по материалам Исследовательской службы Конгресса США ( CRS)
С 2011 года конфликт между правительством президента Сирии Башара Асада и оппозиционными силами, добивающимися его смещения, привел к перемещению примерно половины населения страны и гибели более полумиллиона человек. Пять стран действуют в Сирии или содержат вооруженные силы в стране: Россия, Турция, Иран, Израиль и Соединенные Штаты. США поддерживают политическое урегулирование сирийского конфликта путем переговоров в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН и стремятся к окончательному разгрому «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Политики США работают над устранением угроз, исходящих от остатков ИГ и противодействуют «Аль-Каиде» (запрещена в России), облегчают гуманитарный доступ в Сирию и справляются с российскими, турецкими и иранскими вызовами операциям США. Землетрясения в феврале 2023 года и возобновившиеся при поддержке России атак правительственных сил на удерживаемые повстанцами районы на северо-западе Сирии создали дополнительные гуманитарные потребности. После террористических атак в Израиле в октябре 2023 года и военных операций Израиля в Газе поддерживаемые Ираном ополченцы нападали на военнослужащих США в Сирии, что вызвало ответные удары.
Зоны контроля
Правительство Башара Асада
Правительство Башара Асада, поддерживаемое Россией, Ираном и объединенными силами сирийского и иностранного ополчения, контролирует около двух третей территории Сирии, включая большинство крупных городов. В 2021 году президент Асад переизбрался на четвертый семилетний срок; официальные лица США назвали выборы «оскорблением демократии». Некоторое вооруженное сопротивление правлению Асада сохраняется, но Лига арабских государств и некоторые арабские государства нормализовали отношения с Дамаском и напрямую взаимодействуют с Асадом и его высокопоставленными чиновниками.
Курдско-арабские военные и гражданские власти
После разгрома «Исламского государства» преимущественно курдскими, поддерживаемыми США Силами демократической Сирии (SDF), курдские власти и их арабские партнеры на северо-востоке Сирии учредили Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии (AANES), также известную как Самоуправление Северо-Восточной Сирии (SANES). SDF и их политическое крыло (Сирийский демократический совет, SDC) играют ведущую роль в AANES, лидеры которого заявили, что они не связаны ни с правительством Асада, ни с оппозиционными силами. Турция вступила в конфликт с основной курдской группировкой в составе SDF из-за ее связей с Рабочей партией Курдистана (РКК), признанной США иностранной террористической организацией (FTO). Турецкие удары в Сирии после нападения РКК в октябре 2023 года в Турции повредили гражданскую инфраструктуру в районах, находящихся под контролем AANES. Некоторые арабские племенные формирования с августа 2023 года используют оружие против SDF при поддержке сирийского правительства.
Оппозиция и экстремистские силы
Районы северо-запада Сирии, удерживаемые оппозицией, находятся в ведении Сирийского правительства спасения (SSG). SSG было создано в 2017 году и связана с «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в России), которая является FTO из-за своих связей с «Аль-Каидой». Многие жители этого района были перемещены с территорий Сирии, которые сейчас находятся под контролем Асада, и, по оценкам, на 75% зависят от помощи ООН в удовлетворении своих основных потребностей.
Турецкие вооруженные силы и объединенные с ними ополченцы
Подконтрольные Турции районы Северной Сирии включают территории, оккупированные турецкими войсками в сотрудничестве с сирийскими арабскими прокси-силами. В этих областях Турция создала местные советы, подчиненные турецким провинциям, с которыми они граничат, при этом власти турецких провинций контролируют предоставление некоторых основных услуг.
«Исламское государство»
Военные США оценивают, что «Исламское государство» действует как сплоченный повстанческий отряд низкого уровня, нацеленный на правительственные силы Асада на юго-западе Сирии и в центральной сирийской пустыне, и SDF на севере и востоке Сирии.
Задержанные боевики «Исламского государства»
SDF продолжают удерживать около 10 000 боевиков ИГ в 26 местах содержания под стражей на севере Сирии. В январе 2022 года американские войска присоединились к силам SDF в длительном сражении за возвращение тюрьмы, захваченной боевиками ИГ. SDF также сохраняют под стражей до 47 000 человек, связанных с «Исламским государством» (в основном женщин и детей) в лагере для ВПЛ «Аль-Холь». Официальные лица США считают, что «Исламское государство» «рассматривает своих боевиков, содержащихся под стражей, и население лагеря для перемещенных лиц «Аль-Холь» как ключи к своему возрождению». В Сенате комитет сообщил, что законопроект об ассигнованиях на иностранную помощь на 2024 финансовый год (S. 2438) направит 25 млн долларов на План действий администрации лагеря «Аль-Холь».
Землетрясения 2023 года
В феврале 2023 года последовательные землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 баллов произошли на юге Турции недалеко от сирийской границы, в результате чего в обеих странах погибло более 47 000 человек. В Сирии больше всего пострадал северо-запад, включая районы, контролируемые оппозиционными и экстремистскими группировками, а также поддерживаемыми Турцией силами сирийского ополчения. Соединенные Штаты мобилизовали 251,5 млн долларов в качестве гуманитарной помощи пострадавшему от землетрясения населению Сирии в 2023 финансовом году.
Политика США
Администрация Байдена определяет четыре политических приоритета в достижении политического урегулирования конфликта, как это предусмотрено в резолюции 2254: (1) продолжение кампании США и коалиции против «Исламского государства»; (2) поддержка местных режимов прекращения огня; (3) расширение гуманитарного доступа; и (4) требование подотчетности и уважения международного права при одновременном поощрении прав человека и нераспространения, в том числе путем введения целенаправленных санкций.
Военное присутствие США: операция «Врожденная решимость»
Вооруженные силы США действуют на территории Сирии с 2015 года в соответствии с разрешениями на применение военной силы 2001 и 2002 годов (AUMF) на фоне продолжающихся дебатов в Конгрессе о разрешении операций США в Сирии. Операции США в Сирии в рамках операции «Врожденная решимость» (OIR) направлены на «окончательное поражение ИГ». Около 800 военнослужащих США базируются в Сирии для проведения операций по борьбе с ИГ и поддержки сил партнеров США в проведении их собственных операций по борьбе с ИГ. Большая часть американских войск развернута в том, что военные чиновники называют Зоной безопасности на Востоке Сирии, в поддержку SDF. Часть американских военнослужащих оказывает поддержку Сирийской свободной армии (SFA) в гарнизоне Эт-Танф на юго-востоке Сирии, который расположен вдоль транзитного маршрута между Ираком и Сирией, используемого как боевиками ИГ, так и поддерживаемыми Ираном ополченцами.
С 2015 года CENTCOM периодически наносит военные удары в Сирии вне рамок OIR, в том числе по объектам, связанным с «Аль-Каидой», объектам сирийского правительства, связанным с химическим оружием, и поддерживаемым Ираном ополченцам — некоторые из которых использовали объекты, базирующиеся в Сирии, для наблюдения за силами США в Сирии и Ираке и нанесения по ним ударов. С октября 2023 года Вооруженные силы США наносят удары по объектам на востоке Сирии, связанным с иранским Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и аффилированными с ним ополченцами в ответ на нападения поддерживаемых Ираном ополченцев на силы США в Сирии и Ираке. Удары были нанесены по американским войскам в Эт-Танфе, недалеко от долины реки Евфрат, и на крайнем северо-востоке Сирии.
Инструменты политики США
Программа обучения и оснащения Сирии
Программа обучения и оснащения Сирии, утвержденная Конгрессом в 2014 году и финансируемая через Фонд обучения и оснащения для борьбы с ИГ (CTEF), направлена на то, чтобы силы-партнеры США в Сирии были способны нанести поражение «Исламскому государству». Силы-партнеры США состоят из SDF и SFA. Американские военные чиновники оценивают, что SDF «имеют возможность успешно проводить односторонние операции, но полагаются на коалицию в некоторых возможностях». В июне 2023 года американские военные чиновники оценили, что SFA «в первую очередь полагается на поддержку Коалиции, в том числе через CTEF, для выполнения своей миссии по противодействию Деятельность ИГ и обеспечивать защиту коалиционных сил».
Финансирование на 2023 финансовый год и предложения на 2024 финансовый год
Закон о консолидированных ассигнованиях на 2023 финансовый год (П.Л. 117-328 и сопроводительное пояснительное заявление) выделил CTEF 475 млн долларов, в том числе 160 млндолларов для Сирии. Он также предусматривает аннулирование 65 млн долларов из средств CTEF за предыдущий год. Президент запрашивает 156 млн долларов из средств CTEF на 2024 финансовый год для программ Сирии. Палата представителей приняла законопроект об ассигнованиях на оборону (HR 4365) предусматривает запрошенную сумму и рекомендует аннулировать 50 млн долларов из выделенных средств на 2023 финансовый год, при этом Комитет по вооруженным силам Палаты представителей отмечает свою обеспокоенность по поводу подотчетности средств, выделенных на стипендии партнерам в Сирии. Согласно версии, опубликованной комитетом Сената (S. 2587), CTEF выделит 146,2 млн долларов в 2024 финансовом году на программы по Сирии, а в отчете Комитета по вооруженным силам Сената выражается обеспокоенность по поводу «временного» характера некоторых мест содержания под стражей, находящихся в ведении SDF.
Санкции
Соединенные Штаты сохраняют санкции в отношении Сирии, связанные с ее поддержкой терроризма, вмешательством в дела Ливана, применением химического оружия и нарушениями прав человека. В руководстве Министерства финансов США по соблюдению требований говорится, что Соединенные Штаты «по-прежнему привержены обеспечению поставок гуманитарной помощи сирийскому народу».
Гуманитарная помощь
Соединенные Штаты являются крупнейшим донором гуманитарной помощи в условиях сирийского кризиса, выделив с 2012 финансового года почти 17,2 млрд долларов на гуманитарные усилия в Сирии и соседних государствах, принимающих сирийских беженцев. В октябре 2023 года, по оценкам официальных лиц ООН, более 15 млн сирийцев нуждались в гуманитарной поддержке или защите.
Трансграничная помощь
Правительство Асада в ноябре 2023 года продлило разрешение Организации Объединенных Наций на доставку трансграничной помощи в удерживаемые оппозицией районы на северо-западе Сирии через контрольно-пропускные пункты Баб-эль-Хава и Аль-Раи до 13 февраля 2024 года. Совет Безопасности ООН предоставил мандат на трансграничную помощь с уведомлением (а не с разрешения) правительства Асада с 2014 по июль 2023 года, когда Россия заветировала повторное утверждение мандата.
Помощь в стабилизации
Соединенные Штаты предоставили более 1,3 млрд долларов в качестве помощи в стабилизации неподконтрольных режиму районов Сирии с 2011 года. Государственный департамент описывает помощь в стабилизации на северо-востоке Сирии как противовес влиянию «Исламского государства». Закон о консолидированных ассигнованиях на 2023 финансовый год (P.L. 117-328) предусматривает выделение средств в соответствии с разделами III и IV раздела K закона «независимо от любых других положений закона, для оказания несмертельной помощи в стабилизации положения в Сирии, включая неотложную медицинскую помощь и спасательные работы, а также расследования химического оружия». Принятая Палатой представителей версия законопроекта об ассигнованиях на иностранную помощь на 2024 финансовый год (HR 4665) запретит использование средств, выделяемых в соответствии с законом, в районах, контролируемых Асадом.
Вопросы для Конгресса
Конгресс может рассмотреть вопрос о том, влияют ли рост насилия внутри Сирии, более частые нападения на силы США в Сирии и развитие региональных конфликтов на цели США в Сирии и следует ли адаптировать военные операции США в Сирии, дипломатию, связанную с Сирией, и / или гуманитарные операции и операции по стабилизации. Конгресс может рассмотреть вопросы Сирии в рамках законодательства об иностранной помощи и ассигнованиях на оборону и санкционировании на 2024 финансовый год.