Возникшая в начале 2000-х годов в ходе гражданской войны в Сомали на осколках Союза исламских судов вооруженная исламистская группировка «Аш-Шабаб» к настоящему времени превратилась в одно из сильнейших террористических формирований, действующих на Африканском Роге. Выступая за время своего существования в различных формах, «Аш-Шабаб» продемонстрировала высокие организационные и адаптивные возможности, позволяющие ей устойчиво противостоять непрерывному давлению не только со стороны правительства Сомали, но и многочисленных международных участников антитеррористической борьбы. Одной из основ живучести «Аш-Шабаб» с уверенностью можно считать созданную группировкой финансовую систему, обеспечивающую относительно надежное пополнение и распределение бюджета организации, мало зависящую от военных побед или неудач, размера контролируемой территории и международных усилий по пресечению финансирования терроризма.
Активизация международной борьбы с терроризмом, последовавшая за атакой «Аль-Каиды» (запрещена в России) 11 сентября 2001 года породила достаточно обширную библиографию, посвященную финансированию терроризма и террористическим инновациям. Согласно экспертным исследованиям, террористические организации для привлечения денежных средств прибегают к разнообразным источникам и способам их передачи в казну группировки. Источники делятся на внешние (трансграничные) и внутренние. К числу первых относятся спонсорская помощь, пожертвования, варианты сотрудничества (контрабанда) с другими террористическими и преступными структурами, инвестирование в международные бизнес-проекты с целью извлечения легальной прибыли и другие. Внутренние источники, как правило, включают различные формы принуждения (рэкет, вымогательства, угроза жизни) населения и организаций на контролируемой группировкой территории или за её пределами.
Большинство способов передачи денежных средств террористам предполагает привлечение различных типов посредников. В современных условиях наиболее продвинутым является использование формальных банковских систем, которые образуют международные финансовые сети, позволяющие практически легально перемещать средства между государствами. Сюда же можно отнести использование онлайн-каналов (краудфандинг, мошеннические подставные веб-сайты, манипуляции с банковскими картами) и денежных переводов с помощью мобильных телефонов. Последнее особенно актуально для Сомали, где мобильные деньги вытеснили наличные.
Более грубым, но и более защищенным от контролирующих структур является передача наличных денег через курьера, который физически принимает денежные средства от частных лиц или организаций и по контрабандным маршрутам передает их получателю. Другим способом, который особенно актуален в контексте джихадистских организаций, являются исламская система денежных переводов «хавала». Система «хавала» (по-арабски «изменение», или «перевод») основана на своеобразном кодексе чести и функционирует через неформальную сеть агентов, или «хаваладаров», которые выступают в качестве посредников между отправителями и получателями средств. Физическое лицо дает деньги «хаваладару», который, в свою очередь, выплачивает ту же сумму такому же агенту на принимающей стороне, который, в конечном итоге, передает оговоренную сумму получателю. «Хавала» используется многими представителями сомалийской диаспоры как средство отправки денег людям, не имеющим обычных банковских счетов или доступа к интернету, и используется несколькими благотворительными организациями, действующими в Африке и на Ближнем Востоке. Поскольку «хаваладары», обычно, не регистрируют транзакции и предлагают более быстрое и дешевое обслуживание, чем формальные системы денежных переводов – деятельность «хавалы», практически, не поддается отслеживанию, что сделало эту сеть популярным инструментом для террористических группировок.
Разнообразие источников финансирования терроризма ведет к возникновению своеобразной «экономики терроризма», в которой террористические организации берут под свой контроль экономику в регионах с менее эффективным правительством, превращаясь в самодостаточные «государственные оболочки». Считается, что террористические организации последовательно переходят от опоры на внешнее спонсорство, часто со стороны государств, к разработке самодостаточных механизмов финансирования, используя в своих интересах страны со слабым правительством (например, Афганистан после вывода советских войск).
Финансовая система «Аш-Шабаб»
Финансовая система «Аш-Шабаб» включает в себя подавляющую часть перечисленных выше элементов привлечения денежных средств. Её становление и развитие тесно связано с историей самой организации.
В 1991 году правительство Сомали рухнуло, положив начало продолжающейся до сих пор гражданской войне. В 1994 году в Могадишо для обеспечения безопасности и оказания услуг в отсутствие функционирующего правительства появилась группа шариатских судов, известная как Союз исламских судов (СИС). Свой стиль правления суды основывали на исламском праве (шариате) и изначально не намеревались расширять свой контроль. Однако из-за разногласий между «умеренными» и «радикальными» элементами внутри группы, а также из-за растущей напряженности со светскими клановыми полевыми командирами, группа начала действовать за пределами своих баз в Могадишо. Возникшая как часть СИС, «Аш-Шабааб» в период с 2004 по 2006 год превратилась в одно из наиболее радикальных ополчений СИС, выступающее за свержение светского правительства Сомали и создание на его месте исламского государства. К середине 2006 года СИС взял под свой контроль большую часть южных и центральных областей Сомали, включая Могадишо. Вмешательство Эфиопии и Африканского союза вынудило СИС покинуть свои основные опорные пункты, после чего СИС распался на более мелкие организации.
В 2008 году «Аш-Шабаб» возродилась как сильнейшая из преемниц СИС. Группировке удалось вернуть себе территорию, утерянную двумя годами ранее, а также создать квазиправительственные административные органы. В 2011 году группировка снова начала терять позиции, поскольку внутриорганизационные раздоры привели к конфликту между лидерами «Аш-Шабаб», отчасти вызванному решением эмира группы Ахмеда Годана в 2012 году официально объединить «Аш-Шабаб» с «Аль-Каидой». После 2014 года под непрерывным давлением международных контртеррористических сил «Аш-Шабаб» утратила контроль над крупными городами и портами страны, сохранив свое присутствие, в основном, в сельских районах центра и юга Сомали.
В своем современном виде финансовая система (ФС) «Аш-Шабаб» окончательно оформилась в интервале между 2006 и 2008 годами. Фактически она представляет собой жесткую иерархическую структуру учреждений, административных и репрессивных сил, отвечающих за учет, сбор, передачу, хранение и распределение финансовых и материальных средств внутри группировки. Её основу составляют финансовые институты, действующие в тесной связке с разведывательной службой организации – Амният (Amniyaat). Целью ФС «Аш-Шабаб» является сбор денежных и имущественных налогов на подконтрольных группировке территориях Сомали, а также за её пределами.
По данным сомалийского института Хираала (Hiraal Institute, г. Могадишо), «Аш-Шабаб» – это финансово самодостаточная организация. Однако ее расходы раздуваются за счет регулярных выплат сотням чиновников и местных влиятельных лиц, многие из которых номинально отвечают за территории, не контролируемые группировкой. Вместе с тем, организации удалось аккумулировать чрезвычайные средства, чтобы держаться на плаву, и она никогда не отказывалась платить своим боевикам и администраторам.
В составе ФС «Аш-Шабаб» четко определены два управления: Закават (Zakawaat) и Управление финансов (Finance Office). Первое отвечает за сбор неденежных налогов – закавата – как правило, это продукция животноводства. Второе собирает денежные налоги (закят). Сбор средств проводится на районном уровне. В дальнейшем закават через аукционы ковертируется в деньги. Из районов собранные денежные средства поступают в столицу «Аш-Шабаб», город Джилиб, в банк группировки, на банковские счета, открытые на имя финансовых чиновников «Аш-Шабаб». Собранные средства формируют бюджет организации и расходуются установленным порядком под контролем Управления финансов.
Закават
Закават собирается вооруженными отрядами, привлекаемыми из различных формирований «Аш-Шабаб». Им помогают старейшины кланов. Процесс приводится в действие во время сезона сбора урожая, который традиционно приходится на месяц Рамадан (девятый месяц лунного исламского календаря). Начальная ставка составляет один верблюд на каждые 25 принадлежащих хозяйству верблюдов и одну козу на каждые 40 коз. За каждые 30 коров группировка берет одну. Сбор осуществляется единообразно во всех регионах юга и центральной части Сомали, включая районы, которые группировка не контролирует. Сборщики (коллекторы) выдают скотоводам квитанции, являющиеся документом строгой отчетности. Потерявших свои квитанции, заставят снова платить налоги в следующем году. Такой порядок гарантирует, что скотоводы, которые находились за пределами территории группировки в течение предыдущего года, не избегнут выплаты закавата.
Размер сбора варьируется в зависимости от района. Так, по данным института Хираала за 2017 год, в Бардейле «Аш-Шабаб» удалось собрать 2200 коз и 171 верблюда. В окрестностях Могадишо за тот же период было собрано 100 верблюдов и 1500 коз. Это относительно небольшое количество скота, поскольку этот район в основном населен некочевыми фермерами, расположен недалеко от Могадишо и окружен городским населением. Аналогично, сбор закавата в Бараве составил 600 верблюдов и 8000 коз; в Ванлавейне – 700 верблюдов и несколько тысяч коз.
Собранный скот продается с аукциона связанным с группировкой бизнесменам по цене, которая обычно чуть ниже рыночной: 400-600 долл. (здесь и далее речь идет о долларах США) за верблюда в зависимости от возраста животного и 30 долл. за козу. Хотя вышеуказанные районы не контролировались «Аш-Шабаб», в 2017 году общая сумма закавата в этих регионах превысила 1 млн долл. По самым скромным оценкам, это составит около 8 млн долл. в год от закавата на домашний скот, собранного со всей территории Южного и Центрального Сомали.
После того, как все деньги собраны на районном уровне, часть из них передается беднякам (формально, согласно нормам ислама), но большая часть отправляется чиновникам регионального уровня, которые передают деньги в банк Управления финансов «Аш-Шабаб».
Одновременно со взыманием налогов, имеющих религиозное обоснование, боевики «Аш-Шабаб» все чаще открыто крадут скот, не пытаясь найти оправдания. В частности в своем интервью представителям Института Хираала один скотовод рассказал, что боевики украли так много его животных, что ему пришлось продать оставшихся самому, иначе он рисковал потерять средства к существованию. Затем он был вынужден потратить деньги на покупку автомобиля и стать курьером группировки. В конце концов он сбежал с территории, занятой организацией, и теперь живет в страхе, что она попытается заставить его вернуться или потребует возмездия. Большое присутствие скотоводов в Сомали и тот факт, что «Аш-Шабаб» специализировала одну из двух своих налоговых служб на натуральном налогообложении, свидетельствует, что закават является существенным источником финансирования группировки.
Денежный закят
Ответственность за сбор всех многочисленных налогов (пошлин и иных форм вымогательства) в денежном выражении возложена на Управление финансов «Аш-Шабаб». Официально денежный закят установлен в размере 2,5% от стоимости бизнеса по оценке «Аш-Шабаб», до вычета прибыли. Это означает, что торговец, имеющий в своем магазине товары на сумму 1000 долл, должен заплатить закят в размере 25 долл. Это противоречит исламскому закону, согласно которому закят выплачивался в процентах от того, что человек имеет на конец финансового года, после вычета всех обязательств.
«Аш-Шабаб» ведет список владельцев бизнеса и оценку их стоимости. В конце года все предприятия обязаны выплачивать ежегодный закят наличными. Подобная практика применяется и на территории, не контролируемой группировкой. Для налогообложения таких торговцев применяются два способа.
Во-первых, поставка товара, проходящая через территорию «Аш-Шабаб», останавливается. Затем с владельцем бизнеса связывается представитель Управление финансов и запрашивает сведения о его годовом доходе (не о прибыли). Если ответ будет смехотворно низким, его груз будет конфискован; если ответ разумный, подсчитывается, что он владеет суммой, в три раза превышающей указанную, и она облагается налогом в размере 2,5%.
Второй метод применяется к торговцам в районах, контролируемых правительством, и чьи товары не проходят через территорию группировки. О таком бизнесе сообщают информаторы Амният. Затем владельцу такого бизнеса звонят финансовые чиновники и приказывают выплатить закят. Данные на отказников передаются в Амният для принудительного исполнения налогообложения.
Сбор налогов с предприятий вышеупомянутым способом считается наиболее важным источником финансовых средств для группировки. Точные цифры не доступны. Вместе с тем, по информации Института Халаара, поступления только из Могадишо составляют не менее 3,5 млн долл. Эта цифра получена из расчета сбора налогов в Могадишо с эффективностью 30% (то есть, 30% предприятий, выплачивающих налог) и оценки общей стоимости этих предприятий в 500 млн долл. Используя ту же модель для коммерческой столицы Пунтленда, Босасо – еще один крупный источник налогов «Аш-Шабаб», благодаря работе местной Амният – сбор налогов здесь составляет не менее 500 тыс. долл. в год. Другие населенные пункты на неподконтрольных территориях достаточно прибыльными для группировки не считаются.
Товары, принадлежащие торговцам на территории «Аш-Шабаб», оцениваются бухгалтерами, которые посещают каждый магазин и склад, проверяют запасы и, согласно ставке закята, требуют 2,5% от общей стоимости товаров. Из-за вытеснения группировки из крупных населенных пунктов после 2011 года сбор налогов в малых городах и селах, которые она все еще контролирует, невелик. Поэтому основным источником дохода является налогообложение грузовых автомобилей, пользующихся дорогами, контролируемыми «Аш-Шабаб». Каждый грузовик облагается налогом в размере 555 долл., тогда как более крупные грузовики облагаются налогом в размере 1150 долл. Выплаты требуются каждый раз, когда автомобили выезжают на дорогу для перевозки грузов.
Денежный закят собирается инкассаторами «Аш-Шабаб» на контрольно-пропускных пунктах (КПП), расположенных при въезде на территорию группировки или в подконтрольные населенные пункты. Каждый день инкассаторам звонит аудитор и спрашивает серийные номера выписанных квитанций. Через 10 дней бухгалтер забирает деньги с КПП. Вокруг каждого города установлено несколько КПП. Все их посещает бухгалтер, который передает деньги аудитору, размещающемуся в главном офисе Управления финансов города.
Аудитор проверяет соответствие собранных денег и поступлений. Затем он передает письмо с маркой бухгалтеру, который передает деньги в банк. В банке бухгалтеру выдается квитанция, которую он возвращает аудитору. Через каждые два месяца коллекторов заменяют и отправляют в отпуск на месяц. После этого они переназначаются.
Сбор дорожного налога варьируется в зависимости от района и региона, и от количества грузовиков, пользующихся местными дорогами. Так, сбор налогов в районе Кисмайо в 2016 году составлял от 30 до 50 тыс. долл. в месяц. Это только половина суммы, собранной группировкой в 2011 году, когда «Аш-Шабаб» контролировала этот город. Месячный сбор в Сакове (Sakow) был немного выше – от 30 до 70 тыс. долл.; в Буале (Buale) – от 30 до 50 тыс. долл; в Камсумае (Kamsuma) – от 10 до 15 тыс. долл.; в Джмаме (Jamame) – 40 тыс. долл. Эксперты полагают, что собираемая сумма не уменьшилась, а, возможно, выросла вместе с экономикой. Головной офис финансов региона Джубба находится в Джилибе, куда в 2016 году из районов региона переводилось не менее 300 тыс. долл. в месяц. Это означает, что в районах Джуббы со своих КПП «Аш-Шабаб» собирает не менее 3,6 млн долл. Итоговая сумма ежегодного сбора с контрольно-пропускных пунктов по всей стране, по очень консервативной оценке, соответствует 15 млн долл.
Инфаак
Поскольку любое сокращение потока финансов «Аш-Шабаб» в первую очередь ощущают невоенные члены и сотрудники Амният, которым может быть задержана зарплата, чтобы свести концы с концами при нехватке денег (по оценке Управления финансов) торговцам и кланам на подконтрольной территории приказывают платить инфаак (Infaaq).
Инфаак – это произвольная сумма, которая может варьироваться от тысяч до десятков тысяч долларов на клан, и от сотен до тысяч долларов на каждого предпринимателя. Источники называют её одной из самых непопулярных практик «Аш-Шабаб». В отличие от закята, имеющего определенную религиозную основу, инфаак представляет собой откровенно хищническую форму вымогательства, вызывающую повсеместное негодование среди тех, кто живет в районах, находящихся под контролем и влиянием «Аш-Шабаб». Инфак взимается на региональном уровне областями, испытывающими дефицит бюджета, или на межрегиональном в поддержку крупной военной кампании. Как и закят, его собирает специальный отряд, которому помогают местные администраторы, включая старейшин клана.
Финансовая дисциплина
Финансовая система «Аш-Шабаб» крайне жесткая. Отмечен только один случай, когда коллектор сбежал с 2800 долл. Аудиторы в районах, получающие деньги с КПП, перед приемом на работу проходят строгую проверку. Они декларируют все свои активы, включая землю, автомобили, наличные деньги и средства на банковских счетах. Декларирование доходов проводится повторно после освобождения от обязанностей аудитора – любое необъяснимое богатство возвращается во владение группировки.
Заработная плата некоторых аудиторов достигает 50 тыс. долл. в месяц. Они находятся под жестким контролем, который препятствует казнокрадству.
Во-первых, они находятся под круглосуточным наблюдением Амният: в служебных кабинетах аудиторов присутствуют четыре известных члена Амният.
Во-вторых, за их передвижениями следят другие тайные сотрудники разведки «Аш-Шабаб». Более того, каждые несколько месяцев аудиторов освобождают от выполнения обязанностей и отправляют в отпуск.
Сбор налогов и поступление средств на банковские счета проверяется различными сторонами. Предполагается, что это гарантирует соответствие банковских депозитов величине налоговых выплат. Тем не менее, строгий контроль не мешает отдельным коллекторам не регистрировать некоторых собранных ими животных. Подобные кражи, в основном, происходят в спорных районах, где местные чиновники находятся под слабым контролем.
Бюджетные расходы
По состоянию на июль 2018 года специалисты Института Хилаара оценивали общие налоговые поступления группировки в сумму 27 млн долл. в год. Здесь, очевидно, не учтены многие другие источники доходов «Аш-Шабаб», поскольку совокупный объем поступлений от различных источников, по данным ООН того же периода, оценивался в сумму 100 млн долл. в год.
Как отмечалось выше формирование бюджета и расходование этих средств осуществляет Управление финансов «Аш-Шабаб». Бюджетные расходы делятся на три части:
- логистика, питание, топливо и другое;
- средства для экстренных случаев (сохраняются и направляются руководству «Аш-Шабаб»);
- средства, направляемые в региональные подразделения Управления финансов, согласно месту их сбора.
По итогу, более богатые регионы используют то, что им нужно, а оставшуюся часть отправляют в штаб-квартиру группировки. Более бедные регионы, такие как Мудуг и Гальгадуд, едва покрывают свои расходы и получают поддержку от штаб-квартиры.
На местах каждый руководитель района получает денежные средства на текущие операции от начальника регионального финансового управления. Тем не менее, средства на непредвиденные расходы (резервный фонд) берутся у губернатора региона, известного как глава вилайи. Интересно отметить, что резервный фонд пополняется каждый месяц и передается главе вилайи независимо от того, потреблялся он ранее или нет. В результате, резервный фонд в размере от 3 до 10 тыс. долл. в месяц используется в качестве формы материальной субсидии местным руководителям на региональном уровне. Если предположить, что средние затраты на непредвиденные расходы составят 7 тыс. долл. на район, то на административный регион общая сумма составит 502 тыс. долл. в год, и 4,5 млн долл. для девяти административных регионов, контролируемых «Аш-Шабаб».
Одновременно группировка несет значительные расходы на периодические выплаты денежного довольствия солдатам и полицейским, на зарплаты администраторам, пособия сиротам и на поддержание лояльности среди более чем 100 «безработных» чиновников организации. Выплаты пехотинцам (рядовым боевикам) сравнительно дешевы: их стартовый оклад составляет 30 долл. в месяц. Те, у кого есть жены, получают дополнительные 30 долл. на жену и 20 долл. на ребенка. Подразделение численностью около 5 тыс. активных боевиков имеет совокупный фонд денежного довольствия около 3 млн. долл. в год, плюс 3,6 млн. долл. на питание (по 2 долл. на боевика в сутки).
Среди силовиков «Аш-Шабаб» самые высокие базовые оклады получают сотрудники Амният. Они устанавливаются от 200 долл. в месяц. Кроме того, выплачиваются дополнительные финансовые пособия для реализации прикрытии в случае работы на «вражеской» территории. Подобные расходы, исходя из информации Института Хираала о деятельности Амният, оцениваются в 1,5 млн долл. в год. Аналогично, командирам подразделений и административным служащим, в зависимости от звания выплачиваются стартовые оклады в размере от 200 до 400 долл. в месяц, что составит еще 11 млн долл. в год.
Итоговые годовые расходы «Аш-Шабаб», ориентировочно, оцениваются в 23,6 млн долл., не включая затраты на боеприпасы и взрывчатку. Приобретение группировкой оружия представляет собой сложный логистический процесс, который, по данным на июль 2018 года, оценивался специалистами в сумму не более, чем 2 млн долл. в год.
Источники финансирования и их динамика
«Аш-Шабаб» доказала свою способность диверсифицировать финансовую стратегию и тактику, несмотря на военные неудачи и иссякающие средства из-за рубежа. Специалисты полагают, что сегодня большая часть финансов организации зависит от контроля за денежными потоками, динамика которых изменялась в зависимости от положения и влияния группировки на обстановку в Сомали.
В первые годы своего существования «Аш-Шабаб» получала средства как из внутренних, так и из внешних источников. С середины 1990-х годов некоторые общины сомалийской диаспоры рассматривают СИС как наиболее эффективный вариант поддержания правопорядка в Сомали, предотвращения влияния полевых командиров и иностранных держав, таких как Эфиопия. Падение СИС и последующий быстрый рост «Аш-Шабаб» заставили многие из этих общин перейти к поддержке последней, отправляя деньги через «хавалу» и курьером.
Использование «Аш-Шабаб» системы «хавала» и курьерской службы для перевода средств стало следствием противодействия международным силам, деятельность которых активизировались после терактов 11 сентября 2001 года. Международные организации, такие как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), ООН и другие, разрабатывали все более действенные механизмы для выявления лиц и организаций, поддерживающих террористическую деятельность. Поскольку эта система становится более эффективной, террористическим организациям, подобным «Аш-Шабаб», приходится корректировать свои источники финансирования. Развитие сетей «хавалы», которые сложнее отследить, и использование курьеров – это две основные тактические инновации, предпринятые «Аш-Шабаб» в ответ.
Эта новая тактика, несмотря на международное давление, позволила группировке сохранить и внешние источники финансирования. Многие из основателей «Аш-Шабаб» поддерживали прочные отношения с лидерами «Аль-Каиды», проведя время в тренировочных лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане. Их связи с глобальным джихадистским движением приносили доход через Аравийский полуостров и Кению. В результате, в первые годы своего существования в качестве основных источников финансирования «Аш-Шабаб» опиралась на общественную поддержку со стороны общин сомалийской диаспоры и связи с «Аль-Каидой».
Наконец, сообщается, что отдельные члены «Аш-Шабаб» и сама организация имеют предприятия по всей стране, некоторые из которых датируются моментом создания группировки. Отмечается, что значительная часть этого бизнеса остается прибыльной и успешно функционирует по настоящее время. Кроме того, существуют подозрения о прямом финансировании «Аш-Шабаб» со стороны телекоммуникационной отрасли Сомали, деятельность которой после 1991 года не регламентируется.
В период с 2008 по 2011 годы возрождение активности «Аш-Шабаб» и захват ею обширных территорий центра и юга Сомали совпали с усилением внешнего контртеррористического давления. В 2008 году Госдепартамент США объявил «Аш-Шабаб» иностранной террористической организацией, заблокировав любое предоставление группировке средств и материалов. Дополнительно, правоохранительные органы США активизировали деятельность по пресечению поддержки «Аш-Шабаб» гражданами страны. Так, в Миннеаполисе прошла операция «Носорог», нацеленная на 20 молодых сомалийцев, подозреваемых в поддержке группировки. Одновременно «Аш-Шабаб» начала использовать тактику террористических атак за границей и самоподрывы смертников. Предполагается, что позже эти приемы помогли группировке установить более тесные отношения с «Аль-Каидой».
Как бы то ни было, возрастающие трудности с получением внешнего финансирования вынудили «Аш-Шабаб» искать альтернативные источники, что привело к формированию собственной финансовой и налоговой системы. Первоначально в подконтрольных регионах группировка навязывала интерпретацию исламской системы налогообложения, но быстро перешла к прямому вымогательству и выкупам, поскольку начала терять территории. Особенно после потери крупных городов и портов в 2011 году организация активизировала свое участие в преступной деятельности под прикрытием налогообложения. Интересно, что руководство террористов изначально не поощряло своих членов, стремящихся к чисто исламской налоговой системе. Так, шейх Фуад, первый глава Управления Закават, был немедленно уволен после того, как раздал собранные налоги бедным. С целью еще большей компенсации снижения доходов «Аш-Шабаб» ввела налоги на легкодоступные для нее рынки: участников сети «хавала» и контрабанду, обеспечив, тем самым, последовательное поступление средств от теневого предпринимательства.
Одновременно, налогообложение и прямое вымогательство со стороны группировки захватили вполне легальные виды хозяйственной и гуманитарной деятельности. В частности, «Аш-Шабаб» начала требовать выплат от лидеров сомалийских кланов и предприятий, базирующихся за пределами ее территории. Эту практику сделали возможной расширение Амният (распространившей свою деятельность вплоть до Пунтленда) и создание эффективной системы аудита.
Управление финансов ежегодно вызывает старейшин клана и бизнесменов на территорию «Аш-Шабаб», чтобы заплатить взносы или предстать перед шариатским судом. Руководители международных компаний сталкиваются с более высокими ставками и часто должны внести в группу автомобиль. Те, кто отказывается платить – подвергаются суровым наказаниям. Боевики могут повысить свои требования, похитить отказывающегося сотрудничать или вообще убить его. Этими операциями обычно занимается Амният. Например, по рассказу сомалийского бизнесмена, «Аш-Шабаб» вызвала его из Могадишо для единовременной выплаты в размере 30 тыс. долл. в качестве вклада в деятельность группировки. После его отказа Амният похитила его и вывезла на территорию «Аш-Шабаб», где сотрудники Амният сообщили об увеличении суммы взноса до 75 тыс. долл., поскольку теперь ему предстоит выкупить себя. Как только пострадавший согласился выплатить назначенную сумму, похитители предупредили, что его убьют в случае повторного отказа.
Хотя «Аш-Шабаб» сразу ввела земельные налоги и налоги в натуральной форме для сомалийских фермеров (предположительно в соответствии с шариатом), в последствии она дополнила их фиксированными выплатами без особого религиозного обоснования. В целом группировка взимает налог на урожай в размере 2,5% и фиксированный налог в размере 50 долл. за каждый гектар земли. Теперь же финансовые чиновники «Аш-Шабаб» каждые полгода требуют 1000 долл. за владение одним трактором (даже если он находится в аварийном состоянии) и взимаемый каждый сезон один доллар за каждое лимонное дерево в собственности фермера.
Элемент вымогательства присутствует не только в корпоративных налогах на бизнес. Агентства по оказанию гуманитарной помощи и НПО также обязаны платить «Аш-Шабаб» за то, чтобы они пропускали их по дорогам и в районы, в которых они работают. Опять же, организация бюрократизировала эту практику, нанимая сотрудников по координации гуманитарной деятельности, отвечающих за взаимодействие с учреждениями по оказанию помощи. Такой сотрудник индивидуально проверяет и регистрирует агентства и оценивает, по какой ставке с них следует взимать плату, что часто зависит от типа работы, которую выполняет агентство. Так, за строительные проекты взимается более высокая плата, чем за распределение продуктов питания, вероятно, потому, что «Аш-Шабаб» может претендовать на часть поставок продуктов питания как на свои собственные и завоевать популярность среди населения. Плата за деятельность и распределение помощи в районе может достигать 10 тыс. долл. Один чиновник неназванного агентства ООН заявил, что его работодатель в 2009 году потратил 10% бюджета своего проекта на поддержку «Аш-Шабаб». Согласно другим свидетельствам, требования денег за защиту часто направляются посредством текстовых сообщений на мобильные телефоны, и деньги обычно переводятся обратно также на мобильные телефоны. «Аш-Шабаб» явно желает извлечь выгоду из присутствия иностранной помощи, несмотря на то, что она обвиняет такие агентства в распространении «пороков и аморальности» среди мусульманской молодежи и даже нападала на членов таких организаций и убивала их.
Эксперты полагают, что реализуемый группировкой подход преследует не только цель наполнить казну организации, но и привлечь новых рекрутов. Организация часто призывает тех, кто не может заплатить, стать ее агентами или подвергнуться наказанию. Неплательщикам, как правило, приходится выполнять деятельность низкого уровня, например, курьерские перевозки.
После краха центрального правительства Сомали в 1991 году многие сомалийцы перенесли свой бизнес в ОАЭ. Позже это позволило «Аш-Шабаб» установить связи с сомалийскими бизнесменами за рубежом, особенно в Дубае, которые, в свою очередь, облегчают доступ группировки к рынку подержанных автомобилей. Найдя покупателей, «Аш-Шабаб» заказывает через свои контакты несколько подержанных автомобилей в ОАЭ, оплачивая 6–8 тыс. долл. за каждый автомобиль через службы «хавалы» или мобильные денежные переводы. Затем следует подкуп портовых чиновников, которые пропускают автомобили в Сомали. На местном уровне автомобили перепродаются уже за 10 –12 тыс. долл.
Налоги на импорт группировка взимает и с других импортеров автомобилей. Организация облагает налогом импорт автомобилей по-разному, в зависимости от модели, хотя обычно она предпочитает, чтобы компании и частные лица платили ей в натуральной форме, автомобилями. Это обеспечивает поступление практически бесплатных автомобилей, которые группировка может перепродавать или использовать в своей деятельности. Отказ от уплаты этих налогов приводит к суровым наказаниям. Кроме того, «Аш-Шабаб» требует единовременную сумму в размере 200 долл. за регистрацию автомобиля и плату в размере 30 долл. за въезд в города, подконтрольные «Аш-Шабаб».
Завоевание сомалийских портов и торговых путей дало «Аш-Шабаб» доступ к незаконным рынкам. В этой связи особенно прибыльной оказалась контрабанда древесного угля. По оценкам ООН, группировка зарабатывает в общей сложности 15–50 млн. долл. в год на незаконной торговле. «Аш-Шабаб» использовала маршруты контрабанды древесного угля, облагая налогом мешки с углем, направлявшиеся в порты Сомали, вынуждая торговцев платить многочисленные налоги и взятки до прибытия груза в порт. Интересно, что после того, как кенийские войска заняли Кисмайо, благодаря коррупции эта практика продолжилась. В результате ООН запретила импорт сомалийского древесного угля. Следует отметить, что организация сократила свое участие в торговле древесным углем после того, как эта торговля начала приносить значительную выгоду правительству Сомали. Позже, как сообщается, группировка даже боролась с ней. В качестве репрессивных мер использовалась конфискация контрабанды, штрафы торговцев и даже наказывая своих членов, если они принимают участие в контрабанде. С другой стороны, незаконный экспорт древесного угля, приносящий налоговые поступления «Аш-Шабаб», продолжался через контрабандные маршруты в Персидском заливе, на предприятия Саудовской Аравии и ОАЭ. И хотя после 2012 года оценки доходность древесного угля для организации уменьшились, этот показатель оставался в пределах 15-50 млн. долл. в год.
«Аш-Шабаб» выявила основные маршруты контрабанды сахара между Сомали и Кенией и взимала до 1000 долл. за грузовик. В 2011 году незаконная торговля сахаром принесла группировке от 400 до 800 тыс. долл. Сообщается, что в этой торговле также участвовали кенийские чиновники и военнослужащие.
Кроме того, источники указывают на причастность «Аш-Шабаб» совместно с группировкой угандийских боевиков к незаконной добыче и экспорту полезных ископаемых в Восточной Африке.
В 2010 году все более распространенным явлением у побережья Сомали стало пиратство – «Аш-Шабаб» незамедлительно ввела налоги в размере 15–20% с пиратов, получающих доходы от портов, контролируемых группировкой, в первую очередь Харадира, который был захвачен в 2010 году.
В период с 2007 по 2011 годы, получив официальную поддержку «Аль-Каиды», «Аш-Шабаб» наладила связи с другими джихадистскими организациями, а именно: с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба», «Аль-Каидой Центральной», «Аль-Каидой на Аравийском полуострове» и базирующейся в Нигерии «Боко харам» (все перечисленные формирования запрещены в РФ). Развитие участия в джихадистской сети дало новые источники финансирования. Дополнительной статьей дохода стали поступления от исламских благотворительных организаций. К таковым относятся базирующееся в Кувейте Агентство африканских мусульман (African Muslims Agency), Общество Красного Полумесяца ОАЭ, базирующиеся в Саудовской Аравии благотворительная организация «Аль-Ислах» (al-Islah Charity), Международная исламская благотворительная организация (International Islamic Relief Organisation), «Дава аль-Исламийя» (Dawa al-Islamiyya) и Благотворительное общество «Аль-Вафа» (al-Wafa Charitable Society).
Примерно на рубеже 2009 года финансовую и материальную поддержку «Аш-Шабаб» начала оказывать Эритрея. В тот период она стала крупнейшим источником средств и материалов для группировки, что привело к введению эмбарго ООН и ЕС на поставки оружия в страну. Эритрея поддерживала «Аш-Шабаб», главным образом, рассматривая её как инструмент дестабилизации соседней Эфиопии. Передававшиеся суммы, как утверждается, достигали от 40 до 60 тыс. долл. в месяц. Эти деньги направлялись, в основном, через посольство Эритреи в Найроби и доставлялись в Сомали через курьеров. Следует отметить, что после 2012 года этот источник финансирования сократился, а в 2014 и 2015 годах Группа мониторинга ООН по Эритрее не обнаружила доказательств государственного финансирования «Аш-Шабаб».
После изгнания «Аш-Шабаб» из Могадишо и Кисмайо группировка начала все больше полагаться на свою систему налогообложения и преступную деятельность. В период с 2011 по 2012 годы Африканский союз и правительственные силы Сомали сумели вытеснить «Аш-Шабаб» из основных населенных пунктов страны, переместив группировку в сельские районы на юге и в центре Сомали. Неблагоприятное развитие обстановки создало серьезную проблему для организации, финансовая жизнеспособность которой оказалась под угрозой из-за потери существенных доходов от налогообложения.
В этот период главным среди финансовых инноваций группировки стало развертывание организационного капитала посредством резкого расширения Амният. Членский состав и опыт этой структуры значительно выросли. По сообщениям, у неё появились возможности проводить эффективные операции на большей части территории Сомали. Амният имеет филиалы на юге до границы с Кенией и на севере до Босасо, её опытные агенты теперь могут вымогать средства практически из всех экономических центров Сомали. Эта организационная инновация, судя по всему, стала результатом процесса обучения, который проводился внутри Амният с момента ее основания. Возросший потенциал Амният, в свою очередь, облегчил тактический переход «Аш-Шабаб» от налогообложения к прямому вымогательству. Эффективность этой структуры оказалась настолько высокой, что разведывательное управление правительства Сомали, Национальное агентство разведки и безопасности, наняло на работу значительное количество перебежчиков из Амният.
В результате «Аль-Шабаб» смогла сохранить объемы финансовых поступлений. Кроме того, группировка стала участвовать в незаконной торговле слоновой костью, поддерживая связи с браконьерами в Кении, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике, а также с покупателями на рынках Азии и стран Персидского залива. Продолжающаяся гражданская война в Сирии побудила контрабандистов героина перенаправить свой бизнес через Восточную Африку. «Аш-Шабаб» воспользовалась возникшей возможностью импортировать наркотик с Ближнего Востока и перепродать его преступным группировкам в Нигерии, Кении и Южном Судане.
Таким образом, «Аш-Шабаб» создала обширную финансовую систему, распространяющуюся практически на всю территорию Сомали и способную противостоять регулярному давлению контртеррористических сил, атакам армии и спецназа. Система включает органы центрального управления, обширную сеть периферийных отделений, аудиторов и коллекторов, опирающихся на мощный силовой блок вооруженных отрядов и осведомителей Амният.
На неподконтрольных группировке территориях Сомали эффективность финансовой системы «Аш-Шабаб» достаточно высока, что свидетельствует о её гибкости и устойчивости. Способность организации действовать в областях под управлением правительства через теневых администраторов означает, что группировка сохранить достаточный поток финансовых средств даже в случае потери территорий и продолжит свою террористическую активность, хотя военный потенциал «Аш-Шабаб» может и пострадать.
Усилия правительства Сомали по борьбе с финансами группировки привели к принятию в 2016 году закона о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и последующему созданию Центра финансовой отчетности (Financial Reporting Centre, или FRC). Деятельность Центра и периодические атаки ВС Сомали на контрольно-пропускные пункты группировки стали основными инструментами подрыва финансового могущества «Аш-Шабаб». Однако организация достаточной успешно осуществляет перемещения своих богатств, используя законные финансовые системы и относительную слабость FRC.
Представляется важным также отметить устойчивый вектор отхода «Аш-Шабаб» от идеологии как движущего фактора. В настоящее время многие из финансовых мероприятий организации имеют мало оснований в шариатской идеологии. Например, торговля героином, участие в незаконных сделках и многочисленные вымогательства указывают на дистанцирование «налоговой» системы «Аш-Шабаб» от ее, предположительно, исламских основ. Этот поворот от системы, основанной на шариате, к системе прямых преступных действий, указывает на то, что организация, возможно, определила эффективное финансирование как более важную цель, чем поддержание собственного джихадистского имиджа. Если эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, то джихадистский характер группировки потеряет свою актуальность, изменившись на просто преступный. Особенности развития обстановки в Сомали за последние два года, показывающие значительный рост насильственных смертей среди местного населения от рук боевиков «Аш-Шабаб» – фактически подтверждают устойчивость этого тренда.