Выборы в Судане: трудности организации

Непосредственная подготовка к всеобщим выборам, которые должны произойти 10-13 апреля сего года, началась в середине февраля. Это событие само по себе является беспрецедентным для Судана, так как в выборах намерены участвовать многочисленные политические партии и еще более многочисленные независимые кандидаты, и их намерение, по крайней мере, формально приветствуется как центральным правительством страны, так и властями Южного Судана.

Однако, до выборов остается чуть более недели, а нерешенных проблем остается слишком много. Во многих районах до сих пор не отрегулированы меры по обеспечению безопасности кандидатов и избирателей во время голосования. Наиболее остро этот вопрос стоит для политических партий в Восточном Судане в районах Хамишкоребе, Телкуке и Токар (на границе с Эритреей). Значительные части Дарфура, в том числе Джебель Марра и отдаленные западные районы также могут служить предметом беспокойства, особенно из-за недавних наблюдавшихся там случаев насилия. Три кандидата подверглись нападению, и один из них был убит. Пока суданские власти принимают недостаточные меры для того, чтобы сделать выборы представительными, законными и безопасными для всех граждан страны.

Наблюдаются и случаи нарушения прав граждан на свободу собраний и высказываний. В частности, американский Центр Картера высказывает сомнения в правомерности выполнения определенных пунктов Национального закона о службах безопасности и Закона о прессе и публикациях, которые не соответствуют положениям ВМС и Временной национальной конституции. Картеровский центр призывает суданское правительство придерживаться обещания президента О.аль-Башира, данного им бывшему президенту США Джимми Картеру во время визита последнего в Хартум в феврале 2010 г. и с уважением отнестись к политическим партиям и независимым кандидатам во время выборов. В свою очередь, Национальная избирательная комиссия (НИК) должны позаботиться о том, чтобы все партии и кандидаты пользовались равными правами и привилегиями.

НИК и Министерство внутренних дел Судана издали специальный циркуляр, который требует от всех партий и кандидатов по крайней мере за 72 часа уведомлять власти о проведении предвыборных митингов и других мероприятий с привлечением большого числа участников и зрителей. Циркуляр оказался более жестким, чем те указания, касающиеся предвыборной деятельности, которые Министерство внутренних дел озвучило в сентябре 2009 г. Новый документ требует от партий и независимых кандидатов ставить правительство в известность даже о тех мероприятиях, которые организуются в помещениях, принадлежащих им самим. Однако заявки рассматриваются неоперативно, и партиям приходится либо отменять собрание, либо выяснять отношения с силовыми структурами. Естественно, такое отношение властей и избирательных комитетов штатов подрывает веру и кандидатов, и избирателей в то, что выборы могут быть честными и справедливыми.

Недавнее решение 16 политических партий и нескольких независимых кандидатов из Южного Судана ввести поддержанный Африканским союзом Кодекс поведения во время выборов представляется многообещающим достижением. Большая часть положений Кодекса уже и раньше была закреплена различными законами, но предлагаются и некоторые ценные добавления. В частности, Кодекс отменяет необходимость получения разрешения на проведение авторалли и уличных шествий, которые соответствуют правилам, изложенным в инструкциях НИК. До сих пор, однако, не удалось добиться согласия других политических партий и кандидатов придерживаться этого Кодекса поведения.

Согласно ВМС, женщинам гарантировано 25% представительства в национальных ассамблеях Южного Судана, и это заметный позитивный шаг на пути привлечения женщин к работе в выборных органах власти. Однако нередкие оскорбляющие высказывания, которые приходится выслушивать кандидаткам об их неспособности к государственной работе и неправомерности их участия в электоральных процессах, заставляют некоторых из них отказываться от участия в выборах и в целом настраивает часть населения против события как такового.

Исследование использования государственных ресурсов показало, что правительственные транспортные средства, в частности, зачастую предоставлялись руководству правящей Партии национального конгресса (ПНК) для проведения агитационных кампаний, что является нарушением правил, установленных НИК. Центральное правительство и СНОД должны были бы немедленно рассмотреть факты подобных нарушений и установить равные для всех кандидатов правила игры. Обе правящие партии – ПНК и СНОД – должны продемонстрировать прозрачность финансирования их предвыборных кампаний и доказать, что их действия в этой сфере соответствуют требуемым НИК правилам финансирования.

Хотя закон о выборах не предполагает общественного финансирования политических партий, правительство Южного Судана предоставило 5 млн. суданских фунтов 13-ти политическим партиям после того, как финансовый вопрос был поднят на недавней конференции АС. В принципе поддержка правительством целого ряда политических партий страны способствовала улучшению атмосферы вокруг выборов, негативным же явилось то, что именно двум правящим партиям было предоставлено право распределения этих средств, что уже само по себе предопределило появление взаимного недоверия и напряженности. Даже независимо от вклада южносуданского правительства, почти все политические партии, кроме ПНК и СНОД , жаловались на недостаток средств для проведения пропагандистских кампаний. Некоторые вообще вынуждены были ограничиваться развешиванием плакатов, причем в некоторых случаях, как, например, в Порт- Судане, местные власти запретили использовать плакаты в на улицах, таким образом еще больше снижая шансы соответствующих кандидатов. Случаи запрещения “плакатной деятельности” наблюдались также в Хартуме, Джубе, Варрапе и Малакале. Запреты, безусловно, противоречат духу свободной и открытой предвыборной кампании, при котором все партии в силу своих возможностей – в рамках закона, естественно — должны иметь равные права на агитацию и пропаганду своих взглядов.

Как выяснилось в ходе предвыборной кампании, партии не имели равных возможностей выступить со своей программой по радио, телевидению и в печати. Хотя НИК и старается осуществлять мониторинг публикаций, выход пяти из шести членов мониторингового центра — представителей разных политических партий и сохранение в нем только членов ПНК, очередной раз свидетельствует о неравном положении кандидатов.

Некоторые из избирательных комитетов штатов стараются работать с местными СМИ для обеспечения справедливого распределения эфирного времени и места в печати, предоставляемых разным партиям. Однако, по словам обозревателей, официальные и неофициальные взносы за эти “услуги” по-прежнему ставили разные партии и кандидатов в неравное положение

Две радиостанции в Джубе – Bakhita Radio и Liberty FM – были временно закрыты службой безопасности из-за “неудовлетворительного содержания” их радиопередач. По всей стране журналисты подвергались угрозам и давлению. То есть, поведение властей в отношении СМИ подрывало конституционные основы и цели свободу электорального процесса.

Озабоченность кандидатов вызывает и решения НИК потребовать от партий и независимых претендентов на выборные посты предоставления в Комиссию магнитофонной записи их запланированных выступлений по радио для получения “одобрения”. В результате лидер партии «Умма» С.аль-Махди был обвинен в желании возбудить ненависть к центральному правительству в речи, которую НИК запретил для передачи по Radio Omdurman. То есть, вместо того, чтобы защищать “свободу выражения”, НИК выступает в качестве цензора, хотя НИК и комитеты штатов, как предполагалось, должны были сохранять нейтральность в отношении предоставляемых им материалов. Критика внутренней политики и действий правительства должна оставаться предметом дискуссии. Между тем, правительственный Национальный совет по печати подал в суд на две газеты, “осмелившиеся” опубликовать негативные высказывания о правящей партии ПНК и президенте страны Омаре аль-Башире.

Политические партии и независимые кандидаты получили равный доступ к государственному радио и телевидению только однажды в начале кампании, позже непропорционально большое время в эфире предоставлялось лишь кандидатам от ПНК. НИК полностью проигнорировал эту практику и не принял мер к тому, чтобы сохранить национальные СМИ нейтральными во время кампании.

Процесс выдвижения партийных и независимых кандидатов закончился регистрацией 72 политических партий и более чем 16 тысяч кандидатов, сражающихся за 1841 парламентское и государственное место. Как позитивное можно оценить решение Верховного Суда рассматривать аппеляции ранее отвергнутых кандидатов в президенты; некоторые из них были зарегистрированы. В то же время наблюдались случаи давления на кандидатов, часть которых отказалась от участия в выборах. Угроза безопасности личности сохранялась в течение всего периода предвыборной кампании. Представляется, что если она останется и в последнюю неделю, это может отразиться на результатах выборов.

В ходе кампании были выявлены нарушения пропорциональности в числе кандидатов от штатов и регионов, а также предоставление комитетами штатов противоречивой информации партиям и кандидатам, в том числе о том, какие документы необходимы для регистрации. Кроме того, решение НИК перенести окончательный срок отклонения кандидатур, формально законное, фактически отразилось на планировании политическими партиями своих действий.

До сих пор не решен вопрос о представительстве Южного Кордофана, Абьея и 10 южных штатов в Национальной Ассамблее. Сейчас, когда НИК произвел отсрочку выборов членов ассамблеи штата и губернатора Южного Кордофана, важно, чтобы план разрешения конфликтов, касающихся границ штата, осуществлялся как можно быстрее. Подготовка к отложенным выборам в штате должна также начаться в кратчайшие сроки, чтобы и вовсе не повернуть процесс вспять.

Сложным остается и вопрос об участии в выборах дарфурцев. Несмотря на недавнее подписание в Дохе между центральным правительством и Движением за справедливость и равенство (ДСР) Декларации о принципах, невозможность достичь всестороннего прекращения огня и непрекращающееся насилие, прежде всего, в Джебель Марра и Западном Дарфуре, могут помешать подготовке к выборам в регионе, а ряду общин – участвовать в них.

Уверения суданских властей в том, что чрезвычайное положение в Дарфуре не будет использовано для ограничения деятельности политических партий, на практике мало способствуют изменению в положении жителей региона и беженцев.

Количество избирательных участков также вызывает беспокойство: если все зарегистрированные для выборов суданцы действительно примут в них участие, эти пункты едва ли смогут обеспечить всех бюллетенями, не говоря уже об обслуживании больших очередей. НИК недавно объявил, что создано или только будет организовано 10320 центров, координирующих 17914 избирательных участков по всей стране. Это почти в два раза меньше ранее запланированного количества в 21000 центров. Уменьшение числа центров и участков объясняется неспособностью правительства обеспечить в необходимых масштабах персонал и охрану. Ограничение числа участков, вполне возможно, приведет к невозможности обеспечить полноценное участие в голосовании, прежде всего, это может коснуться сельских районов, где наиболее велики расстояния между самими участками и между участками и населенными пунктами. Однако учитывая текущее состояние подготовки к выборам, трудно представить себе, что число избирательных участков может быть увеличено за оставшиеся дни.

Каждый избирательный участок на севере страны сможет принять примерно 1200 избирателей, в то время как на юге — лишь 1000. В сложившейся ситуации даже некоторый рост выше запланированного числа избирателей на том или ином участке может серьезно осложнить его работу даже в течение намеченного трехдневного периода голосования.

В результате решение НИК может привести к фактическому отстранению от голосования жителей наиболее отдаленных или недоступных районов, подорвав таким образом принципы всеобщего избирательного права.

Участие перемещенных лиц также важно для проведения действительно всеобщих выборов. Однако число участков в районах скопления беженцев также остается недостаточным.

Проводимые на избирательных участках их работниками тренировки продемонстрировали тот уровень, на котором участники голосования могут быть обслужены. Идеализированные оценки показали, что на каждого избирателя приходится примерно 2,5 минуты. Подсчеты показали, что многим избирательным участкам, даже если предполагаемые избиратели начнут прибывать равномерно, будет трудно обслужить весь электорат в течение 3 дней, отведенных на голосование. НИК предстоит еще провести большую работу по обеспечению участков необходимыми фондами и материалами, чтобы помочь их работникам успешно выполнить поставленные перед ними задачи. Особое внимание следует уделить районам, где нет электричества, так как там после 6 часов вечера голосование будет затруднено.

Что касается штата участков, то вначале предполагалось, что он будет насчитывать 7 человек, в настоящее же время речь идет лишь о шести, по крайней мере, в отношении Юга.

Опыт других стран показывает, что в случае невозможности провести выборы в течение намеченного срока, в данном случае, в 3 дня, возможно увеличить сроки голосования до 4 дней.

Голосование – это кульминация электоральной кампании. Предстоящие в Судане выборы станут историческим моментом для миллионов жителей страны. Учитывая то, что корректировка опубликованных списков кандидатов по техническим причинам проходила в сжатые сроки, в оставшееся время НИК должна приложить усилия к тому, чтобы зарегистрированные избиратели не отказались от участия в выборах из-за того, что не нашли в списках всех предполагаемых кандидатов. Не готовы и окончательные списки избирателей, из которых “выпали” сотни тысяч имен. Отчеты показали несоответствия между заполненными от руки регистрационными книгами и электронными списками. В одном только городе Варрапе разница составила 78000 человек.

Многочисленные изменения в планах НИК стали одной из причин тех трудностей, с которыми она столкнулась в последний момент. Это касается и обеспечения транспортом.

Важно обеспечить “прозрачность” подсчета голосов. Этот процесс еще должен быть уточнен НИК. Из-за транспортных и других проблем, скорее всего, будет невозможным начать публикацию результатов голосования через 4 дня после начала подсчетов. Тем более, что вклинятся проблемы потерянных бюллетеней и др. Однако отсрочки с обнародованием результатов могут привести к напряженности.

Указания НИК о том, что результаты должны быть объявлены немедленно после подсчета на каждом участке в отдельности, должны быть соблюдены. Однако было бы целесообразней оглашать результаты по участкам одновременно со всеми доступными предварительными результатами по стране, чтобы население могло их сравнивать и убеждаться в их правдивости и правдоподобности.

Остаются проблемы и с обеспечением безопасности выборов, хотя и центральное правительство, и власти Южного Судана приняли меры в этом направлении: вооруженные силы Судана и южносуданская армия будут призваны для обеспечения мирного процесса голосования.

Суданские выборы имеют чрезвычайно комплексный характер, и это опасно для страны, жители которой имеют весьма незначительный электоральный опыт.

52.49MB | MySQL:103 | 0,409sec