Возможные направления стратегии США в Южном Судане

На днях генеральный секретарь Суданского народно-освободительного движения (СНОД) П.Амум прокомментировал свое видение сотрудничества с США в рамках строительства нового государства, которое, по идее, должно образоваться после референдума о независимости Южного Судана. Если обозначить тему выступления генсека СНОД предельно четко и очистить его от обычных в таких случаях «реверансов», то смысл комментария будет звучать так: «Что Америка должна сделать для нас (южносуданцев), чтобы мы (южносуданцы), получив независимость, не превратились еще в одну «головную боль» для всего мира». Одновременно выступление претендует на некую концепцию развития будущего государства.

Примечательно, что красной нитью через все выступление П.Амума проходит тема безопасности будущего государства. Юг Судана, по его оценке, окружен врагами и диверсантами, которые только и делают, «как дестабилизируют обстановку изнутри». В этой связи США должны приложить основные усилия по повышению боеспособности южносуданской армии, превратив ее «в надежного защитника набирающей силу новой государственности». Иными словами, будущее южносуданское правительство намерено пригласить в свою страну американских советников для строительства новой армии. То же самое будет касаться и полиции. Судя по степени озабоченности этой проблемой, именно на эти цели южносуданское правительство готово потратить основную часть получаемых нефтедолларов.

Ситуация с безопасностью на Юге действительно далека от идеальной. Начнем с внешних факторов. В отличие от П.Амума, который во всех бедах обвиняет коварный Север, наибольшую угрозу для государственных институтов представляют собой угандийские бандиты из «Армии гнева господа» (LRA). В настоящее время они передислоцировались в ЦАР и готовят наступление на южносуданские штаты. Джуба сейчас просто не имеет достаточно эффективного военного механизма для нейтрализации этой угрозы. Южносуданская армия имеет крайне низкую боеспособность и не в состоянии ответить на этот вызов. Кстати, такое положение дел является одной из причин того, что строительство нефтепровода в Кению признано нецелесообразным. Другой стороной этих вылазок стал продовольственный кризис в Южном Судане, что было вызвано огромным количеством беженцев и запустением плодородных земель. Это действительно необходимо оценить как основную угрозу национальной безопасности будущего государства, а не каких-то мифических диверсантов с Севера.

Помимо повстанцев из Уганды, последние всеобщие выборы породили сами по себе не только «всеобщее единение южносуданского народа и его приверженность демократическим ценностям», но и жесткую вооруженную оппозицию в ряде штатов. Виной всему попытка того же П.Амума пренебречь сложившейся системой родоплеменных отношений и навязать избирателям «варягов» из центра. Как результат, ряд подразделений южносуданской армии просто отказался подчиняться Джубе и фактически заблокировал для чиновников из центра возможность управлять в Восточном штате и штате Джангли. И СНОД ничего сделать с мятежниками не может. Возглавляет все это движение генерал, бывший губернатор М.Атор, которого цинично не включили в основной избирательный список СНОД. К нему примкнули еще ряд высокопоставленных военных. Об этом эпизоде в своем выступлении упоминает П.Амум, сетуя на сепаратизм отдельных военных. На самом деле это основная угроза будущей стабильности нового государства, поскольку все вооруженные силы Юга строились по племенному и географическому признаку. Они не являются наднациональным институтом с жесткой вертикалью подчинения. А значит, чутко реагируют на любую «несправедливость» из центра.

Этим моментом и объясняется основной пассаж П.Амума, который просит помочь построить в Южном Судане новую регулярную армию, причем за американские же кредиты. А за это предлагается Пентагону создать на Юге военную базу. Сразу скажем, задача малопривлекательная и затратная. А самое главное трудновыполнимая с учетом сложившегося племенного баланса. Руководить боевыми действиями против угандийских бандитов еще можно, но поддерживать одну племенную группировку (динка) против другой (нуэр) дело бесполезное. Да и база в Джубе американцем не нужна, так как удалена от важнейших на сегодняшний день «узлов» (Африканский Рог, Египет). В этой связи абсолютно непонятно, а что за цели преследуют в Вашингтоне. Вице-президент США Дж.Байден заявил, что «мы сделаем все возможное, чтобы добиться проведения референдума и избежать возникновения нового «проблемного» государства в Африке». Была обещана необходимая военная, техническая и финансовая помощь в связи с этим.

Но это референдум, а дальше что? Если речь идет об углеводородах, то нефтяные поля уже все распределены, и американцев там не видно. Возможно, конечно, что они работают через поставные компании, но основными участниками будущих разработок выступают все-таки китайцы, французы, малазийцы и т.п, которые не похожи на «подставников». Да и экспортировать всю эту нефть придется все-таки в обозримом будущем через Север.

Если речь идет о раздроблении Судана, то, честно говоря, Юг по большому счету является «вставной челюстью» и его отделение каким-то образом кардинально на суданскую самобытность не повлияет.

Тогда что же? Единственным разумным объяснением политики США на этом направлении является «прицел» на контроль за истоками Нила, что является ключевой темой по сохранению стабильности в Египте, и, как следствие, сохранению этой стабильности на всем Ближнем Востоке. С учетом союзнических отношений США с Эфиопией, в случае установления аналогичного альянса с Южным Суданом американцы начинают контролировать до 80% истоков Нила. Тогда и создание военной базы выглядит более или менее логично. Нет уверенности, что американские стратеги мыслят так широко, но это соображение является единственно разумным с точки зрения долгосрочной политической стратегии, а не ежеминутных эмоций. Опять же такое соображение необходимо соизмерять с тем фактом, что Хартум не поддерживает новых инициатив по переделу квот по воде. Ее предлагает и лоббирует Эфиопия, но связывать это с диктатом из США не стоит. Скорее речь идет о внутренних проблемах с продовольствием.

В любом случае, США призывают южносуданцев контактировать и плодотворно сотрудничать в деле строительства своей новой государственности с «африканскими мудрецами» во главе с Т.Мбеки и Египтом. Выбор партнеров интересен, так как на сегодняшний день они являются наиболее слабыми звеньями в череде международных посредников. Но здесь вступает в дело «политическая ревность», так как катарские медиаторы тесно связаны с Парижем.

Подводя итог комментария П.Амума о будущих отношениях с США, следует отметить, что американцам предстоит «с нуля» строить новую государственность, испытывая при этом дефицит профессионалов по племенным отношениям в Африке. Можно предсказать, что эти «игры в бога» закончатся очередной Руандой или Либерией, а также серьезными финансовыми затратами. Но если речь идет о контроле через Джубу за стабильностью в АРЕ, то игра, безусловно, стоит свеч.

52.19MB | MySQL:103 | 0,624sec