Судан-Южный Судан: ситуация в районе Хеглиг

Южносуданские войска оставили спорный нефтеносный район Хеглиг 21 апреля с.г. Об этом заявил вице-президент Южного Судана Р.Машар, который при этом пояснил, что «эвакуация войск проведена в соответствии с распоряжением правительства». При этом официальные лица в Хартуме (министр обороны Хусейн и помощник президента Башира Нафи Али Нафи) в свою очередь подтвердили факт того, что «суданская армия после ожесточенных боев вновь вернула себе контроль над Хеглигом».

В этих событиях больше доверия, конечно, южносуданцам. Естественно, что никаких «ожесточенных боев» не было. Хартуму необходимо было подтвердить реноме боеспособности своей армии, командование которой проявило полный непрофессионализм в выработке необходимой стратегии и тактики, что вызвало бурное возмущения по этому поводу депутатов Национального собрания и оппозиционных партий. Но в данном случае пикировка о том, «кто кого победил», абсолютно не важна. Главное в данной ситуации – это то, что Джуба вынуждена была выполнить требование международного сообщества и эвакуировать свои войска из Хеглига. Заметим, что в данном случае это мнение было солидарным, что не оставило южносуданцам никаких шансов на успешное решение вопроса или попыток «подвесить» «тему Хеглига» на долгосрочный период. Напомним, что в данном случае речь шла не о пустынных островах, а о районе, который дает половину всей добываемой Суданом нефти.

Эта ситуация открывает перед сторонами новую возможность завершить наконец-то переговоры по важнейшим темам: разделу прибыли от экспорта нефти; делимитации границ, отказу от поддержки противоборствующих повстанческих группировок; предоставление равного гражданского статуса гражданам обеих стран. Указанные вопросы в принципе были уже технически подготовлены делегациями Судана и Южного Судана в Аддис-Абебе при посредничестве лидера «африканских мудрецов» Т.Мбеки. Оставалась только ратификация указанных документов главами государств, что и должно было состояться во время визита президента Судана Омара аль-Башира в Джубу в начале апреля с.г. Конфликт в Хеглиге, который разгорелся в самый неподходящий момент и сорвал эту ратификацию, был, безусловно, спровоцирован Джубой в лице президента С.Киира и сторонников партии «войны». В нее входят те силы, которые поддерживают и тесно связаны с повстанческими группировками в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Несомненно также и то, что «ястребы» рассчитывали на поддержку в данном вопросе от США и ЕС, но этого не случилось. Вашингтон в настоящее время абсолютно не заинтересован в возникновении нового очага полномасштабного вооруженного противостояния в этом регионе. Это особенно важно, поскольку не исключено, что за событиями в Хеглиге может стоять и Кампала. По крайней мере, угандийское руководство очень живо отреагировало на «угрозы Хартума по свержению преступного режима СНОД» и предупредило, что «угандийская армия, безусловно, вмешается в конфликт на стороне южан при таком сценарии». Одновременно Кампала вновь подняла вопрос о «контактах Хартума и «Армии гнева господня», целью которых является дестабилизация ситуации в Уганде. При этом источники ссылаются на разведданные, а саму группу Кони оценивают примерно в 200 боевиков. Угандийцы безусловно держат «руку на пульсе» в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Они снабжают через Джубу оружием повстанцев в этом регионе, а недавно суданская разведка опубликовала ксерокопии угандийских паспортов, которые получили лидеры «мятежной» СНОД-Север Я.Арман и Д.Хилу.

На то, что эта провокация была не спонтанной указывает и тот факт, что синхронно с боями в Хеглиге повстанцы из поддерживаемого Джубой Революционного Фронта Судана (РФС) атаковали позиции правительственных войск в Южном Кордофане и Южном Дарфуре. В Южном Кордофане отряды Суданского народно-освободительного движения (СНОД-Север) попытались захватить город Талоди, но были рассеяны. В Южном Дарфуре армия сумела восстановить контроль над ранее захваченными повстанцами стратегическими пунктами Умм Дафуг, Сисбан, Хофрат Аль-Нушас. Отметим, что суданская армия старается нарастить свой силовой контингент в Южном Дарфуре в условиях дефицита военнослужащих. С этой целью на территории штата открыто 15 новых лагерей «по подготовке добровольцев». Хартум утверждает, что в боях погибло «до трехсот повстанцев» из СОД-Минави, что смело можно делить на пять. Но несомненно, что в обоих случаях лояльные южносуданцам партизаны вынуждены были отойти, и то, что они понесли серьезные потери. Это безусловно, не 1200 человек, как утверждают СМИ, поскольку столько военнослужащих и повстанцев просто физически нет в этом районе. Как их нет в таком количестве и в Южном Кордофане и Голубом Ниле.

Восстановление контроля суданской армии над Хеглигом, в любом случае, был ключевой момент для начала достижения некой стабилизации в регионе и во взаимоотношениях между двумя странами. Естественно, что боевые столкновения продлятся еще какое-то время: завершить их вот так и сразу для двух сторон «есть публичное выражение слабости». Поэтому придется некоторое время подождать.

52.17MB | MySQL:103 | 0,443sec