С учетом хрупкости внутриполитического баланса в Иордании в контексте остроты палестинского фактора, война в Газе может стать решающим триггером дестабилизации и социального взрыва. Такой сценарий в 2024 году можно считать вполне вероятным, принимая во внимание растущую угрозу расширения вооруженного конфликта между Израилем и ХАМАСом за пределы анклава, с возможным вовлечением в него Западного берега, а также Йемена и Ливана.
При таком исходе, проводимая сегодня Амманом стратегия сдерживания, которая не предполагает прямого вовлечения в арабо-израильское вооруженное противостояние, может оказаться несостоятельной.
Хрупкий баланс интересов, обусловлен необходимостью поддержания добрых либо по крайней мере нейтральных дипломатических взаимоотношений с Израилем, а также с главным стратегическим партнером и гарантом – США, с одной стороны, и фактором арабской, а точнее даже палестинской солидарности иорданского населения, две трети которого составляют палестинцы, с другой.
В этом балансе интересов, разумеется, фигурируют важные стратегические интересы семьи короля Абдаллы II, связанные с американским истеблишментом, а также растущей с годами экономической зависимостью от Израиля, который обеспечивает сегодня существенные объемы поставок газа и дефицитных водных ресурсов в Иорданию. Однако более решающим является тот факт, что несмотря на недавнее тесное сближение Аммана с аравийскими монархиями, Вашингтон по-прежнему остается ключевым торгово-экономическим партнером и единственным де-факто гарантом безопасности для Иордании, что особенно важно в контексте возросших многократно после 7 октября 2023 года рисков массового потока беженцев, а также террористической угрозы со стороны Палестины. Несмотря на наметившуюся в последние годы диверсификацию внешнеполитического курса Иордании, включая усилия по укреплению связей с аравийскими монархиями, а также Китаем, основной вектор внешнеполитической ориентации на США как главного стратегического союзника остается неизменным. В этих условиях, маневры Иордании по антагонизации отношений с Израилем в нынешних условиях достаточно ограничены, и возможность сохранения мирных взаимоотношений с ним являются стратегическим приоритетом для Аммана, несмотря на растущее внутриполитическое давление. Разумеется, в случае дальнейшего обострения противостояния между Израилем и арабским миром Иордании придется на уровне коммуникаций солидаризироваться с критикой в адрес Израиля, однако без разрыва существующих связей, как минимум, торгово-экономических. При этом, руководство Иордании допускает возможность подрыва основ мирного договора с Израилем от 1994 года, если действия последнего перейдут некие «красные линии», что Амман официально уже анонсировал. В то же время, Иордания будет активно пробовать силы на посредническом треке, как она это активно демонстрировала в последние годы, сыграв важнейшую медиаторскую роль в налаживании отношений арабских стран с Сирией и ее возвращении в Лигу арабских государств в мае 2023 года.
С другой стороны, важнейшей задачей иорданского руководства в ближайшие месяцы станет сдерживание градуса напряженности на внутриполитическом фронте, где под давлением палестинского большинства ширится массовое социальное движение в поддержку Газы и палестинского вопроса. Эта задача особенно актуализируется в преддверии предстоящих осенью 2024 года общенациональных парламентских выборов в стране, которые могут стать шансом для победы оппозиционных сил. Сегодня широкие круги населения недовольны «пассивностью» властей на треке Газы и требуют от иорданского правительства более решительного осуждения действий Израиля, что усиливается фактом ухудшения их социально-экономического положения. С начала войны в Газе, в Иордании наблюдаются массовые демонстрации и протесты в поддержку палестинцев. Пока эти социальные волнения не носят ярко выраженной антиправительственной направленности, поскольку в их основе – солидаризация с палестинцами в секторе Газа. На этом фронте, ключевой задачей иорданского правительства в краткосрочной перспективе является не допустить массовой миграции палестинцев в страну, что в сегодняшних реалиях, пока вооруженный конфликт сконцентрирован в географических границах сектора Газа, представляется вполне реальным сценарием. В случае регионализации конфликта последствия в том числе для руководства в Аммане станут практически непредсказуемыми и неконтролируемыми, в том числе с учетом рисков начала прямого вооруженного столкновения на Западном берегу.
Понятно, что при таком крайне нежелательном сценарии удержание королем Абдаллой II текущего хрупкого баланса не представляется возможным. В этом случае, бездействие иорданских властей относительно ожидаемой населением страны помощи палестинцам может стать спусковым крючком для начала массовых социальных протестов уже непосредственно против действующей власти, и удержать сложившийся статус-кво будет весьма проблематично. При таком раскладе, растут угрозы внутриполитической дестабилизации, которая может эскалировать и под воздействием ряда других нерешенных внутренних проблем. В частности, дополнительным фактором дестабилизации могут стать сложные взаимоотношения короля Абдаллы II с главами племенных союзов, традиционно считавшихся опорой королевской семьи, но несколько отодвинутых на задний план королем Абдаллой II в контексте начавшейся модернизации экономики.
Резюмируя, если не произойдет новых кардинальных изменений по ряду вышеозначенных векторов и сценариев развития ситуации в первой половине 2024 года, то иорданские власти в целом смогут удержать хрупкий баланс взаимоотношений как с Израилем, так и с соседней Палестиной, не вступая в прямые дипломатические, политические и разумеется военные конфликты, сохранив при этом относительную стабильность социально-экономической ситуации в стране и обеспечив предсказуемое проведение в ноябре с.г. очередных национальных парламентских выборов. К факторам риска можно при этом отнести следующие.
Во-первых, регионализация конфликта в Газе, ее выход за пределы анклава, что может стать триггером как антагонизации отношений с Израилем, так и начала широких антиправительственных выступлений в самой Иордании. Такой сценарий может привести к рискам на внешнеполитическом фронте и ухудшить некоторые торгово-экономические параметры, включая поставки воды и энергии из Израиля.
Во-вторых, в более худшем прогнозе, регионализация конфликта может привести к массовым потокам миграции палестинцев с Западного берега одновременно с началом социальных протестов внутри Иордании. Это в свою очередь дестабилизирует внутриполитическую обстановку и вероятно приведет к отставке нынешнего правительства и кризису доверия к власти в преддверии парламентских выборов. В качестве превентивных мер, Амман стремится, с одной стороны, ужесточить риторику в отношении Израиля, но без пересечения неких «красных линий», а с другой – ищет пути диверсификации торгово-экономических связей, стремясь обеспечить выход на новые рынки, в том числе азиатские. Однако, объективно говоря, при реальном расширении вооруженного конфликта за пределы Газы, каких-либо действенных мер сдерживания или маневрирования между негативными сценариями у Иордании едва ли имеется, и Амману придется адаптироваться к новым реалиями и выбирать наименее негативный вариант, идя на нарушение хрупкого баланса в ущерб своим национальным интересам.