О кандидатах, выдвинутых Народно-республиканской партией в крупных городах
10 января Народно-республиканская партия (CHP) объявила кандидатов в некоторых крупных городах, в которых в 2019 г. кемалисты победили. Помимо объявленных еще в декабре кандидатур Экрема Имамоглу и Мансура Яваша, подтвердилась информация по участию в выборах Зейдана Каралара в Адане, Вахапа Сечера в Мерсине, Озлем Черчиоглу в Айдыне и Лютфю Саваша в Хатае. Также одним из главных сюрпризов стал отказ кемалистов от кандидатуры Йылмаза Бююкэршена в Эскишехире, который является мэром города с 1999 г. В этой статье мы оценим предвыборную стратегию главной оппозиционной партии Турции.
Главным лейтмотивом стратегии являются действия председателя партии Озгюра Озеля в крупных городах. Он начинал свой срок с продвижения повестки изменений внутри партии. Одним из его тезисов было использование процедуры предварительных выборов при отборе кандидатов. Это был ответ на недовольство кадровой политикой предыдущего лидера СНР Кемаля Кылычдароглу. Но при выборе своих кандидатов Озель использует ту же процедуру. Сначала кандидат предлагается руководящим советом партии, а затем утверждается партийным собранием. Так как во втором органе большинство имеет фракция Озеля-Имамоглу, весь процесс является управляемым и повлиять на него со стороны почти невозможно.
Эту проблему очень хорошо показал кризис, связанный с именем Эрдаля Бешикчиоглу. Бешикчиоглу был предложен руководящим советом в качестве кандидата на пост главы ангорского района Этимесгут. Мансур Яваш был против его кандидатуры. Почему? Этим районом с 1990-х гг. управляют правые и консервативные партии. В 2019 г. здесь победила Партия националистического движения (MHP). Однако на парламентских выборах 2023 г. первое место неожиданно заняла СНР. В случае отсутствия коалиций впервые за последние 34 года этот район может оказаться под контролем кемалистов. Поэтому Яваш предлагал выдвинуть здесь кандидата, разделяющего националистические ценности. Вместо него руководство кемалистов хочет сделать ставку на Эрдаля Бешикчиоглу. Особенность его кандидатуры связана с тем, что он является популярным актером. Сериал «Бехзат Ч.», звездой которого является Бешикчиоглу, – один из самых просматриваемых и культовых сериалов 2010-х гг., а его действие разворачивается в Анкаре. Однако сам Бешикчиоглу ближе к социал-демократическим идеям. Поэтому в партии это решение не находит единодушия, так как CHP реально может выиграть в этом районе, если принять к сведению и фактор Мансура Яваша. С другой стороны, ясна и ставка руководства СНР. Оно хочет подтянуть голоса молодых избирателей и вовлечь их в политику через фигуру селебрити такой величины. В целом, этот эпизод показывает особенность взгляда Озеля, который готов идти против мнения партийной ячейки.
Этот тезис оказывается верным и при рассмотрении других спорных кандидатов. Наибольшую реакцию получило повторное выставление кандидатур Зейдана Каралара в Адане и Лютфю Саваша в Хатае. Выдвижение обоих мэров оспаривается даже избирателями Народно-республиканской партии. По поводу Каралара сам Озель заявлял, что выставлять его кандидатуру не будет. Однако окончательное решение оказалось противоположным. Саваша же считают ответственным за большое количество жертв и огромный урон, с которыми Хатай столкнулся после землетрясения 6 февраля 2023 г.
Проблема здесь связана с тем, что при Озгюре Озеле Народно-республиканская партия не принимает ожидаемых от нее решений. Она продолжает поддерживать status quo, который не устраивает большое количество граждан. Последствия могут быть более чем конкретными. Шанс на поражение кемалистов в Адане и Хатае вырос. В случае Каралара это связано с мозаичной структурой электората, поэтому кандидату здесь нужно уметь получить поддержку разных групп населения. В Хатае же существует сильная отрицательная реакция по отношению к Лютфю Савашу. Но если в Адане позиции Каралара могут быть усилены за счет сотрудничества кемалистов с Партией равенства и демократии народов (DEM), то кандидатура Саваша формирует слабую позицию кемалистов в этом регионе. Там есть сильный протестный игрок в виде Рабочей партией Турции (TİP), которая, как минимум, будет продолжать оттягивать на себя поддержку кемалистов. Поэтому есть большой риск того, что спорные фигуры, которые не встречают поддержку у избирателей других партий, могут помешать Народно-республиканской партии повторить электоральный успех 2019 г.
Подытоживая статью, мы отметим, что стратегия Озгюра Озеля не встречает в обществе безоговорочной поддержки. В некоторых случаях она сталкивается с возражением электората. Ярче всего это проявляется в Адане и Хатае. Но если в Адане существуют полярные мнения, влияние которых можно ограничить с помощью политических ресурсов, то в Хатае ситуация рассматривается как предопределенная не в пользу CHP. Поэтому в данном случае стратегия Озеля в представлении электората пока что является проблемной.