Итоги международной конференции по Афганистану

5 декабря в Бонне прошла вторая Международная конференция по Афганистану. В ней приняли участие около 1000 высокопоставленных представителей более 100 стран и международных организаций. Тематика конференции в Бонне была определена на саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 г.: гражданские аспекты процесса передачи ответственности афганскому правительству до 2014 г.; долгосрочные обязательства со стороны международного сообщества в Афганистане после 2014 г.; политический процесс, который должен привести к устойчивой стабилизации в стране.

Международная помощь Афганистану будет оказываться до 2024 г. Таков главный итог проведенной конференции. При поддержке мирового сообщества в предстоящие 13 лет власти в Кабуле должны провести демократические реформы, построить полноценные государственные структуры и победить коррупцию, нищету, безработицу. Об этом говорится в итоговом заявлении конференции.

Документ акцентирует внимание на «десятилетии трансформации» после вывода международных сил, который должен закончиться в 2014 г. Финансовая помощь, размеры которой будут обнародованы на конференции в Токио в 2012 г., будет направлена на укрепление безопасности и развитие экономики. В заявлении говорится, что реформы будут нацелены в том числе на создание жизнеспособной юстиции, процесс примирения властей в Кабуле с повстанческими группировками, в частности с талибами. Президент Афганистана Хамид Карзай приветствовал итоги боннского саммита, назвав их значительным моментом в афганской истории. Теперь у страны есть «огромные надежды» на будущее, подчеркнул он по окончании форума.

Слово «теперь» специальный представитель федерального правительства в Афганистане и Пакистане и председатель международной контактной группы по Афганистану и Пакистану Михаэль Штайнер расшифровывает следующим образом: «Мы хотим, чтобы 2011 год стал определяющим годом политики для Афганистана». Он указал, что курс, заданный в 2011 г. и отраженный на конференции, свидетельствует о смещении гиндукушского акцента от военного к политическому.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель от имени мирового сообщества пообещала долгосрочную помощь Афганистану, заявив, в частности, что он «может полагаться на поддержку международного сообщества и после 2014 года». Позицию ФРГ подтвердил федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле. «Мы не должны повторять ошибок прошлого, — сказал Вестервелле, намекая на период после вывода советских войск из Афганистана, когда Запад забыл об этой стране, там началась гражданская война и в итоге к власти пришло исламское радикальное движение «Талибан». — Мы помним о нашей ответственности и будем помогать вам и впредь». Глава МИДа ФРГ подчеркнул, что безопасность, стабильность и благополучие Афганистана — в интересах всего мирового сообщества. Вестервелле отметил, что после вывода международного стабилизационного контингента помощь Афганистану изменится и упор впредь будет делаться на оказании содействия в деле восстановления и развития страны.

Бывший спецпредставитель ООН по Афганистану Том Кенигс в интервью газете Berliner Zeitung выразил мнение, что после 2014 г. Афганистану должна быть гарантирована помощь на протяжении еще как минимум десяти лет. Не Афганистану, а Карзаю, уточняет немецкая газета Bild. Она сообщает, что президент Афганистана Хамид Карзай, очевидно, намеревается изменить конституцию, чтобы остаться главой государства на третий срок. Карзай планирует «политическую реорганизацию центрального правительства Афганистана», однако поскольку у него нет необходимой поддержки для изменения конституции, он пытается найти «креативное решение» и с этой целью ведет переговоры с влиятельными афганскими политиками, сообщает Bild, ссылаясь на секретный доклад Федеральной разведслужбы BND.

Мировое сообщество, словно в начале пути, вновь корректирует надежды, а страны НАТО ищут стратегию выхода из Афганистана. И все же, по мнению немецких наблюдателей, у нынешнего саммита есть одно существенное отличие. Нынешняя международная конференция по Афганистану — прощание с иллюзиями.

Десять лет назад здесь же, в Бонне, произносились такие же патетические речи, звучало даже диковинное для здешних мест с их опытом гражданской войны, исчисляемой десятилетиями, понятие «построение правового государства». Потом год от года цели становились скромнее: борьба с терроризмом, обеспечение безопасности, строительство школ, организация водоснабжения. На стыке 2007–2008 гг. появился документ «Афганская стратегия» в двух версиях — совместная силами четырех ведущих министерств ФРГ программа, сочетающая военную и гражданскую составляющую. Сегодня эту «Афганскую стратегию» вспоминают лишь историки. Они подчеркивают, что еще несколько лет назад в немецком обществе шли споры о том, какова же миссия бундесвера — военная или гражданская. В ту пору США упрекали немцев в том, что пока те отсиживаются в окопах и строят мосты, американцы воюют с оружием в руках. Сейчас, через четыре года, последовал ответ из уст Г. Вестервелле. В недавнем интервью газете Rheinische Post он указал: «Мы выступили на стороне своих союзников по коалиции не только для того, чтобы рыть колодцы и строить дороги, но и чтобы обеспечить нашу безопасность. Это было важно. Немецкие солдаты, которые погибли в Афганистане, — герои».

Говоря о характере актуального переломного момента, Вестервелле подчеркнул, что присутствие западной военной коалиции в Афганистане не должно быть вечным. Он также отметил, что уже в декабре с.г. половина провинций Афганистана будет передана под управление местным властям. Так обозначено своеобразие дальнейшего присутствия в Гиндукуше стран НАТО и участников международной коалиции. Они озабочены одной возможностью — вывести войска из Афганистана, передав ответственность правительству этой страны, определяет актуальную ситуацию обозреватель «Немецкой волны» Нина Веркхойзер.

Cитуация неутешительная. На конференции в Бонне были оглашены итоговые цифры и факты десятилетия усилий. За годы операции международной коалиции в Афганистане увеличились как площади плантаций опийного мака, так и число подпольных лабораторий, выпускающих героин. Страна стала самым крупным в мире производителем и экспортером опиума (от 90 до 95% производства). Двое из пяти жителей находятся за чертой бедности. 65% безработного населения — люди моложе 25 лет. Политические лидеры ФРГ в своих речах уже не так часто вспоминают процент афганских девочек, получивших возможность ходить в школу, и резко возросшую долю населения, которому открылся доступ к здравоохранению. Безусловно, это тоже победы международной коалиции. Однако по сравнению с финансовыми тратами, тысячами жертв среди военнослужащих миссии ISAF, ростом посевных площадей под опийный мак и производством героина, нестабильностью в афгано-пакистанском приграничье и прочими обще- и межнациональными бедами — это капля в море.

Все эти десять лет с благословения международного сообщества представители различных военных группировок в Афганистане ведут передел власти. Они раскалывают общество, противопоставляя его как правительству в Кабуле, так и в этническом отношении. У многочисленных полевых командиров нет иной заботы, чем забота о собственном кармане, поэтому они никогда не будут испытывать интерес к строительству в Афганистане демократического правового государства. Таков вывод политолога из Университета Кабула Сайфудина Сайхона, за что он подвергался яростной критике западных исследователей. Х. Карзай и сейчас, при поддержке сил коалиции, не контролирует основную территорию страны. В стране продолжается вакуум власти. На местах ее захватывает полевой командир, владеющий большей численностью вооруженных людей. Региональный координатор германского Фонда им. Фридриха Эберта Вульф Лапинс не уверен в том, что президенту Хамиду Карзаю удастся к 2014 г. взять под контроль ситуацию в стране. По мнению Лапинса, в Афганистане не уменьшилась активность экстремистских групп. Поэтому «Афганистан остается “недееспособным” государством с сохраняющимися угрозами для хрупкой безопасности во всем регионе».

НАТО положения не спасло. Оно расписывается в своем бессилии. Выход найден. Министр обороны Германии Томас де Мезьер в интервью немецким СМИ сообщил: страны, входящие в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), договорились о политической и военной стратегии, направленной на завершение операции в ее нынешнем виде. В 2012 г. бундесвер намерен снизить численность военнослужащих в Афганистане с 5000 до 4900 человек. Томас де Мезьер подчеркивает: ФРГ и после 2014 г. будет оказывать поддержку Кабулу. Хотя для этого в Афганистан будут направляться и военнослужащие, министр надеется, что непосредственно участвовать в боях им не придется. Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле подчеркивает, что немецкие войска уже десять лет находятся в Афганистане, не оставаться же им там еще десять лет. Причем безо всякой надежды на то, что и в следующее десятилетие пакет проблем может быть успешно решен.

Итак, наилучшее решение — передать ответственность за поддержание безопасности в Афганистане правительству этой страны. Проект, безусловно, благородный, но, как и прежние немецкие программы, не гарантирует положительного результата, подчеркивает германский аналитик Олаф Илау. К моменту нынешней конференции в Бонне иностранные инструкторы, в том числе и немецкие, подготовили около 130 тыс. афганских полицейских и 175 тыс. военнослужащих. Причем растущий контингент местных силовиков не оказывает решительного влияния на ситуацию, поскольку время от времени вспыхивают бои между войсками коалиции и талибами, в том числе в зоне ответственности немецких подразделений на севере страны. Следовательно, поток непрекращающихся деклараций о том, как важно команде Хамида Карзая почувствовать себя подлинными хозяевами в стране, — не более чем словесная шелуха. Уверенность президента Х. Карзая в том, что сможет самостоятельно обеспечить безопасность в стране, — очередная иллюзия, считает журналист Марко Зелигер, недавно опубликовавший книгу об Афганистане. По его словам, талибы только и ждут вывода иностранных войск, чтобы навести свои порядки, как это уже проделали моджахеды после вывода советских войск. То, что коалиция дает им время на подготовку, — факт, способный тревожить более, чем успокаивать.

Многие эксперты сомневаются в практической выполнимости обнародованных планов. Но беспокоиться о таких деталях немецкие лидеры уже не желают. Афганистан порядком поднадоел. Мартиролог на кирпичной памятной стене в Кундузе прирастает новыми именами погибших бундесверовцев. Всего их более 50. Бундестаг исчерпал весь словесный запас, обсуждая очередной мандат на пребывание. Общество устало думать о Гиндукуше. О том самом, о котором в самом начале военной операции в Афганистане тогдашний министр обороны Германии Петер Штрук заявил: «Мы защищаем на Гиндукуше безопасность Германии». Это, пожалуй, единственное в его карьере заявление, благодаря которому он вошел в современную историю страны. Он и сегодня не отказывается от этих слов, однако признает, что правительство Карзая оказалось настолько «коррумпированным и сеющим коррупцию», что стало для немецкого истеблишмента горьким разочарованием. Следующие за Штруком федеральные министры обороны, а также МИД и другие ключевые ведомства, причастные к преображению Афганистана, цветастых формул остерегаются. Они просто ставят президента Афганистана председателем конференции в Бонне-2011, чтобы мир убедился: символичность перехода ответственности соблюдена, дело мира в Афганистане в руках самих афганцев.

Сегодня в афганском президенте вряд ли узнаешь пуштунского князька, который много лет назад сидел, дрожа от холода, в горной хижине в Кандагаре и по спутниковому телефону давал американцам одобрение их решения сделать его отцом нации, отмечают немецкие СМИ. Он вновь согласен — на этот раз, сидя на берегу Рейна, на то, что после 2014 г. мировые державы будут инвестировать в Афганистан средства на различные цели. Причем, судя по его речи в Бонне, средства Кабулу понадобятся уже до 2024 г. По мнению президента, ранее этой даты экономика страны (кроме, разумеется, наркоотрасли) не заработает.

А что с хозяйством сегодня? Если Мазари-Шариф, что вблизи границы с Узбекистаном, можно считать ввиду удаленности от основных баз талибов, расположенных на юге и востоке, относительно безопасной зоной, где на базарах идет бойкая торговля товарами, поток которых увеличивается в связи с пуском железной дороги из Узбекистана, то в остальной части страны нет никаких признаков восстановления, констатирует Томас Раттиг из кабульского исследовательского центра Afghanistan Analysts Network. По оценкам Всемирного банка, более 90% экономической деятельности в Афганистане прямо или косвенно связано с международной помощью. За десять лет военной операции только США потратили 12,6 млрд евро для реализации гражданских программ. Это больше, чем в любой другой стране, включая Ирак. В настоящее время ФРГ, выделяя около 2 млрд евро в виде помощи на цели развития, является третьим важнейшим донором Афганистана (на втором месте Япония).

Но сколько собирается платить Запад после 2014 г., до сих пор неясно. Пока обнародована цифра 2 млрд евро, которую даст Запад, а надо не менее 7 млрд. Кто доплатит остальные пять? Проект бюджета федерального правительства Германии простирается только до 2013 г. Пока западные программы, в том числе и по созданию рабочих мест, которые финансировались за счет зарубежных средств, ни малейшим образом не отразились на хозяйственном климате страны. Ни о каком экономическом прогрессе в условиях тотальной коррупции не может быть речи, констатирует С. Сайхун. Как в таких условиях вообще можно инвестировать средства в долгосрочные экономические программы, сомневаются немецкие и афганские эксперты.

Больших затрат потребует и безопасность. Армия и полиция, которые уже созданы в Афганистане для противодействия антиправительственным вооруженным группировкам, после вывода из страны международных сил потребуют ежегодных почти миллиардных расходов в течение, как минимум, следующего десятилетия. Даже по прикидочным оценкам стоимость управления страной после вывода войск будет вдвое больше, чем ИРА может себе позволить, а значит, страна еще многие годы будет требовать иностранного финансирования.

Миллиарды потеряны, но мировое сообщество должно быть готово тратить на Гиндукуш еще больше, считает Флориан Кюн, политолог из Университета бундесвера в Гамбурге. Он напоминает, что до последнего демарша Исламабада около трети грузов в Афганистан доставлялось по воздуху (из Термеза), примерно по столько же — через ССП (наземная сеть поставок по территории республик Центральной Азии) и через Пакистан. Теперь, соответственно, «пакистанская треть» должна лечь на ССП, а это дополнительные расходы. По мнению немецкого эксперта Гюнтера Кнабе, хотя транзит через Пакистан может возобновиться, поскольку стратегически Исламабад нуждается в таком партнере, как США, Вашингтон и его союзники будут в любом случае стремиться расширить транзит через Центральную Азию, чтобы как можно меньше зависеть от Пакистана. А это открывает перед центрально-азиатскими республиками дополнительные политические и экономические горизонты. Увеличение транзита грузов НАТО через Центральную Азию может привести к росту террористической активности вдоль используемых маршрутов, начиная с северных провинций Афганистана. В первую очередь это могут на себе ощутить подразделения бундесвера — именно им предписано играть ведущую роль в обеспечении безопасности движения по ССП при выводе войск НАТО с Гиндукуша.

Боннская конференция закладывает основы нового этапа сотрудничества с Афганистаном, сказал в интервью «Немецкой волне» Рангир Дадфар Спанта, советник по безопасности президента Х. Карзая. Поэтапная передача ответственности за безопасность и решение задач эффективного управления в Афганистане означает «на самом деле возвращение стране полного суверенитета». В Бонне «мы представили наши собственные ожидания нашим международным партнерам», поскольку, по мнению Спанты, «мы должны пройти этот путь вместе, разделяя ответственность». Советник считает, что «мы добились за последние десять лет многого, но, к сожалению, средства массовой информации много говорят о негативной стороне». В Бонн афганское руководство привезло сводный отчет о достижениях «в сфере образования, здравоохранения, экономического развития, реализации принципов верховенства права». Однако поскольку Афганистан расположен «в очень опасной окружающей среде, в принципе, по-прежнему в центре международного терроризма», он нуждается в поддержке мирового сообщества и в продолжении сотрудничества с ним. Учитывая, что «Германия является крупнейшим донором в плане восстановления и устойчивого развития Афганистана, мы… очень благодарны за все, что Германия сделала для нас. Мы благодарим всех женщин и мужчин, которые заплатили своей жизнью за нашу свободу и наш мир. Афганский народ является благодарной нацией, он знает: Германия — наш близкий друг».

Выводы

1. Несмотря на широкий разброс мнений относительно оценок афганской операции, конференция в Бонне пришла к ряду решений, не вызывающих сомнений. Первый. Войну с талибами выиграть военным способом не удалось и не удастся. Западом недооценен афганский вызов. Например, для США, которые воспринимали Гиндукуш как армейское приключение в голливудском стиле, это обернулось потерей, начиная с конца 2001 г., около 2 тыс. убитыми, не считая десятков тысяч раненых, и 110 млрд долларов в год. Это, по мнению США, достаточная цена, чтобы выводить оттуда свои войска. Второй. Внутренняя обстановка в Афганистане должна быть стабилизирована после 2014 г. настолько, чтобы не ввергнуть страну в гражданскую войну и хаос, как это было после ухода советских войск в феврале 1989 г. Если это случится, подчеркивали в своих речах многие участники Боннской конференции, то взрывоопасная ситуация поставит под угрозу весь регион, особенно если кризис достигнет обладателя ядерного оружия — Пакистана.

2. Ряд немецких политологов оценивают конференцию в Бонне как подведение неутешительных итогов, другая часть — как камуфляжное событие для морального оправдания ухода из Гиндукуша при том, что главные задачи (безопасность, межнациональное согласие, желание строить демократическое общество) не выполнены. Международное сообщество, которое взялось внедрять западные ценности в афганские реалии с их патриархальными племенными структурами, потерпело поражение. Очевидно, что афганцам нужна собственная стратегия и своя система правления, которая отражает их собственные культурные традиции. Пока Кабул эту стратегию и эту систему не создал.

3. Немецкие эксперты подвергают сомнению идею подготовки в Афганистане в ближайшие годы 350 тыс. солдат и полицейских. Нынешний кадровый состав силовиков является фактором неопределенности. В составе полиции и армии преобладают таджики и узбеки — этнические меньшинства, между тем как пуштуны, составляющие треть населения, считают себя главным народом Афганистана и основным поставщиком кадров в ряды Талибана. Противостояние вооруженных силовых формирований, созданных по этническому признаку, создает постоянную угрозу стабильности в стране.

4. В числе факторов неопределенности, которые отчетливо были обозначены в Бонне, — позиции глобальных международных игроков, прежде всего США. Общее впечатление участников конференции: никто из них не способен сформулировать, какие цели США преследуют в долгосрочной перспективе. То же самое можно сказать о позиции ФРГ, особенно в отношении судьбы военной базы Мазари-Шариф на севере страны (в зоне ответственности бундесвера) и в подконтрольном ВВС ФРГ Термезе, откуда осуществляются значительные поставки войскам коалиции и чье значение в настоящий момент в связи с закрытием восточного коридора поставок (Пакистан перекрыл дороги, по которым НАТО снабжает силы ISAF в Афганистане) резко усиливается. Политические лидеры США, ФРГ и других стран НАТО, по существу, расшифровали содержание провозглашенной ими в Бонне формулы «стратегическое партнерство» лишь в части сроков, но не обозначили границы ответственности, союзнические обязательства, степень участия самих афганцев.

5. Одна из причин того, что ФРГ десять лет назад активно поддержала афганскую акцию США, состоит в том, что немецкий кабмин надеялся на разгром исламистского террористического гнезда в Гиндукуше и сдерживание процесса распространения экстремистских идей. В результате военной операции НАТО гнездо переместилось в Пакистан и Северную Африку, а ФРГ получила рост конвертированных немцев, становящихся (после соответствующей подготовки в лагерях) активным диверсионно-пропагандистским звеном борьбы против конституционных устоев Германии. Это один из тревожных итогов минувшего десятилетия, подчеркивают немецкие эксперты.

Использованы данные сайтов Auswaertiges Amt, Der Spiegel, Deutsche Welle, IP.

52.22MB | MySQL:103 | 0,401sec