Согласно опубликованным в середине текущей недели сообщениям израильских СМИ, политическое руководство ХАМАСа в составе главы Политбюро И.Хании, его заместителя М.Абу Марзука и Х.Машаля, считающегося лидером в диаспоре во вторник вечером, вероятно, покинула Катар, прервав, как минимум временно, все связи с окружением и не сообщив о месте своего нового пребывания. Помимо этого, по некоторым данным из Ливана бежал один из основателей боевого крыла ХАМАСа – «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама» С.Аль-Арур. Впрочем, место его нахождения предположительно известно, им оказалась Турция. Высказывается версия, что поводом для смены дислокации руководства ХАМАС стали заявления главы ШАБАКа Р.Бара, в которых говорится о планах «устранить высокопоставленных чиновников ХАМАСа в Катаре и Турции». При этом представитель израильских спецслужб сравнил предстоящую операцию с ликвидацией террористов, совершивших атаку против израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. Помимо этого, ранее израильский премьер-министр Б.Нетаньяху распространил информацию, что дал распоряжение «Моссаду» «действовать против лидеров ХАМАСа, где бы они не заходились».
Риторика израильского политического и силового истеблишмента ясна и согласуется, как кажется, не только с текущими обстоятельствами, характеризующимся операцией ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа, но и более традиционными стратегическими установками, включающими сдерживание и устрашение региональных противников. В связи с этим можно предположить, что члены правительства ближневосточного государства и руководство спецслужб специально в открытых источниках распространяли соответствующие комментарии, стараясь тем самым добиться дестабилизации в управлении ХАМАСа, рассчитывая, что это позволит в числе прочего добиться новой сделки по освобождению заложников. В противном случае власти при планировании операции по ликвидации руководства ХАМАСа вели бы себя более сдержанно.
Впрочем, ХАМАС не первый год знаком с Израилем, а потому успел изучить стратегию и тактику своего противника. Как следствие, для принятия решения об объезде из Катара нужны были не только внешние, но и внутренние выталкивающие факторы. В этом контексте интересны материалы октябрьской встречи госсекретаря США Э.Блинкена с эмиром Катара, шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани. В ходе переговоров, прошедших в середине октября, предположительно было достигнуто соглашение о пересмотре в сторону улучшения отношений Вашингтона и Дохи, после того, как Катар завершит свое участие в освобождении захваченных израильтян, удерживаемых палестинскими боевиками в секторе Газа. Как отметили уже американские СМИ со ссылкой на неназванные источники в дипломатических кругах, четких указаний о высылке руководителей ХАМАСа Катар тогда не получил, а сама встреча в большей степени стала попыткой Белого дома добиться деэскалации конфликта через согласование обменной сделки, под воздействием которой Израиль готов хотя бы временно прекратить огонь.
Однако в сложившихся обстоятельствах в Дохе вполне могли прибегнуть к превентивным мерам. В частности, ряд арабских изданий, публикуя информацию об отъезде лидеров ХАМАСа из Катара, утверждает, что эмират сам рекомендовал им переезд, указав на невозможность обеспечивать безопасность перед лицом угрозы от израильских спецслужб, а в качестве нового места дислокации предложил Алжир. Произошло это, как кажется, потому, что выгода от долгосрочного изменения курса существенно превышает бонусы текущего положения в виде канала коммуникации с ХАМАСом. Вашингтон все больше наделяет Доху статусом важного регионального партнера, к примеру, еще в марте 2022 г. президент Дж.Байден назвал страну Персидского залива чуть ли не главным партнером за пределами НАТО, за усилия по поддержке эвакуации американских войск из Афганистана. В 2023 г. возвращение Катара к конструктивному диалогу с членами ССАГПЗ стало своего рода противовесом проведенного под патронажем Китая примирения между Саудовской Аравией и Ираном. Вместе с тем, в Катаре прекрасно осознают и состояние собственного общественного мнения, а потому не могут себе позволить открыто заявить о депортации верхушки ХАМАС под давление Соединенных Штатов, а значит и в пользу Израиля.
Алжир может фигурировать в качестве нового пункта пребывания И.Хании, М. Абу Марзука и Х.Машаля тоже не случайно. Еще в 2019 г. в этой стране открылось представительство ХАМАСа, которое возглавил Мухаммед Осман Абу аль-Бараа. По случаю данного события Алжир тогда даже посетил М. Абу Марзук, прибывший в составе большой делегации с 6-дневным визитом. При этом в тогдашних комментариях ХАМАС вполне открыто описывал важность Алжира, подчеркивая широкую симпатию местной общественности к палестинской группировке, а также налаженный канал сбора средств на нужды т. н. «палестинского сопротивления», которым стало Движение общества за мир, которое, как и ХАМАС, ведет свою историю от «Братьев-мусульман». В июле текущего года Алжир посетил Х.Машаль, сосредоточившийся на встречах с представителями местной общественности и СМИ. Примечательно, что расширение присутствия ХАМАСа в Алжире, шедшее на протяжении нескольких лет и нацеленное фактически на постепенное вытеснение классического палестинского представительства в арабских странах по линии ПНА и ООП практически не встретило сопротивления Рамаллы. Наконец, не последнюю роль в позиции Алжира могло сыграть признание США суверенитета Марокко над Западной Сахарой в рамках поддержки процесса нормализации отношений между Иерусалимом и Рабатом.
В целом перемещение руководства ХАМАСа из Катара свидетельствует, как кажется, не только и не столько о положении самой палестинской группировки, сколько о процессах в регионе, где происходит определенная перестановка сил, обусловленная как подходом местных режимов к операции ЦАХАЛа в Газе, так и их видением глобальных геополитических процессов, включая отношения с США и Россией. Надо отметить, что среди мест предположительного переезда И.Хании, М. Абу Марзука и Х.Машаля фигурируют также Иран и Ливан, однако, они выглядят менее вероятными в силу нежелания ни Тегерана, ни Бейрута притягивать к себе как дополнительное негативное внимание Запада, так и превращаться в цели для деятельности израильских силовых структур, что несет в себе и повышенные риски открытого конфликта.