Как указывают британские эксперты, Красное море является главной проблемой безопасности мировой индустрии подводных оптоволоконных кабелей: поврежденные кабели невозможно отремонтировать или проложить новые, в результате чего отрасль вынуждена искать альтернативные пути для поддержания в рабочем состоянии одного из основных интернет-маршрутов в мире. С ноября йеменские хуситы нападают на суда, связанные с союзниками Израиля в Баб-эль-Мандебском проливе, в ответ на войну Израиля против ХАМАСа в секторе Газа. В начале марта три подводных оптоволоконных кабеля были повреждены в результате ракетного удара хуситов по принадлежащему Великобритании судну Rubymar у берегов Йемена. Эксперты приписывают повреждение якорю судна, который оборвал оптоволоконные кабели, когда дрейфовало на север после нападения 18 февраля. Эти кабели по-прежнему не работают и недоступны на морском дне, в то время как планы по прокладке пяти новых кабелей, которые должны были быть проложены через Красное море для увеличения пропускной способности, остаются отложенными. Некоторые компании теперь рассматривают Эритрею как возможный маршрут в обход йеменских вод вдоль западного побережья Красного моря. Но источники в отрасли говорят, что скрытное и автократическое государство даже не признает их подходы, а один из них назвал такой сценарий «черной дырой». «Любые сбои здесь [в Красном море] могут иметь значительные последствия, и они обсуждались в [кабельной] отрасли после мартовских событий. Все оптоволоконные кабели в Красном море проходят через воды Йемена, и это подчеркивает важность региона для глобальной связи», — сказал Хаснаин Али, директор Pioneer Consulting Middle East, на отраслевом мероприятии Submarine Networks в Лондоне. Пятнадцать оптоволоконных кабелей проходят через Красное море, на которое приходится более 90% всей пропускной способности интернета в Европе и Азии. Хотя на других кабелях есть свободные мощности для передачи трафика вместо по поврежденных, сами кабели в настоящее время не могут быть отремонтированы из-за высокой стоимости страхования ремонтных судов, а также нехватки таких судов во всем мире. Пять новых кабелей, прокладка которых была отложена, необходимы для удовлетворения растущего спроса на пропускную способность интернета, вызванного более активным использованием искусственного интеллекта, облачных хранилищ и цифровых технологий в странах Персидского залива для создания новых центров обработки данных. Текущая емкость составляет около 320 терабайт данных (Тб), в то время как планируется 1300 Тб, по словам Али.
Хотя ситуация в Красном море еще не считается кризисной, это стало тревожным звонком для отрасли и правительств, поскольку подводные кабели все чаще рассматриваются как критически важная инфраструктура, учитывая, что по ним проходит более 95% мирового интернет-трафика. “Карта политических рисков [для кабельной индустрии] была академической, теперь это реальность, особенно через Красное море», — считает Розалинд Томас, управляющий директор компании SAEX International, которая разрабатывает проект прокладки кабеля от Сингапура до Восточного побережья США через Кейптаун, Южная Африка, минуя Красное море. Безопасность кабелей и связанных с ними судов много обсуждалась, сказала Угне Кляйнаускайте, менеджер по сетевым инвестициям Meta в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, на лондонской конференции. Она отметила, что судно, принадлежащее эмиратскому телекоммуникационному провайдеру Etisalat, с марта дважды проходило через Красное море, и что «хотя это вызывало определенное беспокойство, все прошло нормально». Представители отрасли обсуждали возможность размещения судна для ремонта кабеля в Красном море, но это потребует коллективных действий и будет дорогостоящим мероприятием, поскольку стоимость такого судна достигает 20 млн долларов. В данном случае от себя отметим, что недавнее открытие порта йеменского Моха и основных сухопутных путей из Мохи в Таиз свидетельствует о том, что ОАЭ активно ищут компромисс по этому (и не только) вопросу с хуситами. Напомним, что дороги в Таиз контролируют именно они, а порт Моха креатура ОАЭ Тарик Салех. Эти две силы придерживаются сейчас политики нейтралитета, и что интересно, с самого начала атак хуситов на торговые суда и Абу Даби, и Тарик Салех категорически отказались предоставлять контролируемые ими территории для развертывания сил коалиции США. Но помимо политики, есть еще и чисто экономические моменты. «Это действительно сложно, и каждая морская компания хочет использовать свои активы [для прокладки кабелей и ремонта]. Ни одна из них не простаивает и занята до 2028-2029 годов», — говорит Кляйнаускайте. Проект Meta 2AFRICA протяженностью 45 000 км является самым длинным подводным оптоволоконным кабелем в мире, соединяющим Африку, Европу и Ближний Восток, при этом восточная часть будет использовать Красное море. Компания Meta не сообщила о каких-либо изменениях в своем маршруте, но отрасль активно ищет альтернативные пути прохождения через йеменские воды в Красном море. «Многие [кабельные компании] застряли, не имея возможности ни обследовать [морское дно], ни проложить кабели…Мы рассматриваем все. Все силы брошены на изучение всех доступных вариантов, пока что-то не сработает», — указала Кляйнаускайте. В то время как отрасль инвестирует в проекты, которые полностью обходят Красное море – например, по суше из Средиземного моря в Персидский залив, – прокладка подводного кабеля намного дешевле и проще. Однако избегать йеменских вод оказывается проблематичным, поскольку Эритрея не демонстрирует готовности к участию в такого рода проектах, несмотря на то, что ее морские воды находятся на оптимальной глубине, около 170 метров, для прокладки кабелей. Эритрея — одна из немногих стран в мире, не подписавшая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), и отвергла подходы кабельной отрасли к использованию своих вод, даже за определенную плату. «Обычно, если вы спрашиваете разрешения у правительств, они говорят «да» или «нет», но эритрейцы просто не отвечают. Это «черная дыра», и это приходится учитывать всем в отрасли», — указал Али. Поскольку доступ в Эритрею закрыт, кабельным компаниям приходится иметь дело с двумя правительствами Йемена. В течение последнего десятилетия большая часть страны находилась под контролем хуситов, а международно-признанное правительство страны базировалось в Саудовской Аравии. Кабельные компании надеются, что хуситы прекратят нападения на судоходные пути, но они остаются непоколебимыми в своей поддержке палестинцев, несмотря на то, что с января они сталкиваются с кампанией американских и британских авиаударов. После американо-британского авиаудара по Йемену в конце мая официальный представитель хуситов Мохаммед аль-Бухайти написал в своем аккаунте X: «Американо-британская агрессия не помешает нам продолжать наши военные операции в поддержку Палестины… Мы ответим эскалацией на эскалацию». Мирный план ООН, принятый противоборствующими сторонами Йемена в декабре, также может быть заблокирован США, которые потребовали от хуситов прекратить атаки на морские маршруты, сообщило Bloomberg на прошлой неделе. «Йемен представляет собой проблему с разрешениями и безопасностью для отрасли в целом. За последние несколько месяцев иметь дело с хуситами стало сложнее, чем раньше. Они продемонстрировали более агрессивный подход в отношениях с любой иностранной компанией, либо для получения разрешения [на прокладку кабелей], либо для получения разрешений на техническое обслуживание», — сказал Али.
Проблемы безопасности затрагивают не только йеменские воды. Хуситы в сотрудничестве с Исламским сопротивлением в Ираке заявили, что они начали атаки на корабли в израильском порту Хайфа в начале июня, в то время как в конце мая также было совершено нападение на порт Эйлат. Тират-Хакармель, недалеко от Хайфы, является крупной станцией прокладки оптоволоконного кабеля для Израиля, как и южный портовый город Эйлат. При этом некоторые эксперты продолжают рассматривать ситуацию с кабельной отраслью в Красном море как возможность. «У проблемы Красного моря есть плюсы и минусы. У каждой проблемы есть возможность. Мы годами обсуждали необходимость других маршрутов. Я не говорю, что это хорошо, что происходит [в Красном море], но это поднимает красный флаг для ускорения других маршрутов. Ключевым моментом было найти переправу, чтобы избежать Египта, теперь это Красное море. Время [для такого] проекта выбрано идеально», — сказал Рашид Али аль-Али, старший вице-президент эмиратской телекоммуникационной компании e &. Разработчик такого кабеля, Трансевропейско-Азиатской системы (TEAS) протяженностью 20 000 километров от Cinturion, который должен пройти через Средиземное море до Тират–Хакармеля, а затем пересечь сушу в Иорданию и Саудовскую Аравию — впервые в регионе — полагает, что время для реализации проекта «было выбрано не идеально». «Проблема заключалась в интеграции наземного кабеля в две подводные системы на обоих концах [проекта, между Израилем и Персидским заливом]», — считает Грег Вариско, генеральный директор базирующейся на Бермудах компании Cinturion Group, на мероприятии в Лондоне. Поскольку наземные кабели являются аномалией во всем мире: 95% — 1,4 млн километров — проложены под водой, и ни один из них не проходит по Аравийскому полуострову, региональные регулирующие органы пришлось убеждать в потенциальных преимуществах прокладки наземных кабелей. «Они этого не понимали, и мы должны это объяснить. В регионе это был процесс обучения, и он определенно повлиял на то, как быстро мы получаем разрешения», — сказал Вариско. По его словам, для наземного маршрута компания Cinturion «искала инженерный опыт». Разрешение на прокладку кабеля TEAS в Саудовской Аравии было передано регулирующему органу. «В принципе, это последнее разрешение, необходимое для продвижения вперед», — сказал Вариско. Cinturion, у которой есть инвесторы из Израиля, США, Великобритании и стран Персидского залива, уже заручилась финансированием Всемирного банка и его инвестиционного подразделения, Международной финансовой корпорации (IFC). Компания уже подписала соглашения о вводе кабеля с израильской Tamares Тelecoms, а также с ОАЭ. Вариско не стал комментировать состав инвесторов этого проекта: «Мы хотим сосредоточиться на нашей компании как на основном разработчике». Он также не стал комментировать необходимость соглашения о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, аналогичного «Соглашениям Авраама», подписанным ОАЭ и Бахрейном в 2020 году, для обеспечения прокладки кабеля TEAS: «Мы имеем дело с каждой страной и каждым регулирующим органом отдельно. Это система для нескольких стран, и каждая страна не заинтересована в этом». Участие Саудовской Аравии и Израиля в проекте не привлекло широкого внимания, хотя это было бы первое прямое соединение физической инфраструктуры между двумя странами. Вариско полагает, что Саудовская Аравия «понимает, что это часть глобальных коммуникаций… говорить, что это не часть мира, немного странно». Cinturion «пытается поддержать Саудовскую Аравию. Они тихие и консервативные и не хотят прерывать переход к цифровым технологиям [происходящий в стране], что удивительно». Но опять же от себя отметим, что говорить о проработке этого проекта сильно преждевременно просто в силу чисто известных политических причин.