Политический кризис в Ливии: последствия для торговли людьми

по материалам   Института изучения внешней политики (FPRI), США

Восьмой год подряд в Отчете Государственного департамента США о торговле людьми Ливия названа страной с особым случаем. Как правило, Государственный департамент оценивает страну от одного до трех баллов на основе ее усилий по борьбе с торговлей людьми. Однако Госдеп не смог оценить Ливию, поскольку в течение отчетного периода признанное ООН ливийское Правительство национального единства (ПНЕ) не осуществляло контроль над частью территории страны, а судебная система Ливии функционировала не в полной мере. Из-за этого невозможно оценить все масштабы торговли людьми в стране. Эти факторы, в дополнение к общим политическим волнениям и насилию по всей стране, не только помешали Ливии заняться противодействием торговле людьми, но и увековечили проблему. По данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, торговля людьми, представляет собой «вербовку, транспортировку, передачу, укрывательство или получение людей с помощью силы, мошенничества или обмана с целью эксплуатации их для получения прибыли». Торговля людьми отличается от контрабанды людей, которая предполагает предоставление таких услуг, как транспортировка или поддельные документы, для оказания помощи добровольному лицу в незаконном въезде в иностранную страну.

Политический потенциал Ливии

Правительство и политическая система Ливии находятся в руинах с момента начала гражданской войны в начале 2011 года, когда силы повстанцев при поддержке НАТО захватили Триполи и убили многолетнего диктатора Муаммара Каддафи. Переходный национальный  совет (ПНС) был создан в Бенгази и был признан США и другими крупными государствами в качестве законного руководящего органа в Ливии. Однако создание нового руководящего органа не способствовало установлению мира в стране. В начале 2014 года протестующие начали требовать проведения новых выборов или замены Всеобщего национального конгресса (ВНК) после истечения срока его полномочий. В мае 2014 года Халифа Хафтар, командующий Ливийской национальной армии (ЛНА), начал операцию «Достоинство» против исламистских группировок на востоке Ливии. До конца 2014 года насилие переросло в гражданскую войну между исламистской группировкой «Рассвет Ливии» и ЛНА на востоке Ливии. В декабре 2015 года при посредничестве ООН было заключено Политическое соглашение с Ливией, и было объявлено частичное прекращение огня. ООН попыталась сформировать новое правительство национального согласия (ПНС), но парламент в Тобруке отказался признать это правительство, что еще больше обострило конфликт. Тем временем присутствие «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в стране росло, что привело к тому, что базирующаяся в Триполи ПНС начала операцию «Непробиваемая стена» в апреле 2016 года по изгнанию ИГ. В октябре 2020 года между ЛНА и ПНС было достигнуто постоянное соглашение о прекращении огня через Совместную ливийскую военную комиссию «5+5». В марте 2021 года было сформировано временное правительство до проведения президентских выборов в декабре того же года. Однако выборы постоянно откладывались, что приводило к возобновлению напряженности. По сей день выборы так и не были проведены из-за разногласий относительно рамок их проведения.

Торговля людьми в Ливии

Согласно Глобальному индексу организованной преступности, Ливия занимает одно из самых высоких мест в мире по торговле людьми, набрав 8,5 балла из 10. Глобальный индекс организованной преступности дает странам оценку на основе масштабов и воздействия каждого криминального рынка, причем более высокий балл указывает на более высокий уровень преступности. Ливия получила 1,54 балла из 10 по шкале устойчивости в 2023 году, заняв 192-е  место из 193 стран и последнее место среди африканских стран. Эта оценка констатирует  недостаточный потенциал властей страны в противодействии преступлениям и борьбе с ними и основана на 12 показателях устойчивости, представляющих экономическую, политическую, социальную и правовую сферы. Эти оценки также указывают на то, что в Ливии нет необходимых институтов для противодействия преступлениям, связанным с торговлей людьми. Из-за характера торговли людьми, а также неспособности ливийского правительства выявлять эти преступления и преследовать их в судебном порядке, точное число жертв торговли людьми в стране неизвестно. Однако в августе 2022 года, по оценкам, в Ливии насчитывалось 134 787 внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), большинство из которых были перемещены из-за ухудшения ситуации с безопасностью внутри страны. В целом, ВПЛ из-за их нестабильного положения особенно уязвимы для того, чтобы стать жертвами секс-торговли и трудовой эксплуатации.

В 2023 году Независимая миссия ООН по установлению фактов выявила, что силы государственной безопасности, а также незаконные вооруженные группы по всей стране увековечили военные преступления и нарушения прав человека, включая принудительную вербовку, принудительный труд и секс-торговлю. Однако в течение отчетного периода 2023 года ливийское правительство не представило статистических данных о судебных преследованиях и обвинительных приговорах за преступления, связанные с торговлей людьми.

Мигранты в Ливии были особенно уязвимы для торговли людьми. По состоянию на август 2023 года в Ливию прибыло более 700 000 мигрантов – в основном выходцев из стран Африки к югу от Сахары, пытающихся добраться до Европы. Растущий спрос на рынке незаконной переправки мигрантов через Средиземное море также открыл возможности для торговли людьми и других нарушений прав человека. В индустрии торговли людьми участвуют не только контрабандисты, но и государственные структуры. Когда мигрантов арестовывают во время попытки  пересечь Средиземное море, Ливийское управление по борьбе с незаконной миграцией (DCIM) переводит их в центры содержания под стражей. Правозащитные НПО неоднократно сообщали о случаях пыток и сексуального насилия в этих учреждениях и, как стало известно, в них брали взятки в обмен на освобождение мигрантов.

В июле 2023 года эксперты ООН выразили обеспокоенность сообщениями о том, что мигрантов и беженцев на территории Ливии держали в плену, а затем переправляли в неизвестное место содержания. Это не единичный случай в Ливии. В феврале 2023 года 120 мигрантов и беженцев, некоторые из которых, как считалось, стали жертвами торговли людьми, были освобождены со склада в Тазирбу Ливийским управлением по борьбе с незаконной миграцией (DCIM). Сообщается, что эти мигранты и беженцы были переправлены в неизвестное место и содержались под стражей без доступа к какой-либо правовой защите или помощи. Тазирбу, деревня на юго-востоке Ливии, остается горячей точкой для торговли людьми: за последние два года около 700 человек были освобождены и отправлены в центры содержания под стражей. Сообщается, что торговцы людьми в Тазирбу рассылали семьям жертв видеозаписи жестокого обращения и пыток с требованием выкупа.

Роль ливийского правительства

Несмотря на известные факты торговли людьми из региона, национальные власти Ливии бездействуют. С учетом сказанного, части ливийского правительства пытались бороться с незаконным ввозом людей и торговлей ими. В частности, власти Триполи прибегли к судебному разбирательству, и Генеральная прокуратура Ливии осудила 38 контрабандистов, которые фактически убили 11 мигрантов, отправив их в море на неисправном судне. Несмотря на попытки части ливийского правительства действовать, дефицит сотрудников правоохранительных органов вдоль границ и внутри страны серьезно ограничила способность Ливии добиться реальных результатов. Министерство внутренних дел Ливии (MOI) отвечает за усилия правоохранительных органов страны по борьбе с торговлей людьми, но имеет ограниченные возможности для этого. Кроме того, Министерство юстиции (MOJ) и Генеральная прокуратура (OAG) выдали ордера на арест предполагаемых лиц, виновных в торговле людьми, но ограниченные возможности полиции помешали правительству продолжать расследование этих дел. В 2022 году МВД и Минюсту было поручено повышать осведомленность о преступлениях, связанных с торговлей людьми, и других нарушениях прав человека, но НПО сообщают, что у этих ведомств недостаточно возможностей для выполнения этого мандата. Кроме того, согласно информации Государственного департамента по торговле людьми, из-за отсутствия процедур идентификации жертв торговли людьми, вполне вероятно, что жертвы были арестованы, заключены под стражу или депортированы за преступления по принуждению, включая проституцию, нелегальную иммиграцию и принадлежность к вооруженной группе.

Действующий уголовный кодекс Ливии не предусматривает адекватных превентивных и защитных мер против торговли людьми. В настоящее время статьи 418, 419 и 410 Уголовного кодекса Ливии криминализируют некоторые формы сексуальной торговли и предусматривают наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет и штрафа. Другие меры включают статью 425, которая криминализирует рабство и предусматривает тюремное заключение сроком от 5 до 15 лет, и статью 426, которая криминализирует покупку и продажу рабов и предусматривает тюремное заключение сроком до 10 лет. Уголовный кодекс не криминализирует другие формы торговли людьми, включая торговлю рабочей силой или секс-торговлю, которая осуществляется принудительными или мошенническими средствами. Уголовный кодекс также не предусматривает уголовной ответственности за торговлю людьми в сексуальных целях, жертвами которой становятся взрослые мужчины. Наконец, правительство Ливии определяет отслеживание как транснациональное перемещение жертв, что противоречит международным критериям.

Препятствие развитию

Торговля людьми имеет последствия, которые выходят далеко за рамки отдельных жертв. Торговля людьми подрывает верховенство закона в стране и ставит под угрозу ее национальную и экономическую безопасность и при этом является одним из самых быстрорастущих преступных деяний и одной из крупнейших незаконных отраслей в мире. Ежегодно торговля людьми и принудительный труд в частной экономике приносят более 150 млрд долларов незаконной прибыли. Две трети этих доходов получены от коммерческой сексуальной эксплуатации, а оставшаяся треть — от других средств принудительного труда. Рост нелегальной экономики препятствует процветанию открытых рынков. Что еще более опасно, нелегальный рынок часто направляет деньги преступным и террористическим организациям, еще больше способствуя коррупции и ставя под угрозу политическую систему Ливии.

Более широкая региональная и континентальная проблема

Торговля людьми является проблемой не только в Ливии, она становится все более распространенной проблемой на африканском континенте, особенно из-за отсутствия институционального потенциала. В любой момент времени, по оценкам, 3,7 млн человек в Африке находятся на принудительном труде и в рабстве. Почти четверть всей торговли людьми в мире происходит в Африке. Наиболее распространенным видом торговли людьми в Африке является принудительный труд, однако на континенте насчитывается более 400 000 жертв сексуальной эксплуатации, и примерно 99% из них составляют женщины и девочки, а 21% моложе 18 лет.

Несмотря на глобальные усилия, включая финансирование и ресурсы, предоставленные США, очень немногие африканские страны полностью соответствуют минимальным стандартам, установленным Законом о защите жертв торговли людьми (TVPA), который Государственный департамент использует для ранжирования стран в своем отчете о торговле людьми. В 2023 году Сейшельские острова были единственной африканской страной, достигшей уровня 1, что означает соответствие страны минимальным стандартам, установленным TVPA. Большинство африканских стран относятся ко второму уровню, что означает, что эти страны не соответствуют минимальным стандартам TVPA, но прилагают значительные усилия в попытке соответствовать этим стандартам.

Северная Африка, в частности, является привлекательным местом для нелегальной миграции из-за ее непосредственной близости к Южной Европе. Большой поток мигрантов в Северную Африку еще больше угрожает стабилизации и развитию региона, позволяя криминальным сетям, таким как торговля людьми, интенсифицироваться и разрастаться по всему региону. Марокко, Судан и Тунис были отнесены к странам второго уровня в отчете за 2023 год. Египет был включен в список наблюдения уровня 2, что означает, что страна находится на уровне 2, но рискует опуститься до уровня 3. Алжир был отнесен к 3-му уровню, что означает, что он не соответствует минимальным стандартам TVPA и не прилагает для этого каких-либо значительных усилий. Рейтинг лучших стран Северной Африки иллюстрирует, как, даже когда страны пытаются соответствовать этим стандартам, они терпят неудачу и не в состоянии соответствовать минимальным стандартам для эффективной борьбы с торговлей людьми.

Вмешательство и усилия США и международного сообщества

По состоянию на август 2022 года Управление Государственного департамента по борьбе с торговлей людьми (TIP) выделило более 225 млн долларов на активные проекты по борьбе с торговлей людьми по всему миру, многие из которых работают в Ливии. Примеры включают проект стоимостью 750 000 долларов в поддержку расширения деятельности Комиссии по международному правосудию и подотчетности (CIJA) в отдельных странах Африки к югу от Сахары и Ливии. В этом проекте конкретно рассматривается организованная «Исламским государством» эксплуатация мигрантов посредством торговли людьми. Несмотря на финансирование и вмешательство США на континенте, торговля людьми продолжается, и страны по-прежнему не активизируют усилия по борьбе с этим преступлением. По состоянию на август 2023 года Управление Госдепартамента управляет проектами по борьбе с торговлей людьми на сумму более 61 млн долларов только в Африке. Хотя многие из этих проектов оказали положительное воздействие, в целом они не смогли способствовать долгосрочным и эффективным международным изменениям. Это, конечно, не означает, что финансирование усилий по борьбе с торговлей людьми бессмысленно; на самом деле, это крайне важно. Однако отсутствие изменений, отмечаемое в отчетах TIP в Африке, и неизменно высокие показатели торговли людьми на континенте указывают на неэффективность усилий по обеспечению существенных изменений.

На международном уровне Ливия является участницей Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, который действует как дополнение к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Хотя стране не хватало институционального потенциала для искоренения торговли людьми, ООН попыталась действовать внутри страны. Например, Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке Ливии (МООНПЛ) была утверждена в 2011 году резолюцией 2009. С тех пор ее мандат был продлен до 31 октября 2024 года. Хотя основной целью мандата является поддержка в процессе передачи власти, он также включает мониторинг и отчетность о нарушениях прав человека.

Кроме того, в октябре 2015 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял резолюцию 2240, которая разрешила государствам-членам арестовывать и инспектировать суда в Ливии, которые подозреваются в использовании либо для торговли людьми, либо для незаконного ввоза мигрантов. Мандат продлевался ежегодно, и последний раз он был продлен еще на один год 29 сентября 2023 г. Совет Безопасности ООН особо призывает государства-члены, обладающие надлежащей юрисдикцией, провести расследование и привлечь к ответственности лиц, ответственных за торговлю людьми и незаконный ввоз мигрантов, и ссылается на обязательства государств-членов по международному праву. Другие глобальные усилия включают совместную программу ЕС и УНП ООН 2019 года по борьбе с торговлей людьми и незаконным ввозом мигрантов в Северной Африке (Египет, Ливия, Тунис и Марокко). Программа стоимостью более 15,8 млн долларов направлена на повышение способности пограничных патрулей выявлять и перехватывать торговцев людьми; укрепление потенциала служб экстренного реагирования по выявлению и защите жертв; повышение навыков и знаний правоохранительных органов в отношении методов расследования; а также повышение навыков рассмотрения дел о торговле людьми и контрабанде.

Заключение

Торговля людьми в Ливии — лишь один из многих гуманитарных кризисов, увековеченных статусом Ливии как несостоявшегося государства. Несмотря на усилия международного сообщества, ситуация с торговлей людьми в Ливии, похоже, развивается в неправильном направлении. Ресурсы США и международного сообщества направляются на решение проблемы, но не эффективным способом, который привел бы к долгосрочным изменениям. Для решения проблемы торговли людьми в Ливии необходимо устранить нестабильность в стране. Без надлежащих внутренних институтов для защиты жертв, предотвращения торговли людьми и судебного преследования торговцев людьми долгосрочные изменения невозможны, и полный масштаб проблемы остается неизвестным. Это положение дел подчеркнули и сложности, с которыми  Европейский парламент  принял новый Пакт о миграции и предоставлении убежища, почти через четыре года после того, как Европейская комиссия обнародовала его в сентябре 2020 года. Принятие соглашения положило конец восьмилетнему тупику из-за неоднократных попыток остановить растущий уровень миграции к границам Европы и упростить процессы предоставления убежища. Сложный план по структурированию и гармонизации обработки и переселения лиц, ищущих убежища, по всему ЕС оказался весьма спорным и неоднократно пересматривался, прежде чем был принят Европейским парламентом. Пакт носит широкомасштабный характер и, по сути, охватывает все, что связано с процессом миграции после того, как лицо, ищущее убежища, достигает Шенгенской зоны. Несмотря на годы разработки, сроки вступления Пакта в силу вряд ли можно назвать известными. По мере приближения июньских выборов в Европейский парламент недавний опрос Euronews, проведенный Ipsos среди 26 000 респондентов в 18 государствах-членах ЕС, показал, что более половины европейцев негативно оценивают влияние блока на миграционную политику. Более того, всплеск исламистских угроз и рост ультраправых в различных европейских странах вывели проблему миграции на передний план как для правоцентристов Европы, так и для электората. Пакт о миграции и предоставлении убежища был одобрен в контексте растущих уровней миграции в Европу и все более смертоносных путешествий, особенно по Центрально-Средиземноморскому маршруту. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в 2023 году более 1,14 млн человек обратились за убежищем в ЕС. 2023 год стал самым высоким годом со времен кризиса с беженцами 2015-2016 годов, который достиг максимума в 2015 году и составил 1,3 млн человек по данным Евростата, статистического управления ЕС. Лампедуза, южный итальянский остров, недавно приняла более 1500 просителей убежища за полтора дня, по данным итальянских властей. Помимо исторических уровней миграции, 2023 год также стал одним из самых смертоносных лет в истории для мигрантов: тысячи людей погибли в Средиземном море из-за того, что переполненные лодки перевернулись или затонули. Ежегодное число смертей или исчезновений мигрантов в Средиземноморье достигло 3041 к концу 2023 года, согласно проекту Международной организации по миграции (МОМ) «Пропавшие мигранты». Хотя число прибывающих в этом году меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, количество зарегистрированных смертей почти такое же высокое, что указывает на то, что маршрут может становиться все более фатальным. В прошлом году итальянские власти арестовали четырех тунисцев, которых обвинили в перехвате лодок мигрантов с целью кражи, среди прочего – лодочных моторов. Неясно, работали ли они  в одиночку или на контрабандистов людьми, пытающихся максимизировать свою прибыль. Тем не менее, этот случай подчеркивает как риски для мигрантов, так и, казалось бы, более широкую тенденцию; итальянские власти сообщают, что все большее число спасенных лодок с мигрантами были найдены без двигателей. Новый Пакт о миграции и предоставлении убежища состоит из четырех ключевых столпов, включая тщательную проверку, лучшее отслеживание людей, въезжающих в блок в качестве просителей убежища или нелегальных мигрантов, и возвращение на границе просителей убежища, которые вряд ли добьются успеха в своем ходатайстве, ввели власти в заблуждение или представляют угрозу безопасности. Соглашение также включает кризисный протокол для управления большим притоком мигрантов на случай повторения уровней, наблюдавшихся во время европейского миграционного кризиса 2015 года. Пакт не меняет Дублинский принцип, который возлагает на страну прибытия ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища; однако он устанавливает обязательный принцип солидарности. Регламент по управлению убежищем и миграцией требует, чтобы государства-члены ЕС либо переселяли определенное количество просителей убежища ежегодно, платили 20 000 евро за каждого просителя убежища, которого они отказываются принять, либо финансировали общую оперативную поддержку. Хотя президент Европейского парламента Роберта Метсола заявила, что с его принятием «была сотворена история», Пакт о миграции и предоставлении убежища горячо обсуждался среди политиков и групп по всему идеологическому спектру. Левые активисты и правозащитные НПО, такие как Amnesty International, Международный комитет спасения и Human Rights Watch, опротестовали соглашение из-за того, что они считают положения, в корне проблематичные для защиты прав человека. НПО особенно обеспокоены фактическим задержанием на границах ЕС, а также чрезвычайными протоколами, которые могут подвергнуть лиц, ищущих убежища, риску произвольного задержания, дискриминационных действий полиции или тому, что, по их мнению, является «незаконным» противодействием. Более того, некоторые эксперты раскритиковали положения плана как потенциально трудные для исполнения и даже контрпродуктивные. Было показано, что ужесточение пограничных ограничений приводит к более рискованному поведению мигрантов, а не к сдерживанию, поскольку те, кто спасается от преследований или насилия, обращаются к контрабандистам людьми, чтобы пересечь границы, столкнувшись с ограничением легальных путей. Кроме того, возникли вопросы относительно жизнеспособности и применимости механизма «распределения бремени». Хотя Пакт был оформлен как попытка избранных должностных лиц сдержать ультраправых, воспользовавшись иммиграционным вопросом прямо перед июньскими парламентскими выборами в ЕС, он вряд ли возымеет такой эффект. В ответ на новые правила премьер-министр Венгрии Виктор Орбан недавно опубликовал в X (бывший Twitter) сообщение о том, что «Венгрия никогда не поддастся массовому миграционному безумию!». Ультраправые политики по всему блоку как на национальном уровне, так и на уровне ЕС также высказались против Пакта, включая премьер-министра Польши Дональда Туска. Туск из правоцентристской партии «Гражданская платформа» уже отверг участие Польши в механизме «принудительной» солидарности. Несмотря на противодействие ультраправых, положения Пакта и его принятие свидетельствуют об успехе ультраправых в Европе в продвижении центра еще дальше вправо в вопросе иммиграции. Таким образом, вместо того, чтобы умиротворить силы, которые он стремится умиротворить, Пакт может непреднамеренно поддержать ультраправых, поскольку его приоритеты становятся все более важными, а политики осуждают то, что его положения заходят недостаточно далеко. По мере приближения выборов в ЕС кандидаты правого толка, такие как Франсуа-Ксавье Беллами из Франции, сосредоточили свои предвыборные кампании на иммиграции. Ранее Беллами встретился с французской пограничной полицией, чтобы подтвердить оппозицию своей правоцентристской Европейской народной партии новому Пакту и подчеркнуть, по его словам, «беспомощность» европейских стран перед «пограничным кризисом». Поскольку этот вопрос продолжает находить отклик у европейского электората, миграция, вероятно, будет если не определяющей, то главной проблемой на предстоящих в июне выборах в Европейский парламент. Поскольку ультраправые ранее продемонстрировали свое умение извлекать выгоду из проблемы и превращать ее в выигрыш на выборах, прогнозы сильных результатов ультраправых на июньских выборах, похоже, сбудутся.

55.8MB | MySQL:118 | 0,815sec