О сотрудничестве ОАЭ и Индии по развитию экономического коридора IMEC

Посол Индии в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) Санджай Судхир сообщил о первых совместных шагах двух стран по работе над экономическим коридором Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC). По его словам, нестабильная ситуация в Красном море увеличивает потребность в альтернативном торговом коридоре для доставки товаров из Индии в Европу. По словам посла, практически весь объем торговли Индии с Европой проходит через Красное море, которое стало небезопасным из-за деятельности йеменских хуситов, активизировавшихся после начала конфликта между Израилем и ХАМАСом и нападающих на проходящие торговые суда и военные корабли. Сложившаяся ситуация, по мнению индийской стороны, способствует тому, чтобы приступить к практической реализации альтернативного экономического маршрута. Санджай Судхир считает, что если все будет происходить так, как происходит сегодня, крайне важно иметь альтернативный маршрут поставок. Индия и ОАЭ являются первыми двумя странами в коридоре, и для нас очень важно взять на себя инициативу.

Новый импульс развитию проекта IMEC придала усугубившаяся ситуация в области безопасности в Красном море, а вопрос о необходимости в более безопасном экономическом маршруте приобрел особую важность. И теперь Индия и ОАЭ решили перейти к первым практическим шагам по реализации проекта. Судхир сообщил, что во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в ОАЭ в феврале 2024 года две страны подписали рамочное соглашение о начале работы над реализацией IMEC и о том, что министерства Индии, отвечающие за порты и судоходство, приступили к переговорам с портом Абу-Даби.

Однако помимо возможностей для Нью-Дели ситуация в Красном море несет и риски. Через Суэцкий канали Красное море, где происходят нападения йеменских хуситов, в Индию идут поставки сырой нефти, критически важного товара для страны, которая является третьим в мире импортером нефти. В январе 2024 года для обеспечения безопасности поставок Нью-Дели направил 10 военных кораблей в район от северной и центральной части Аравийского моря до Аденского залива. По сообщениям СМИ, корабли следят за судами, которые ходят под флагом Индии. Однако они реагируют на инциденты и с другими судами. При этом в публикациях отмечается, что Индия не участвует в возглавляемой США коалиции по обеспечению безопасного судоходства в Красном море, поскольку согласно внешнеполитическому курсу, принятому в стране, допускается только участие в международных миссиях ООН. Также это решение связывают с нежеланием Индии ухудшать отношения с Ираном, который США обвиняют в поддержке хуситов.

Напомним, что ранее глава Пентагона Ллойд Остин заявил о запуске многонациональной операции по обеспечению свободы судоходства в Красном море. Причиной для начала операции стало обострение ситуации в море, вызванное нападениями йеменских хуситов на торговые суда. В операции помимо США примут участие Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания и Сейшелы.

Остин сообщил, что «недавняя эскалация безрассудных атак хуситов из Йемена угрожает свободному потоку торговли», а также подвергает опасности моряков и нарушает международное право. Глава Пентагона считает, что сложившаяся ситуация в Красном море представляет собой вызов международного масштаба и требует коллективных действий для его устранения. Инициированная многонациональная операция, призванная решить проблему, получила название «Страж процветания».

Операция будет проводиться коалицией под эгидой Объединенных морских сил и сосредоточится на решении проблем безопасности в южных районах Красного моря и Аденского залива. В качестве основной цели операции ее участники установили обеспечение свободы судоходства всех стран и укрепление региональной безопасности и процветания.

Необходимость в проведении операции возникла на фоне обострения ситуации в Красном море, которое привело к приостановке движения через море крупнейших контейнерных линий. Решение было принято в связи с обстрелами судов в Баб-эль-Мандебском проливе и Аденском заливе со стороны йеменских хуситов, которые активизировались на фоне обострения конфликта между Израилем и ХАМАС. Ранее хуситы объявили, что будут обстреливать израильские цели, включая торговые суда, а также препятствовать проходу судов, направляющихся в Израиль вне зависимости от их принадлежности. С момента заявления участники движения «Ансар Аллах» захватили и обстреляли несколько грузовых судов, что оттолкнуло крупные контейнерные линии от маршрутов, проходящих через Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив.

На текущий момент четыре из пяти крупнейших контейнерных компаний, на которые приходится порядка 54% мировой контейнерной вместимости, заявили о приостановке движения через Суэцкий канал. Маршруты линий будут перенаправлены в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, что значительно удлиняет сроки доставки грузов. Оценить масштабы ущерба для мировой экономики на сегодняшний день представляется сложной задачей, однако известно, что недельная блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в 2021 году обошлась в 10 млрд долларов Таким образом, масштаб экономических последствий для международной торговли напрямую зависит от сроков операции по стабилизации ситуации в Красном море.

55.7MB | MySQL:116 | 0,758sec