После внеочередного заседания Комитета по денежно-кредитной политике ЦБ Египта на прошлой неделе было опубликовано заявление, в котором подчеркнул принятое им решение повысить процентные ставки на 600 базовых пунктов и позволить обменному курсу меняться в соответствии с рыночными механизмами. Это решение было обосновано устранением накопления спроса на иностранную валюту после закрытия разрыва между официальным обменным курсом и параллельным обменным курсом. Также было объявлено, что в рамках своей заинтересованности в роли, отведенной ему для защиты требований устойчивого развития, ЦБ Египта подчеркнул свою приверженность поддержанию ценовой стабильности в среднесрочной перспективе, поскольку он нацелен на инфляцию как основную основу денежно-кредитной политики, при этом обменный курс изменяется в соответствии с рыночными механизмами. Сразу после этого объявления обменный курс египетского фунта на официальном рынке упал более чем на 60%, поскольку его торговая цена по отношению к доллару составляла 30,9 фунта до плавающего курса. Торговая цена превысила 54 египетских фунта в день размещения, затем к концу дня достигла 50,54 фунтов. Решение Центрального банка о свободном курсе и повышении ставки египетского фунта было ожидаемым и неудивительным, поскольку размещение было условием в Международного валютного фонда и его доминирующего распоряжения, которое приостановило второй транш его последнего по времени кредита, оцениваемого в 3 млрд долларов, до тех пор, пока не будут выполнены его требования. По этой причине решение Центробанка было принято, когда делегация МВФ находилась в Египте, и несколько часов спустя правительство достигло соглашения с МВФ на сумму кредита в 8 млрд долларов в дополнение к еще одному займу от МВФ в размере 1-1,2 млрд долларов на финансирование борьбы с изменением климата, согласно замечаниям премьер-министра Мустафы Мадбули на пресс-конференции во второй половине дня в день решения о повышении ставок. Эта пресс-конференция была проведена с участием управляющего Центральным банком Хасана Абдуллы и главы миссии МВФ в Египте. Как полагают некоторые местные эксперты, повышение процентных ставок не приведет к стабильности и не даст быстрого эффекта в рамках борьбы с инфляцией, снижение которой Центральный банк объявил в качестве основной цели в своем заявлении, включая термин «устойчивое развитие» в своем заявлении. Хотя повышение процентной ставки приведет к изъятию некоторого количества ликвидности с рынка, особенно после выпуска в тот же день банковских инвестиционных сертификатов с 30-процентной ставкой, эта ликвидность не приведет к значительному снижению инфляции, особенно с учетом высокой стоимости кредита и связанных с ним ограничений. Это нарушит движение производства, которое годами страдало в результате сокращения частного сектора и расширения милитаризации всей экономики. Плавающий курс фунта в Египте также имеет свои фатальные последствия, включая истощение сбережений, рост цен, увеличение уровня бедности среднего класса, увеличение затрат на импорт и удвоение стоимости внешнего долга при расчете в местной валюте. Надежды на увеличение экспорта нет в свете его негибкости и сокращения частного сектора. Эти эксперты указывают, что плавающий курс валюты в Египте — это всего лишь звено в цепи спирали обращения, по которой Египет перейдет от одного кризиса к более серьезному кризису с новым обращением, при этом становится известен цикл обращения: долги, продажа активов, латание долгов, затем обращение валюты. Самым большим негативным последствием может стать создание новый параллельного рынка в очень краткосрочном горизонте времени.
Примечательно, что одновременно с траншем МВФ ЕС повысил уровень своего сотрудничества с Египтом до стратегического и всеобъемлющего партнерства. В поддержку этого ЕС предложил финансовый и инвестиционный пакет в размере 7,4 млрд евро для Египта на 2024-2027 годы. Этот пакет включал 5 млрд евро льготных кредитов для оказания макрофинансовой помощи, дополнительные 1,8 млрд евро инвестиций в рамках Экономического и инвестиционного плана Южного соседства и 600 млн евро грантов, в том числе 200 млн евро на управление миграцией. В Каире ЕС выделил проекты в рамках Экономического и инвестиционного плана Южного соседства, которые направлены на энергетический переход и безопасность, поддерживают инициативу Nexus Water, Food и Energy и согласуются с климатической стратегией Египта. ЕС выделит 35 млн евро в виде грантов, чтобы помочь Египту в увеличении мощностей по использованию возобновляемых источников энергии и повышении энергоэффективности производства электроэнергии. Поддержка распространяется на региональный подводный оптоволоконный кабель MEDUSA протяженностью 7100 км, который соединяет страны Северной Африки с обоими берегами Средиземного моря. Этот проект направлен на обработку растущих объемов данных и укрепление связи. Для противодействия последствиям кризиса на Украине для продовольственной безопасности Европейская комиссия учредила «Фонд продовольствия и жизнестойкости». В рамках этого пакета Египет получит 100 млн евро на расширение возможностей хранения и производства зерна. Сотрудничество в области зеленого перехода и ресурсо-эффективности включает улучшение инфраструктуры и услуг по очистке сточных вод в Египте, сокращение загрязнения и улучшение общественного здравоохранения. Это включает расширение и модернизацию станции очистки сточных вод Хелуан в районе Большого Каира и улучшение санитарных услуг в мухафазе Фаюм.
Партнерство охватывает шесть ключевых приоритетов:
- Политические отношения: Активизация политического диалога, включая проводимые раз в два года саммиты ЕС-Египет и ежегодные заседания Совета ассоциации, при одновременном продвижении стабильности, демократии, основных свобод, прав человека, гендерного равенства и равных возможностей.
- Экономическая стабильность: поддержка макро- и социально-экономических реформ Египта, включая макрофинансовую помощь в сотрудничестве с международными партнерами и содействие привлечению частных инвестиций.
- Инвестиции и торговля: Мобилизация инвестиций для модернизации экономики, особенно для зеленого и цифрового перехода в рамках Экономического и инвестиционного плана Южного соседства, поддержка инвестиционной конференции в Каире и сосредоточение внимания на энергетических проектах, таких как GREGY interconnections и производство возобновляемого водорода в Египте.
- Миграция и мобильность: расширение сотрудничества в области управления миграцией, борьба с незаконным ввозом людей, усиление пограничного контроля, устранение коренных причин нелегальной миграции и содействие легальной миграции.
- Сотрудничество в области безопасности: укрепление отношений между ЕС и Египтом путем активизации усилий по борьбе с терроризмом, устранения угроз безопасности, включая кибернетические, с привлечением Европола, а также расширения сотрудничества правоохранительных органов, борьбы с организованной преступностью и наращивания потенциала.
- Люди и навыки: продвижение совместных инициатив в области образования и профессиональной подготовки, расширение обменов в рамках Erasmus + и активизация сотрудничества в области исследований и инноваций после присоединения Египта к Horizon Europe и Creative Europe.