Ситуация в Ливии: декабрь 2010 г.

Наиболее интересная информация относительно Ливии в декабре стала известной благодаря сайту «Викиликс», раскрывшему содержание адресованных в Вашингтон секретных телеграмм американских диппредставительств, касавшихся Джамахирии.

Согласно одной из телеграмм, датированной январем 2009г. и подписанной послом США в Триполи, Ливия угрожала Великобритании «чрезвычайными» последствиями в случае, если осужденный по обвинению в причастности к «делу Локерби» ливиец Абдельбассет аль-Меграхи умрет в тюрьме от обнаруженного у него рака.

Среди мер, которые Ливия угрожала предпринять, значились, в частности, полное прекращение британской торговой активности в Ливии, манифестации у зданий британских представительств. Делались также намеки на возможность физического воздействия в отношении британских подданных, проживающих в Джамахирии.

В телеграмме содержалось предупреждение, что если Вашингтон публично проявит свое негативное отношение к освобождению Аль-Меграхи, «американское посольство и граждане США в Ливии могут столкнуться с аналогичными мерами».

Как известно, Аль-Меграхи был освобожден из шотландской тюрьмы в августе 2009г. после того, как врачи, наблюдавшие его, сообщили, что ему якобы осталось жить не более трех месяцев. Его освобождение вызвало волну возмущения в США при том, что аль-Меграхи по состоянию на декабрь оставался в живых.

Согласно другой телеграмме, бывший в 2009г. министром юстиции Великобритании Джек Строу сообщил американским дипломатам, что Аль-Меграхи сможет прожить до пяти лет, но шотландские власти склоняются к его освобождению.

Несколько других американских телеграмм поведали детали истории вокруг вывоза из Ливии в Россию в 2009г. 5,2 кг высокообогащенного урана. Первоначально в связи с решением Триполи отказаться от реализации программ по созданию оружия массового поражения Каддафи был согласен отдать этот опасный груз. Однако после его визита в Нью-Йорк, когда ему было отказано в возможности развернуть его скандально известную палатку в одном из скверов города, он решил в отместку разыграть «урановую карту», отказавшись от более раннего решения. В итоге в ноябре 2009г. вся партия высокообогащенного урана оказалась в семи специальных транспортных контейнерах, не предназначенных для длительного хранения. Контейнеры находились на ливийском атомном объекте в Таджуре под охраной всего одного человека. В то врем американское посольство в Триполи предупредило, что «если высокообогащенный уран не извлечь из контейнеров в течение трех месяцев, увеличение температуры контейнеров может привести к их разрушению, что повлечет за собой радиоактивные утечки».

Совместными усилиями американских и российских дипломатов со второй попытки удалось добиться получения согласия Каддафи на то, чтобы эти злополучные контейнер были вывезены 21 декабря 2009г.на борту специального российского самолета.

Из других сообщений следует отметить информацию от 1 декабря о том, что французские власти по требованию Триполи 29 ноября арестовали главу протокола лидера ливийской революции М.Каддафи. Нури эль-Мисмари обвиняется ливийскими властями в расхищении казенных средств на сумму в 7 млн евро. Они уже обратились к Франции с требованием выдать им беглеца. Последний намеревался подать прошение французским властям о предоставлении ему политического убежища. Теперь интересно будет узнать, как Париж выйдет из сложившегося деликатного положения. Ведь если он решит ответить отказом, неминуемо резкое осложнение отношений с Триполи.

Уде 15 декабря Эль-Мисмари оказался на свободе. По мнению французского суда, его арест был произведен вопреки Европейской конвенции по правам человека. Сам Эль-Мисмари в заявлении для прессы сообщил следующее: «Я приехал во Францию из-за проблем с сердцем. Я невиновен в связи с теми обвинениями, которые выдвинуты против меня в Ливии, поскольку служба протокола не имеет дел с казенными средствами, а бюджетом службы протокола занимается министерство финансов».

23 декабря в Версале состоялось заседание суда, рассмотревшего запрос Ливии о выдаче Эль-Мисмари. По просьбе адвоката ливийца оно было перенесено на 19 января. На заседании суда 60-летний Эль-Мисмари находился в свободном режиме и немедленно заявил о своей невиновности в предъявляемых ему обвинениях.

Согласно действующей во Франции процедуре, суд должен высказать мнение о выдаче лица, на которого поступил запрос от другой страны. Если оно будет положительным, требование об экстрадиции затем рассмотрит министерство юстиции. В случае его согласия экстрадиция осуществляется на основании указа премьер-министра. Если заключение суда будет отрицательным, требование об экстрадиции отклоняется.

С учетом относительно реальной независимости французского правосудия, с большой вероятностью можно предположить, что заключение суда будет отрицательным. А значит, многочисленным французам, работающим в Ливии, надо как можно скорее покинуть пределы этой страны, чтобы не оказаться в заложниках у властей Джамахирии, как это недавно было с двумя швейцарцами.

14 декабря правозащитная организация «Международная амнистия» обвинила Триполи в неподобающем содержании арестованных на территории Джамахирии кандидатов в незаконные иммигранты, которые пытались перебраться через ливийскую территорию в Европу. По данным правозащитников, в случае ареста им грозят «пытки, а также тюремное заключение неопределенной продолжительности». Они утверждают, что в настоящее время на территории Ливии в ожидании благоприятной возможности для «прыжка» в Европу незаконно находятся свыше 3 млн человек — выходцев из африканских стран.

15 декабря в Ливии ко всеобщему удивлению было объявлено о событии, означающем фактическое удаление от дел слывущего реформатором и наиболее известного из сыновей М Каддафи — Сейф аль-Ислама Каддафи. Как объявил возглавляемый Сейф аль-Исламом Фонд Каддафи, отныне этот влиятельный институт больше не будет заниматься политическими реформами и проблемой соблюдения прав человека, а займется исключительно благотворительной деятельностью, и в частности, «в Африке южнее Сахары». Соответствующее решение принял Административный совет Фонда на ежегодном заседании, прошедшем 13 — 14 декабря в Лондоне. Это решение состоялось два дня спустя после того, как Фонд опубликовал свой второй доклад о ситуации с правами человека в Ливии, в котором выражалось сожаление в связи с «опасным ухудшением ситуации» в гражданском обществе. В ходе заседания Административный совет Фонда «выразил свою озабоченность в связи с некоторыми позициями, занятыми Фондом в недавнем прошлом».

 

Фонд Каддафи был создан в 1997г. как благотворительная организация. Некоторое время спустя Сейф аль-Ислам, не занимающий никаких официальных постов, использовал возможности Фонда для продвижения программы реформ в Ливии, предусматривающей, в частности, предложение проекта конституции и либерализацию прессы. Максимальную известность Фонд приобрел, оказав содействие в освобождении в 2007 году группы медицинских работников из Болгарии, приговоренных в Ливии к смертной казни и проведших в ливийских тюрьмах 8 лет.

Начиная примерно с 2009г. предложенная Фондом программа реформ забуксовала, столкнувшись с сопротивлением т.н.старой гвардии режима. Прежде всего это коснулось прессы — ряд частных СМИ, имевших отношение к компании «Аль-Гад», находившейся под опекой Сейф аль-Ислама, был национализирован либо закрыт.

Как посчитали наблюдатели, фактическое отстранение от политики Фонда Каддафи /читай — Сейф аль-Ислама Каддафи/ означает победу /возможно, временную/ консерваторов над реформаторами в ливийской политической верхушке и ставит под сомнение будущее реформ, начатых в стране за последние годы, равно как и будущее самого Сейф аль-Ислама, которого нередко называли возможным преемником своего отца. Это решение также лишает Ливию важного дипломатического инструмента, каким являл собой Фонд в последние годы при решении ряда деликатных международных проблем.

Подобные выводы, по всей видимости, дошли и до семьи Каддафи. 24 декабря Сейф аль-Ислам выступил с коммюнике, в котором утверждал, что в семье лидера ливийской революции нет никакой борьбы за власть. «Нет никаких разногласий, равно как никакой борьбы за власть между мной и моими братьями», — утверждал он, отвечая таким образом на соответствующие публикации международной прессы. Он заверил, что поддерживает «хорошие отношения» со своей семьей. В этом же коммюнике Сейф аль-Ислам напомнил, что он «не имеет власти» в Ливии, равно как «не имеет влияния» на правительство страны.

По данным сайта «Викиликс», ссылающегося на телеграммы американских дипломатов, в последнее время обострилась борьба за власть между Сейф аль-Исламом и его братом Моатассемом, который, судя по всему, в этой борьбе поставил на консерваторов.

20 декабря интересное сообщение пришло из Ирака. Как объявил для информационного агентства АФП представитель минобороны этой страны генерал Мохаммед аль-Аскари, в тот день иракские военные уничтожили в городе Мосул трех ливийцев, подозревавшихся в подготовке терактов с использованием смертников в канун католического Рождества. По словам генерала, «спецподразделение из состава второй бригады Сухопутных войск Ирака уничтожило трех ливийцев-смертников в ходе операции, проведенной на основе информации от местного населения». При обыске в доме, где находились ливийцы, среди прочего военного снаряжения были обнаружены три подготовленные к применению пояса шахида. По данным генерала, ливийцы прибыли в Ирак 19 декабря с задачей атаковать храмы иракских христиан, значительная община которых проживает в районе Мосула.

52.29MB | MySQL:103 | 0,463sec