О возможностях йеменских хуситов по применения противокорабельного оружия и оценка его эффективности. Часть 1

После начала Израилем военной операции против палестинского движения ХАМАС в секторе Газа йеменская исламистская группировка «Ансар Аллах», больше известная как хуситы, с начала октября 2023 года с помощью ударных беспилотников и ракет атакует коммерческие суда и военные корабли в Красном море.

Хуситы объявили, что вступили в войну на стороне ХАМАСа и утверждают, что их целью являются только суда, заходящие в израильские порты, или те, владельцы которых связаны с Израилем. В реальности же атаки хуситов на транспортные суда и танкеры носят неизбирательный характер, и уже несколько раз имели место случаи нападения на суда, доставляющие грузы в интересах России.

Хуситы, будучи абсолютно несостоятельными в экономическом плане, цинично используют ситуацию в Газе, чтобы повысить свой авторитет в мусульманском мире, продемонстрировать военные возможности и найти состоятельных спонсоров, готовых оплачивать дальнейшее противостояние с Западом.

Атаки хуситов существенно затрудняют международное судоходство, и ряд компаний объявили, что больше не будут отправлять свои суда через Баб-эль-Мандебский пролив, который соединяет Аденский залив с Красным морем и является одним из самых важных точек в списке судоходных путей. Следует понимать, при отправке грузов по обходным маршрутам неизбежно увеличиваются сроки и стоимость доставки, за что в итоге платят из своего кармана конечные потребители, в том числе и в России.

В ходе своих первых нападений боевики высаживались на палубу судов с вертолетов и пытались их захватить с помощью небольших катеров. Известно, что для блокирования судоходства хуситы пытаются применять безэкипажные скоростные катера, но наибольшую опасность представляют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и противокорабельные ракеты (ПКР). Основным поставщиком противокорабельного оружия для хуситов является Иран. Также в Йемене могли остаться образцы советского и китайского производства, легально приобретенные до начала в этой стране гражданской войны.

Ударные БПЛА

В распоряжении вооруженных формирований группировки «Ансар Аллах» имеется более десяти типов БПЛА различной моделей, в том числе одноразовые дроны-камикадзе, ударные беспилотники, способные нести ракеты и легкие бомбы, а также аппараты, предназначенные для разведки и наблюдения. Для ударов по объектам контролируемой силами антихуситской арабской коалиции в Йемене и на территории Саудовской Аравии использовались БПЛА Qasef-1 и Qasef-2К, которые идентифицированы как иранские беспилотники семейства Ababil.

В Иране аппараты такого типа с 1999 года в основном используются как воздушные мишени для тренировки расчетов ПВО. Но согласно информации, опубликованной в англоязычных источниках, эти дроны, оборудованные пассивной радиолокационной ГСН или видеокамерой с аппаратурой трансляции изображения и дистанционным управлением, хуситы пытались применять против радаров саудовских ЗРК Patriot и атаковали ими авиабазу Аль-Анад в Йемене, занятую силами арабской коалиции.

БПЛА Qasef-1 построен по схеме «утка» и имеет тонкий удлиненный фюзеляж длиной 2,9 м, переднее горизонтальное оперение небольшой стреловидности и крыло размахом до 3,25 м. Фюзеляж и крыло выполнены из композитных материалов. Поршневой двигатель мощностью приблизительно 20 л. с. с толкающим воздушным винтом в хвостовой части фюзеляжа обеспечивает скорость около 200 км/ч. Продолжительность полета 1,5 ч, дальность – не менее 120 км. Потолок достигает 3 км. Для поражения цели применяется боевая часть массой до 40 кг. Нет сомнений, что дистанционно управляемый летательный аппарат с такими характеристиками может представлять серьезную угрозу гражданским судам.

Беспилотники Samad-2 и Samad-3 в прошлом неоднократно использовались для атак объектов в Саудовской Аравии, Израиле и ОАЭ. 29 ноября 2023 года американский эсминец USS Carney (DDG-64) в южной части Красного моря сбил БПЛА Samad-3, который был запущен с территории Йемена, контролируемой хуситами, и направлялся к кораблю снабжения USNS Supply (T-AOE-6).

Длина БПЛА Samad-2 составляет 2,8 метра, размах крыльев – 4,5 метра. Он имеет характерное v-образное хвостовое оперение и оснащен толкающим винтом, вращаемым китайским двигателем DLE 170 мощностью17,6 л. с. Максимальная скорость – до 200 км/ч. Дальность полета – около 1 200 км. «Самад-2» может нести как разведывательную аппаратуру, так и боевую часть массой 18 кг. От предыдущей модели БПЛА Samad-3 отличается конформным топливным баком, установленным на верхней части дрона. При дальности полета до 1 500 км масса заряда взрывчатки может достигать 40 кг.

Ударным беспилотником, способным нести неуправляемые ракеты и бомбы, является Samad-4. Предыдущие иранские дроны типа Samad предназначались для разведки или имели боевую часть в корпусе. В открытых источниках говорится, что БПЛА Samad-4 по сравнению с предыдущими моделями имеет увеличенные размеры и более мощный двигатель.

Также в распоряжении хуситов имеется БПЛА Shehab. Его точные данные и назначение неизвестны. Считается, что это разведывательный дрон с дальностью действия до 50 км, который также способен нести боевую нагрузку и применяться как барражирующий боеприпас. Характеристики этого дрона-камикадзе, построенного по схеме «бесхвостка», хорошо известны. При массе около 200 кг его дальность полёта превышает 1 000 км. Высота полета: 50-4000 м. Длина – 3,5 м. Размах крыла – 2,5 м. Двухтактный поршневой двигатель MADO MD 550 иранского производства обеспечивает крейсерскую скорость 150–170 км/ч.

В 2021 году хуситы продемонстрировали барражирующий боеприпас Khatif-1 с телевизионным наведением с дальностью действия несколько десятков километров. Улучшенная модификация, известная как Khatif-2, появилась в 2022 году. Данные этого телеуправляемого дрона-камикадзе не раскрываются. Согласно оценочным данным, он оснащен боевой частью массой до 10 кг.

55.78MB | MySQL:123 | 0,544sec