Первым фактором внутренней политики Казахстана, который влияет на его нынешний подход к Афганистану, являются недавние кадровые перестановки. В сентябре 2023 года тогдашний министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, известный своими прагматичными взглядами на подход к налаживанию связей с новым афганским правительством, был назначен на должность вице-премьера. Это указывает на поддержку его взглядов на высшем уровне и предполагает, что они будут и дальше закрепляться во внешнеполитической повестке Казахстана. Несмотря на внешне положительный образ сотрудничества между правительством Казахстана и афганским движением «Талибан» (запрещено в РФ), немаловажным внутренним фактором, влияющим на политику Астаны, является общественное мнение относительно активного взаимодействия правительства страны с радикальным исламистским движением. Состоявшийся в апреле 2023 года казахстанско-афганский бизнес-форум вызвал критику и опасения среди части населения Казахстана. Многие граждане выразили страх перед сближением с государством, которым фактически управляет террористическая группировка. С другой стороны, как говорилось выше, власти Казахстана четко осознают важность вовлечения Афганистана в региональные процессы и проекты, из которых страны Центральной Азии могут извлечь выгоду, поскольку для них Афганистан предлагает множество торговых и транзитных возможностей, открывая двери на обширные рынки Южной Азии и за ее пределами. Афганистан с населением более 40 млн человек является важным рынком для таких гигантов-экспортеров пшеницы и муки, как Казахстан. На бизнес-форуме в Астане Казахстан и движение «Талибан» подписали соглашения на сумму 190 млн долларов США на экспорт различной сельскохозяйственной продукции, включая муку и растительное масло. Для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, Афганистан предлагает альтернативные транспортные и торговые маршруты, которые позволят доставлять узбекские товары на мировые рынки через пакистанские порты. В 2022 году Узбекистан и Индия впервые обменялись товарами по этому маршруту. В настоящее время реализуется крупный железнодорожный проект, соединяющий Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Взаимодействие Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана с правительством талибов открыло двери для крупных проектов энергетической инфраструктуры, таких как газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и проект энергосвязи «Центральная Азия – Южная Азия 1000» (CASA-1000). Формируя свою новую политику в отношении Афганистана, правительство Казахстана должно принять во внимание то, что правительство талибов до сих пор не признано международным сообществом, что придает ситуации некую непредсказуемость. Другая немаловажная проблема заключается в том, что, по данным ОДКБ, на территории Афганистана действуют более 20 террористических организаций общей численностью около 10 тысяч человек, что представляет собой потенциальную угрозу для всего региона. Их присутствие на территории Афганистана вызывает озабоченность, поскольку для эффективного использования потенциала трансафганских железнодорожных маршрутов необходимо гарантировать безопасную среду. Для полной реализации проектов торговых маршрутов, которые соединят Казахстан с основными портами Южной Азии, Казахстану будет важно продолжать развивать связи с Узбекистаном. Несмотря на текущую положительную траекторию отношений между Казахстаном и Узбекистаном, между странами существует потенциальная напряженность, способная нанести ущерб планам Астаны. Наконец, политике Казахстана в Афганистане может отчасти помешать его членство в Евразийском экономическом союзе. Требование консенсуса внутри союза относительно определенной торговой политики может осложнить амбиции Астаны относительно Афганистана или, по крайней мере, подорвать способность Казахстана самостоятельно развивать экономические и торговые отношения такого рода. Текущая геополитическая обстановка побудила Казахстан и другие страны Центральной Азии сфокусировать внимание на Афганистане в частности и регионе Южной Азии в целом. Однако стоит отметить, что эта тенденция также соответствует интересам России. Власти Казахстана стремятся получить доступ к морским портам Южной Азии, помогая в развитии маршрутов, проходящих через Афганистан. Строительство таких торговых путей потребует от Казахстана принятия мер по укреплению сотрудничества с другими странами Центральной Азии, а именно с Узбекистаном, который в настоящее время управляет строительством трансафганского железнодорожного маршрута от Термеза через Мазари-Шариф, Кабул и далее в Пешавар, Пакистан. Недавнее исключение Казахстаном «Талибана» из списка террористических организаций свидетельствует о мощном сдвиге в отношениях с нынешним афганским правительством и подтверждает приверженность Астаны дальнейшему плодотворному сотрудничеству. Если талибам удастся поддерживать стабильную обстановку в сфере безопасности, политика Казахстана в Афганистане будет прагматично продвигаться вперед по мере углубления двустороннего сотрудничества.
Комплексный обзор торгово-экономических отношений между Афганистаном и Казахстаном. Часть 2
11 февраля, 2024 | Автор: Шашок Л.А.
| Напечатать эту статью