Пакистан – центральное звено газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан — Индия

Заинтересован ли на современном этапе Исламабад в реализации проекта строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан — Индия (ТАПИ)? Объективно рассматривая обстановку в ИРП и в регионе Западной Азии в целом (нестабильность в Афганистане, слабый контроль со стороны центральных властей в пограничных с ИРА районах Пакистана), трудно назвать благоприятными существующие политические условия для воплощения в жизнь столь амбициозных транснациональных экономических проектов. А с учетом традиционных двусторонних разногласий между Индией и Пакистаном, неоднократно приводившим к военным столкновениям, проект ТАПИ некоторые эксперты называли утопическим.

Тем не менее, перспективы реализации указанного проекта невозможно рассматривать без учета ситуации на внутренних рынках энергоносителей стран региона — их избытка и гарантированности экспорта в добывающих странах (Туркменистан), растущей зависимости от импорта в странах-потребителях (Пакистан, Индия), а также фактора значительных финансовых поступлений от транзита по территории Пакистана и Афганистана.

Очевидно, что ИРП на данном этапе является и в обозримой перспективе будет оставаться страной, зависимой от импорта газа, несмотря на довольно значительные объемы разведанных в этой стране месторождений. (Современные объемы разведанных запасов природного газа в Пакистане оцениваются в 1400 млрд кубометров. Ежегодный уровень добычи «голубого топлива» в ИРП достигает 40 млрд кубометров, что составляет порядка 110 млн кубометров газа в сутки). При этом остаются недостаточно развитыми национальные отрасли газодобычи, переработки и транспортировки, что приводит к дефициту внутреннего потребления данного вида топлива — в 2010 г. внутренний спрос ИРП на природный газ составил 44 млрд кубометров. Данные показатели объективно свидетельствуют о необходимости системного подхода к развитию газовой отрасли страны, а также определению долгосрочных гарантированных источников его поступления для нужд национальной экономики и хозяйственного потребления.

Отметим, что аналогичные тенденции с ростом потребления природного газа уже прочно наметились и в экономике Индии. А это однозначно подводит Нью-Дели к поиску внешних источников энергоресурсов и, соответственно, к более гибкой внешнеполитической линии по отношению к странам региона — вероятным поставщикам и поставщикам энергоресурсов.

Невозможно также не отметить активизацию усилий Туркменистана, крайне заинтересованного в выходе на азиатские газовые рынки.

В результате, несмотря на существующую военно-политическую нестабильность в Западной Азии, в странах региона назрела значительная экономическая заинтересованность в реализации проектов, подобных ТАПИ.

Что представляет собой проект газопровода ТАПИ? Согласно технико-экономическому обоснованию, протяженность нитки ТАПИ составляет 1735 километров. Предполагается, что газопровод будет начинаться в восточном регионе Туркменистана, где расположены наиболее крупные газовые месторождения страны, будет пролегать по территориям транзитеров — Афганистана и Пакистана до г.Фазилка в Индии на пакистанско-индийской границе. Расчетная экспортная мощность газопровода составляет порядка 30 млрд кубометров газа в год, причем Туркменистан гарантирует его поставки на долгосрочной основе.

Рассмотрим современную (довольно последовательную) деятельность причастных к ТАПИ государств и региональных финансовых структур по продвижению проекта. После подписания 11 декабря 2010 г. главами Туркменистана, Афганистана, Пакистана и Министром энергетики Индии пакета соглашений по проекту газопровода, с начала 2011 г. можно наблюдать активизацию работы по ускорению процесса его реализации. Очевидно, что основные усилия по переговорному процессу согласования позиций стран-участниц проекта берет на себя Туркменистан. Во-первых, проект ТАПИ идеально вписывается в государственную топливно-энергетическую стратегию Туркменистана, нацеленную на диверсификацию путей вывода своих энергоресурсов на внешние рынки. Во-вторых, Ашхабаду (из всех участвующих в ТАПИ сторон) значительно проще выступать посредником в переговорах по проекту между Пакистаном и Индией.

Важным подготовительным мероприятием явилась первая встреча экспертов стран, выразивших готовность закупать предназначенный для ТАПИ туркменский природный газ, с представителями Азиатского банка развития (АБР). (Указанная встреча состоялась в Дубае в период с 10 по 12 января 2011 г. в рамках достигнутых между правительствами четырех государств договоренностей). А уже в конце января с.г. в Ашхабаде состоялась встреча представителей Технической рабочей группы Туркменистана и АБР, в ходе которой рассматривался вопрос подготовки Соглашения о закупке-продаже туркменского природного газа.

Далее заинтересованные стороны активизировали переговоры с «проблемными партнерами» по проекту. В начале февраля с.г. в Нью-Дели эксперты туркменской Технической рабочей группы по ТАПИ провели консультации с представителями Индии, а уже 10-11 февраля с.г. состоялась аналогичные переговоры в Исламабаде с представителями Технической рабочей группы Пакистана.

14-15 февраля 2011 г. в Ашхабаде состоялось очередное (десятое) заседание Технической рабочей группы по реализации проекта строительства газопровода ТАПИ при участии ведущих специалистов стран-участниц и представителей АБР. Одним из главных вопросов в повестке дня встречи было согласование положений Соглашения о купле-продаже туркменского природного газа для транспортировки по указанному трубопроводу.

По результатам встреч и переговоров уже можно сделать вывод о высокой заинтересованности Исламабада, Нью-Дели, Ашхабада и Кабула в строительстве газопровода ТАПИ, который, несомненно, будет иметь серьезный экономический эффект международного значения, а также способствовать сглаживанию политических разногласий между странами региона. На данном этапе стороны демонстрируют стремление к повышению эффективности рабочих встреч, формирует базис для реализации проекта. Значительным результатом, способным вывести процесс продвижения ТАПИ на качественно новый уровень, могло бы стать Соглашение о купле-продаже туркменского природного газа (проработка которого осуществляется в настоящее время). На экспертном уровне выгоды от реализации проекта ТАПИ очевидны для всех четырех стран-участниц.

Хватит ли у их лидеров политической воли для преодоления разногласий и удержания ситуации в регионе Западной Азии под контролем?

62.83MB | MySQL:102 | 0,496sec