Об официальном визите короля Иордании в Берлин: единство оценок

Канцлер ФРГ Ангела Меркель и Его Величество король Иордании Абдалла II бин аль-Хуссейн всесторонне обсудили 29 ноября с.г. в Берлине спектр актуальных проблем. Предметом обсуждения стали эскалация насилия в Сирии, парламентские выборы в Египте, перспективы изменения политического ландшафта в Иордании, состояние ближневосточного мирного процесса, а также двухсторонние отношения.

Особую озабоченность высокие собеседники выразили по поводу ситуации в Сирии. Федеральный канцлер А.Меркель указала, что Германия решительно поддерживает способ реагирования Лиги арабских государств на действия Дамаска, в частности, введенные против режима санкции. Европейский союз предлагает аналогичный способ реагирования. По этой причине разночтений между ЛАГ и ЕС не существует. В частности, Германия была одним из инициаторов и авторов резолюции Совета Безопасности по Сирии, которая осуждает массовые нарушения прав человека. Мнение короля Иордании: «Решение, принятое Лигой арабских государств в последнее время, является очень важным. Это является частью арабского согласия… Иордания ни в коей мере не считает, что в отношении Сирии должна быть осуществлена военная интервенция. Но, конечно, мы очень обеспокоены гуманитарной катастрофой, которая уже там маячит. Мы войдем в комитет, который был создан в рамках Лиги арабских государств, и будем детально говорить о том, какие санкции могут быть эффективными».

Германия и Иордания проявили большой интерес к теме демократии в контексте арабского протестного движения. В частности, к выборам в Египте. А. Меркель отметила, что вместе с королем Абдаллой II они пришли к единому мнению: осенняя подготовка к старту выборов позволяет предположить, что завершающая стадия выборов (март 2012) «будет проведена столь же честно, свободно и демократично». В Иордании также могут быть созданы условия для выборов, сказала Меркель. Она выразила радость по поводу того, что Иордания демонстрирует «шаг за шагом большую открытость и больше демократии». «Мы говорили о процессе формирования правительства в Иордании и о больших задачах, которые стоят перед новым правительством и парламентом. Они создают условия для того, что выборы могут иметь место и там», указала А.Меркель на итоговой пресс-конференции. Король Иордании подтвердил тематику «арабской весны» и в ее контексте — политическое реформирование в стране. Он выразил надежду, что при поддержке немецкого парламента и правительства Германии будут осуществляться «парламентские реформы и, прежде всего, по созданию новых партий».

По поводу мирного процесса на Ближнем Востоке стороны высказали взаимную тревогу в связи с отсутствием прогресса. При этом А.Меркель указала, что «Германия сделает все от нее зависящее, чтобы этот прогресс стал возможным, и в связи с этим не склонна расценивать ситуацию как находящуюся под дальнейшей угрозой». Король Абдалла II отметил, что стопор в процессе «будет иметь дестабилизирующие последствия для прогресса в регионе». Мы, сказал он, конечно, знаем, как важно продолжать финансовую поддержку Палестинской автономии. «Мы надеемся, что израильское правительство рассмотрит возможность предоставления средств. Они окажут непосредственное влияние на строительство школ, больницы, на предоставление услуг, в которых палестинское население остро нуждается. Мы подчеркнули, что израильское правительство должно прекратить поселенческую деятельность, потому что это то, что тормозит процесс, в котором израильтяне и палестинцы взаимозависимы». Он указал на «большую озабоченность по поводу поселений в Восточном Иерусалиме» и подчеркнул: «Это в наших интересах, как Иордании, так и Германии, чтобы израильтяне и палестинцы вернулись к мирным переговорам».

В Берлине детально были обсуждены вопросы двухстороннего сотрудничества. Из ряда совместных проектов, которыми оно отмечено, канцлер и высокий гость выделили, в частности, создание Немецко-иорданского университета. Такой «проект, как Немецко-иорданский университет, безусловно, — один из наиболее успешных, которые я видел в моей стране в последние десять лет». (Поясним: активная фаза немецко-иорданских связей стартовала заключением в 2001 году межправительственного соглашения). «Мы надеемся, что на этой основе мы можем двигаться вперед, — подтвердил иорданский монарх. — Что касается двухстороннего уровня, я могу только сказать, что я очень доволен нашим сотрудничеством».

Из числа проектов в аспекте хозяйственных связей в целях развития были выделены взаимосвязанные между собой программы в водном секторе и в секторе возобновляемых источников энергии.

Основная часть этой поддержки, которая осуществляется в форме грантов и льготных кредитов, приходится на модернизацию водного сектора. Германия финансировала программы по защите грунтовых вод и улучшению распределительной сети, однако в связи с ухудшением состояния водных ресурсов в стране корректирует данные программы, актуализируя водные стратегии. В течение нескольких последних лет Германия также финансировала строительство начальных школ, что в определенной степени помогает занять учебой подрастающее поколение. Кроме того, между Федеративной Республикой Германией и Иорданией существуют инициативы в области возобновляемых источников энергии, что позволит рационально использовать природные ресурсы. Это даст возможность ускорить хозяйственные преобразования. Таким образом «Германия будет и впредь другом Иордании в поступательном развитии страны», указала А.Меркель.

Его Величество король Абдалла II бин аль-Хуссейн подтвердил, что не сомневается в этом, поскольку лично неоднократно убеждался, что слово немецкого партнера надежное. Это уже не первый приезд иорданского монарха в ФРГ. Король Абдалла II провел в Берлине (27.01.2007) переговоры с Федеральным канцлером Ангелой Меркель на старте президентства ФРГ в Евросоюзе. 31 марта 2007 г. А.Меркель встретилась с иорданским королем, начиная свое путешествие по Ближнему Востоку. 14 ноября 2007 г. король Абдалла II в ходе своего визита в Германию еще раз участвовал в переговорах с канцлером Германии и был почетным гостем проходившего в Бремене Дня внешней экономики. В феврале 2009 г. он прибыл в Германию, чтобы обсудить вопросы с лидерами страны и руководителями ведущих фирм проблемы политического и хозяйственного характера. В частности, встретившись с президентом Siemens AG и главным исполнительным директором Питером Лешером и членом правления Руди Лампрехтом, они рассмотрели вопросы сотрудничества в области возобновляемых и альтернативных источников энергии, водоснабжения, транспорта и связи. В этой связи немецкие эксперты, анализирующие ход немецко-иорданских переговоров в ноябре 2011 г., отмечают сохраняющийся взаимный интерес в данном виде сотрудничества, что подтверждает усиление экономических связей и их приоритетный характер.

Иордания является страной-партнером ФРГ (всего у Германии в мире таких стран-партнеров 15) в сфере немецкого сотрудничества с рядом государств мира, которое предусматривает специальные программы финансово-технической поддержки для обеспечения экономического развития. Германское общество технического сотрудничества (GTZ) — подразделение Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) — действует в стране более 30 лет. В течение этого времени ФРГ помогает решать ряд актуальных проблем.

В процессе их решения учитываются особенности страны. В частности, высокий прирост населения, весьма ограниченные возможности получения дохода молодежью, неравенство между горожанами и сельчанами в доступе к социально-бытовым услугам, значительное ущемление экономических и социальных прав женщин. Более одной трети (38%) всего населения страны сосредоточено в ее столице Аммане, еще одна треть населения живет в относительной бедности, как политкорректно называют в странах Востока нищих и обездоленных. Доход на душу населения (2007) году составлял около 1,8 тыс. евро, а ВВП (2007) – 10,3 млрд евро. Несмотря на эти сложности, честолюбивые планы правящего с февраля 1999 г. монарха короля Абдаллы II полны решительных преобразований. Выпускник Королевской военной академии в Сандхэрсте, Оксфордского и Джорджтаунского университетов и получивший навыки командования элитными войсками и опытного политолога, он «стремится к достижению демократического и политического плюрализма в Иордании», как сказано на его официальном сайте.

Во время его правления Иордания была принята в члены Всемирной торговой организации, а также ратифицировала соглашение о создании зоны свободной торговли с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Европейской ассоциацией свободной торговли, а также с шестнадцатью арабскими странами. Король Абдалла II ведет работу по улучшению положения гражданских свобод с тем, чтобы вывести Иорданию в число прогрессивных стран на Ближнем Востоке. Разработаны программы трансформации и преобразований в политической и экономической сфере. В контексте замыслов иорданского монарха находится и сфера внешнеполитических связей. Отношения между Германией и Иорданией давно считаются дружественными. Это, с одной стороны, объясняется тем, что ФРГ, один из ключевых политических игроков в ближневосточном регионе, непосредственно причастна к тому, что Иордания оказалась одной из двух арабских стран, в 1994 году подписавших мирный договор с Израилем, с другой стороны, тем, что Иордания постоянно активно участвует в мирном ургулировании конфликта на Ближнем Востоке.

Между ФРГ и Иорданией действует режим интенсивной и всесторонней дипломатии (к примеру, экс-министр иностранных дел Ф.-В.Штайнмайер трижды (2006) участвовал в переговорах с иорданским королем Абдаллой II в Аммане). Процессу взаимопонимания и развития отношений содействуют и межпарламентские связи. В рамках двухлетнего (2008-2009) проекта ЕС между ведомствами Иордании, Германии и Великобритании Федеральный суд внес важный вклад в укрепление внешнего финансового контроля и внедрение современных управленческих структур в Иордании.

Интерес подобного рода не случаен. Германия с общим объемом инвестиций в 2006-2007 гг. 34,5 млн евро являлась после США и Японии крупнейшим донором страны. Об интенсивности отношений можно судить по актуальным цифрам: в частности, в течение 2010-2011 гг. ФРГ вложила 99 млн евро (то есть втрое больше, чем в 2006-2007) в совместные проекты. ФРГ — самый важный торговый европейский партнер Иордании, поставляющий в основном транспортные средства, продовольственные товары, химические продукты и оборудование и импортирующий одежду, продукты питания.

В зоне основного внимания, кроме отдельных проектов в области борьбы с нищетой, финансовых реформ, просвещения, — сотрудничество в сфере водного хозяйства, разнообразные инициативы в области возобновляемых источников энергии. Контакты с Siemens AG и другими энергогигантами объяснимы: потребление электроэнергии растет в Иордании в последние годы достаточно устойчивыми темпами – в диапазоне 10-15% ежегодно. При этом страна испытывает дефицит энергоресурсов при том, что существует возможность задействовать энергию ветра и солнца. Правительство стремится расширить к 2020 году долю возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления до 10%, по оценкам экспертов экономического отдела посольства ФРГ в Аммане. С этой целью будут задействованы германские технологии, использующие силу ветра и солнечную энергию. Причем, все производства будут сданы «под ключ». Подобные энергосистемы позволят сберечь не только дорогие природные ресурсы, но и за счет высокоэкономичных схем до 20 процентов электроэнергии. Это уже доказано практикой: на данный момент в Иордании действует более 20% домашних хозяйств, использующих солнечные коллекторы. Успешно продвигается проект по установке ветроустановок для выработки электроэнергии в Авгабе и Шавбаке.

Интерес Иордании простирается далее. Страна видит себя в недалеком будущем производителем комплектующих в сфере возобновляемых технологий – вначале для собственных нужд, а затем и для регионального рынка, включая такие страны, как, к примеру, Сирия, Израиль, Палестинская автономия, испытывающие те же энергетические проблемы. Речь идет о производстве определенных типов кабеля, модульных установок, создании биогазовых приборов, стеклянных панелей и других видов продукции, которые можно изготавливать в Иордании по проектам известных немецких фирм.

Уже десять лет продолжается реализация программ, предусмотренных уже упомянутым межправительственным соглашением от 2001 г. Основа соглашения – водная составляющая. Региональный директор GTZ Йоахим Прей подчеркивает: имеющихся водных ресурсов для постоянно растущего населения страны – прирост численности населения составляет 2,5-3 процента ежегодно — недостаточно. В регионе и без того неспокойном дефицит воды создает предпосылки для потенциальных конфликтных ситуаций. Поэтому проблема доступа к чистой питьевой воды из экономической превращается в социально-политическую. Учитывая это обстоятельство, а также масштабы работ, Германия выделила, в частности, на период 2006-2009 гг. на разработку проекта по устойчивому управлению водными ресурсами в Иордании 10 млн евро, указывает Андреа Йорас, шеф оффиса GTZ в Аммане. Эксперты GTZ разработали и реализовали предложения по улучшению использования имеющейся воды. Задача, поставленная перед региональными ее поставщиками, — уменьшение потерь. Сельское хозяйство Иордании в настоящее время потребляет до 70 процентов от годового стока имеющихся водных ресурсов, но создает при этом лишь 3-4 процента от валового внутреннего продукта. Над устранением этой несоразмерности работали и продолжают работать немецкие специалисты.

Это подчеркивалось на пресс-конференции по итогам нынешнего визита короля Абдаллы II в Берлин. «Вы не наделены таким количеством природных ресурсов, как и другие ваши соседи, — отметила, выступая перед журналистами А.Меркель. Она указала на то, что подобное ущемленное состояние может быть преодолено путем немецкой помощи. — Мы хотим поддержать вас, чтобы жители Иордании получили возможность процветания и улучшения жизненной ситуации».

ВЫВОДЫ

Первый. Несмотря на широкий спектр обсужденных проблем, лидеры ФРГ и Иордании выразили практически полное взаимопонимание и единство оценок. Совпали также предлагаемые ими инструменты и методы влияния на процессы, происходящие в регионе, будь это сдерживание эскалации насилия в Сирии, разворачивание и особенности демократических реформ в странах «арабской весны», включая Иорданию, выведение из тупика ближневосточного мирного процесса и другие проблемы.

Второй. Обе стороны отметили плодотворный характер многолетних усилий по активизации двухсторонних политических и экономических связей. Иорданский монарх указал на важность политического опыта ФРГ в строительстве парламентской системы и в партийном строительстве, а также на внедрение современных методов реформирования водного и энергетического секторов Иордании. Канцлер ФРГ выразила готовность Федерального кабмина и впредь поддерживать Иорданию в ее политико-хозяйственных начинаниях и обозначила тенденцию финансового усиления совместных германо-иорданских проектов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,454sec