турбореактивный двигатель создан турецкой компанией Tusaş Engine Industries (TEI), специализирующейся на производстве компонентов авиационных двигателей гражданской и военной авиации. Созданная в середине 1980-х гг. как совместный консорциум турецкой аэрокосмической госкорпорации Turkish Aerospace Industries и американского промышленного гиганта General Electrics, компания TEI изначально занималась лицензионным производством компонентов для американских турбореактивных двигателей F110 (для истребителей F-16) и турбовинтовых T700 (вертолеты AH-64 Apache, UH-60 Black Hawk и др.). Впоследствии компания перешла к самостоятельному производству турбовальных/турбовинтовых двигателей для турецких ударных вертолетов T129 ATAK, а также различных поршневых и турбовинтовых двигателей для БПЛА.

Bayraktar Mini

Сообщается, что турецкая компания Baykar расширила линейку поставляемых Украине дронов новым разведывательным БПЛА Bayraktar Mini IHA D. В соответствии с тактико-техническим заданием, БПЛА рассчитан на дальность полета 30 км и 120 минут автономности. В сети также появились фотографии целенаведения на расположение ВС РФ с помощью беспилотника. Интерфейс БПЛА был идентифицирован как Bayraktar Mini турецкого производства. Длина дрона составляет 1,2 м, вес – 3,5/4,5 кг (в зависимости от модификации). В БПЛА заложена функция запуска с руки военнослужащего. Беспилотник оборудован современной CCD камерой. По неподтвержденной информации, Украина получила несколько таких дронов еще в 2018 году. Однако использование БПЛА этой модели впервые «засветилось» только сейчас.

Kizilelma

Технический директор Baykar Technologies Сельчук Байрактар заявил, что турецкий реактивный беспилотный истребитель Kizilelma превзойдет американский F-35 и «станет вызовом» для классической авиации пятого поколения. Он также отметил, что Kizilelma является истребителем пятого поколения, как и американский F-35, но существенное различие между этими двумя самолетами заключается в том, что Kizilelma управляется беспилотно.

Kizilelma (Red Apple) — невероятно важный и стратегический проект компании Baykar, чьи ударные БПЛА уже вызвали большой интерес во всем мире. По словам производителя, беспилотный истребитель должен выполнять широкий спектр военных операций, включая непосредственную авиационную поддержку (CAS), ракетные удары, подавление вражеской противовоздушной обороны (SEAD) и уничтожение средств ПВО противника (DEAD).

В отличие от них, F-35 производства американского оборонного подрядчика Lockheed Martin — это пилотируемый самолет пятого поколения с улучшенными стелс-характеристиками. Это многоцелевой истребитель, способный успешно выполнять операции SEAD/DEAD, стратегические атаки, непосредственную авиационную поддержку, превосходство в воздухе, ISR, радиоэлектронную борьбу, и многое другое.

Ожидается, что турецкий беспилотный самолет Kizilelma будет летать в течение пяти часов и развивать скорость до 800 километров в час или скорость 0,64 Маха. При максимальном взлетном весе в 6 тонн, беспилотник будет иметь полезную нагрузку в 1 500 килограммов. По словам производителя, будет также разработан сверхзвуковой вариант самолета.

Имея максимальную скорость 1,6 Маха, F-35 является сверхзвуковым истребителем большой дальности. Самолет имеет очень низкую радиолокационную заметность и возможность нести оружие как на внутренней, так и на внешней платформе. По данным Aerotime Hub,  Kizilelma похожа на несколько разрабатываемых в настоящее время беспилотных летательных аппаратов, таких как американский Kratos XQ-58 Valkyrie.

Турецкий беспилотник представляется весьма перспективным. Согласно Baykar, Kizilelma будет управляться со спутника с помощью антенны SATCOM. Самолет будет оснащен радаром AESA производства Aselsan, ракетами «воздух-воздух»  BOZDOĞAN (WVRAAM) и GÖKDOĞAN (BVRAAM), авиабомбами семейства MAM производства компании Roketsan и крылатыми ракетами SOM-J с дальностью полета более 250 км.

Беспилотник был создан для посадки и взлета на коротких взлетно-посадочных полосах. Bayraktar Kızılelma может взлетать с кораблей малой дальности, включая флагманский корабль ВМС Турции TCG Anadolu.

Барражирующие боеприпасы

Турецкие разработки в области барражирующих боеприпасов представлены двумя системами, созданными компанией STM: Alpagu самолетного типа и Rargu Block II квадрокоптерного типа. БПЛА-камикадзе Alpagu запускается из контейнера, после чего крыло и хвостовое оперение раскрываются в полетное положение, включается электродвигатель, вращающий толкающий винт. Размах крыла беспилотника – 1,25 м, взлетная масса – 1,9 кг. Аппарат оборудован двухканальной системой наведения, а наземный комплекс управления имеет программное обеспечение, помогающее оператору выявить цели. Для их поражения Alpagu несет 0,5–0,6 кг ударной нагрузки в виде ручной гранаты производства турецкой компании МКЕК. При этом возможно снаряжение боевыми частями других производителей. Радиус действия аппарата 5 км, продолжительность полета – 10 мин.

Боеприпас Kargu Block II представляет собой квадрокоптер взлетной массой 5 кг. Аккумуляторы обеспечивают БПЛА 25 мин нахождения в воздухе. Радиус его действия составляет около 4 км, STM разработала для Kargu новую целевую подвеску, в том числе, с осколочно-боевой частью массой 1,3 кг и термобарической боевой частью аналогичной массы. Как утверждается, Kargu Block II могут формировать стаю из более чем 20 летательных аппаратов. Сообщалось, что барражирующие боеприпасы эксплуатируются в турецкой армии и специальных отрядах полиции.

Заключение

Наибольшие успехи Турции в сфере развития беспилотной авиационной техники, в том числе достижения в занятии части международного рынка, связываются с компанией Baykar и ее разработками. Немаловажную роль в развитии и достижении успехов этой частной компании сыграла удачная свадьба Сельчука Байрактара, одного из сыновей ее основателя, и младшей дочери президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Это, безусловно, обеспечило существенный импульс для развития Baykar. Однако было бы большим упрощением считать, что это единственная причина ее успехов.

В компании Baykar чрезвычайно грамотно распорядились появившимися у них в 2016 году возможностями и создали достаточно сбалансированную систему, имеющую свою нишу на рынке. Необходимо отдать должное владельцам и менеджменту компании: не менее успешно они продолжили работать и в дальнейшем, после получения первых заказов от национальных ВС. Успех в реализации проекта Bayraktar TB2 обеспечил приток финансовых средств в компанию, что в свою очередь позволило ей инвестировать в перспективные разработки.

Что касается еще одной турецкой компании, вовлеченной в работы по тематике систем БПЛА, – TAI: для нее успехи конкурента стали хорошим стимулом. Появление близких и формально конкурирующих разработок дало TAI возможность спокойно, без излишнего прессинга со стороны военных завершить работы по своему БПЛА Anka, а также способствовало ускорению работ по созданию более тяжелых беспилотных систем.

Реализация турецких программ создания беспилотников стимулировала поиск международных контактов и формирование широкой кооперации с привлечением ряда фирм с мировыми именами, что, безусловно, стало ценным опытом для местных разработчиков. А те неблагоприятные политические факторы, с которыми временами сталкивались как власти Турции, так и разработчики БПЛА, дали импульс работам по замещению импорта, что в свою очередь привело к существенному развитию местных компетенций.

Небезынтересно отметить и тот факт, что успехи компании Baykar привели к кумулятивному эффекту в турецкой оборонной промышленности в целом. Они показали возможность создавать не только в отдельно взятой компании, но и в стране в целом профессиональные коллективы разработчиков, которые могут развивать конкурентоспособные на мировом рынке технические решения. Появление веры в собственные силы – немаловажный фактор обеспечения дальнейших успехов и роста амбиций турецкого ОПК.

56.04MB | MySQL:116 | 1,123sec