Оценки в Израиле ситуации после атак ХАМАСа из сектора Газа. Часть 50

После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 15 декабря, по израильской территории было выпущено более 12 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли более 1 200 человек, 10 039 ранены,  более 130 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа (в дополнение к 4 чел., плененным много лет назад), 114 чел. освобождены. В ходе столкновений погибли 445 израильских военнослужащий[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа, убивая сотни палестинцев. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли, по меньшей мере, 18 787 чел., из них 70% – женщины и дети, раненых – более 50 897[ii]. На Западном берегу р. Иордан убито не менее 274 палестинцев[iii]. Эксперты Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) подготовили рекомендации по политике Израиля в отношении послевоенного устройства сектора Газа. Они исходят из отсутствия уверенности в том, что Израилю позволят завершить демонтаж военной инфраструктуры ХАМАСа, поэтому израильская армия должна сейчас быстро завоевать анклав, после чего возникнет необходимость его послевоенного обустройства.

Эксперты полагают, что «с точки зрения безопасности, вакуум власти в Газе не беспокоит Израиль, поскольку это предоставит ему свободу военных действий, и он сможет войти в анклав по своему усмотрению. К тому же вакуум власти будет означать отсутствие эффективного сопротивления буферным зонам вдоль границы с Сектором». Проблему они видят в том, что США вряд ли смирятся с таким положением дел. По мнению экспертов, «американцы боятся хаоса. Они мечтают о стабильном правительстве, которое установит закон и порядок в секторе Газа и будет способно участвовать в его восстановлении при щедром финансировании со стороны международного сообщества. Амбициозное американское видение, сформулированное президентом Джо Байденом, также включает прекращение конфликта». При этом отмечается, что «американцы, похоже, забыли о своих неудачах в «инженерии» ряда мусульманских стран». «На фоне плачевного американского опыта и того, что происходит в арабских странах, таких как Ливия, Ливан, Сирия, Ирак и Йемен, и даже в Палестинской национальной администрации, выстраивание политических рамок, которые превратят Газу в Сингапур или что-то в этом роде, представляется непростой задачей». Президент JISS Эфраим Инбар отмечает, что «Газа – это не Германия или Япония, современные государства, чьи ценности и политические системы претерпели некоторые изменения благодаря американской оккупации». Поэтому он называет несбыточными ожидания того, что после окончания правления ХАМАСа в секторе Газа новый режим сможет сохранить монополию на применение силы, предотвращая рост террористических организаций и тем самым убирая необходимость для Израиля в свободе военных действий в секторе Газа.

По оценкам израильских экспертов, «США будет трудно найти деятеля из Газы, готового управлять анклавом, поскольку любой будет бояться того, что его убьет ХАМАС. Любому руководителю в Газе, который решится заполнить вакуум власти, придется мобилизовать местные силы для сохранения своего правления. Опора на иностранные силы, и тем более на ЦАХАЛ, подорвет легитимность и эффективность любой такой фигуры. Все другие предлагаемые механизмы [обозначенные в предыдущей части статьи – прим. автора] имеют ту же слабость – отсутствие легитимности».

Более того, они допускают, что «другие варианты, такие как международная опека при поддержке международных сил под эгидой ООН, межарабские силы, войска западных стран во главе с Соединенными Штатами или ПНА, будут стремиться обеспечить свое выживание и закроют глаза на террористические организации, цель которых – нанести вред Израилю». В JISS сомневаются в «их способности повлиять на политическую культуру и систему образования Газы, что является ключом к изменению отношения к Израилю». Так, «американцы, выступавшие за изменение политической культуры Ирака, отмечали, что это требует усилий нескольких поколений».

Указывается на наличие у Израиля отрицательного опыта взаимодействия с международными силами. Отмечается, что «эффективность международных сил в предотвращении терроризма ограничена. Они исчезают в нужный момент или мешают операциям ЦАХАЛа. Миротворческие силы также являются источником напряженности в отношениях со странами, чьи солдаты дислоцируются на местах. ПНА обладает очень ограниченным желанием и возможностями защитить Израиль от терроризма, к тому же ее отношение к Израилю не существенно отличаются от позиции ХАМАСа», – считают эксперты JISS.

Не видя приемлемого варианта организации правления в секторе Газа и подчеркивая необходимость поддержания отношений со своим самым важным союзником – США, они предлагают израильскому руководству выбрать наименее разрушительный вариант, который совпадает с желаниями американцев. Важность для Израиля хороших отношений с США объясняется потребностью в получении американской военной, дипломатической и финансовой помощи. Более того, помощь США нужна в организации управления в послевоенном секторе Газа. «Израилю понадобятся США для пополнения арсенала и замены отработанных боеприпасов. Израилю также не обойтись без американской помощи, если он решит расширить границы военных действий, чтобы избавиться от «Хизбаллы»».

В этих условиях, в JISS не видят смысла для Израиля противостоять американским дипломатическим усилиям. Эксперты уверены в том, что «будучи одержимой идеей закончить конфликт на основе принципа «двух государств для двух народов», администрация Байдена хочет вернуть Газу под власть ПНА, чтобы объединить Западный берег р. Иордан и сектор Газа в одно неделимое политическое образование. Именно по этой причине США поддерживают войну, направленную на уничтожение военного потенциала ХАМАСа – главного соперника ПНА. Несмотря на продолжающиеся провалы руководства ПНА, Вашингтон верит, что Палестинскую национальную администрацию можно оживить». Поэтому эксперты не советуют легкомысленно относиться к решимости Байдена реализовать его видение.

В JISS считают необходимым соблюдать требования США. Несмотря на то, что это может быть воспринято как крупная уступка со стороны Израиля, это важно для предотвращения дальнейшей радикализации позиции Демократической партии США в отношении еврейского государства. По мнению экспертов, «не сопротивление Израиля возвращению ПНА в сектор Газа докажет администрации Байдена, что израильское правительство не находится в зависимости от его крайне правых членов, которые решительно выступают против передачи сектора Газа ПНА, т.к. считают это повышением шансов на создание Государства Палестина (несмотря на неспособность ПНА создать функционирующее государство на Западном берегу р. Иордан)».

Утверждается, что «Израиль должен поддержать американское требование «возродить» ПНА. Нужно предложить приемлемые для американцев условия, которым должно соответствовать палестинское руководство». А именно, ПНА должна:

1) прекратить выплаты членам семей палестинцев, которые сидят в израильских тюрьмах по обвинению в терроризме;

2) внести серьезные изменения в систему палестинского образования, чтобы значительно уменьшить ненависть к Израилю;

3) распустить Ближневосточное агентство ООН для помощи беженцам и организации работ (БАПОР), которую эксперты называют «организацией, сохраняющей и разжигающей конфликт», и передать все ее полномочия ПНА для ее же усиления;

4) очистить палестинскую арену от ХАМАСа (например, объявить движение вне закона);

5) аннулировать все петиции в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге.

Эксперты JISS подчеркивают, что «возвращение ПНА в Газу (даже если она не претерпит изменений), обеспечит максимальную свободу действий ЦАХАЛа – что, в конечном счете, и является израильской целью; слабость и неэффективность ПНА становятся преимуществом для Израиля. ПНА используется для обеспечения свободы действий израильских военных. ПНА также заинтересована в том, чтобы не допустить возвращения ХАМАСа на палестинскую арену после поражения от Израиля». В этом они видят суть сотрудничества Палестинской национальной администрации с Израилем в области безопасности, но одновременно не советуют ожидать от ПНА слишком большого сопротивления. «Как и на Западном берегу р. Иордан, в секторе Газа именно ЦАХАЛу придется выполнять основную часть работы по борьбе с новыми ячейками ХАМАСа».

Если ПНА все-таки не сможет или не захочет выполнить американские условия и пойти на внутренние изменения, Израиль должен быть готов принять предложение Белого дома о временном правлении в секторе Газа межарабских (или многонациональных) сил во главе с Соединенными Штатами. Предполагается, что «в течение переходного периода будет сочетание гражданского управления – для восстановления анклава, фундаментальных изменений в системе образования и общественной сфере (шансы на успех невелики) – и многонациональных полицейских сил, сформированных из представителей стран, которые заинтересованы в этом (американских военных «на земле» быть не должно, но на командном уровне они будут)».

Обратной стороной этого предложения эксперты считают «развитие твердой американской приверженности «новой жизни в секторе Газа» – со всеми вытекающими последствиями в отношении приоритетов и соображений безопасности». Преимущество они видят в «продолжении раскола между сектором Газа и Западным берегом р. Иордан, хотя нет никакой уверенности в том, что местные элементы, которые возникнут под эгидой многонациональной структуры, однажды не решат подчиниться правлению «Западного берега»».

В JISS считают, что Израиль должен использовать «время вывода ЦАХАЛа в качестве разменной монеты для получения от американцев того, что он хочет в секторе Газа». Предполагается, что «Соединенные Штаты не захотят, чтобы ЦАХАЛ уходил без созданного нового политического механизма, который в упорядоченном процессе заменит израильскую армию. США нуждаются в Израиле в их «донкихотской» попытке создать новую ПНА, положить конец палестино-израильскому конфликту – как выразился президент Байден – а также установить стабильность и процветание в секторе Газа».

Таким образом, в JISS, в частности, Э.Инбар, исходит из того, что «если позволить ПНА потерпеть неудачу в секторе Газа, это может стать преимуществом для Израиля». Он считает, что «международная опека, силы ООН, межарабские подразделения и воинские контингенты из западных стран — все они будут возражать против свободы военных действий Израиля». В этих условиях эксперт надеется, что «у ЦАХАЛа будет достаточно времени для достижения цели войны – ликвидации военной инфраструктуры ХАМАСа и восстановления израильского сдерживания». «У Израиля нет желания оставаться в Газе и брать на себя ответственность за ее население. Однако он хочет сохранить свободу военных действий, чтобы предотвратить усиление террористических организаций в анклаве и после вывода израильской армии».

Что касается вопроса гражданского правительства, Э.Инбару трудно предположить, что ПНА будет функционировать в секторе Газа лучше, чем она это делала на Западном берегу р. Иордан. Он называет палестинское руководство «коррумпированным и неэффективным», но допускает, что «некоторая часть большой суммы денег, которая пойдет на восстановление Газы, достанется жителям Газы».

Э.Инбар предполагает, что ПНА потерпит неудачу в секторе Газа. «Дополнительное разочарование со стороны палестинского национального движения, врага сионистского национального движения, выгодно Израилю. Маловероятно, что палестинцы откажутся от своей мечты, если не произойдут революционные изменения в палестинской системе образования».

Эксперт ссылается на результаты недавнего опроса общественного мнения, согласно которому, две трети палестинцев считают, что Израилю не суждено отпраздновать столетие своей независимости. Поэтому «еще одна палестинская неудача убедит мир, что это провальное движение, не заслуживающее поддержки»[iv].

[i] Real-time Updates / INSS. 15.12.2023. https://www.inss.org.il/publication/war-data/

[ii] Israel bombards Rafah as pressure mounts over civilian death toll in Gaza // Aljazeera. 14.12.2023. https://www.aljazeera.com/news/2023/12/14/israel-bombards-rafah-as-pressure-mounts-over-civilian-death-toll-in-gaza

[iii] Death toll across Palestine surges to 17,674, over 49,300 wounded // Wafa. 09.12.2023. https://english.wafa.ps/Pages/Details/139962

[iv] Recommendations for Israeli policy on the “day after” in Gaza / JISS. December 2023. https://jiss.org.il/wp-content/uploads/2023/12/english_web.pdf

55.78MB | MySQL:116 | 0,735sec