О ситуации в Сирии

Ситуация в Сирии сейчас характеризуется следующими новыми моментами.

1. Забастовка торговцев в Дамаске и Алеппо, что с учетом восточных традиций событие знаковое. Это может свидетельствовать о моральной усталости значительной части торговой суннитской буржуазии от нестабильной экономической и политической ситуации в стране. Город Алеппо, который долгое время был «нейтральным», явно «качнулся» в сторону оппонентов режима. Ситуация сейчас такова, что повстанцы контролируют в ночное время порядка 60-70% населенных пунктов или отдельных суннитских кварталов в крупных городах. Днем в города входит армия и спецслужбы.

2. То, что отряды Сирийской свободной армии (ССА) стали на регулярной основе получать современное оружие и боеприпасы. Это, прежде всего гранатометы, минометы, стрелковое оружие, крупнокалиберные пулеметы и т.п. По некоторым данным, в скором времени ожидается поставки противотанковых ракет и систем ПЗРК. Снабжение налажено с американских военных складов в Катаре и ФРГ. Финансирование операций возложено на аравийскме монархии, прежде всего Саудовскую Аравию и Катар. Снабжение оружием осуществляется в основном с территории Турции и Ливана, однако вспышка вооруженного противостояния в Дер эз-Зоре косвенно указывает на то, что и через иорданскую границу часть оружия также идет. Американские инструкторы начали обучение повстанцев на территории Турции. Это свидетельствует, что США активно втянулись в подрывные операции по свержению режима Башара Асада.

3. Получило свое документальное подтверждение участие Ирана в боевых действиях на территории Сирии на стороне правящего режима. На этой неделе три иранца из подразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР) были захвачены повстанцами в Алеппо, что было зафиксировано на видеопленку. Боевики ливанской «Хизбаллы» также продолжают участвовать в боях на стороне режима, а вот иракцы из движения М.Садра из Сирии выведены. Таким образом, основной «ударной силой» режима остается 4-ая дивизия под командованием брата президента Махера, иранские части, ливанские боевики и отряды шабиха. Отмечены факты задействования в боевых вылетах летчиков-иракцев, что свидетельствует о том, что личный состав ВВС выходит из доверия режима. Это подтверждает факт перехода на сторону оппозиции полка ПВО в полном составе во главе с командиром-алавитом на прошлой неделе. Отряды шабиха, состоящие в основном из алавитов, тем временем превращается в полнокровную опору режима и задействуется в наиболее резонансных актах устрашения и зачистках мятежных городских и сельских районов. Отряды шабиха были созданы в качестве опоры режима еще во времена президента Хафеза Асада в качестве альтернативной спецслужбам и армии силы. Курировал это направление брат Хафеза Асада Джамиль, сейчас этими отрядами руководит его сын Фуаз. Шабиха хорошо подготовлены и экипированы. В свое время они были сконцентрированы в Латакии, где активно занимались контрабандой. В поздний период правления Хафеза Асада они несколько раз попадали в опалу в связи с открытым противодействием высокопоставленным руководителям спецслужб. Однако после смерти Асада-старшего и прихода к власти его сынаБашира их влияние неуклонно растет и сейчас достигает своего пика.

4. Обособленный и автономный сегмент радикальных исламистов в рядах вооруженной оппозиции растет, что объясняется преимущественным и значительным финансированием со стороны зарубежных организаций «Братьев-мусульман». Эта тенденция будет нарастать с активизацией вооруженного противостояния.

5. Режим Башара Асада пока не видит для себя реальной возможности пойти по пути инкорпорирования части «умеренной оппозиции» во властные структуры. То есть «мирный вариант» пока на повестке дня не стоит. Это косвенно подтверждается словами советника сирийского президента Бусейны Шаабан, которая сейчас находится в Москве. В своем выступлении перед членами сирийской диаспоры в России она четко акцентировала, что «никаких переговоров с бандитами быть не может, и в скором времени эта проблема будет решена исключительно военным путем».

В общем стали известны обстоятельства резни в Хулу. Жители суннитского Хулу убили шесть военнослужащих-алавитов в качестве акта мести за изнасилование офицером-алавитом жены одного из местных жителей. Шабиха в свою очередь устроили показательную акцию возмездия, убив самих мстителей и их семьи. Как ни цинично и ужасно это звучит, но такое поведение полностью вписывается в реалии и обычаи Востока. Практика выживания суннитов с мест их компактного проживания становится приоритетной в тактике правительственных войск. Из того же Хомса бежало порядка 80% суннитского населения, в основном женщины и дети. Тем самым нейтрализуются опорные пункты и тыловые укрытия для повстанцев.

52.17MB | MySQL:103 | 0,610sec