Алжирские власти пытаются решить проблему продовольственной безопасности через обработку новых земель в южных районах страны. Однако их представители до сих пор не устранили главное для этого препятствие – отсутствие достаточных и гарантированных объемов воды.
24 января президент АНДР Абдельмаджид Теббун заявил о необходимости поощрять инвестиции в развитие «сельского хозяйства на юге для освоения новых земель».
Произошло это на проведенном главой страны заседании Совета министров, на котором рассмотрели вопросы развития промышленности, сельского хозяйства и высшего образования.
Особое внимание было уделено аграрному сектору, в частности – ходу посевной кампании сезона 2023 — 2024 годов и мониторингу хода реализации создания предприятия по переработке масличных культур (Kotama в Джиджеле).
Последний вариант с точки зрения алжирского руководства представляется крайне важным ввиду неоднократных в последние годы проявлений кризиса с исчезновением/подорожанием растительного масла в стране.
В связи с этим глава государства поручил «координировать деятельность всех правительственных секторов» для разработки «гармоничного подхода к использованию остатков масличных культур». Кроме того, он акцентировал внимание на необходимость для этого организовать из продуктов переработки производство кормов для крупного рогатого скота.
Президент подчеркнул, что для реализации этого проекта государство приложило большие усилия, и данный завод должен быть полноценно запущен в июне, что позволит заметно ослабить степень остроты с наполнением национального рынка маслом.
Также Теббун в рамках стратегии продовольственной безопасности распорядился продолжить решать проблему путем создания «пилотных ферм нового поколения по выращиванию масличных культур, чтобы контролировать всю производственную цепочку от фермы до потребителя, обеспечив интеграцию и взаимодополняемость между сельским хозяйством, промышленностью и всеми секторами правительства».
Соответствующая работа согласно плану начнется в апреле текущего года. Что же касается завода в Джиджеле, то его продукция должна обеспечить потребности внутреннего рынка в растительном масле примерно на 20%, а по кормам для крупного рогатого скота – на 70-80%.
Достигнув этих показателей, завод предполагается расширить с тем, чтобы, восполнив все потребности алжирского рынка, начать производить масло и кормов на экспорт, что позволит стране получать серьезные доходы.
Уклон в сторону масличных культур и их переработки по словам Теббуна позволит продуктивно использовать особенности алжирского климата и обеспечить продовольственную безопасность. Также по его утверждению «опора на национальный потенциал позволит сократить ввоз импорта и ограничить злоупотребления с иностранной валютой».
Впрочем, «масличный сектор» — не самый главный в амбициозных планах Теббуна. Основной с его точки зрения – зерновой сегмент.
При этом глава государства не скрывает, что «сельскохозяйственный сектор вызывает невралгию, однако государство намерено сделать его опорой для развития национальной экономики. Для этого в нем необходимо произвести революцию».
Чтобы она произошла, по мысли Теббуна, «важно поддержать профессионалов аграрной отрасли, изменить менталитет, взгляды и привычную работу для ее продвижения через внедрение современных технологий». Это же по его утверждению позволит «оптимизировать урожайность производства твердой пшеницы с гектара».
Причем ставка делается на «поощрение инвестиций в сельское хозяйство на юге по освоению новых земель, ускоряя решение этого давно откладываемого вопроса в течение многих лет».
Речь в том числе идет об упрощении процедуры официального предоставления территорий для ведения сельского хозяйства. Дело в том, что обычно соответствующие разрешения «подвисали» на уровне провинциальных органов.
Кроме того, властям АНДР пришлось решать вопрос и с выделением дополнительного финансирования на персонал, которому предстоит стать «алжирскими двадцатипятитысячниками» и разрабатывать новые земли.
Эти люди Советом министров страны возведены в ранг государственных служащих. Причем трудиться они будут не только в Министерстве сельского хозяйства, но и других государственных и муниципальных органах. Точное их число неизвестно, но, по предварительным данным, речь идет о тысячах работников, сезонных и постоянных.
Причем согласно последним по времени докладам министра сельского хозяйства и развития сельских районов Юсефа Шерфа на заседании верхней палаты парламента страны Совета нации, за последние три месяца только зерновыми культурами было засеяно более 2,217 млн гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе и на вновь вводимых в аграрный оборот территориях.
Всего же на данный момент обрабатывается более 2,6 млн гектаров сельскохозяйственных угодий, предназначенных для выращивания зерновых культур. И, по словам министра, его подчиненные уверенно приближаются к поставленной главой государства цели засеять ими 3 млн гектаров земель, увеличив площадь посевов пшеницы более чем в полтора раза.
Причем по словам Юсефа Шерфа, «посевная кампания будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут ожидаемый уровень».
Также, выступая перед членами Совета нации, Шерфа обратил их внимание на принятые меры для устранения препятствий, мешающих развитию сельскохозяйственного сектора.
По его словам, речь в первую очередь идет о проблеме доступа к электроэнергии, которая им успешно решается. По данным Шерфа в общей сложности 10 069 фермерских хозяйств была подключена к электросети по всей стране благодаря выделению государством почти миллиарда долларов.
Однако по признанию министра, это только начало и в будущем потребуется дополнительное финансирование для полной электрификации алжирского сельского хозяйства – это еще 42 672 фермы. И на полноценную модернизацию алжирского аграрного сектора может потребоваться до 70 млрд долларов.
Ведь по признанию Шерфа, потребуется эффективно противостоять участившейся засухе, когда «в последнем сезоне 2022-2023 годов дефицит осадков составил почти 90 процентов, что затронуло большинство северных вилай страны», нанеся большой ущерб 95 347 фермерам в 34 провинциях.
В этой связи Шерфа похвалил президента страны за оперативную помощь пострадавшим, получившим компенсацию в виде поставок удобрений и семян и беспроцентных кредитов.
На оптимистичный лад алжирских аграриев настраивают и выпавшие в последние дни обильные осадки. Однако имеются большие сомнения относительно планов Теббуна. Ведь даже в лучшие времена, когда было менее засушливо, южные территории предпочитали не использовать в сельскохозяйственной сфере из-за дефицита воды и плодородных почв.
И главный вопрос – где ее взять для обеспечения полива в особенно жаркий летний период. Ведь даже незначительные водные перебои способны поставить жирный крест на мечтаниях о «продовольственном процветании» Алжира.
Впрочем, кажется, министра Шерфу этот вопрос мало волнует. Ведь он просто выполняет распоряжение президента Теббуна, пожелавшего выращивать в Сахаре и Предсахарье пшеницу.