Оценки экспертов INSS войны на Украине и значения для Израиля. Часть 8

Эксперты Института исследований национальной безопасности (INSS) 24 февраля 2024 г. подготовили сборник из девяти статей под названием «Аспекты войны на Украине и их значение для Израиля». Авторы исходят из того, что «Россия вторглась на украинскую территорию, развязав войну, которая длится уже более двух лет» и «конца не видно».

Томер Фадлон (научный сотрудник INSS программы  изучения экономики и национальной безопасности, а также Центра израильско-китайской политики Фонда Дайаны и Гилфорда Глейзер) и Эстебан Клор (профессор Еврейского университета Иерусалима и научный сотрудник INSS) являются авторами статьи «Экономические уроки для Израиля: важность независимости и партнерства».

Помимо анализа санкционной кампании Запада против России (предыдущая часть статьи), они рассматривают ее последствия для мировой экономики в целом и Израиля в частности.

По оценкам экспертов INSS, «в последние годы доля России в мировой экономике снизилась. Несмотря на то, что российская экономика является 11-й в ​​мире, она составляет менее 2% мирового ВВП. Однако благодаря огромному богатству страны природными ресурсами (включая нефть и газ), полезными ископаемыми (включая никель и алюминий) и сельским хозяйством (особенно пшеницей и удобрениями), Россия стала одним из важнейших мировых экспортеров данной продукции. Таким образом, непосредственное воздействие войны на мировую экономику приходится именно на эти рынки. Частично это вызвано реальным дефицитом, главным образом в аграрном секторе, чему также способствовала Украина, но отчасти и ожиданиями дефицита». Согласно приведенным в статье данным, «в 2016-2020 гг. Россия и Украина вместе экспортировали более 25% пшеницы и более 20% ячменя от общего мирового экспорта этих товаров».

Отмечается, что цены на сырьевые товары и энергоносители, экспортируемые Россией, сильно выросли в первые месяцы боевых действий, но примерно через год войны вернулись к своему довоенному уровню. Тем не менее, высокие цены в начале войны привели к огромным расходам на электроэнергию во всем мире.

Израильские эксперты не сомневаются в том, что санкции в отношении России активизировали процессы в мировой экономике, которые были проблематичными и до войны. Они еще больше нарушили цепочки поставок и значительно ускорили инфляцию, которая стала главной проблемой в 2021 г. после проведения экспансионистской фискальной и монетарной политики в ответ на кризис, вызванный коронавирусом. Иными словами, в виду дисбаланса в мировой экономике из-за пандемии, экспертам трудно точно оценить прямые последствия санкций, за исключением цен на некоторую продукцию, но они уверны в том, что «вторжение и санкции, безусловно, внесли свою лепту в уже существовавшие нарушения и создали новые».

По мнению Т.Фадлона и Э.Клора, «к экономическим последствиям привел шок от вторжения на Украину, рассеивание иллюзий по поводу того, что миру в Европе ничего не угрожает. Если до войны Европа отказывала требованию США выделять 2% валового национального продукта в бюджет НАТО, то вторжение привело к увеличению расходов на оборону по всей Европе, как на укрепление и модернизацию своих вооружений, так и на помощь Украине. Эти расходы они будут нести в ближайшие годы, что скажется в краткосрочной и долгосрочной перспективе».

Отмечается, что «увеличение на 0,5-1% означает для многих западных стран рост ежегодных расходов на нужды безопасности на миллиарды евро. Более того, некоторых из них захлестнула волна беженцев из Украины». Хотя допускается, что в долгосрочной перспективе эта иммиграция может принести пользу, поскольку многие европейские страны страдают от нехватки рабочей силы из-за низкой рождаемости.

В целом, по оценкам экспертов INSS, «российское вторжение на Украину имеет далеко идущие последствия для мировой экономики. До войны прогнозировалось, что мировой экономический рост в 2022 г.  будет около 5%. С началом войны ущерб мировым рынкам (особенно энергетическому) стал одним из основных факторов, замедливших глобальный экономический рост в 2022 г. всего до 3,1% и 3% — в 2023 г.».

Следствием войны называется и то, что «многие страны продвигают «протекционистскую политику» призванную защитить местное производство и привести к деглобализации. Помимо санкций и сокращения торговли, цепочки поставок перестраиваются, чтобы исключить Китай; производство возвращается в страны базирования компаний. Такая политика приведет к увеличению издержек производства. Торговля между Россией и западными странами значительно сократилась и не вернется к довоенному уровню. Западным странам придется найти замену импорту российских энергоносителей, а России придется найти источник новых технологий».

При этом эксперты INSS обращают внимание на то, что увеличение бюджетов на оборону «оказывает положительное влияние на экономику Израиля, который является одной из ведущих стран мира по производству и экспорту военной продукции, который рос до войны «Железных мечей»».

Что касается экономических последствий для Украины, «война нанесла ущерб ее способности экспортировать продукцию, включая пшеницу, разрушила стратегическую и гражданскую инфраструктуру, жилые дома и пр.».  Согласно отчету Всемирного банка от 2023 г., на который ссылаются эксперты, стоимость строительных работ оценивается Фондом восстановления Украины в 411 млрд долларов.

Рассматривая вопрос прямого экономического воздействия войны на Украине на Израиль, эксперты указывают на  то, что «торговля Израиля с Россией и Украиной до войны была незначительной (около 1,1 млрд долларов в год, около 0,7% от общего объема торговли Израиля), и поэтому война не сильно повлияла на его экономику».

С точки зрения энергетического сектора отмечается, что «запасы природного газа Израиля защитили  его энергетическую отрасль и экономику от первоначального скачка мировых цен на газ. В то время как многим европейским странам пришлось искать новый источник для удовлетворения своих потребностей в газе зимой, чтобы избежать серьезного экономического ущерба предприятиям и домохозяйствам, запасы израильского газа предотвратили аналогичный ущерб стране». Тем не менее, Израиль почувствовал рост цен на нефть главным образом в первые шесть месяцев войны. В связи со скачком цен на топливо Министерство финансов во главе с Авигдором Либерманом снизило на него налог. Все эти факторы в значительной степени нейтрализовали влияние высоких цен на энергоносители на экономическую активность в Израиле. Учитывая рост мировой экономики на 3,1% в 2022 г., эксперты отмечают, что рост ВВП на душу населения в Израиле в том году составил 4,4%, что является одним из самых высоких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Тем не менее, Т.Фадлон и Э.Клор уазывают на другие косвенные последствия войны на Украине для израильской экономики. «Во-первых, это рост инфляции. Цены для израильского потребителя с начала войны выросли примерно на 5,4%. Это самые быстрые темпы роста цен с 2008 г.».

Эксперты ожидают еще один важный косвенный эффект на объем торговли Израиля. В виду того, что «израильская экономика небольшая и открытая, и в значительной степени зависит от международной торговли и иностранных инвестиций в высокотехнологичную промышленность, война приведет к ущербу из-за глобального экономического спада. Прежде всего, замедление экономического роста в Европе может в ближайшие годы сократить экспорт Израиля на европейский рынок, который сейчас составляет более трети от общего объема его экспорта. По данным Центрального статистического бюро (ЦБС), значительное снижение (на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) произошло уже в декабре 2022 — феврале 2023 г.». При этом замедление темпов экономического роста в Европе может также негативно сказаться на прямых иностранных инвестициях европейских компаний в Израиль.

Указывается на то, что торговой политике Израиля может быть косвенно нанесен ущерб из-за формирующегося нового международного порядка, при котором западные страны в определенной степени бойкотируют отношения с Китаем. За последнее десятилетие Израиль вложил много усилий и ресурсов в развитие двусторонней торговли с Китаем, которая достигла своего пика в 2018 г. В INSS признают, что в условиях «конкуренции между США и Китаем, а также опасения китайского шпионажа, американцы убедили Израиль принять другую политику в отношении Пекина, которая препятствует китайским инвестициям в израильские технологические компании и крупные инфраструктурные проекты».

Т.Фадлон и Э.Клор обращают внимание на еще один эффект, отмечая, что его экономические последствия все еще трудно оценить количественно. Речь идет об иммиграции из России и Украины после начала войны на украинской территории. Приводятся данные Центрального статистического бюро, согласно которым с началом войны на Украине в 2022 г. в Израиль иммигрировали около 60 тыс. чел. из обеих стран, что в четыре раза превысило показатели 2021 г. Не сравнивая эту цифру с массовым притоком иммигрантов в нач. 90-х годов прошлого века, тем не менее, указывается на то, что «такое увеличение немедленно скажется на экономике в виду корзин потребления и государственной поддержки иммигрантов. Более того, увеличение численности населения на 60 тыс. чел. за год влияет, среди прочего, на спрос на продукты и услуги, также на местный рынок жилья, который страдает от постоянного увеличения спроса». Отмечая отсутствие в Израиле сегментации иммигрантского населения, тем не менее допускается, что они окажут положительное влияние на рынок труда, если хотя бы часть из них будет трудоспособного возраста и иметь соответствующее образование для абсорбции.

По мнению экспертов, если израильская экономика сможет правильно воспользоваться всеми этими факторами, война на Украине откроет новые возможности, которые позволят ей продолжать расти ускоренными темпами. Одна из таких возможностей — увеличение объема торговли между Израилем и странами Персидского залива, которые не пострадали от войны на Украине и даже выиграли от высоких цен на энергоносители. В то время как другие страны впали в рецессию, рост в странах Персидского залива в 2022 г. составил почти 7%.

В INSS утверждают, что Израилю пора использовать дипломатические отношения, которые он установил с некоторыми из этих стран в рамках «Авраамовых соглашений», и расширить экономические связи. Приводятся данные, согласно которым «в 2022 г. объем торговли между Израилем и странами, подписавшими эти соглашения, увеличился на 82% (если в 2021 г. он составлял 1,905 млрд долларов, то в следующем году вырос до 3,47 млрд долларов). Кроме того, в 2022 г. Израиль увеличил объемы торговли с Египтом (на 49% по сравнению с 2021 г.) и с Иорданией (рост на 48% по сравнению с 2021 г.)». Предполагается, что интенсификация развития экономических связей на новых рынках повысит экономическую стабильность Израиля и экономическое благосостояние его граждан.

Вторая возможность, которой, по мнению экспертов, должна воспользоваться израильская экономика, — это растущий спрос во многих странах на продукцию военно-промышленного комплекса. Как отмечалось выше, «еще до войны, в 2021 г., был зафиксирован рекорд израильского оборонного экспорта — скачок более чем на 30% объемов новых контрактов, заключенных с заказчиками со всего мира на общую сумму более 11 млрд долларов. В условиях войны и напряженности на международной арене в 2022 г. в этой отрасли заключались очень крупные сделки, особенно со странами Европы и странами Персидского залива». В качестве примера приводятся крупные сделки с Германией, Швецией, Финляндией, Грецией и Объединенными Арабскими Эмиратами. В основном, особый интерес вызывают системы ПВО. На этом фоне вполне закономерными предстают данные Израильской авиакосмической промышленности (IAI), согласно которым в 2022 г. их продажи увеличились на 11%.

Эксперты упоминают еще одно положительное влияние на Израиль в сфере природного газа. Оно связано с тем, что Западная Европа оказалась в энергетическом кризисе и поиске альтернативных источников. «Помимо увеличения импорта сжиженного газа из США, для европейских стран близким и удобным источником являются запасы израильского газа. Поэтому в июне 2022 г. между Израилем, Египтом и ЕС был подписан меморандум о взаимопонимании, который увеличит экспорт природного газа из Израиля в страны Евросоюза»[i].

Рассмотрение экспертами вопроса о том, какие уроки должен извлечь Израиль из войны на Украине, в следующей части статьи.

[i] מלחמה שלא די לה: אספקטים של המלחמה באוקראינה ומשמעותם לישראל / INSS. Июль, 2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-in-ukraine/

56.57MB | MySQL:119 | 1,227sec