Ситуация в Сомали: май 2011г.

В течение месяца подразделения африканских миротворцев из контингента Амисом вместе с формированиями переходного правительства Сомали постепенно улучшали свои позиции в Могадишо, наращивая силовое давление на отряды радикального исламистского движения «Аш-Шабаб».

Наиболее успешным для Амисом оказался период с 12 по 16 мая, когда миротворцы после ожесточенных боев в городских условиях отбили у исламистов ряд позиций в столице Сомали. За эти дни бурундийские подразделения в квартале Ходан взяли штурмом т.н.русский дом в бывшем военном городке. В соседнем квартале Хоулвадаг миротворцы из Уганды продвинулись на 500 метров в направлении проспекта Ваднаха.

Эти успехи позволили Амисом по состоянию на 16 мая контролировать около 60 проц. территории Могадишо. К этому времени миротворцы полностью контролировали 7 городских районов, «Аш-Шабаб» — 3. В шести районах продолжались бои.

Главной целью наступления 9-тысячного контингента миротворцев является рынок Бакара – экономические «легкие» столицы Сомали, ставший одним из главных источников доходов «Аш-Шабаб». На некоторых направлениях миротворцы вышли на позиции, которые находятся в 200 метрах от рынка. Командование Амисом рассчитывает овладеть им после получения новых подкреплений в июле.

Несмотря на наступление проправительственных сил, формирования «Аш-Шабаб» ожесточенно сопротивлялись, то и дело переходя в контратаки. В качестве целей для контратак они как правило выбирали «слабые» звенья в боевых порядках наступавших, а именно – участки, которые контролировали не миротворцы, а силы переходного правительства. В одной из таких контратак 16 мая погибли 6 бойцов одного из проправительственных милицейских формирований «Ахлу Сунна валь-Джамаа».

18 мая при неясных обстоятельствах на рынке Бакара погибли 14 человек. Движение «Аш-Шабаб» тут же обвинило Амисом в том, что эти люди погибли в результате артиллерийского обстрела рынка. 20 мая Амисом распространило коммюнике, в котором обязалось не применять тяжелые виды вооружений по этому рынку. «Мы знаем, что экстремисты /движение «Аш-Шабаб»/, которые выкачивают деньги из местных торговцев, превратили рынок в один из их бастионов, в котором они зачастую укрываются за живым щитом из мирных людей и коммерсантов, — отмечалось в коммюнике. – Тем не менее Амисом объявляет территорию рынка зоной, по которой не будут применяться тяжелые виды вооружений /no fire zone/».

В документе утверждалось, что контингент Амисом не имел никакого отношения к гибели 18 мая на рынке 14 гражданских лиц. Командование Амисом пообещало сделать все возможное, чтобы минимизировать потери среди гражданского населения. Одновременно оно предупредило местное население, что, «как очевидно, нас всех ждут тяжелые дни». Миротворцы призвали население «предпринять все меры предосторожности и минимизировать перемещения вне зоны, находящейся под их контролем».

Несмотря на это заявление, и в последующие дни в результате артиллерийских дуэлей в Могадишо регулярно погибали мирные жители.

22 мая кольцо вокруг рынка Бакара сжалось еще плотнее. В тот день правительственные войска при поддержке миротворцев овладели еще несколькими ключевыми позициями в непосредственной близости с рынком. Исламисты отступили на территорию рынка, а миротворцы, по признанию представителей их командования, оказались неготовы к преследованию противника в таких условиях.

7 мая руководство «Аш-Шабаб» пообещало «продолжить священную войну против неверных», заявив, что каждый боевик движения готов умереть, как их «лидер Усама бен Ладен». Как заявил на пресс-конференции в Могадишо представитель движения Шейх Али Мохамуд Раге, «наш неоспоримый лидер достиг своей цели и погиб как мученик». «Он сделал то, о чем мечтает каждый джихадист. Мы продолжим нашу борьбу и умрем, защищая единственно верную религию Аллаха», — сказал он. Это заявление стало первым комментарием гибели бен Ладена со стороны руководства «Аш-Шабаб».

14 мая полиция Сомали предупредила, что движение «Аш-Шабаб» готовит в Могадишо серию терактов с использованием боевиков-смертников с целью отомстить за уничтожение в Пакистане главаря «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. По данным полиции, «Аш-Шабаб» подготовило по меньшей мере 7 смертников, целями которых должны стать гостиницы, военные лагеря, остановки автобусов и рынки.

Эти цели были выбраны на состоявшемся 11 мая в Афгойе в 30 км к югу от Могадишо совещании с участием руководства «Аш-Шабаб» и главарей иностранных джихадистов из «Аль-Каиды», обосновавшихся в Сомали. «Аш-Шабаб» на совещании представляли один из полевых командиров движения Омар Хамами /боевой псевдоним – Абу Мансур аль-Амрики/ — сомалиец, родившийся в США, Мухтар Робоу и Шейх Хасан Дахир Авайас, со стороны «Аль-Каиды» — 4 иностранных джихадиста. Известно, что некоторые из числа смертников не являются сомалийцами.

В политическом плане в мае в Сомали продолжилась неразбериха, связанная с предстоящим в августе с.г. истечением мандата переходных органов власти.

10 мая 40 депутатов переходного парламента страны, почти все – сторонники спикера парламента Шарифа Хасана – не смогли вылететь из аэропорта Могадишо в Найроби, где они должны были участвовать в семинаре по проблемам Сомали. Вылететь им помешали силы безопасности, действовавшие по приказу главы МВД Сомали. Этот инцидент стал следствием политического кризиса, разразившегося между главой государства Шарифом Шейхом Ахмедом и спикером парламента накануне истечение срока действия мандата переходных органов власти, учрежденных в 2004г. В первый раз мандат всех ветвей власти был продлен в 2009г. на два года. Политический кризис в Сомали возник в связи с тем, что президент, правительство и парламент имеют свое видение того, как должны развиваться властные институты страны после августа 2011г.

11 мая Совет Безопасности ООН предупредил переходное правительство страны об опасности политического хаоса и указал на необходимость достижения согласия относительно формирования новой администрации до истечения его мандата 20 августа с.г. Это предупреждение было связано с тем, что недавнее решение переходного парламента продлить на 3 года его полномочия и решение переходного правительства отложить на один год выборы увеличили напряженность в стране. Совбез ООН раскритиковал эти два решения и потребовал проведения срочных реформ с тем, чтобы усилить «законность, представительность и работоспособность» всех ветвей власти.

В мае не стихала активность сомалийских пиратов.

15 мая стало известно, что накануне пираты получили выкуп в размере 7 млн долларов в обмен на освобождение двух испанских моряков, захваченных в заложники в декабре прошлого года.

24 мая силы безопасности международного аэропорта Могадишо захватили легкомоторный самолет, в котором были обнаружены 3,6 млн долларов наличными. Сразу возникло предположение, что речь шла о выкупе, предназначавшемся одной из групп сомалийских пиратов. По данным спецслужб, этот самолет дожидался в аэропорте другого самолета, на который должны были быть перегружены деньги и который должен был доставить их в другой регион страны. Полиция арестовала двоих лиц европейской внешности, находившихся на борту «денежного» самолета. Они же сообщили и о назначении денег.

В целом, в мае стало очевидным, что игра в кошки-мышки, которой занимались пираты и военные моряки из разных стран в водах, примыкающих к Сомали, привела к жесткому вооруженному противостоянию сторон. Несмотря на рост числа военных кораблей разных стран в этой зоне, очевидно, что пираты приспособились к новым условиям игры. По состоянию на май они удерживали в заложниках порядка 40 судов и около 700 моряков – членов их экипажей. Успехи пиратов вынудили военных моряков из разных стран прибегать ко все более жестким мерам в борьбе с ними.

Первой целью международной эскадры стали т.н. суда-матки – своеобразные платформы, которые транспортируют пиратские скоростные лодки в нужные зоны Индийского океана. Всего лишь за месяц порядка десяти таких судов были захвачены или потоплены. При этом военные моряки из разных стран не стеснялись применять оружие, явно предпочитая физически уничтожать пиратов. Как опасаются специалисты, такая жесткость уже изменила правила игры, что обязательно отразится на безопасности моряков торговых судов, атакованных пиратами. Последние до сих пор, как правило, избегали расправ над своими пленниками.

Новые черты приобретает и тактика действий пиратов, что наглядно было продемонстрировано в случае с индийским танкером MT Asphalt Venture. 15 апреля пираты за выкуп в 3,5 млн долларов освободили судно и 8 из 15 членов экипажа. 7 индийских моряков остались в заложниках у пиратов, которые в обмен на их освобождение потребовали освободить 120 своих подельников, арестованных индийскими военными моряками. Как отмечают эксперты, ВМС Индии стали врагом номер 1 для пиратов, поскольку индийские военные корабли без лишних раздумий открывают огонь по ним в море и десятками убивают их.

В связи с возросшей активностью боевых кораблей ВМС ряда стран и альянсов в Индийском океане пираты стали переводить часть своих пленников с захваченных судов на берег, превратив пленных моряков в гарантов их собственной безопасности.

52.31MB | MySQL:103 | 0,474sec