После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 10 января 2024 г., по израильской территории было выпущено более 12 500 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли около 1 300 человек, более 11 500 ранены, 136 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 520 израильских военнослужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли 23 357 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, раненых –59 410 чел.[ii]
В Институте исследований национальной безопасности (INSS) полагают, что именно сейчас, во время войны в секторе Газа, Израилю пора изменить свою политику в отношении российско-украинской войны. В частности, это обосновывают эксперты, такие как Георгий Пороскун, научный сотрудник программы изучения Россия в INSS, и Ярон Гамбург, специализирующийся на антисемитизме и дискурсе о Холокосте в постсоветской России.
По мнению экспертов, «вопрос о возможном изменении позиции Израиля по российско-украинскому вопросу остается весьма актуальным с момента начала войны в секторе Газа». «В настоящее время Израилю как будто не хватает достаточного импульса, чтобы изменить курс и более открыто занять проукраинскую позицию».
Им представляется, что «агрессивный дискурс России в отношении Израиля мог несколько смягчиться с первых недель войны; именно благодаря поддержке Москвы ХАМАС согласился освободить троих заложников с двойным израильско-российским гражданством». При этом отмечается, что «двое из них освобождались также в рамках сделки по обмену заложниками с Израилем». Однако Израиль «весьма незначительно скорректировал свою политику по отношению к России (которая с начала войны заняла четкую позицию в пользу ХАМАСа). На практике это проявилось в передаче сообщений по двусторонним каналам, отражении критики военных усилий в ООН и с очень небольшим количеством конфронтаций в публичном пространстве». Подчеркивается, что Израиль воздержался от затрагивания вопросов, касающихся Украины.
В отличие от России, «Киев с начала войны не высказывал ничего, кроме политической и общественной поддержки Израиля. Однако в последнее время произраильских голосов становится все меньше из-за все более сложного характера боевых действий против России, растущей неопределенности в отношении продолжающихся поставок оружия и боеприпасов из Соединенных Штатов, а также внутриполитических споров. Более того, запланированный визит президента Украины Владимира Зеленского в Израиль не состоялся».
На этом фоне эксперты обращают внимание на стратегию США и России на международной арене. По их мнению, «война в секторе Газа меняет точку зрения Запада на Украину – прежде всего американскую точку зрения – таким образом, что это выгодно России. Москва заинтересована в продолжении конфликта между Израилем и ХАМАСом, поскольку это утомит США, которым в данный момент трудно определить свою политику на обоих фронтах. Из-за разногласий в Конгрессе запланированная помощь Израилю и Украине приостановлена. Некоторые американские законодатели рассматривают войну Израиля против ХАМАСа и российско-украинский конфликт как две отдельные проблемы, не имеющие между собой прямой связи (что ослабляет утверждение Белого дома о том, что одобрение обоих пакетов помощи одновременно является неотложным и жизненно важным)». Причину в INSS видят помимо прочего в том, что «Израиль не ставит себя в западный проукраинский контекст».
Г.Пороскун и Я.Гамбург напоминают, что «сразу после визита в Израиль президент США Джо Байден охарактеризовал оба конфликта как акты агрессии, совершенные антидемократической Россией и ХАМАСом против своих демократических соседей. Аналогичные настроения выразили Зеленский и Урсула фон дер Ляйен, президент Еврокомиссии. Учитывая безоговорочную поддержку Израиля большинством конгрессменов от Республиканской партии, администрация надеялась получить от них одобрение совместного пакета помощи Израилю и Украине». Однако план Белого дома провалился, и на то, по мнению экспертов, было «две основные причины: резкое падение поддержки американской общественностью продолжения помощи Украине из-за преобладающего мнения, что война зашла в тупик; и тот факт, что зарубежная помощь стала одним из главных вопросов в борьбе за власть между двумя партиями на фоне возросшей напряженности в преддверии президентских выборов 2024 года». В INSS полагают, что «американские конгрессмены хотят поддержать Израиль и, в меньшей степени, Украину, но ощущение чрезвычайной ситуации, преобладавшее в 2022 г., уменьшилось. Эти разногласия вредят положению Украины в глазах американской общественности». Более проблематичным называется «значительное сокращение объема помощи, что кажется вероятным после достижения компромисса в Конгрессе (по сравнению с первоначальным предложением администрации Байдена выделить 61 млрд долларов), что еще больше затруднит Украине продолжение войны против России».
Эксперты отмечают, что «Израиль официально никак не отреагировал на сравнение, которое Байден сделал между двумя конфликтами, и очень мало высказался по вопросу пакета помощи». По мнению Г.Пороскуна и Я.Гамбурга, «эта помощь не так важна для Израиля, как для Украины, и в израильском руководстве есть ощущение, что произраильским чиновникам, в конце концов, удастся обеспечить одобрение пакета помощи». Эксперты уверены, что «полное игнорирование Израилем [предложенного Байденом] сравнения, которое администрация пыталась провести между двумя войнами, несомненно, навредил усилиям по утверждению пакета помощи и, возможно, даже усилил впечатление, что Израиль не заинтересован в объединении с проукраинским блоком на Западе». Они сетуют на то, что «вместо того, чтобы выразить хотя бы минимальную солидарность с администрацией США, которая поддерживает и дружественно относится к Израилю, его руководство предпочло сохранить свой нейтралитет в российско-украинской войне».
В INSS, помимо западного подхода, обращают внимание еще на один фактор, который якобы повлиял на трехсторонние отношения между Россией, Израилем и Украиной. Речь идет об «общей стратегии Москвы и то, что это может означать для Израиля». После событий 7 октября и в условиях бойкота и санкций, наложенных на Россию, экспертам стало очевидно, что Москва проводит антиизраильскую политику в стремлении заручиться более широкой поддержкой со стороны стран Глобального юга. «Большинство этих стран – включая подавляющее большинство мусульманских стран – проводят очень сильную пропалестинскую политику, которая диктует позицию, которую Москва должна занять в войне между Израилем и ХАМАСом». Делается вывод – «пока конфликта между Россией и западным проукраинским блоком (и нет никаких признаков того, что военные действия прекратятся в ближайшее время) не разрешится, Россия по-прежнему будет стремиться набрать очки на Глобальном юге – особенно придерживаясь жесткого антиизраильского подхода».
Г.Пороскун и Я.Гамбург полагают, что в настоящее время в Израиле превалирует политика умиротворения России. «Ее сторонники утверждают, что риски, связанные с принятием более жесткой позиции в отношении России, перевешивают любые возможные преимущества. Они указывают на способность России причинить большой вред – на международной и дипломатической арене, в контексте Ирана, на сирийском фронте и с точки зрения личной безопасности евреев (и израильтян) в России. Поэтому необходимо проводить крайне осторожную политику. Эти аргументы повторялись после событий 7 октября и продолжают диктовать политику Израиля по сей день».
Однако эксперты INSS фиксируют факт: «с началом войны в секторе Газа что-то изменилось. Хотя Израиль не изменил своей политики, Россия усилила давление на Израиль на международных площадках, цинично обвиняя ЦАХАЛ в зверствах в секторе Газа, при этом никак не осуждая ХАМАС. Россия также активизировала взаимодействие с Ираном и не делает ничего, чтобы помешать шиитским ополченцам в Сирии атаковать Израиль – несмотря на большое влияние, которое российские войска имеют в Сирии, и несмотря на ее заявленное желание предотвратить эскалацию. В то же время демонстрации и беспорядки в российских республиках Северного Кавказа в конце октября показали, что личная безопасность евреев в России также серьезно подорвана».
Таким образом, «в каждой из [обозначенных выше] областей, где Россия может нанести вред, уже произошло значительное ухудшение, не имеющее абсолютно никакого отношения к действиям Израиля (кроме войны, но к России это не имеет никакого отношения)». В этой ситуации эксперты видят два варианта: «Израиль может продолжать свою политику умиротворения по отношению к России и надеяться, что дальнейшего ухудшения не произойдет (хотя на этом фронте нет серьезных оснований для оптимизма), или, как альтернатива, израильское руководство может признать, что произошли изменения, и он может соответствующим образом адаптировать свою политику».
Что касается позиции Израиля в отношении России, эксперты сравнивают положение еврейского государства с «лягушкой, которую заживо варят на медленном огне». Если политика Москвы менялась давно, постепенно, то израильский курс оставался неизменным. После 7 октября и ряда антироссийских заявлений от различных элементов израильского публичного пространства, что эксперты INSS назвали «глотком свежего воздуха», к их разочарованию последовали «чуть более умеренные публичные заявления, которые вернули Израиль туда, где он был в начале – в кастрюле с кипящей водой».
В этой связи они советуют израильскому руководству вспомнить, что «у Израиля тоже есть определенная возможность нанести вред интересам России. Например: не произошло существенных изменений в поведении российских вооруженных сил в Сирии в свете израильской «кампании между войнами» – несмотря на резкие предупреждения МИД России против израильских воздушных операций, нацеленных на проиранские активы в Сирии».
В заключении эксперты INSS констатируют, что «с 2022 г. Россия рассматривает свою внешнюю и оборонную политику исключительно сквозь призму войны на Украине, при этом все ключевые партнеры Израиля заняли четкую позицию по этому конфликту». Следовательно, и «Израиль должен соответствующим образом сформулировать свою политику. Четкая позиция по украинскому вопросу может послать Западу сигнал о единстве и общих интересах безопасности и может быть использована во вред интересам России (в сочетании с последовательной политикой в других сферах, в которых есть разногласия)». Они предлагают большой выбор вариантов между нынешней ситуацией нейтралитета и тотальной помощью Израиля Украине (включая поставки наступательного оружия). При этом считают возможным «регулировать уровень и темп изменений в зависимости от того, как Россия будет относиться к Израилю»[iii].
[i] Real-time Updates / INSS. 12.01.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/
[ii] Day 97 of genocide: Dozens, journalist included, killed by Israeli forces in Gaza // Wafa. 11.01.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/140653
[iii] Changing Israel’s Policy on Russia and Ukraine / INSS. 03.01.2024. https://www.inss.org.il/publication/russia-ukraine-israel/