Как указывают американские эксперты в области безопасности, Соединенные Штаты, их европейские союзники и арабские государства работают над прекращением войны между Израилем и ХАМАСом, начав с установления длительного, но все же временного режима прекращения огня, сопровождаемого возвращением ХАМАСом всех заложников и освобождением Израилем большого числа палестинских заключенных. Переговоры в прошлые выходные в Париже между Соединенными Штатами, Египтом и Катаром, к которым присоединился глава «Моссада» Давид Барнеа, возобновили зашедшие в тупик переговоры о прекращении огня и, как сообщается, достигли соглашения о рамках перемирия. По состоянию на вчерашний день все еще поступали противоречивые сигналы: президент США Дж.Байден заявил, что прекращение огня может быть достигнуто к следующему понедельнику, а ХАМАС заявил, что ему еще предстоит увидеть «какие-либо новые предложения», которые продвинули бы переговоры вперед. Правительство Израиля неоднократно отвергало любую формулу, которая позволила бы ХАМАСу оставаться организованным политическим и военным образованием в секторе Газа. Однако неясно, является ли сделка достижимой. Парижские переговоры приобрели срочный характер в начале этого месяца, поскольку Израиль пригрозил расширить свое наступление на город Рафах на границе сектора Газа и Египта, если ХАМАС не освободит всех израильских и иностранных заложников до священного для мусульман месяца Рамадан, который начнется 10 марта. По оценкам, 1,4 млн палестинцев нашли убежище в Рафахе, чтобы избежать боевых действий в районах к северу от него, и теперь они живут во все более тяжелых гуманитарных условиях. Соединенные Штаты демонстративно выступают против израильского наступления в Рафахе, если Израиль не разработает согласованный план по эвакуации палестинских гражданских лиц и недопущению вмешательства в доставку гуманитарных грузов в сектор Газа. Тем не менее, большинство наблюдателей признают, что палестинцам некуда идти, а многие предупреждают, что израильское наступление на Рафах станет гуманитарным кошмаром, который приведет к массовой гибели и страданиям мирных жителей.
Если переговоры о прекращении огня были сложными, то достижение соглашения о послевоенных механизмах безопасности и управления в Газе будет экспоненциально сложнее. 23 февраля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху представил свой первый официальный план на «послезавтра» для сектора Газа, и его дорожная карта сильно отличается от той, которую представляли Соединенные Штаты, их европейские союзники, основные арабские государства и Палестинская национальная администрация (ПНА) на Западном берегу. Его план настаивает на том, чтобы Израиль сохранил контроль безопасности над всеми территориями к западу от Иордании, включая Западный берег и сектор Газа, и обусловливает восстановление сектора Газа полной демилитаризацией анклава. План, по-видимому, направлен на то, чтобы предотвратить любой шанс создания независимого палестинского государства, хотя он явно не исключает «решения о двух государствах» на каком-то будущем этапе. С тех пор, как разразился ближневосточный кризис 7 октября прошлого года, официальные лица США неоднократно подчеркивали, что решение о создании двух государств было краеугольной позицией политики США на Ближнем Востоке на протяжении десятилетий, и этот результат является необходимым условием для предотвращения повторения израильско-палестинской войны.
В плане Нетаньяху предлагается заменить административный контроль ХАМАСа над Газой местными представителями, «которые не связаны с террористическими странами или группами и не получают от них финансовой поддержки», устанавливая демилитаризацию и «дерадикализацию» в качестве целей, которые должны быть достигнуты в среднесрочной перспективе. Предложение об управлении Газой прямо противоречит призывам лидеров США, Европы и арабских стран к «реформированной» или «обновленной» ПНА восстановить контроль над Газой, который у нее был до того, как ХАМАС насильственно изгнал членов ФАТХа, которая доминирует в ПНА, из Газы в 2007 году. Официальные лица США заявляют, что они хотят, чтобы ПНА управляла как Газой, так и Западным берегом в качестве шага к палестинской государственности. Несколько крупных государств Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), заявляют, что они не будут играть никакой роли в обеспечении безопасности в послевоенной Газе или жертвовать средства на ее восстановление, если палестинцы не будут управлять анклавом. Саудовская Аравия также ясно дала понять официальным лицам США, что не будет нормализовать отношения с Израилем — шаг, который серьезно рассматривался до 7 октября, – если только не будет ясно видно образование палестинского государства. Со своей стороны, ПНА быстро осудила план Нетаньяху как «колониалистский и расистский», заявив, что это будет равносильно повторной оккупации Газы Израилем. Израиль вывел своих военных и поселенцев из Газы в 2005 году, но сохранил контроль над доступом на территорию анклава.
Несмотря на противодействие Израиля, ПНА во главе с Махмудом Аббасом, похоже, готовится управлять территорией анклава после прекращения военной операции ЦАХАЛа. 14 февраля Аббас, впервые с начала кризиса, публично призвал ХАМАС к действиям, призвав движение быстро согласиться на прекращение огня и сделку по освобождению заложников, чтобы предотвратить наступление ЦАХАЛа на Рафах. Он заявил: «Мы призываем движение ХАМАС быстро завершить сделку с заключенными, чтобы избавить наш палестинский народ от бедствия другого катастрофического события с ужасными последствиями, не менее опасного, чем Накба 1948 года (ссылка на перемещение палестинцев после создания Государства Израиль — авт.)». Стремясь продвинуть политику США по возвращению ПНА к власти в Газе, помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан высоко оценил комментарии Аббаса, заявив, что недостаточно членам международного сообщества направляли свои призывы в адрес ХАМАСа и возлагали бремя ответственности исключительно на Израиль. В дополнение к изложению своих позиций, Аббас стремился заручиться поддержкой арабских лидеров. 11 февраля Аббас посетил Доху, где встретился с эмиром Тамимом бен Хамадом Аль Тани по вопросу потенциального прекращения огня в Газе и возможного примирения между движением ФАТХ и ХАМАСом. Однако, предыдущие попытки Катара, Египта и других арабских государств оказать давление на ХАМАС, чтобы он прекратил вооруженную кампанию против Израиля и воссоединил палестинское национальное движение, оказались безуспешными. Также неясно, что Израиль предоставил бы какую-либо роль даже умеренным лидерам ХАМАСа в «обновленной» ПНА или послевоенном правительстве в Газе, что несет с собой связанные с этим риски.
Готовясь вернуться к своей роли в Газе, действовавшей до 2007 года, ПНА испытывает финансовые трудности, что потенциально ограничивает ее способность расширять свои операции в Газе, если к этому обратятся. Сокращение помощи США в сочетании с приостановкой перевода израильских налоговых поступлений в ПНА после нападения ХАМАСа 7 октября поставили Рамаллу «на грань финансового краха», по словам высокопоставленного палестинского чиновника. Без увеличения доходов ПНА не смогла бы выполнять свои текущие обязанности на Западном берегу, не говоря уже о том, чтобы играть более важную роль в Газе. Один из источников доходов был урегулирован в конце января, когда правительство Израиля одобрило план бескомпромиссного министра финансов Бецалеля Смотрича по перечислению налоговых поступлений, причитающихся ПНА, часть которых поступит со счета условного депонирования, принадлежащего Норвегии. Несмотря на давление США, Смотрич месяцами удерживал средства на том основании, что ПНА выплачивает семьям палестинцев, убивших израильтян, «денежное вознаграждение». Однако прямое финансирование ПНА со стороны США по-прежнему заблокировано законом США от 2018 года («Закон Тейлора Форса»), который запрещает прямую помощь ПНА до тех пор, пока она не прекратит выплаты семьям палестинцев, совершивших насилие против израильтян. Согласно сообщению СМИ, официальные лица США призывают союзников выделять больше средств ПНА, чтобы компенсировать закрытый поток финансирования из США. Если будет достигнуто соглашение, согласно которому ПНА вернется в Газу в качестве руководящего органа, вполне вероятно, что богатые доноры из Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и другие, предоставят Рамалле новые источники дохода в дополнение к выделению средств на восстановление разрушенного анклава. Несмотря на то, что финансирование ПНА остается ненадежным, ключевым препятствием для расширения полномочий ПНА является не обязательно финансирование, но, скорее, противодействие правительства Израиля ее политической роли в Газе. Ни Соединенные Штаты, ни европейские государства, ни основные арабские заинтересованные стороны еще не определили формулу, позволяющую преодолеть решительное противодействие правительства Нетаньяху послевоенной роли ПНА в секторе Газа. Тем не менее, политические изменения в Израиле возможны, если не вероятны, после окончания военной операции ЦАХАЛа в Газе, что потенциально прокладывает путь к изменению позиции Израиля в отношении правления ПНА в Газе.
Основные выводы
На переговорах в выходные в Париже были намечены пересмотренные условия временного прекращения огня в Газе и освобождения заложников, но не было разъяснено, как анклав будет управляться в долгосрочной перспективе.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на прошлой неделе обнародовал план по послевоенной Газе, который глубоко противоречит принципам, сформулированным Соединенными Штатами, их союзниками и арабскими государствами.
Несмотря на противодействие Израиля, базирующаяся на Западном берегу ПНА, похоже, готовится возобновить свою роль в управлении сектором Газа.
Крупные страны Персидского залива и другие арабские государства отказываются играть какую-либо роль в послевоенной Газе, если Израиль не примет правление ПНА в анклаве после вывода ЦАХАЛа.