Пакистанская макростатистика: транспарентность или закрытость?

В начале января этого года главный экономист Пакистана в лице министра финансов и экономики Абдул Хафиз Шейха провел широкомасштабное совещание по вопросу современного положения дел в области статистического учета в стране, обратив особое внимание на то обстоятельство, что нынешнее состояние макро- и микроэкономической статистики не обеспечивает необходимый уровень знаний о положении в национальном хозяйстве Пакистана./1/

Такая постановка вопроса последовала за решением министерства финансов и экономики, принятом в конце прошлого года, о слияния 3-х статистических ведомств в единое Пакистанское статистическое бюро, а именно: Федеральное бюро статистики, Организация переписи населения и Организация сельскохозяйственных переписей. Это решение, в свою очередь, последовало за решением парламента страны о необходимости кардинального улучшение статистического учета в Пакистане.

Любопытно в этой связи отметить явную параллель между действиями пакистанского кабинета министров и предыдущими аналогичными шагами со стороны британских органов власти. Так, в свое время, в 1996 г. в Англии были объединены Центральный статистический офис и Офис переписи и обзора населения, и на их месте был создан Офис национальной статистики. В 2005 г. по рекомендации тогдашнего главы британского казначейства Гордона Брауна этому статистическому ведомству был предоставлен статус полной независимости (по аналогии с Комитетом монетарной политики, работающем при Банке Англии). Это было сделано в законодательном порядке в ходе парламентской сессии страны в 2006/07 г. Возвращаясь к Пакистану, заметим, что вопросы недостоверности пакистанской статистики были обсуждены в том числе и в ходе визита в Пакистан 11-12 января с.г. британского министра торговли и инвестиций лорда Грина./2/

Справедливости ради следует подчеркнуть, что решение кабинета министров Пакистана о необходимости слияния различных статистических организаций в одну совершенно оправдано, поскольку традиционная несогласованность действий различных статистических ведомств однозначно вносила неразбериху как в сами технико-организационные действия этих ведомств, так и в организацию всего статистического учета в стране. Более того, учитывая объективную «пересекаемость» деятельности разных статистических органов в процессе сбора статистических данных (в частности, сбор ряда одинаковых данных) нередки случаи, когда по одному и тому же параметру разные ведомства давали свои, различающиеся друг от друга оценки, что, в конечном итоге, вносило неразбериху в понимание (а точнее непонимание) ситуации в той или иной сфере экономики.

Следует заметить, что многие журналисты и независимые пакистанские эксперты не раз отмечали необходимость вывести тогдашнее Федеральное бюро статистики из подчинения Министерству финансов и экономики и придания ему независимого статуса, что однозначно позитивно повлияло бы на объективность собираемости статистических данных и статистических оценок там, где реальные данные отсутствовали.

О том, насколько еще несовершенна статистика в Пакистане может свидетельствовать, в частности, информация о численности населения в стране в последние годы. Так, по оценкам пакистанских экспертов-демографов, сделанных специально для подготовки 10-го «Народного пятилетнего плана на 2010-2015 гг.» (“The 10th Five Year People’s Plan 2010?15”) численность населения страны составляла на 1 июля 2010 г. 173,51 млн человек. А приводимая в том же официальном издании правительства Пакистана “Pakistan Economic Survey 2009-10” (являющемся практически главным официальным документом о ежегодном состоянии экономики страны и выходящим в свет в течение уже многих десятилетий) информация о населении Пакистана, но подготовленная уже американскими специалистами, свидетельствовала, что его численность составляла 177,1 млн человек. Параллельно в том же издании отмечалось, что эксперты Департамента демографии ООН в 2008 г. прогнозировали на 2010 г. совсем уж иную цифру – 184,75 млн человек./3/

Надо сказать, что явное несовершенство демографической, в частности, статистики отмечали и пакистанские, и международные эксперты-демографы. По мнению руководителя экономического отдела одной из ведущих пакистанских газет «Доон», темпы прироста численности населения страны (2,05% в среднем в год) явно занижены, и в настоящее время (на 1 июля 2011 г.) численность населения страны заметно превышает официальные оценки в размере 177 млн человек./4/ Мы уже не говорим здесь от том, что перепись населения Пакистана, намеченная на август-сентябрь 2011 г. так и не была проведена, причем отмена (точнее, откладывание на 3 года) была объявлена еще за 2 месяца до наводнения в Синде и Панджабе в августе-сентябре 2011 г. (что действительно могло бы объективно повлиять на такое решение).

Существующее несовершенство статистических подсчетов и расчетов в целом ряде социально-экономических областей позволяет бюрократическому аппарату простейшими способами манипулировать статистическими данными в угоду руководству страны. Это делается и в том случае, когда надо преувеличить достижения экономического развития государства (подчеркнуть высокие темпы экономического роста, указать на низкий уровень бюджетного дефицита, высокую собираемость налогов, якобы низкие темпы роста численности населения страны и проч.), и наоборот — тогда, когда требуется принизить достигнутый уровень социально-экономического развития, выпятить проблемы в национальном хозяйстве Пакистана с целью, например, получения максимально возможной помощи извне – после экологических катастроф (наводнение, засуха), которые негативно влияют, в первую очередь на развитие агросферы, тогда некоторые статистические данные уменьшаются.

Однако в наибольшей степени несовершенство пакистанской статистики проявляется при расчетах на макроуровне, в частности, при подсчетах ВВП. Несмотря на постоянные усилия наладить подсчеты ВВП хотя бы на двух стадиях воспроизводственного процесса (производство и использование) это сделать пока что так и не удалось. Тем более пока что такой подсчет (национального дохода) не удается осуществить на стадии распределения. Даже в рамках отраслевой структуры экономики расчеты ВВП удается реализовать сложением добавленной стоимости практически не более, чем на 90% (в сельском хозяйстве, промышленности, во многих отраслях сферы услуг, а остальные 10% — путем использования метода конечных продуктов (например, в энерго-, газо-, водоснабжении). До сих пор не налажен на стадии использования подсчет частного потребления, составляющего около 80% ВВП./5/ В условиях Пакистана такое возможно лишь при регулярном проведении обследований семейных доходов и расходов, однако регулярность здесь отнюдь не наблюдается. Попытка, например, провести очередное обследование такого рода весной 2011 г. с треском провалилась. По некоторым имеющимся в нашем распоряжении данным, это было связано с проведением в следующем году парламентских выборов и нежеланием в этой связи ряда претендентов на депутатские мандаты обнародовать свои доходы и расходы./6/ Так что попытки официальных статистических органов сделать национальную статистику более транспарентной пока что заканчиваются неудачей.

1. Business Recorder. 10.01.2012.

2. Business Recorder. 12.01.2012.

3. Pakistan Economic Survey 2009-2010. Government of Pakistan, Islamabad, 2010, p. 235, 237, 241.

4. Dawn. 11.01.2011.

5. Подробнее см.: С.Н.Каменев. Развитие макроэкономической статистики в Пакистане // Восток (Oriens), № 6, 2011, с. 67-81.

6. Business Recorder. 29.10.2011.

52.27MB | MySQL:103 | 0,522sec