Египет: Мубарак ушел, но чуда не будет

Итак, президента Хосни Мубарака вынудили уйти в отставку, власть в АРЕ перешла к Высшему совету вооруженных сил (ВСВС), принято решение провести в сентябре 2011 г. парламентские, а через месяц-два президентские выборы. Но полного спокойствия это не принесло: в Каире время от времени проходят демонстрации с требованиями «продолжения революции, арестов и чисток»[i]. Идя навстречу такого рода настроениям, Высший административный суд принял решение распустить бывшую правящую Национально-демократическую партию (НДП). Начато следствие в отношении Х.Мубарака, которому инкриминируются применение силы против демонстрантов, присвоение государственных средств, экспорт по заниженным ценам газа в Израиль и злоупотребление властью. За злоупотребление служебным положением, «отмывание» денег и спекуляции к 12 годам тюрьмы и 14,5 млн ег. ф. (2,4 млн долл.) штрафа приговорен бывший министр внутренних дел Хабиб аль-Адли. Арестован ряд лиц, занимавших ранее ключевые посты в государственном аппарате, в т. ч. бывшие премьер-министр Ахмед Назыф и глава Канцелярии Президента Закария Изми. Генеральная прокуратура потребовала от бывшего министра жилищного строительства, коммунального хозяйства и городского развития Ахмеда аль-Маграби вернуть в казну присвоенные им 272 млн ег. ф. (45 млн долл.). Бывшим председателям Народного собрания Фатхи Суруру и Консультативного совета Сафвату Шерифу запрещен выезд из страны. Среди населения, с оптимизмом смотрящего в будущее, царит эйфория. Встает, однако, закономерный вопрос – насколько обоснованными являются надежды египтян на изменения к лучшему?

На проведенном 19 марта с. г. референдуме 78% голосовавших высказались за внесение поправок в Конституцию, в соответствии с которыми полномочия президента ограничиваются четырьмя годами и двумя сроками пребывания у власти, стало обязательным назначение вице-президента, контроль за выборами будут осуществлять судьи, отменена статья о противодействии террористическим угрозам[ii]. На основании этих поправок ВСВС принял 30 марта Конституционную декларацию из 62 статей, фактически ставшую временной конституцией.

Внесенные в основной закон изменения не носят кардинального характера. Суть дела, однако, даже не в них, а в том, что на авансцену политической жизни Египта выдвинулись сейчас новые силы. К ним относятся, с одной стороны, молодежь, а с другой – национальная буржуазия и современные средние слои. Они доказали, что способны отстаивать свои интересы. Молодым поколением создана собственная организация – Движение 6-го апреля, объединяющее 70 тыс. человек[iii]. Что касается «новой буржуазии», к которой относятся многие крупные предприниматели, то она еще в 1978 г. заявила о себе, создав оппозиционную партию Новый «Вафд», которая выдвинула требования введения многопартийной парламентской системы, ограничения прерогатив Президента, существенного расширения Конституции. Выборы в парламент  2001 г. показали, что она способна организовать самостоятельную избирательную компанию и успешно противостоять в отдельных округах кандидатам НДП.

Сторонникам политической либерализации противостоят мощные силы. В демографическом плане это – старшие поколения, которым по-прежнему свойственны патерналистские настроения, а в социальном – прежде всего, бюрократическая буржуазия.

Будущее Египта будет во многом зависеть от позиции армии, которая, взяв на себя руководство страной после смещения Х.Мубарака, продемонстрировала, что остается влиятельнейшей политической силой. Египетский офицерский корпус представляет собою особую корпорацию. В распоряжение высшего командного состава в течение вот уже 30 лет ежегодно поступает в виде американской военной помощи 1,3 млрд. долл., и оно занимается ее распределением (естественно, не забывая при этом о себе)[iv]. Кроме того, офицеры получают в виде «откатов» проценты за размещение на тех или иных предприятиях заказов для вооруженных сил. Все это превращает их в своего рода «военную буржуазию». И на отказ от своего  привилегированного положения в интересах сил, рвущихся к власти на волне «победы демократии»,  военная верхушка вряд ли согласится.

Новому египетскому руководству придется решать непростые проблемы. Практически все население Египта сосредоточенно в долине и дельте Нила, занимающих 4% территории страны[v]. Ситуацию еще больше осложняют крайне высокие темпы прироста населения, увеличивающегося на 1,3 млн человек ежегодно[vi]. Мировой экономический кризис повлек за собою падение ежегодного роста экономики с 7% в 2005-2007 гг. до 5,1% в 2009/2010 г.[vii]. Хотя показатель валового национального продукта на душу населения – 5,3 тыс. долл. в год – выглядит, вроде бы,  неплохо, за этими усредненными данными скрывается вопиющая разница в доходах. Несмотря на то, что уровень безработицы – 9,6% самодеятельного населения –  является высоким, но не катастрофическим, работы не имеет 42,8% молодежи, ставшей зачинателем и  «ударной силой» народных выступлений[viii]. Страшной проблемой стала коррупция, по уровню которой Египет опережает все остальные арабские страны[ix]. Крайне острой остается ситуация в  Каире, городе с 16 млн жителей и с плотностью населения 44 тыс. человек на квадратный километр[x]. Гигантский мегаполис, где живет ок. 20% египтян, страдает от крайней перенаселенности, плохих коммуникаций, острого жилищного кризиса. Городские коммунальные службы, рассчитанные на 3 млн жителей, начали работать с серьезными перебоями уже в начале 70-х годов, когда население Каира достигло 8 млн человек[xi]. Ежегодно в городе выходит из строя 2-3 тыс. жилых домов[xii]. Загазованность воздуха намного превышает санитарные нормы.

На все эти проблемы накладываются последствия народных выступлений. Прямые потери от них составили 6,3 млрд долл.[xiii]. Ожидается снижение прибылей от туризма, ежегодно приносившего 13 млрд долл., что составляло 11% доходов страны[xiv]. Только гостиничная отрасль уже понесла убытки в размере 1 млрд долл.[xv].В Египет хлынули к тому же толпы реэмигрантов из охваченной гражданской войной Ливии. Не исключено, что в результате всего этого темпы экономического роста снизятся в 2011 г. до 3%[xvi].

Представляющееся почти неизбежным падение жизненного уровня может сыграть на руку исламистам, предлагающим свой путь решения стоящих перед страной проблем. Укреплению их позиций будет способствовать и идеологический вакуум, образовавшийся вследствие разочарования части населения в капиталистической модели развития, которой следовал Египет. Наиболее влиятельной политико-религиозной организацией страны является  Ассоциация Братьев-мусульман (АБМ, «Гамаа Аль-Ихван аль-муслимин»), пользующаяся поддержкой 15-25% населения[xvii]. Ее руководство еще в 1977 г. взяло курс на превращение АБМ в политическую партию. «Ихваны» пришли к выводу, что терроризм ведет религию к духовном самоубийству и начали осуждать вылазки экстремистов. Они стали исходить из того, что парламентская, более того многопартийная, система соответствует исламским принципам. Отказались «Братья» и от  деления мусульман на истинных и не следующих требованиям религии. Налицо, таким образом, эволюция взглядов «Ихванов» от возрожденческих к реформаторским. Тем не менее, в программных документах Ассоциации по-прежнему прослеживается влияние  фундаменталистских идей. Так, в принятой в 2008 политической платформе АБМ предлагается учредить в Египте выборный орган из улемов, который обладал бы правом отвергать законопроекты, если они не соответствуют нормам фикха, а также разрешить только мусульманам допуск к высшим постам в системе исполнительной власти[xviii].

Ассоциация пользуется поддержкой респектабельных «исламских» банков и компаний, для которых следование религиозным принципам является оружием в конкурентной борьбе. Стремление «мусульманского капитала» к сотрудничеству с перешедшими на умеренные позиции «Ихванами» объясняется и расчетами на то, что те станут заслоном, препятствующим росту влияния экстремистов.

С другой стороны, было бы, видимо, неправомерно утверждать, что возврат АБМ  на радикальные позиции полностью исключен. Достаточно вспомнить, что в 1992 г., т. е. через 15 лет после провозглашения «Ихванами» отказа от терроризма, они приветствовали убийство боевиками «Аль-Гамаа аль-исламийя» придерживавшегося секуляристских взглядов египетского исследователя Фарага Фауды[xix]. Симптоматично и то, что хотя демонстранты на каирской площади Тахрир скандировали: «Мусульмане, христиане – все мы египтяне», когда губернатором провинции Кена был назначен копт Имад Михаил, предводительствуемая «Братьями» толпа блокировала железную и шоссейную дроги и потребовала его отставки[xx]. В начале мая кровавые столкновения между мусульманами и христианами, ходе которых погибло 12 и было ранено 142 человека, произошли в Каире. Влияния на настроения населения оказывают и проповеди выступающего с возрожденческих позиций и пользующегося популярностью в Египте  главы Всемирного союза мусульманских богословов Юсефа аль-Кардауи.

Так или иначе, АБМ вряд ли удастся добиться впечатляющих результатов на предстоящих парламентских выборах. Большинство населения Египта не придерживается исламистских взглядов. Симптоматично, что 59% жителей страны считают себя прежде всего египтянами и лишь 17% идентифицируют себя  как в первую  очередь мусульман[xxi]. Сами «Ихваны» рассчитывают на поддержку на предстоящих  выборах 25% избирателей. Достаточно решительно настроена и армия. «Египтом, — заявил 6 апреля с.г. представитель ВСВС Мухтар аль-Милля, — не будет управлять свой Хомейни. Мы не позволим экстремистским фракциям взять страну под свой контроль».

Можно ожидать, что парламентские и президентские выборы будут проходить в атмосфере реального соперничества и их результаты в большей чем в прошлом степени отражать реальные предпочтения избирателей. По-видимому, в новом составе Народного собрания будут представлены партии и организации, отражающие интересы основных социально-политических сил Египта и, прежде всего, молодежи, национальной буржуазии, современных средних слоев, а также исламистов. Однако коренной ломки существующей системы не произойдет, да оппозиция к ней и не стремится – ее задача не разрушить до основания старый мир, а реформировать его, обеспечив себе там подобающее место. При этом не исключен и такой вариант, как превращение с течением времени ее лидеров в новых олигархов, которые попытаются вернуть ситуацию в стране на круги своя.

Представляется очевидным, что при мозаичности египетского общества, существованием наряду с основными классами многочисленных промежуточных слоев и групп, непростых отношениях между мусульманами и коптами превращение Египта в парламентскую республику заложило бы фундамент перманентной нестабильности. С учетом этого сохранение президентской республики с широкими полномочиями у главы государства выглядит наиболее рациональным вариантом. Вполне логичным было бы и сохранение политической роли за армией, которая способна стоять над схваткой друг с другом многочисленных социальных, политических, конфессиональных групп и не допускать дестабилизации обстановки, а в случае необходимости подавить исламистскую угрозу.

Главным же фактором, определяющим будущее страны, станет способность (или неспособность) нового египетского руководства решать социально-экономические проблемы. У него в руках будет важнейший козырь – кредит доверия населения, уверенного, что победа народного восстания приведет к улучшению жизни. Однако на создание новых рабочих мест, рассасывание перенаселенности (для чего необходимо освоение новых земель), смягчение социального неравенства, решение целого ряда других проблем потребуются годы и годы. Остается лишь надеяться, что у египтян хватит мудрости спокойно пережить крах надежд на чудо, которое, как многие ожидают, должны породить уход Х.Мубарака и победа демократии…

 


[i]                Супонина Е. Чистки и революции. // Московские новости, 11.04.2011.

[ii]             См.: Présentation de l’Egypte. // France. Diplomatie – à: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zone-geo_833/egypte_414/presentation-egypte_958/index.html; Мир дипломатии, №2, 2011.

[iii]             См.: Интервью академика Е.М. Примакова газете «Московские новости». // МН, 07.04.2011.

[iv]               Бейдер В. Псы войны. // Огонек, №11, 2011, с.23.

[v]               Présentation de l’Egypte…

[vi]               Ibidem.

[vii]              Ibidem.

[viii]             Présentation de l’Egypte…; Мир дипломатии, №2, 2011.

[ix]             Ат-Танир Самир. Бедность и коррупция губят Арабский мир. // Аль-Мутауассет, №9, 2011, с. 7.

[x]                Présentation de l’Egypte…

[xi]               Перминов П.В. Улыбка сфинкса. М., 1985, с. 253.

[xii]              Там же, с. 256.

[xiii]             Мир дипломатии, №2, 2011.

[xiv]           Данилович Е. Дисконт за революцию. // МН, 25.04.2011; Мир дипломатии, №2, 2011.

[xv]            Данилович Е. Дисконт за революцию. // МН, 25.04.2011.

[xvi]             Présentation de l’Egypte…

[xvii]            Мир дипломатии, №2, 2011.

[xviii]            Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. М., 2011, с. 238.

[xix]             Soage A. Faraj Fawda, or the cost of freedom of expression. // Middle East Review of International Affairs, vol. II, #2, 2007 – at: http://meria.idc.ic.il/journal/2007/issue2/jviino2a3.html

[xx]             Макаренко Б. Арабский протест: взгляд из России – на: Политком.Ru, 28.02.2011.

[xxi]             Whitaker B. What’s Really Wrong with the Middle East. L., 2009, p. 122.

62.87MB | MySQL:102 | 0,503sec