О сотрудничестве Турции с Саудовской Аравией в производстве беспилотных летательных аппаратов

Турция планирует продавать беспилотники в экономически неблагополучные африканские страны, используя финансирование из Саудовской Аравии, при этом дроны будут производиться в королевстве. Производство, которое планируется начать в 2026 году, будет включать двигатели, импортируемые из Турции, в то время как планеры будут полностью построены в Саудовской Аравии. Большая часть проводки, систем связи и авионики также будет собираться на новом предприятии. Мустафа Мурат Шекер, заместитель председателя Управления оборонной промышленности (SSB), изложил планы Анкары по продаже дронов большему количеству африканских стран при финансировании Саудовской Аравии на заседании парламентского комитета 10 июля. По словам Шекера, Турция ведет переговоры с Саудовской Аравией о производственной платформе Akıncı (боевого беспилотного летательного аппарата турецкого производства), учитывая значительный объем производства. Он подчеркнул, что производство в финансово устойчивых странах Персидского залива, таких как Саудовская Аравия, стратегически выгодно не только для удовлетворения потребностей региона, но и для устранения дефицита финансирования, с которым сталкиваются другие страны. В частности, некоторые африканские страны заинтересованы в приобретении беспилотных летательных аппаратов TB2 или другого турецкого оборудования, но их финансовые ограничения создают проблему. В результате Турция разрабатывает решения для производства беспилотных летательных аппаратов в Персидском заливе и облегчает продажи в третьи страны при финансировании Саудовской Аравии, расширяя свои экспортные возможности оборонной промышленности.

Сразу отметим, что ничего удивительного в этих планах нет. Турция, как минимум с 2020 года,  с разной степенью успеха с перерывами в связи с изменениями динамики двусторонних отношений пытается проникнуть на саудовский рынок производства беспилотников.  Местная саудовская компания Intra Defense Technologies, которая тесно спонсируется офисом наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, тогда должна была стать главным партнером турецких компаний в области производства беспилотных летательных аппаратов в Эр-Рияде. Возглавляемая бизнесменом Сальманом бен Насером Абу-Хабибом аль-Шатри, чей отец, Насер Абу Хабиб аль-Шатри, был советником короля Сальмана бен Абдельазиза, Intra стала первой компанией, получившей разрешение от Главного управления военной промышленности (GAMI) КСА по производству беспилотных летательных аппаратов в конце 2020 года. Значительное число южноафриканских специалистов в этом секторе, в основном из компании Denel, которые были наняты в свое время Саудовской Аравией на очень щедрую зарплату для работы в этой программе, теперь работают в этой компании.
Турецкая промышленность имеет веские основания для развития бизнеса в КСА: ее оборудование не содержит американских компонентов и поэтому не подпадает под экспортные ограничения США, будучи при этом совместимым с американским оборудованием. Некоторое время назад США потеряли долю рынка в этом сегменте в Персидском заливе из-за ограничений ITAR. Тем не менее, Вашингтон нашел косвенный способ остаться в этом бизнесе. В прошлом году Intra запустила ESEN Saudi , совместное предприятие по производству дронов с Esen , турецкой дочерней компанией американской группы Sierra Nevada Corp (SNC), которая была основана и возглавляется инженером Фатихом Озменом и его женой Эрен Озмен, турецкими гражданами, живущими в США. SNC является основным поставщиком материальных средств ISR для спецназа и разведывательного сообщества США, включая оборудование, которое используется в Ливии, где Анкара и Вашингтон все чаще активно сотрудничают. SNC уже имеет заказ на свои изделия из Эр-Рияда, в том числе на два самолета Beechcraft с новейшим оборудованием ISR, которые она поставит Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) для ее операций в Йемене.
Еще одним свидетельством турецко-саудовского сближения, в разгар кризиса COVID-19, является то, что турецкая Vestel заключила с Эр-Риядом сделку на сумму около 200 млн долларов по совместному производству беспилотных летательных аппаратов Karayel Medium Altitude Long Endurance (MALE) в Саудовской Аравии. Помимо Intra, Vestel, дочерняя компания конгломерата Zorlu Holding, сотрудничает в этом направлении на местном уровне с компанией Advanced Electronics Company (AEC), которая была приобретена Saudi Arabian Military Industries (SAMI) в прошлом году. Беспилотники Karayel, оснащенные оптоэлектронными системами Wescam, были приобретены в 2017 году RSAF для использования их в Йемене.
Одним из главных контрагентов турецких оборонных компаний в КСА является Омар бен Али бен Омар Бабтейн, который возглавляет множество компаний, в том числе Ali Babtain and Bros Co ., также известная как Alomba Group, и Pedco. Бабтейн уже много лет сотрудничает с турецкими оборонными учреждениями в Эр-Рияде. Он близок к Ахмету Калику, главе Calik Holding, турецкого конгломерата с капиталом 7,6 млрд долларов, который имеет интересы в финансах, энергетике и телекоммуникациях. Калик входит в близкий круг президента Турции Р.Т.Эрдогана. Еще один контакт саудовца в окружении турецкого лидера — специальный советник по внешней политике Эрдогана Эрзат Хурмузлу. Помимо турок Бабатейн также активно лоббирует в Эр-Рияде интересы оборонной итальянской компании Fincantieri.  Собственно все эти персонажи и будут основными участниками новых проектов.

Во время визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Саудовскую Аравию в июле 2023 года две страны расширили сотрудничество в оборонной промышленности, оформив несколько рамочных соглашений. Министерство обороны Саудовской Аравии также подписало соглашение об экспорте и сотрудничестве с турецким производителем беспилотных летательных аппаратов Baykar модели Akıncı. Саудовская Аравия подписала два контракта на приобретение беспилотников с турецким производителем оружия Baykar, сообщил 18 июля министр обороны королевства Халид бен Сальман. «Между Министерством обороны Саудовской Аравии и Baykar были подписаны два контракта на приобретение беспилотников, в соответствии с которыми Министерство обороны приобретет беспилотники с целью повышения боеготовности Вооруженных сил КСА и укрепления его оборонных и производственных возможностей», — заявил Халид бен Сальман. Халук Байрактар, генеральный директор Baykar, сказал, что саудовцы подписали соглашение об импорте беспилотника средней высоты Akinci, а также соглашение о сотрудничестве. В твиттере он назвал это крупнейшим контрактом на экспорт вооружений и авиации в истории Турции с Саудовской Аравией. В заявлении Baykar говорится: «Благодаря всеобъемлющему соглашению будет налажено сотрудничество по передаче технологий и совместному производству с целью повышения потенциала двух стран в области развития высоких технологий в предстоящий период». В прошлом месяце несколько источников сообщили, что Саудовская Аравия заинтересована в создании линии по производству дронов в Джидде для производства большого количества беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Халук Байрактар сообщил турецким СМИ 18 июля прошлого года, что в будущем будет заключена отдельная «крупная» сделка по закупке интеллектуальных боеприпасов и другой полезной нагрузки в Турции, и там будет налажено местное производство. Сделка была подписана во время визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в КСА в рамках его регионального турне по привлечению инвестиций и финансов из стран Персидского залива для восстановления истощенных турецких валютных резервов. Собственно сейчас просто реализуются эти прошлогодние договоренности. Первоначальный заказ будет состоять из 60 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), поставки которых, как ожидается, состоятся в период с 2025 по 2026 год. Соглашение включает в себя создание линии по производству беспилотных летательных аппаратов, а также положения о местном производстве боеприпасов. Саудовцы особо подчеркнули свое желание, чтобы производство находилось в их собственной стране. Значительные шаги к достижению этой цели были предприняты 4 июля во время визита министра обороны Саудовской Аравии Халида бен Сальмана в Турцию. Во время этого визита государственная компания по производству вооружений и оборонной техники Саудовской Аравии SAMI подписала три отдельных меморандума о взаимопонимании с турецкими компаниями для изучения возможностей местного производства. Согласно заявлениям компании, SAMI планирует создать производственные мощности для производителя беспилотных летательных аппаратов Baykar в королевстве. Кроме того, SAMI и турецкий государственный оборонный подрядчик Aselsan намерены совместно разрабатывать оборонные технологии в Саудовской Аравии в рамках аналогичного соглашения. SAMI также подписала предварительное соглашение с турецкой космической компанией Fergani. В заявлении, сделанном в июне, генеральный директор Baykar Халук Байрактар объявил, что компания планирует начать производство в Саудовской Аравии в ближайшие два года. Предприятия Baykar в Турции в настоящее время производят 230 дронов TB2 и около 50 дронов Akıncı ежегодно. TB2 уже продается в 30 странах, в то время как беспилотник Akıncı экспортируется в 9 стран. Завод, который будет построен в Саудовской Аравии, не будет первым зарубежным производственным предприятием Baykar. Халук Байрактар недавно объявил о начале строительства нового завода недалеко от Киева, Украина, на котором будут работать 500 человек и который сосредоточится на производстве беспилотных летательных аппаратов TB2 и TB3. Это развитие событий следует за соглашением, подписанным во время официального визита Эрдогана в Киев в феврале 2022 года. В соответствии с этим соглашением Украина выделила землю под объект на 49 лет и предложила различные стимулы. Кроме того, детали и материалы, используемые при производстве беспилотных летательных аппаратов, будут освобождены от пошлин, а все финансовые и кадровые данные нового предприятия останутся конфиденциальными. Соглашение также включает строительство учебного центра, и Baykar получит 10-летнее освобождение от налогов в рамках своих инвестиционных стимулов. Срок действия соглашения истекает 1 января 2035 года. Для Baykar, которая в настоящее время использует двигатели украинских компаний «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» для своих военных беспилотников, новое производственное предприятие в Украине обеспечит логистические преимущества и экономию времени.

Сельчук Байрактар, зять Эрдогана, является одним из владельцев компании Baykar.         Сельчук Байрактар недавно появился в последнем по времени списке миллиардеров Forbes. Он входит в число 27 турецких миллиардеров, попавших в престижный список. На сегодняшний день чистый капитал Байрактара составляет 1,2 млрд долларов, что обеспечивает ему 2410-е место в списке. Его брат Халук следует по пятам, занимая 2545-е место с чистым капиталом в 1,1 млрд долларов. Сообщается, что богатство братьев Байрактар связано с их участием в производстве военных беспилотников. Сельчук Байрактар владеет контрольным пакетом акций в размере 52,5% в Baykar, где он также занимает должность председателя правления и является техническим директором компании. Между тем, его брат Халук владеет 47,5-процентной долей в компании.  Президент Эрдоган рассматривает Baykar как семейный бизнес, который продает свою продукцию во многих странах, особенно в Африке. Ни для кого не секрет, что Эрдоган, члены его семьи и его деловые партнеры извлекают огромную выгоду из оборонной промышленности и продажи военной техники. Baykar использует все государственные возможности, но также получает высокую прибыль на местном и международном рынке за счет продажи оружия, единственным лицом, принимающим решения, является Эрдоган. Важной причиной выбора турецких беспилотных летательных аппаратов является то, что в Турции нет длительного процесса утверждения экспорта, в отличие от США и Европейского союза.

56.58MB | MySQL:119 | 1,800sec