Как указывают аналитики Департамента Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ, помимо прямого гуманитарного воздействия нынешнее обострение палестино-израильского конфликта также будет иметь последствия для более широкого региона Ближнего Востока и Северной Африки, оказывая воздействие как на людей, так и на экономику. Это происходит на фоне ожидания замедления экономической активности в регионе, которая упадет с 5,6% в 2022 году до 2% в 2023 году. Степень воздействия на регион остается крайне неопределенной и будет зависеть от продолжительности, интенсивности и распространения конфликта. Крупномасштабный конфликт стал бы серьезной экономической проблемой для региона. Его сдерживание зависит от успеха международных усилий по предотвращению дальнейшей эскалации в регионе в целом. Несомненно то, что прогнозы для экономик, наиболее подверженных риску, будут понижены и что решающее значение будет иметь политика защиты экономик от потрясений и сохранения стабильности. Без сомнения, больше всего пострадали Израиль, Западный берег и сектор Газа. Но экономические последствия простираются далеко за пределы непосредственного района боевых действий. Соседние страны Египет, Иордания и Ливан также уже испытывают экономические потрясения. На фоне опасений по поводу угрозы эскалации туристы отменяют поездки в регион, нанося серьезный удар по самому принципиальному сектору этих экономик. Туризм, на долю которого в 2019 году приходилось от 35% до почти 50% экспорта товаров и услуг в этих странах, является важнейшим источником иностранной валюты и занятости. Экономики, зависящие от туризма, такие как Ливан, где уровень заполняемости гостиниц в октябре снизился на 45% пунктов по сравнению с прошлым годом, столкнутся с побочными эффектами для роста.
Влияние на энергетические и финансовые рынки было ограниченным и временным. После первоначального резкого роста цены на нефть снизились и в настоящее время находятся ниже доконфликтного уровня, что отражает изменения в условиях глобального спроса (поскольку перебоев в добыче нефти не было). Цены на природный газ также снизились после значительного скачка, но все еще примерно на 25% превышают доконфликтный уровень. Доходность государственных облигаций некоторых стран выросла, но более широкое воздействие пока было минимальным. Чистый приток портфельных инвестиций в регион — признак инвестиционных настроений — имел тенденцию к снижению, которая ускорилась с кризисом, но с тех пор вернулась к доконфликтному уровню.
Несмотря на эти факторы, повышенная неопределенность относительно траектории развития конфликта между Израилем и ХАМАСом подрывает доверие потребителей и компаний, что может привести к сокращению расходов и инвестиций. В отсутствие долгосрочного прекращения огня, и даже если конфликт останется сдержанным, неопределенность может очень негативно повлиять на более широкий регион Ближнего Востока и Северной Африки. Таким образом, там, где влияние до сих пор было ограниченным, экономический рост может ухудшиться, если нерешительность инвесторов начнет сказываться на инвестиционных решениях. Кризисы также могут выявить основные факторы уязвимости, усугубляя риски ухудшения прогноза. Повышение надбавок за риск может привести к росту стоимости заимствований, что может быстро сказаться на странах с высокой задолженностью. Более того, нестабильные и затронутые конфликтами государства региона, такие как Сомали, Судан и Йемен, могут столкнуться с сокращением критически важных потоков помощи, если внимание доноров сместится, а объем международной помощи не расширится для удовлетворения растущих глобальных потребностей.
На этом фоне перспективы эскалации конфликта могут стать переломным моментом для региона. Последствия будут далеко идущими и быстро распространятся за пределы ближайших соседей, на такие экономики, как Ирак, Иран, Сирия и Йемен. Чем дольше будет продолжаться конфликт, тем сильнее пострадают туризм, торговля, инвестиции и другие финансовые каналы. Потоки беженцев могут значительно возрасти, усилив социальное и налогово-бюджетное давление в странах, которые их принимают, и потенциально вызвать более затяжную слабость. В регионе, на который приходится 35% мирового экспорта нефти и 14% экспорта газа, последствия потенциального перебоя в добыче становятся очень серьезными. Однако, в отличие от прошлых эпизодов, даже если цены резко возрастут в ответ на события, производители нефти, особенно в регионе, могут задействовать достаточные резервные мощности для быстрого увеличения добычи, помогая смягчить последствия. Несомненно, война Израиля против ХАМАСа изменит будущее региона. Там, где экономические последствия остры или риски повышены, разумное антикризисное управление и политика предосторожности будут иметь решающее значение в ближайшей перспективе. Этот кризис может открыть эру высокой неопределенности для многих стран, если не будет должным образом урегулирован. Для тех, кто готовится к потенциальным потрясениям, важно не упускать из виду важную программу реформ и повышения устойчивости, особенно учитывая существующие структурные проблемы и более подверженную потрясениям глобальную обстановку. Страны должны подготовиться, укрепив политические резервы там, где это необходимо, и обеспечив финансовую и внешнюю устойчивость. Перспективы развития региональной экономики, соответствующим образом сконструированных и последовательность структурных реформ может помочь как в краткосрочной перспективе рост и долгосрочные перспективы роста. Более сильные и устойчивые экономики также с большей вероятностью смогут противостоять внезапным потрясениям.
МВФ тесно сотрудничает с регионом, помогая странам смягчить воздействие негативных побочных эффектов. Страны, участвующие в программах, поддерживаемых МВФ (Египет, Иордания, Мавритания, Марокко), могут использовать эти программы для проведения эффективной политики. В Египте персонал МВФ взаимодействует с властями для продвижения вперед в пересмотре программ. Недавнее соглашение на уровне персонала о поддерживаемой МВФ программе для Иордании, действующее с середины 2023 года, прокладывает путь к минимизации негативных последствий для экономики. Гибкая система предоставления кредитных линий Марокко, которая отражает ее очень сильные фундаментальные показатели и политические установки, также служит буфером против негативных потрясений. В более широком смысле решение этих проблем дает возможность для перезагрузки. МВФ сейчас пересматривает экономические перспективы для Ближнего Востока и Северной Африки в тесном сотрудничестве со своими членами и готов усилить необходимую поддержку путем консультирования по вопросам политики, технической помощи и финансирования стран региона.