О ходе и проблемах при урегулировании вопроса внешней задолженности Сомали

Заседание правления Международного валютного фонда (МВФ), которое прошло  13 декабря в Вашингтоне фактически завершило трехлетний процесс списания долга Сомали, который составляет 3,3 млрд долларов (40% ВВП). В 2020 году страна достигла «точки принятия решения», что дает ей право на первый раунд частичного облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы в интересах бедных стран с крупной задолженностью (HIPC), которая является проектом Всемирного банка и Международного валютного фонда. Впервые она была запущена в 1996 году для оказания помощи бедным странам в управлении их долгами. Проект HIPC был дополнительно расширен / дополнен в 2005 году Многосторонней инициативой по облегчению долгового бремени (MDRI), которая позволяет бедным странам с крупной задолженностью БСКЗ получить 100-процентное освобождение от долгов перед МВФ, Всемирным банком и Африканским фондом развития после завершения процесса. Сомали только что завершила процесс помощи БСВЗ и получила облегчение долгового бремени на сумму около 4,5 млрд долларов США, при этом осталось 600 млн долларов США. Ей еще предстоит пройти процедуру MDRI. 4,5 млрд долларов США были распределены между коммерческими кредиторами (3 млрд долларов США), многосторонними кредиторами (573,1 млн долларов США), Всемирным банком (448,5 млн долларов США), МВФ (343,2 млн долларов США) и Африканским фондом развития (131 млн долларов США), что сокращает внешний долг Сомали до менее чем 6% его ВВП. Обычно это рассматривается как историческая возможность для Сомали в процессе восстановления после долгой и разрушительной гражданской войны, которой, похоже, до сих пор нет конца. Ожидается, что Сомали получит доступ к льготному финансированию от многосторонних институтов, а также к климатическому финансированию, что повысит доверие инвесторов и расширит корреспондентские банковские отношения между странами. Хотя несколько критериев еще не были выполнены, ожидается, что МВФ одобрит полное списание долга Сомали на этой неделе. Сомали сейчас находится на «точке завершения» программы, после которой ее долг не должен превышать 550 млн долларов. МВФ разработал политику классификации управления по 14 критериям, включая сокращение бедности и решение вопросов государственных расходов, управления природными ресурсами и налогово-бюджетной политики. Сомали выполнила почти все эти условия, но есть одно последнее препятствие. Согласно источнику МВФ, Могадишо изо всех сил пытается согласовать свои процедуры взимания портовых сборов. Однако эксперты, скорее всего, не будут возлагать ответственность за это на центральное правительство, поскольку некоторые федеральные земли отказываются сотрудничать, что делает невозможным продвижение инициатив администрации президента Хасана Шейха Махамуда (ХШМ). Особенно это касается Босасо в Пунтленде, одного из крупнейших портов страны, которым управляет британская дочерняя компания DP World, P & O Ports. Пунтлендом управляет Саид Абдуллахи Дани, который всегда пытался отстоять свою автономию от федерального правительства. Достижение «точки завершения» находится на стадии разработки в течение нескольких месяцев и следует за серией двусторонних соглашений, подписанных между Сомали и ее кредиторами. Долг, который Могадишо в основном накопил во время холодной войны с Советским Союзом, оказался особенно острой проблемой. Но Сомали и Россия, наконец, достигли компромисса — 684 млн долларов на списание долга — во время саммита Россия-Африка в Санкт-Петербурге в июле. Первоначально Москва заявляла, что подпишет соглашение только при условии, что ХШМ примет участие в саммите. Он отменил свою поездку в последнюю минуту, отправив вместо себя министра финансов Бихи Эгех. Не желая показаться блокирующим консенсус, Кремль все равно счел себя обязанным подписать соглашение по долгу.

До того, как страна присоединилась к программе HIPC, около 29% долга Сомали принадлежало многосторонним кредиторам (МВФ, Африканский банк развития и Международная ассоциация развития при Всемирном банке). Почти 58% акций принадлежало странам Парижского клуба и около 13% другим двусторонним кредиторам, таким как Алжир, Ливия, Ирак, Болгария, Румыния, Кувейтский фонд арабского экономического развития, Саудовский фонд развития и Фонд Абу-Даби. Ожидается, что на этой неделе  правление МВФ также одобрит новую расширенную кредитную линию в размере 100 млн долларов, которая будет выделена несколькими платежами в течение следующих трех с половиной лет. При всем этом Сомали по-прежнему остается бедной страной и живет на помощь из множества различных источников, включая двустороннюю от ряда стран, многосторонних учреждений и, действительно, небольшой внутренний портфель по сбору налогов. Облегчение долгового бремени является четким свидетельством того, что страна находится на ощутимом этапе восстановления и дополняет недавнюю отмену эмбарго на поставки оружия, которое было введено в отношении страны в 1992 году. Похоже, что за последние пару месяцев в стране действительно произошли некоторые плодотворные события. Сомали стала 37-й страной, получившей выгоду от проекта, который позволит ей выплачивать меньшие проценты в будущем.

Но есть и серьезные проблемы. Законы и конституция Сомали (проект) основаны на исламском шариате, который запрещает выплату процентов. Будет ли Сомали, которое определенно будет занимать средства, снова финансировать себя на процентной основе или будет делать это на исламской основе? Большая часть долга, который был списан со страны, была накопленными процентами, а не фактическим заимствованием или основной суммой долга, и была взята правительством «социалистического государства». Будет ли страна финансировать себя с помощью исламского финансирования, даже если оно должно поступать от Всемирного банка, МВФ или Африканского фонда развития? Это, конечно, потребовало бы, чтобы такие финансисты оплачивали стоимость проектов напрямую, и позволило бы избежать нецелевого использования средств, как это имеет место при любых заимствованиях многих африканских стран, включая Сомали. Долг Сомали все еще не погашен, это около 600 млн долларов США, и сейчас он будет накапливать проценты, которые вскоре могут вырасти до тех же 5,2 млрд долларов США или более, которые были сейчас списаны.  Кроме того, Сомали теперь будет иметь право занять на льготных условиях около 2,1 млрд долларов США, из которых 843 млн долларов США будут предоставлены многосторонними учреждениями, а 1 225 млн долларов США — двусторонними кредиторами. Как это будет осуществляться, на какой основе и для каких проектов и программ Сомали использовала бы эти средства, вот в чем вопрос. Сомали пока не опубликовало ни одного из своих намерений в этом отношении. Но, возможно, одним из проектов такого финансирования должно стать строительство автомагистрали, соединяющей Зейлу с Борамой в Сомали, финансирование, уже одобренное Группой Африканского банка развития, и, возможно, другие объекты инфраструктуры.

Вторая проблема.  Сомали — хрупкое государство, которое пока не в состоянии контролировать всю свою территорию, поскольку части страны полностью вышли из-под контроля центральных властей и стремятся к отделению. Страна наводнена террористическими группировками, которые, вероятно, сильнее федерального правительства Сомали и собирают с населения больше налогов. При узкой базе сбора налогов  Федерального Государства Сомали) ФГС остается ограниченной, и если Могадишо немедленно начнет занимать больше средств из внешних источников, это только усугубит его проблемы в дополнение к оставшемуся внешнему долгу, который стране все равно приходится обслуживать. В этой связи Сомали, как ожидается, в скором времени подаст заявку на полное облегчение бремени задолженности в рамках Многосторонней инициативы по облегчению долгового бремени (MDRI) Всемирного банка и МВФ. В этой связи серьезные экономисты предупреждают о том, что главным препятствием для новых заимствований является слабая государственность Сомали.   Страна не готова к такому предприятию, поскольку она не восстановлена. Части страны, действительно, большая часть, не находятся под контролем федерального правительства. Надлежащие механизмы заимствования и способы управления этими заимствованиями отсутствуют. Финансовая система страны не находится под контролем правительства. В основном она находится в частных руках. В частных интересах нет ничего плохого, но они должны действовать по определенным правилам, которые применяются и / или неприменимы. В настоящее время это не так. В обязанности Федерального парламента Сомали входит внедрение этих процессов Министерством финансов страны и   запуск крупного процесса примирения в стране.  Но насколько силен потенциал этого органа в нынешних реалиях в Сомали?

Третья проблема. В данном случае всемерная опора на МВФ также чревата последствиями. В «Обзоре последствий структурной перестройки МВФ в Африке: экономический рост, социальные расходы и облегчение долгового бремени», опубликованном в апреле 1999 года Робертом Найманом и Нилом Уоткинсом, научными сотрудниками Центра преамбулы в Вашингтоне, Округ Колумбия, было отмечено, что «Несколько инициатив, которые в настоящее время рассматриваются Конгрессом, приведут к снижению роли МВФ в Африке, в то время как другие сохранят и даже усилят его роль». Исследование проводилось в то время, когда звучала и звучит сейчас  критика в адрес того, что МВФ злоупотребляет правами многих африканских стран. К тому же  многие коммерческие банки уклоняются от кредитования бедных стран из-за предполагаемых рисков, что делает многосторонние институты одним из немногих способов для бедных стран получить доступ к иностранному финансированию. Программы МВФ включали Расширенный механизм структурной перестройки (ESAF), который представляет собой механизм льготного кредитования для наименее развитых стран. Возможно, именно такое финансирование предусмотрено для Сомали, но известно, что те страны, которые воспользовались программой ESAF, только увеличили свое долговое бремя и, следовательно, «испытали более низкий экономический рост», согласно Роберту Найману и Нилу Уоткинсу в их вышеупомянутом обзоре. Как полагают некоторые западные эксперты,  Сомали не следует спешить с заимствованиями и повторным увеличением своих долгов, по крайней мере, в настоящее время. Люди научились жить с трудностями и без дополнительных заимствований правительства, и Сомали нет необходимости обременять себя 2,1 млрд долларов США, как это предусматривалось и было упомянуто президентом ХШМ на встрече в Байдабо с федеральными государствами, входящими Сомали около года назад.

55.72MB | MySQL:116 | 0,882sec