«Газовая директива» ЕС под огнем критики

Кому выгодна т.н.газовая директива Евросоюза? Похоже, ни основные производители, ни потребители не выражают восторга по поводу содержания документа, определившего правила игры на европейском газовом рынке. Это настроение отчетливо проявилось на прошедшей 6 – 7 сентября в Алжире встрече основных производителей и потребителей “голубого топлива”. В ее работе приняли участие представители АНДР, Норвегии, России, Ирана, Катара, Франции, Испании, Италии, Португалии, Бельгии, Германии и Евросоюза, а также 20-ти газодобывающих компаний, и частности, российской ЛУКойл, французских “Газ де Франс” и Тотальфина Эльф”, норвежской “Статойл”, итальянской ЭНИ, португальской “Трансгаз” и испанской “Натюральгаз”. Были представлены также Всемирный банк, французский банк БНП /буквы латинские/, бельгийская страховая компания “Дюкруар”.

Официально объявленной целью встречи было обсудить пути достижения “наиболее удобных форм сотрудничества, которые служили бы интересам как производителей, так и потребителей” природного газа. Ее созыв был вызван тем, что Еврокомиссия заинтересовалась отдельными положениями недавно заключенных европейскими потребителями контрактов на поставку “голубого топлива”, расценив их как противоречащие действующим в рамках ЕС нормам рыночной конкуренции.

В частности, недовольство Еврокомиссии вызвали те положения контрактов, согласно которым импортеры газа не имеют права на реэкспорт топлива, ранее закупленного в других странах. “Газовая директива” нацелена, в частности, против этих положений. Она также вводит определенные ограничения на сроки действия контрактов. В то же время по оценке производителей, действия ЕС, направленные на отмену этих ограничений, привели к снижению цен на “голубое топливо”.

Алжирская встреча экспортеров и импортеров газа проводилась во исполнение одной из рекомендаций 2-го Международного газового форума, состоявшегося в феврале 2002г.в столице АНДР. Поэтому другими целями встречи стало изучение “здоровья” европейской системы газоснабжения в целом – анализ спроса стран континента на газ в перспективе до 2020г., оценка особенностей складывающегося нового европейского рынка газа и его регулирование, изучение условий обеспечения стабильности и безопасности континентального рынка, финансирования европейских газовых проектов, а также подготовка 3-го Международного форума газовиков. Последний должен состояться в 2003г.в Катаре.

1-й Международный газовый форум прошел в мае 2000г.в Тегеране. Эту структуру еще называют “газовым ОПЕК”. В нее входят Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Россия, Египет и Оман. Участники Форума обладают 73 проц.разведанных мировых запасов газа и обеспечивают 63 проц.мирового экспорта “голубого топлива”.

“Газовая директива” ЕС вошла в силу в начале 2002г. Она была принята ранее без консультаций с основными производителями “голубого топлива”. Последние неоднократно резко критиковали как содержание этого документа, так и способ его подготовки. Так, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль еще в феврале 2002г.выражал “тревогу” своей страны по поводу “газовой директивы”, которая, по его мнению, “нацелена на снижение цен” на этот вид топлива. “ЕС поставил нас перед свершившимся фактом, без какого-либо учета наших интересов”, — заявил тогда министр. Он также выразил надежду, что “сотрудничество и взаимодействие стран-производителей газа позволит противостоять этой директиве”.

Алжиру есть что терять в связи с вхождением в силу “газовой директивы” ЕС. Европейские страны потребляют до 90 проц.газа, экспортируемого из этой страны. Доходы от его продаж составляют примерно 30 проц.от общей выручки Алжира от продажи углеводородов. Общий объем добычи газа в Алжире в 2001г.составил 135 млрд куб.метров. Экспортные поставки составили 62 млрд куб.метров. Несмотря на относительно неблагоприятную ситуацию с ценами на мировом рынке нефти и газа в 2001г., доходы Алжира от экспорта углеводородов составили 18,5 млрд долларов. В целом, экспорт углеводородов дает Алжиру до 95 проц.валютных поступлений.

Позднее Ш.Хелиль утверждал, что ограничения, вводимые “газовой директивой”, вынудят экспортеров газа инвестировать значительные средства без гарантий рентабельности капитальных вложений. “Если кто-то должен инвестировать два или три миллиарда долларов в строительство газопроводов или танкерного флота, он будет нуждаться в банковских кредитах. Однако последние не могут быть реализованы без долгосрочных контрактов на поставку газа”, — заявил министр для национального телевидения в ходе алжирской встречи.

Что касается самой “газовой директивы”, то она, как считают производители, могла бы нормально работать в условиях сложившегося рынка, однако применительно к Европе таковой в части, касающейся природного газа, еще находится в стадии формирования. “До сих пор нет, не будет в 2003, и даже в 2005 году открытого европейского газового рынка, на котором бы действовали законы конкуренции. Однако то, чего требует от нас директива, предполагает такие действия, как если бы такой рынок существовал. Если мы выполним эти требования, это обойдется нам слишком дорого”, — заявил Ш.Хелиль в день открытия алжирской встречи.

По мнению алжирского министра, “если бы европейский газовый рынок был действительно открытым и на нем действовали бы нормальные законы конкуренции, такая компания как СОНАТРАК /алжирская государственная нефте- газодобывающая компания, генеральным директором которой по совместительству является Ш.Хелиль – прим.авт./ должна была бы иметь возможность продавать свой газ непосредственно конечным потребителям”. Однако на самом деле доступ к ним имеют “всего несколько компаний, главным образом – европейских”.

Встреча в Алжире проходила при закрытых дверях, поэтому пока что трудно сказать что-либо конкретное об ее результатах. Скорее всего, о них можно будет судить лишь по действиям стран-производителей газа. Степень их согласованности и станет главным мерилом того, насколько успешной была встреча в Алжире. А то, что такие действия последуют – сомневаться не приходится, поскольку едва ли экспортеры газа согласятся с политикой ЕС, направленной на защиту интересов действующих на континенте компаний, которые занимаются поставками газа европейским потребителям.

А пока что со слов Ш-Хелиля известно, что алжирская встреча завершилась с “положительными” результатами. Ее участники достигли “консенсуса” относительно долгосрочного характера сделок между поставщиками и потребителями газа, что призвано служить стабильности европейского рынка “голубого топлива”. “Достигнут консенсус между производителями, потребителями и Еврокомиссией по факту, что долгосрочные контракты являются важнейшей составляющей стабильности и безопасности европейской системы газоснабжения”, — подчеркнул алжирский министр. По его словам, “без долгосрочных контрактов банки не стали бы финансировать многие широкомасштабные проекты”. Также признано, что вплоть до настоящего времени не выработаны окончательные тексты документов, которые бы регулировали рынок. Это замечание алжирского министра можно понимать как отказ ЕС – пусть даже и временный – от неукоснительного соблюдения положений “газовой директивы”. По словам Ш.Хелиля, Алжир заинтересован в том, чтобы Евросоюз открыл свой рынок газа и на нем действовали законы конкуренции. Но, по его словам, “этот европейский рынок пока не существует”. Он констатировал, что в ближайшей перспективе зависимость Европы от поставок газа возрастет еще больше, поскольку добыча “голубого топлива” в самих странах континента /Великобритания, Голландия/ будет падать. А значит, два основных поставщика газа на европейский рынок – Россия и Алжир – обречены к взаимодействию. И теперь только от них во многом зависит, насколько это взаимодействие будет эффективным.

В ходе алжирской встречи прозвучало еще несколько важных заявлений, так или иначе касающихся интересов России. В частности, Ш.Хелиль сообщил, что в ходе предстоящей 19 сентября в Осаке /Япония/ встречи Организации стран – экспортеров нефти /ОПЕК/ Алжир намерен потребовать от нефтяного картеля увеличить его квоту добычи “черного золота” с 693 тыс.баррелей в сутки до 1,1 млн баррелей. “Мы намерены потребовать от ОПЕК увеличить нашу квоту до 1,1 млн баррелей. Кроме этого, до конца 2004г.надо будет подумать о другом увеличении, поскольку наши возможности по добыче к этому времени превысят 1,5 млн баррелей в день”, — заявил алжирский министр. До этого он уже не раз говорил о намерении Алжира потребовать увеличения своей квоты в ОПЕК, однако при этом не прозвучали какие-либо цифры.

Ш.Хелиль не исключил, что участники ОПЕК могут отвергнуть требование Алжира. В этом случае, подчеркнул он, его страна “не будет навязывать картелю свое решение, однако продолжит требовать пересмотра своей квоты”.

В 2001г., в течение которого Хелиль занимал пост действующего председателя ОПЕК, картель принял решение для поддержания цен на нефть начиная с 1 января 2002г.сократить общий объем добычи на 1,5 млн баррелей в день. Это решение было поддержано на практике независимыми производителями – Россией, Мексикой, Норвегией, Оманом и Анголой – со своей стороны снизившими объемы добычи на 462 тыс.баррелей в день. Россия с 1 июля отказалась от выполнения взятых на себя ограничений.

Представители Алжира достаточно плотно работали с российскими официальным лицами с тем, чтобы убедить Москву не выходить из взятых на себя начиная с 1 января 2002г.ограничений по экспорту нефти.

Изменение квоты Алжира может произойти только в рамках общего увеличения добычи нефти странами картеля, поскольку маловероятно, что кто-нибудь из них согласится уступить часть своей квоты. Однако Алжир, судя по всему, добивается именно второго варианта, поскольку увеличение общего объема добычи ОПЕК неизбежно повлияет на цены на мировом рынке в сторону их уменьшения. Сам Хелиль неоднократно заявлял, что цель Алжира — стабилизация цен на “черное золото” в пределах от 22 до 28 долларов за баррель.

52.25MB | MySQL:103 | 0,486sec