Американские эксперты об обсуждениях с арабскими странами планов управления послевоенной Газой

Как констатируют американские эксперты в области безопасности, продолжающееся наступление Израиля на ХАМАС в секторе Газа до сих пор игнорировало дипломатические усилия США и стран региона по прекращению конфликта посредством прекращения огня, сопровождаемого освобождением ХАМАСом оставшихся израильских заложников. В рамках своих усилий по прекращению боевых действий официальные лица США подтвердили в начале мая, что они ведут активные обсуждения с основными арабскими партнерами, чтобы наметить план управления Газой и обеспечения безопасности после окончания войны Израиля против ХАМАСа. Лидеры США и арабских стран уверены, что их предложения могут быть реализованы независимо от того, продолжит ли Израиль атаковать оставшийся оплот ХАМАСа в городе Рафах на юге сектора Газа. Отчеты показывают, что дискуссии о послевоенном управлении и безопасности в секторе Газа набирают обороты, поскольку первоначальное сопротивление арабов участию в международных или региональных послевоенных силах безопасности в Газе, по-видимому, смягчилось. Дипломаты из стран-партнеров США, таких как Египет, Иордания и несколько государств Персидского залива, указывают, что прежняя сдержанность по поводу обвинений в том, что они въехали в Газу на израильских танках и были втянуты в повстанческие действия, уступила место демонстрации приверженности мирному процессу и оказанию помощи страдающим палестинцам в Газе. По разным данным, несколько арабских стран — все партнеры Соединенных Штатов по безопасности и политике — начали принимать предложения о многонациональных миротворческих силах в Газе и, возможно, также на Западном берегу или положительно реагировать на них. Высокопоставленные арабские официальные лица поднимали вопрос о послевоенном управлении в Газе с госсекретарем США Энтони Блинкеном во время его встреч в Каире в марте, а также во время его последующего визита в регион в конце апреля, поскольку арабские лидеры стремятся сформировать широкое видение решения ближневосточного кризиса. На конференции в Эр-Рияде в начале мая министры иностранных дел арабских стран в основном давали двусмысленные ответы на вопросы об участии в послевоенной миротворческой миссии в Газе, в целом излагая условия, которые, в случае выполнения Израилем, Соединенными Штатами и другими сторонами, могли бы позволить им продвинуться вперед в реализации этой идеи. По мере развития послевоенного планирования возникают ключевые вопросы, в том числе о том, какие арабские государства могли бы быть готовы внести свой вклад в силы безопасности Газы и на каких условиях эти силы могли бы действовать. На семинаре в Вашингтоне 8 мая заместитель помощника министра обороны (DASD) по Ближнему Востоку Дэниел Шапиро подтвердил, что официальные лица США «обсуждают с арабскими партнерами» временную миссию по обеспечению безопасности в Газе, которая, по его словам, «устранит разрыв» до тех пор, пока Палестинская национальная администрация (ПНА) не будет готова принять власть в анклаве. Он также указал, что арабские государства, которые, скорее всего, внесут свой вклад в силы безопасности, — это те, которые нормализовали отношения с Израилем, включая Египет, Иорданию и государства, подписавшие «Соглашения Авраама», включая Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн и Марокко.

Участие Саудовской Аравии в послевоенной Газе, очевидно, будет зависеть от более широкого соглашения, которое официальные лица США пытаются разработать, в котором Саудовская Аравия нормализует отношения с Израилем, а Соединенные Штаты предоставят КСА дополнительные гарантии безопасности. Однако этот пакт также зависит от тех же условий, которые КСА и другие арабские страны выдвинули для участия в послевоенных силах безопасности Газы – что проложен четкий путь к независимому палестинскому государству. В течение нескольких месяцев арабские лидеры настаивали на том, чтобы Запад и Израиль предприняли «необратимые» шаги к решению о двух государствах для израильско-палестинского конфликта, включая признание США и более широким Западом палестинского государства и поддержку его полноправного членства в Организации Объединенных Наций в рамках процесса послевоенного планирования, а не результата. Движение арабских лидеров к принятию обязательств по обеспечению безопасности в Газе, похоже, отражает их соглашение с официальными лицами США о том, что премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху необходимо представить альтернативу бессрочному пребыванию израильских войск в секторе Газа.  Шапиро отметил на этой дискуссионной сессии 8 мая, что официальные лица США заявили своим израильским коллегам, что Израиль не может оставить в Газе хаотичную ситуацию в стиле Сомали. Израиль согласен с лидерами США и арабских стран в том, что Израилю не следует повторно оккупировать Газу. Тем не менее, Нетаньяху настаивает на том, что Израиль должен на неопределенный срок сохранить за собой право проводить рейды или другие вторжения в Газу в ответ на выявленные угрозы безопасности – требование, против которого выступают арабские лидеры. Один региональный дипломат сказал, что рассмотрение арабами возможности участия в послевоенной миротворческой операции основано на удовлетворении озабоченностей Израиля по поводу безопасности, заявив: «Мы знаем, что у Израиля есть опасения по поводу безопасности [палестинского государства], поэтому это говорит о том, что «мы готовы помочь»». С другой стороны, многие эксперты и региональные официальные лица считают, что арабские государства потребуют, чтобы американские войска участвовали в любых многосторонних силах безопасности в Газе. Лидерам США может быть трудно удовлетворить это требование. В своем выступлении 8 мая Шапиро заявил: «Политика США заключается в том, чтобы не «наступать на землю» в Газе», но добавил, что «будут рассмотрены другие формы поддержки США многосторонних сил».

От себя отметим, что не совсем понятен такой оптимистичный настрой американских экспертов. Факты говорят несколько об обратном. ОАЭ на прошлой неделе исключили свое участие в управлении сектором Газа после окончания текущей войны, заявив, что это не обеспечит «прикрытие» действий Израиля в анклаве. В заявлении в социальных сетях министр иностранных дел ОАЭ Абдулла бен Зайд осудил комментарии, сделанные ранее на этой неделе премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, который предположил, что государство Персидского залива будет участвовать в надзоре за управлением сектором Газа после окончания боевых действий: «ОАЭ подчеркивают, что премьер-министр Израиля не имеет никакой юридической правоспособности для этого шага, и государство отказывается быть вовлеченным в какой-либо план, направленный на обеспечение прикрытия израильского присутствия в секторе Газа. ОАЭ подтверждают, что когда будет сформировано палестинское правительство, отвечающее надеждам и чаяниям братского палестинского народа и обладающее честностью, компетентностью и независимостью, государство будет полностью готово оказать этому правительству все формы поддержки». ОАЭ были одной из ряда арабских стран, которые согласились в 2020 году признать Израиль, но конфликт в Газе осложнил недавно установившиеся отношения. Как отмечают многие бизнесмены,  война в Газе охладила деловую активность Израиля с ОАЭ, но не отменила ее, и теперь она ведется вдали от общественного контроля на фоне гнева арабского мира по поводу конфликта. После подписания «Соглашений Авраама» израильские предприниматели начали стекаться в ОАЭ прямыми рейсами из Тель-Авива, устанавливая новые деловые связи и расширяя существующие, которые когда-то держались в секрете. Сделки, объявленные до начала войны, включали инвестиции в кибербезопасность, финтех, энергетику и агротехнологии. Десять израильских чиновников, руководителей и предпринимателей сообщили Reuters, что деловые связи с влиятельным государством Персидского залива остаются нетронутыми, но в знак того, что конфликт подорвал энтузиазм, они отказались обсуждать какие-либо недавние сделки. «Это все еще происходит. Это происходит реже; это меньше бросается в глаза», — сказал Рафаэль Нагель, немецкий еврейский предприниматель, живущий в ОАЭ, который возглавляет частную бизнес-группу, которая продвигает деловые связи между Израилем и арабским государством Персидского залива. Шесть банкиров и юристов в ОАЭ также заявили, что деловые связи между израильскими и эмиратскими компаниями пережили войну, и было заключено несколько новых сделок. По их словам, правительство ОАЭ с осторожностью относилось к развитию отношений с Израилем. Тем временем в Израиле сотрудники многих предприятий были призваны на военную службу, что повлияло на бизнес-операции. Официальный представитель ОАЭ не ответил напрямую на вопросы Reuters о том, как война повлияла на экономические отношения с Израилем. Однако чиновник сказал, что дипломатический и политический диалог ОАЭ с Израилем способствовал гуманитарным усилиям по оказанию помощи населению Газы. ОАЭ — единственное арабское государство, все еще принимающее посла Израиля, который отозвал своих дипломатов из других арабских государств, с которыми у него есть дипломатические отношения, после нападения ХАМАСа 7 октября 2023 г., которое спровоцировало израильское вторжение в Газу. После установления официальных дипломатических отношений в 2020 году Израиль и ОАЭ быстро наладили тесное экономическое партнерство, в отличие от длившихся десятилетиями мирных соглашений с Египтом и Иорданией, которые не привели к установлению значимых деловых отношений. Торговое соглашение было подписано в 2022 году. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля, в прошлом году товарооборот вырос на 17% и достиг 2,95 млрд долларов. Несмотря на охлаждение после начала войны, объем торговли в первом квартале 2024 года вырос на 7% в годовом исчислении, сообщило Бюро. Но израильские туристы, которые стали частыми посетителями ОАЭ, теперь больше не заполняют отели, рестораны и бары Дубая, хотя израильтяне и евреи говорят, что они продолжают чувствовать себя в безопасности в стране. В отличие от других арабских стран, в ОАЭ не было публичных демонстраций в поддержку палестинцев или против Израиля. Однако символы, связанные с палестинским национализмом, такие как черно-белый головной убор куфия, можно увидеть у людей на улицах Дубая. «Все стало более сдержанным, и 7 октября действительно имеет к этому большое отношение», — сказал Брюс Гурфейн, американский еврей и предприниматель, который впервые переехал в ОАЭ в конце 1990-х годов. Несколько израильтян, которые уже вели бизнес в ОАЭ до войны, заявили, что их личные и коммерческие отношения с Эмиратами и другими арабами в ОАЭ остаются незатронутыми. Но они также говорят, что с обеих сторон есть требование публично не раскрывать деловые связи. «Я думаю, что охлаждение — справедливое слово”», — сказал Эли Вуртман, соучредитель израильской венчурной компании PICO Venture Partners. Вуртман считает, что тесные связи, налаженные сразу после нормализации отношений, помогли сохранить деловые отношения с ОАЭ, и это мнение разделяют израильские официальные лица и другие руководители, с которыми Reuters беседовало. Израильский руководитель базирующейся в Израиле неправительственной платформы UAE-IL Zone, целью которой является развитие деловых связей между ОАЭ и Израилем, сказал, что официальные лица Эмирата заверили их, что инвестиции в Израиль не будут прекращены из-за войны, но попросили израильтян воздержаться от каких-либо объявлений о сделках. Михаил Мирилашвили, генеральный директор Watergen, израильской компании, разработавшей машины, способные производить питьевую воду из воздуха, в июне 2021 года подписал трехстороннее соглашение о партнерстве в области исследований водных ресурсов с компанией Абу-Даби, Baynunah и Тель-Авивским университетом для продвижения исследований в области водных технологий. Мирилашвили сказал, что партнерство с эмиратскими коллегами остается теплым, и он не заметил разницы в отношениях с 7 октября: «Мы продолжаем работать вместе. У нас очень прочные связи с людьми, с которыми мы там работаем». Роберт Могельницки, научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне, сказал, что война в Газе «сильно сдерживает»” ОАЭ от реализации новых крупных экономических инициатив. Он отметил, что среди подданных ОАЭ, меньшинства из примерно 1 млн человек в государстве Персидского залива, население которого составляет около 10 млн, растет гнев и озабоченность по поводу войны. Государственная нефтяная компания Абу-Даби, Adnoc и BP отложили планы по приобретению доли в израильском производителе газа NewMed на 2 млрд долларов, сообщила израильская компания в марте, сославшись на неопределенность в регионе. Четыре источника, знакомые с позицией Adnoc, заявили, что война в Газе повлияла на решение приостановить переговоры, сославшись на перспективы продвижения вперед такой крупной сделки. Дидье Тубиа, исполнительный директор альтернативного мясного стартапа Aleph Farms, который получил инвестиции из государственного фонда Абу-Даби в ходе раунда финансирования 2021 года, сказал Reuters, что теперь израильские компании, ведущие бизнес с компаниями  из Эмиратов, стали более чувствительными. Официальные лица ОАЭ утверждают, что налаживание связей с Израилем было стратегическим решением, которое они не собирались отменять, однако некоторые из них в частном порядке выразили разочарование Израилем в связи с его продолжением войны и высоким числом погибших среди гражданского населения. К тому же война заморозила   отношения ОАЭ с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, согласно четырем источникам, знакомым с этим вопросом. Они сказали, что ОАЭ сейчас редко разговаривают напрямую с Нетаньяху и что президент Ицхак Герцог был ключевым собеседником в отношениях Израиля и ОАЭ. С 7 октября ОАЭ также все активнее взаимодействовали с бывшими премьер-министрами Яиром Лапидом и Нафатали Беннетом, поскольку недовольство Эмиратов лично Нетаньяху росло, сообщили источники. Официальный представитель ОАЭ не ответил напрямую на вопросы об отношениях с правительством Нетаньяху, но призвал к активизации усилий по достижению «всеобъемлющего и справедливого мира», основанного на решении о двух государствах.

В этой связи американские эксперты осторожно отмечают, что, тем не менее, несколько других вопросов, особенно касающихся политики Израиля, помешают любым усилиям по скорейшему заключению соглашения о безопасности и управлении в Газе. Все послевоенные предложения, которыми обменивались официальные лица США и арабских стран, предполагают, что ПНА возьмет на себя ответственность за безопасность и управление Газой после переходного периода неопределенной продолжительности. Однако премьер-министр Нетаньяху и его правая правящая коалиция исключили возвращение ПНА к власти в Газе. Израильская коалиция якобы рассматривает возвращение ПНА в Газу как прокладывание пути к созданию независимого палестинского государства. Позиция Израиля в отношении ПНА является не только главным камнем преткновения при разработке послевоенного плана для Газы, но и подпитывает расширяющийся политический раскол с Соединенными Штатами, главным покровителем Израиля.  Официальные лица США заявили, что не видят жизнеспособной альтернативы восстановлению ПНА в качестве руководящего органа в Газе, хотя они признают, что ПНА не готова взять на себя власть там. Официальные лица США и всего мира признали, что ПНА изобилует официальной коррупцией и, отчасти потому, что в ней не проводились выборы на руководящий пост с 2005 года, ей не хватает легитимности. Кроме того, несмотря на то, что военный потенциал ХАМАСа в Газе уменьшился, его приверженность вооруженной борьбе против Израиля остается популярной не только в Газе, но и среди палестинцев Западного берега, и в переговорах об объединении ХАМАСа с основной фракцией ФАТХ в ПНА не наблюдается особого движения. После многолетних усилий арабских государств, включая Египет и Катар, Китай выступил посредником в переговорах между официальными лицами ФАТХа и ХАМАСа в конце апреля, но в ходе обсуждений был достигнут незначительный прогресс. Еще одним нерешенным вопросом являются условия мандата, в соответствии с которым может действовать временный орган безопасности и управления в Газе. Некоторые арабские дипломаты сообщили журналистам, что любые миротворческие силы в Газе должны быть одобрены Советом Безопасности ООН и развернуты на определенный промежуточный период, который дал бы ПНА время создать свои собственные «боеспособные» силы безопасности. Шапиро в своем выступлении в Вашингтоне 8 мая затронул потенциальную альтернативу, при которой многосторонние силы могут быть развернуты в Газе по просьбе Израиля, как признанной ООН оккупационной власти Газы, или по просьбе другой стороны. По словам Шапиро, любой мандат ООН или другой мандат должен учитывать численность и миссию временных сил безопасности, а также требование Израиля иметь возможность продолжать действовать против угроз в Газе. Однако критика Израилем позиций многих органов ООН в отношении политики Израиля, в том числе в отношении его наступления в Газе, может осложнить усилия США или других стран по разработке официального мандата ООН на послевоенное управление и безопасность в Газе. Тем не менее, многочисленные официальные заявления о параметрах, требованиях и возражениях против участия в миротворческой миссии в Газе затмеваются явными доказательствами сближения основных заинтересованных сторон в отношении послевоенной дорожной карты для Газы.

Основные выводы

Различные планы, обсуждаемые официальными лицами США и странами региона по управлению и безопасности в послевоенной Газе, содержат схожие темы и принципы.

Крупнейшие арабские государства, похоже, готовы предоставить персонал для временных послевоенных сил безопасности и руководящего органа, если будет проложен четкий путь к независимому палестинскому государству.

Ключевым препятствием для разработки плана для послевоенной Газы является настойчивое требование Израиля о продолжении военного доступа в анклав и его сопротивление роли ПНА, базирующейся на Западном берегу.

Другие ключевые вопросы включают в себя, будут ли послевоенные власти Газы санкционированы Организацией Объединенных Наций и будут ли участвовать войска США.

55.9MB | MySQL:116 | 0,516sec