Социально-экономическая ситуация в Иране: май 2012 г.

В мае 2012 г. социально-экономическая ситуация в Иране оставалась стабильно тяжелой. Так, официально уровень инфляции составил 22% (по неофициальным оценкам – 50%). Продолжился рост разницы между официальным и теневым курсом доллара по отношению к иранскому риалу. Курс установленный ЦБ ИРИ остался на уровне 12260 риалов за доллар, в то время как на черном рынке он перешагнул порог в 20000 риалов за доллар. На этом фоне активизировались нападки критиков правительства на М.Ахмадинежада с обвинениями в проведении ошибочной социально-экономической политики. В частности, в мае 2012 г. руководитель Исследовательского центра меджлиса А.Таваколи заподозрил М.Ахмадинежада в попытке незаконно использовать предназначавшиеся для Фонда национального развития средства с целью направить их для финансирования строительных программ в жилищном секторе. Весьма тяжело в мае 2012 г. решалась судьба иранского госбюджета на текущий год, а также второго этапа реализации правительственного плана экономических реформ.

Бюджет

17 мая 2010 г. иранский парламент одобрил скандальный проект бюджета страны на текущий иранский 1391 г. Принимая во внимание тот факт, что по существующему в ИРИ летоисчислению иранский новый год начался еще 20 марта 2012 г. (т.н. праздник Ноуруз), бюджет страны был принят со значительным опозданием. По словам экспертов, главными причинами задержки стали следующие недостатки документа:

• Недостаточное внимание к ходу реализации экономических реформ в стране (прежде всего, по мнению депутатов, бюджет не учитывает особенности очередного этапа программы по отмене косвенных субсидий на топливо и некоторые продукты потребления в Иране);

• Непрозрачность ситуации с валютной политикой правительства и установлением курса иранского риала к основным иностранным валютам;

• Искаженные данные по доходам бюджета;

• Отсутствие точных данных о общем объеме бюджета;

• Ошибки, возникшие при планировании расходов;

• Несогласованность бюджета с целями пятого пятилетнего плана экономического развития ИРИ (2010 – 2015).

Обращает на себя внимание, что традиционно при наличии серьезных разногласий между правительством и парламентом по проекту бюджета, а также возникновении серьезной задержки с его принятием, в ситуацию активно вмешивался Верховный лидер ИРИ, С.А.Хаменеи. Однако, в этот раз, он предпочел воздержаться от приложения активных усилий в указанном направлении.

Одобренный текст бюджета предусматривает, что расходы правительства в 1391 г. составят 462 млрд долларов США против изначально заявленных в феврале 2012 г. 416 млрд долларов США. Одним из основополагающих показателей бюджета ИРИ остается цена на нефть, которая в 1391 г. заложена на уровне 85 долларов США за баррель (в 1390 г. этот показатель был равен 81,5 долларов США за баррель). При этом курс доллара США по отношению к иранской национальной валюте на 1391 г. рассчитывается на уровне 12260 иранских риалов за 1 доллар США (в 1390 г. этот показатель был равен 10500 иранским риалам). Как отмечают аналитики, на момент принятия бюджета, курс иранского риала был уже завышен: в разные период мая 2012 г. за американскую валюту на черном рынке Ирана давали от 16500 до 20000 риалов (по некоторым данным и даже больше 20000 иранских риалов).

Экономические реформы

В середине мая 2012 г. иранский парламент разрешил правительству ИРИ начать реализацию второго этапа экономических преобразований. Немногим ранее, действующему кабинету министров и депутатам удалось договориться, что государственные доходы от сокращения выплат косвенных субсидий населению возрастут с 44 млрд долларов США, сэкономленных в 2011 г., до 53,8 млрд долларов США, которые руководство страны намерено сэкономить в году текущем. Характерно, что меджлис не дал правительству страны пойти на столь необходимое в текущих условиях резкое сокращение субсидий, которое позволило бы сохранить для бюджета 110 млрд долларов США. При этом, из 53,8 млрд долларов США, которые планируется сэкономить в период с марта 2012 по март 2013 гг., 40 млрд долларов США (против прошлогодних 33 млрд долларов США) пойдут на выплаты прямых субсидий населению, 4,9 млрд долларов США направлены в систему здравоохранения, 750 млн долларов США предназначены страховому фонду для поддержки безработных и лишь 8,15 млрд долларов США предполагается использовать на развитие экономики.

Как отмечают эксперты, судя по изначально предполагавшимся объемам средств, которое правительство собиралось получить от проведения второго этапа реформ (110 млрд долларов США), кабинет министров М.Ахмадинежада планировал в 2012 – 2013 гг. провести полную отмену косвенных госсубсидий, предоставляемых населению. Однако парламентарии фактически запретили руководству страны пойти на этот вынужденный в условиях финансового дефицита шаг, сославшись на то, что действия М.Ахмадинежада не укладываются в изначально намеченный пятилетний план экономических преобразований. В действительности, главным опасением депутатов было то, что экономика ИРИ может не пережить шок от полной отмены косвенных госдотаций и вызванной этим инфляции. Более того, парламентарии активно поддержали предложенное правительством увеличение прямых выплат населению с 400 до 540 тыс. иранских риалов в месяц (с 33 до 44 долларов США), в то же время, по-прежнему, оставив неопределенным уровень, до которого в стране будут подняты цены на бензин. Так, по словам иранских чиновников, стоимость литра бензина марки регуляр предоставляемого населению по государственной квоте может вырасти с 1000 до 4000 иранских риалов (с 8 до 32 центов), в то время как на свободном рынке цены могут установиться на уровне до 10000 иранских риалов за литр. Однако этот вопрос еще будет обсуждаться. В этой ситуации 20 мая 2012 г. правительство М. Ахмадинежада наложило временный мораторий на проведение реформ. Причина такого поведения, по мнению аналитиков, простая: выразить парламенту недовольство решением депутатов значительно смягчить предлагавшийся кабинетом министров план радикальной отмены топливных субсидий.

Влияние санкций на экономику ИРИ

Серьезный скандал разгорелся в мае 2012 г. вокруг доклада Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA, МЭА) в котором сообщалось, что Иран в целях ухода от экономических санкций, а также сокрытия реального положения дел в нефтяном секторе экономики страны отключил практически на всех своих танкерах устройства, отслеживающие их местоположения. При этом на вышедших в море танкерах Тегеран предположительно саккумулировал до 30 млн баррелей нефти. Основываясь на этом, МЭА делает ряд выводов:

Во-первых, объем экспорта иранской нефти к маю 2012 г. упал на 6%.

Во-вторых, примерно 15 – 25% от якобы проданной Тегераном за рубеж нефти были на самом деле саккумулированы в иранских танкерах.

В-третьих, объемы добычи нефти в ИРИ упали до 3,3 млн баррелей в сутки.

Поднявшаяся вокруг доклада МЭА шумиха привела к тому, что 14 мая 2012 г. с опровержением озвученных агентством фактов выступил министр нефти Ирана Р.Касеми. По словам последнего, ни один из выводов МЭА не соответствует действительности: с января 2012 г. добыча нефти в ИРИ стабильно оставалась на уровне 3,8 млн баррелей в сутки. Стабильным был и объем ее экспорта за границу. При этом, как заявил Р.Касеми, ни один из старых или 12 недавно введенных в эксплуатацию иранских танкеров не используется для хранения нефти и продажи ее «с колес».

В преддверии намеченного на 1 июля 2012 г. введения эмбарго на закупку иранской нефти со стороны ЕС, официальный Тегеран ищет пути по компенсации потенциальных финансовых потерь. Последние могут быть действительно велики: только с момента озвученной 23 января 2012 г. руководством ЕС угрозы о введении подобного эмбарго, поставки иранской нефти в Евросоюз оценочно упали на 200-300 тыс. баррелей в сутки. На этом фоне в мае 2012 г. руководство ИРИ приняло решение разрешить частным иранским компаниям продавать на внешних рынках до 20% экспортируемой Тегераном нефти (примерно 400 тыс. баррелей в сутки). По словам руководителя Союза экспортеров нефти Ирана Х. Хосроджерди, НИНК не будет ни коим образом связана с продажей этой доли добываемой в Иране нефти и, таким образом, торговля ею не должна подпасть под введенные в отношении ИРИ санкции.

В условиях растущего санкционного давления на Иран и бегства иностранных инвесторов из ИРИ, Тегеран все больше вынужден рассчитывать на свои внутренние силы. В частности, к процессу развития производственных мощностей нефтегазового сектора экономики страны привлекаются как частные, так и государственные иранские компании. В частности, фирма ПЕДЕК передала другой иранской компании Тадбир контракт на развитие второго блока нефтегазового месторождения Мансури, расположенного в 50 км на юго-восток от Ахваза. В соответствии с условиями договора компания Тадбир должна будет увеличить производственные мощности месторождения со 100 до 150 тыс. баррелей в сутки, а также увеличить объем газодобычи на 22,5 млн кубометров в день. Помимо этого, работы на месторождении Мансури предполагают бурение 12 скважин, а также создание мощностей по хранению газа общим объемом 64,5 млн кубометров в день. Начать работы компания Тадбир должна будет в 2014 г. Необходимо отметить, что месторождение Мансури является относительно молодым в Иране. Добыча нефти на нем была начата лишь в 2007 г. и ее объемы на текущий момент составляют 100 тыс. баррелей нефти в сутки.

Нефтяная отрасль

По словам управляющего директора Иранской нефтеналивной компании (Iranian Oil Terminals Company, IOTC) П.Мусави (Pirouz Mousavi), в Иране принято решение увеличить возможности нефтехранилищ иранского порта Нека, расположенного на Каспии. Как заявил чиновник, в течение 2012 г. будет объявлено о проведении тендера на строительство трех нефтехранилищ объемом 150 тыс. баррелей. В соответствии с долгосрочным планом развития порта Нека, на его территории будут созданы все условия для того, чтобы в сутки через его нефтеналивной терминал могло проходить до 1,5 млн. баррелей нефти. Во многом эти намерения иранского руководства связаны с существующей в Тегеране идеей по превращению страны в крупный региональный энергетический узел, который будет задействован не только в нефтедобыче и нефтепереработке, но и своповых операциях, предусматривающих участие компаний из СНГ. В рамках этих планов Ираном уже реализуется проект с участием других стран каспийского региона (включая Россию), которые практикуют передачу определенного количества собственной нефти Ирану с целью получения такого же количества сырья в районе Персидского залива, что обеспечивает им доступ к новым рынкам сбыта. Порт Нека играет в этом проекте значительную роль.

Однако, планы иранского руководства вывести нефтеперевалочные мощности порта на уровень 1,5 млн баррелей в сутки выглядят намного опережающими существующие потребности и даже их рост. В 2011-2012 гг. объем нефти, задействованной своповом проекте, составил лишь 20 тыс. баррелей в сутки. Характерно, что при всей перспективности замысла своповых операций у каспийских стран нет доверия к Ирану как участнику указанной схемы. И Тегеран уже подтвердил обоснованность этих опасений. В середине 2010 г., исходя из меркантильных и близоруких соображений, иранцы предприняли попытку прекратить осуществление своповых операций с целью получения дополнительной выгоды от остальных участников. В итоге, своповые операции возобновились лишь в августе 2011 г., но объемы проводимой через них нефти так и не вышли на прежний показатель в 90 тыс. баррелей в сутки. На этом фоне весьма сомнительной остается и перспектива реализации российско-иранского замысла по организации своповых операций с использованием природного газа.

В середине мая 2012 г. министр нефти Ирана Р.Касеми заявил, что его ведомство связывает большие надежды с недавно открытым компанией Хазар (Khazar Exploration and Production Company, Kepco) нефтегазовым месторождением Сардар-е Джангаль (Sardar-e-Jangal gas) в иранской части Каспийского моря. Его газовые запасы уже оцениваются в 50 трлн кубических футов (по состоянию на декабрь 2011 г.). Однако приятной неожиданностью для иранцев стало открытие на месторождении нефтеносных слоев. Как сообщают близкие к министерству нефти эксперты, найденная нефть легкая, а ее плотность в градусах API составляет 40.

В мае 2012 г. министр нефти Ирана Р.Касеми заявил, что работы на 15 и 16 блоках газового месторождения Южный Парс завершены на 85%. По его словам, газовые факелы указанных блоков уже зажжены, а их окончательный ввод в эксплуатацию намечен на август 2012 г.

22 мая 2012 г. министерство нефти объявило о передаче двух нефтяных полей – Тусан и Альфа – связанной с КСИР компании Хатам-ал-Асия (Khatam-al-Osia). Оба месторождения считаются тяжелыми для разработки. Ранее планировалось, что развитием нефтяного поля Тусан должна была заниматься бразильская компания Петробрас (Petrobras). Однако в 2009 г. она отказалась от участия в проекте, сославшись на то, что работы на Тусане не оправданы с экономической точки зрения. По оценкам самих иранцев, при запасах в 411 млн баррелей нефти только 53 – 70 млн баррелей могут быть извлечены из месторождения. В этой связи, одной из первостепенных задач Хатам-ал-Асия является выяснение возможности повысить объем доступной для добычи нефти до 107 млн баррелей путем впрыска воды. Помимо этого, контракт с министерством нефти предусматривает работы по прокладке трубопровода длинной 55 километров, который соединит Тусан с производственной инфраструктурой месторождения Хенгам, а также бурение 4 нефтянх колодцев общей мощностью 10 тыс. баррелей нефти в сутки.

Месторождение Альфа планируется развивать по принципу сопутствующего месторождения в тесной связке с инфраструктурой другого нефтяного поля – Ресалят. Контракт предусматривает строительство добывающей платформы производственной мощностью 5 тыс. баррелей в сутки и прокладку трубопровода Альфа – Ресалят, протяженностью 25 км. Всего НИНК оценивает запасы месторождения Альфа в 80 млн баррелей, из которых лишь 12 млн баррелей могут быть добыты.

Газовая отрасль

Руководство Национальной Иранской Газовой Компании (НИГК) подтвердило свое намерение создать в Иране значительные мощности по хранению природного газа. Всего к марту 2015 г. планируется вывести газосберегающий потенциал страны на уровень 14 млрд кубометров с возможностью изъятия в случае необходимости 130 млн кубометров газа в сутки. Характерно, что в условиях финансового, технологического и инвестиционного дефицита, Иран прибегает к различным техническим уловкам для достижения поставленной цели. В частности, для создания газовых хранилищ используются выработанные газовые месторождения, а также естественные соляные купола. Так, первое стратегическое хранилище природного газа в Иране было создано в 2011 г. на месте исчерпавшего себя газового месторождения Шарадже. Работы по завершению первой фазы его строительства предполагается выполнить к марту 2013 г. На этом этапе его возможности по хранению природного газа должны составить 1,5 млрд кубометров с возможностью суточного изъятия газа до 10 млн кубометров в зимний пиковый период. Вторая фаза строительства газохранилища Шарадже выведет указанные показатели на уровень 4,5 млрд кубометров и 30 млн кубометров газа соответственно. Реализацию второй фазы предполагается завершить к марту 2015 г. стоимость работ оценивается в 200 млн долларов США.

Одновременно с проектом газохранилища Шарадже в Иране в мае 2012 г. начали разрабатывать план создания газосберегающих мощностей в горных соляных структурах близ города Кашан (в мае 2012 г. было проведено первое тестовое бурение в так называемых Насрабадских соляных структурах). Проектируемое газохранилище должно будет вместить в себя от 3 до 4,5 млрд кубометров газа.

Иранская оффшорная инжинирингтова и строительная компания (Iranian Offshore Engineering and Construction Company, IOEC) активно ведет работы по прокладке самого длинного в регионе Персидского залива трубопровода для перекачки высокосернистого газа. По словам управляющего директора вышеназванной компании А.С.Наджафи (Amir Said Najafi), трубопровод диаметром 32 дюйма и протяженностью 290 км и пропускной способностью 500 млн кубических футов в день пройдет от оффшорного месторождения Салман к газоперерабатывающему комплексу Ассалуйе. Работы планируется завершить к сентябрю с.г. Как заявил А.С.Наджафи, новый трубопровод проходит тестовую проверку.

В мае 2012 г. объем потребления сжатого природного газа (CNG) в Иране достиг 16 млн кубометров в день. К апрелю 2012 г. в стране было развернуто 1880 распределительных станций. Объем предоставляемого с их помощью населению топлива позволил экономить до 18 млн литров бензина в день. К маю 2012 г. доля сжатого природного газа в потребительской топливной корзине страны составила 25%. На этом фоне, иранское руководство намерено увеличить к марту 2013 г. количество газовых заправок в стране с имеющихся 1880 до 2500. По официальным оценкам, это позволит сэкономить стране значительный объем бензина стоимостью 4,3 млрд долларов США.

В мае 2012 г. иранский консорциум Садра/Петро Сина Арья (Sadra/Petro Sina Arya consortium) сообщил о достигнутых успехах в развитии 22 – 24 блоков газового месторождения Южный Парс. Изначально указанные блоки должны были быть введены в эксплуатацию усилиями турецкой компании ТПАО (TPAO). Соответствующий меморандум о взаимопонимании был подписан иранцами с руководством ТПАО еще в 2007 г. Однако в 2010 г. турки были заменены указанным выше иранским консорциумом. Формальным предлогом для передачи контракта Садра было отсутствие какого-либо дальнейшего прогресса в решении вопроса со стороны ТПАО. Между тем, на 22 – 24 блоки месторождения Ираном возлагаются значительные надежды: в соответствии с существующими замыслами, после введения их в эксплуатацию, они должны будут производить 42,5 млн кубометров газа в день, 57 тыс. баррелей конденсата в сутки, 800 тыс. тонн сжиженного нефтяного газа в год, а также 750 тыс. тонн этана в год. На текущий момент иранская компания Садра заявила о том, что помимо остальных работ ею уже на 60% завершено строительство завода по дезодорирующей сероочистке природного газа. При этом никто в Иране не скрывает, что темпы работ как на указанных блоках, так и на всем месторождении, могли быть выше, если бы в отношении ИРИ не применялись экономические санкции.

В конце мая 2012 г. управляющий директор Национальной иранской газовой компании (National Iranian Gas Company, NIGC, НИГК) Дж.Овджи (Javad Owji) заявил, что Иран все еще планирует наладить поставки газа в ЕС. В частности, в активной фазе находятся переговоры с Афинами и Анкарой о строительстве газопровода Иран-Турция-Греция. Из Греции иранский газ должен пойти далее в Европу (в качестве одного из конечных потребителей Дж.Овджи назвал Швейцарию). По словам главы НИГК, в конце апреля Турция уже подтвердила свою готовность участвовать в проекте, а в ближайшее время должны будут пройти переговоры с Грецией. Дж.Овджи сообщил, что существующая инфраструктура уже позволяет поставлять в Турцию до 36 млн кубометров газа в сутки. Из них 26 млн кубометров могут потребляться турками, а оставшиеся 10 млн кубометров поставляться дальше в Европу. Впрочем, по оценкам западных экспертов, указанные планы руководства ИРИ – не более чем утопия. Даже не принимая во внимание отсутствие у Ирана доступных газовых ресурсов для экспорта за рубеж (иранские добывающие мощности с трудом удовлетворяют внутренние потребности страны в газе), аналитики указывают, что, во-первых, иранцам просто не с кем вести переговоры в Греции. Афины переживают политический кризис (в стране работает переходное правительство) и их внимание полностью сконцентрировано на внутреннем положении. Во-вторых, в Греции нет государственной компании, готовой обсуждать вопрос закупки газа у Ирана. Так, газовая компания ДЕПА (DEPA) находится в состоянии приватизации. Когда завершится приватизационный процесс – неизвестно: до формирования постоянного правительства в Греции процесс передачи ДЕПА в частные руки заморожен. Соответственно, указанная греческая компания, в свою очередь, не имеет юридического права заключать новые контракты. В-третьих, весьма низок интерес к иранскому предложению и среди греческих частных компаний. Большинство из них не готовы взять на себя риск заключить с НИГК контракт в условиях растущего санкционного давления со стороны США и ЕС.

Проблема совместных месторождений

В текущем 2012 году Иран серьезным образом планирует заняться развитием т.н. «совместных» месторождений – нефтяных и газовых полей, которые ИРИ вынуждена делить с другими странами. В частности, в начале мая 2012 г. заместитель директора Иранской оффшорной инжиниринговой и строительной компании (Iranian Offshore Engineering and Construction Company, IOEC) А.С.Наджафи-Хаки (Amir Saeed Najafi Haghi) сообщил, что его фирма приступила к установке несущей оболочки морского основания новой платформы на нефтяном месторождении Фоузан (Forouzan). Последнее Тегеран делит с Саудовской Аравией (в КСА месторождение называется Марджан). По иранским меркам месторождение Форузан относительно немолодое. Его разработка началась еще в начале 1970-х с пиком добычи, пришедшимся на 1978 г. (180 тыс. баррелей в сутки). Сегодня запасы Форузан оцениваются в 2,3 млрд баррелей при текущем уровне добычи в 40 тыс. баррелей в сутки. При этом, по словам А.С.Наджафи-Хаки, планируется увеличить объемы добываемой иранцами на месторождении нефти до 60 тыс. баррелей в сутки.

Необходимо отметить, что Тегеран весьма чувствительно относится к вопросу разработки совместных месторождений. Практически с самого начала существования ИРИ ее руководство подозревает, а иногда и напрямую обвиняет своих соседей, с которыми она имеет совместные нефтегазовые месторождения (в частности, ИРИ «вынуждена» делить нефтегазовые запасы не только с КСА, но и с Ираком, а также Катаром), в фактической краже у иранцев ресурсов, ревностно следя за растущими у них добывающими мощностями. Более того, в последние десять лет как противники правительства М.Ахмадинежада, так и правительства его предшественника – М.Хатами активно использовали проблему совместных полей для критики властей, обвиняя последние в недостаточно активном развитии иранской доли месторождений. Их посыл был и остается весьма прост: ресурсы добытые неиранцами являются фактически отнятыми у ИРИ. Подобные обвинения не лишены смысла и основания: так, по оценкам экспертов, успехи Катара в развитии совместного с Ираном месторождения Южный Парс многократно превзошли скромные достижения Тегерана.

В этой связи, руководство Национальной иранской нефтяной Компании (National Iranian Oil Company, NIOC, НИНК) заявило о том, что в 2012 – 2013 гг. развитие совместных месторождений будет иметь для него приоритетное значение. На эти цели в 2012 – 2013 гг. будет потрачено до 35% средств, выделенных министерством нефти на развитие добывающих мощностей. Как заявил управляющий директор НИНК А.Калебани (Ahmad Qalebani), решения по развитию месторождений, принадлежащих исключительно Ирану, будут приниматься только при наличии сторонних инвесторов или при возможности подписания договоров на условиях «бай-бек» (в период с марта 2012 по март 2013 гг. планируется подписать договоров по развитию добывающих мощностей нефтегазового сектора ИРИ на сумму 25 – 30 млрд долл. США). Всего же, в соответствии с пятым пятилетним планом экономического развития ИРИ Тегеран предполагает инвестировать до 67 млрд долл. США в развитие совместных месторождений. Так, вслед за нефтяным полем Форузан, работы в скором времени должны начаться на месторождении Яран, которое Иран делит с Ираком. Его развитием занимается иранская компания ПЕДЕК (Petroleum Engineering and Development Company, Pedec). Всего запасы Ярана оцениваются в 1,1 млрд баррелей, при максимально возможном уровне добычи в 20 – 25 тыс. баррелей в сутки (срок эксплуатации оценивается в 24 года). На первом этапе, к 2014 г. ПЕДЕК должна вывести объем добычи на уровень 12 тыс. баррелей в день. Объем ее затрат при этом составит 600 – 700 млн долл. США. Обращает внимание, что к реализации этого проекта ПЕДЕК собирается привлечь частную компанию – Энерджи Персиа (Energy Persia), главой которой является бывший министр нефти ИРИ Г-Х.Ноузари.

Однако, иранская ревность относительно растущих производственных мощностей своих соседей является далеко не единственной причиной, по которой Тегеран активизировал работы по развитию совместных месторождений. Это решение стало своеобразным ассиметричным ответом иранцев на стоящие перед ними политические вызовы и прежде всего попытки Саудовской Аравии усилить контроль над малыми арабскими странами Персидского залива. В частности, предложение КСА на саммите ССАГПЗ в Рияде 14 мая 2012 г. усилить интеграцию входящих в эту структуру государств было болезненно воспринято в Тегеране. Так, спикер иранского парламента А.Лариджани, комментируя саудовскую инициативу, подчеркнул, что если Бахрейн и должен политико-экономически интегрироваться в какую-либо другую страну, то этой страной должна быть не КСА, а Иран. В складывающейся ситуации решение ИРИ активизировать освоение совместных месторождений вполне логично. Следуя иранской идее о том, что каждый добытый «неиранцами» баррель нефти на подобных месторождениях идет в ущерб экономике ИРИ, в Тегеране, судя по всему, разумно предполагают и обратное: каждый добытый иранцами баррель на совместных полях ослабляет оппонентов ИРИ.

Внешнеэкономические связи Ирана

Великобритания

По информации, поступавшей в мае 2012 г. из европейских дипломатических кругов, руководство Великобритании настаивает на необходимости наложить мораторий на изначально намеченный властями Евросоюза к введению 1 июля 2012 г. запрет на предоставление зарегистрированными в ЕС страховыми фирмами неевропейским танкерным компаниям, занимающимся перевозками сырой нефти из Ирана в третьи страны, услуг по страхованию на условиях P&I (так называемая широкая форма страхования гражданской ответственности, часто используемая при страховании ответственности судовладельцев и операторов судна). Подобными услугами лондонских страховщиков традиционно пользуются танкерные операторы, осуществляющие поставки сырой нефти из ИРИ в Японию и Южную Корею. По имеющимся данным, руководство Великобритании постарается отложить применение запрета еще на 6 месяцев. Подобное решение обусловлено давлением японского и южнокорейского правительств, оказываемого ими на своих английских коллег.

Греция

По сообщению греческого правительства, Афины смогли на 30% сократить свою зависимость от иранской нефти по сравнению с декабрем 2011 г. (тогда объемы импорта составляли 400 тыс. баррелей в сутки). Как заявляют местные чиновники, им удалось найти альтернативных поставщиков нефти в Северной Африке и СНГ.

Между тем, в мае 2012 г. официальный Тегеран продолжил угрожать ЕС тем, что в случае, если Брюссель не изменит своего решения ввести после 1 июля 2012 г. эмбарго на торговлю нефтью с Ираном, ИРИ первой прекратит поставки сырья в Евросоюз. В качестве подтверждения серьезности своих намерений, иранцы приводят ставший уже традиционным для них пример Греции, с которой, якобы, были разорваны все нефтяные контракты. По словам министра нефти ИРИ, Р. Гасеми, причиной разрыва контрактов с греками стали невыплаты по счетам за поставки иранской нефти.

Указанные заявления властей ИРИ, впрочем, не вызывают у западных аналитиков ничего, кроме недоумения и сарказма: по их данным, основные греческие компании либо уже прекратили покупать у Ирана нефть, либо собираются это сделать в ближайшем будущем и без давления со стороны Тегерана. В частности, греческая Мотор Оил (Motor Oil) прекратила покупать иранское сырье еще в начале 2012 г. Другая компания Хелленик Петролеум (Hellenic Petroleum), которая активно закупала у Ирана нефть (доля ИРИ в ее импорте составляла до 20%), собирается заменить иранских поставщиков на европейские Гленкор (Glencore) и Витол (Vitol).

Индия

В середине мая 2012 г. руководство Индии приняло решение сократить объем импорта иранской нефти на 11%. Таким образом, по оценкам аналитиков, в 2012 – 2013 гг. Нью-Дели снизит закупки у Ирана со 127,8 млн баррелей, импортировавшихся в 2011 г., до 113,6 млн баррелей. 23 мая 2012 г. индийская Мангалорская нефтеперерабатывающая и нефтехимическая компания (Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd) объявила о своем решении сократить объемы импорта сырой нефти из Ирана на 19%. Таким образом, если в 2011 г. указанная фирма закупала 124 тыс. баррелей иранской нефти в сутки, то в 2012 – 2013 гг. этот показатель составит лишь 100 тыс. баррелей нефти в сутки. По словам управляющего директора Мангалорской нефтеперерабатывающей и нефтехимической компании У.К.Басу (Uttam Kumar Basu), это решение связано с существующим режимом санкций в отношении ИРИ лишь опосредовано и принято по экономическим соображениям: с июля 2011 г. его фирма испытывала проблемы с покупой сырой нефти у Ирана, что заставило ее искать новых поставщиков. Необходимо отметить, что Мангалорская нефтеперерабатывающая и нефтехимическая компания не единственная фирма в Индии, решившая сократить свою зависимость от нефти из Ирана. В целом в 2011 – 2012 гг. импорт сырой нефти из ИРИ в Индию сократился на 5,7% по сравнению с 2010 – 2011 гг., позволив, таким образом, Ираку вытеснить Иран со второго места в списке основных поставщиков «черного золота» в эту страну.

Ирак

В начале мая 2012 г. руководство НИГК подтвердило озвученные ранее властями Ирана планы по строительству газопровода Иран-Ирак. По словам представителя НИГК, будущий трубопровод будет представлять собой 48-дюймовую трубу протяженностью 220 км, которая станет ответвлением шестого национального иранского газопровода (ИГАТ – 6). Окончательные условия поставок иранского газа в Ирак уже согласованы (юридической основой для них стало подписанное в мае 2011 г. двустороннее соглашение о газовых поставках). Общая стоимость проекта составит 450 млн долларов США. Пропускная способность будущего трубопровода должна будет выйти на уровень 25 млн кубометров в день. Поставляемый из Ирана газ предназначается для двух крупнейших теплоэлектростанций Ирака – Садр и ал-Кудс, расположенных в пригородах Багдада. Общая мощность указанных электростанций составит 2,5 гвт.

КНР

Управляющий директор иранской компании ПЕДЕК, Н. Садуни, заявил, что в июне-июле 2012 г. китайская компания Синопек выведет производственные мощности месторождения Ядаваран на уровень 20 тыс. баррелей нефти в сутки. Необходимо напомнить, что указанная китайская компания занимается развитием вышеназванного месторождения с 2007 г. При этом, по оценкам руководства НИНК, проект развития месторождения Ядаваран реализовывается со значительными трудностями. Так, с одной стороны, китайцы значительно выбиваются из графика: промышленная добыча нефти на месторождении началась лишь в феврале 2012 г. и составила 10 тыс. баррелей в сутки. С другой стороны, недооцененными оказались и затраты, необходимые на развитие указанного нефтяного поля (по оценкам все той же НИНК, только первые две фазы проекта оказались на 1,65 млрд долларов США дороже изначальных оценок). Всего при заключении контракта с Синопек иранцы предполагали потратить на развитие месторождения Ядаваран 2 млрд. долларов США. При этом проект должен был быть реализован в три этапа с выводом производственных мощностей на уровень 185 тыс. баррелей в сутки к концу первого этапа и 300 тыс. баррелей в сутки к концу второго.

В начале мая 2012 г. руководство иранской нефтегазовой компании Парс (Pars Oil and Gas Company, POGC) заявило о своем намерении возобновить работы по развитию газового месторождения Северный Парс, предусматривающие также создание мощностей по производству СПГ. Особые надежды иранцами возлагаются на возвращение в проект китайской компании CNOOC, с которой еще в 2006 г. Парс подписала контракт на сумму 16 млрд. долл. США. При этом, несмотря на достигнутые в 2006 г. договоренности, значительно продвинуть реализацию проекта иранцам тогда не удалось: существенные сложности с участием китайцев начались практически сразу же. Еще в 2007 – 2008 гг. в СМИ просочились слухи о том, что CNOOC отзывает своих инженеров с месторождения, а в конце 2011 г. менеджмент компании Парс подтвердил, что их китайский партнер «временно приостановил» свое участие в проекте.

Как отмечают эксперты, это заявление явилось итогом неудачной дипломатической игры Тегерана: иранцы, недовольные темпами работ, проводимыми китайскими компаниями на всех газовых месторождениях, решили подхлестнуть активность Пекина пригрозив выгнать CNOOC с месторождения Северный Парс. В частности, эти угрозы должны были активизировать деятельность другого китайского гиганта – CNPC – по развитию 11 блока газового месторождения Южный Парс. CNOOC никак не отреагировала на угрозы и была отстранена от участия в проекте. CNPC, впрочем, то же никак не отреагировала на судьбу своих коллег из CNOOC: по состоянию на май 2012 г. значительного прогресса в работах на 11 блоке месторождения Южный Парс отмечено не было. Более того, теперь уже CNPC получила иранское предупреждение о возможном разрыве контракта. CNOOC же наоборот опять зазывается иранцами в проект Северный Парс. По сообщениям иранской стороны, китайцы уже сами инициативно продемонстрировали интерес к этому вопросу.

Впрочем, эксперты оценивают шансы Тегерана на успех как минимальные. Аналитики признают, что бегство иностранных инвесторов и подрядчиков из энергетического сектора ИРИ приобрело глобальный масштаб. Разорвать или заморозить сделки с Ираном стремятся уже не только «ненадежные» европейцы, но и «проверенные» азиаты. Так, помимо китайцев признаки паники демонстрируют и малазийцы.

Ливан

Иранское руководство последовательно реализует идею о выходе на ближневосточные и средиземноморские рынки газа. В частности, в начале мая 2012 г. с двухдневным визитом Ливан посетил первый вице-президент ИРИ М.Р.Рахими. Важным итогом его визита стало присоединение Бейрута к газопроводу Иран-Ирак-Сирия. Согласие на строительство последнего уже дали власти Ирака. В рамках достигнутого с ливанцами соглашения Иран позиционирует себя в качестве гаранта энергетической безопасности Ливана. Так, согласно итогам прошедших переговоров, Тегеран дал свое согласие не только на строительство газопровода, соединяющего Иран с Ливаном, но и на инвестирование 1,5 млрд долларов США в строительство трех газовых электростанций мощностью 500 мвт каждая и 6 энергетических блоков мощностью 25 мвт каждый. Помимо этого, ИРИ обязалась наладить поставки электричества в Ливан через Ирак и Сирию в объеме 50 мвт.

В дополнение к энергетической тематике, стороны обсудили и ряд других вопросов, связанных с двусторонним экономическим сотрудничеством. Например, в адрес Бейрута Тегераном было направлено предложение по созданию совместной свободной торгово-экономической зоны.

Между тем, по мнению экспертов, все достигнутые в ходе визита М.Р.Рахими в Ливан договоренности рискуют так и остаться нереализованными, т.к. ключевую роль в воплощении указанных планов играет Сирия, чье политическое будущее весьма туманно. Помимо этого, в условиях введенных против Ирана санкций, раздираемое внутренними противоречиями ливанское руководство не рискнет поставить экономическую безопасность страны в зависимость от ИРИ. Власти Ливана находятся под серьезным давлением со стороны Запада, принуждающего Бейрут неукоснительно следовать требованиям как санкций ООН, так и односторонних мер, введенных США и ЕС в отношении ИРИ. По мнению экспертов, наиболее чувствительными санкциями для Бейрута являются меры, введенные в отношении банков тех стран, которые продолжают работать с иранцами.

Малайзия

По поступающей информации, Малайзия СКС Груп (SKS group), подписавшая в 2008 г. с НИНК контракт на разработку месторождений Гольшан и Фердоус (общая стоимость составила 16 млрд долл. США) отказалась от участия в проектах. Иранцы уже заявили, что в скором времени официально аннулируют договор с малазийцами и выставят указанные газовые поля на тендер. В этот раз, как заявляют иранские чиновники, расчет будет делаться на участие в развитии Гольшана и Фердоуса исключительно иранских компаний.

Россия

В начале мая 2012 г., вице-президент российской компании Атомстройэкспорт, В. Павлов, заявил, что работы на АЭС Бушер идут по плану, и к концу мая 2012 г. электростанция должна будет заработать на полную мощность.

США

23 мая 2012 г. американский Сенат одобрил закон о введении еще более жестких санкций в отношении ИРИ. В соответствии с новой законодательной инициативой сенаторов, руководство США должно вводить санкции в отношении любой компании, заключившей после 2002 г. договор с Ираном, который в той или иной степени связан с нефтяным или ядерным (прежде всего иранскими работами с ураном) сектором экономики ИРИ. Закон также предусматривает меры в отношении финансовых институтов, ведущих дела с Национальной иранской танкерной компанией (НИТК) и НИНК, если администрация США докажет связь этих двух компаний с КСИР. При этом сенаторы США не вполне ясно обозначили, что должно считаться доказательством связи НИТК и НИНК с КСИР. Так, НИНК официально заключила целый ряд контрактов с подконтрольными КСИР компаниями Хатам-ал-Анбия и Хатам-ал-Асия. Однако насколько эти контракты позволять оправдать введение в отношении НИНК санкций — неизвестно. Не совсем ясно и то, как инициатива Сената будет согласовываться с предложением Палаты представителей конгресса о введении санкций в отношении любой компании, продающей Ирану любое оружие или технологию, которая может быть использована исламским режимом в целях ущемления человеческих прав. Более того, доведенная до крайности, эта идея может стать основой для призыва к введению в отношении ИРИ международного эмбарго на поставки оружия.

Тайвань

По поступавшим в мае 2012 г. сообщениям, Китайская республика (Тайвань) была одной из немногих азиатских стран значительно увеличивших закупки иранской нефти по сравнению с 2011 г. Так, если в первом квартале 2011 г. объем закупок Тайванем сырья у ИРИ составлял лишь 31935 баррелей в сутки, то в первом квартале 2012 г. этот показатель был равен 95581 баррелю сырой нефти в сутки. В то же время пример Китайской республики является исключением из основного тренда в поведении азиатских стран, нежели распространенной практикой: к маю 2012 г. одни из главных традиционных покупателей иранской нефти за пределами ЕС – Индия, Южная Корея и Япония заявили о своем решении согласиться с требованием руководства США на 15 – 20% сократить объемы импортируемого из ИРИ «черного золота» по сравнению с показателями 2011 г.

Турция

По имеющимся данным, руководство Турции пока что не сократило объем закупок нефти у Ирана. Более того, поставки указанного сырья из ИРИ временно возросли. В частности, по официальным данным турецкой стороны, в марте 2012 г. Анкара закупила у Тегерана 1,17 млн тонн нефти, что стало наивысшим показателем для Турции с июля 2011 г. Такой скачок в импорте иранского сырья связан с решением турецкой нефтеперерабатывающей компании Турпас увеличить собственные запасы нефти в преддверии обещанного Анкарой руководству США и ЕС сокращения закупок «черного золота» у Ирана на 20%. Однако, ожидать указанного сокращения европейцам и американцам придется как минимум до августа 2012 г., когда закончится срок действия текущего ирано-турецкого контракта на нефтяные поставки.

Южная Африка

По имеющимся данным, ЮАР не только не сократила, но и увеличила объемы закупок иранской нефти в 2012 г. В частности сообщается, что поставки сырья из ИРИ в Южную Африку выросли с 417 тыс. тонн в феврале до 506 тыс. тонн в марте 2012 г., увеличив тем самым доходы Тегерана с 364 до 434 млн. долларов США соответственно. Характерно, что в 2011 г. ЮАР ежемесячно закупала у Ирана нефть на сумму не более 280 млн. долларов США при физическом объеме импорта в размере 100 тыс. баррелей в сутки. Указанная информация о росте закупок идет вразрез с заявлениями руководства южноафриканской нефтяной компании Сасол относительно его намерений сократить свою зависимость от иранской нефти за счет наращивания поставок из Саудовской Аравии. Как сообщают аналитики, указанная крупнейшая нефтяная компания ЮАР по-прежнему импортирует не менее 20% закупаемой ею на внешних рынках нефти из ИРИ.

Южная Корея

В мае 2012 г. южнокорейские власти продолжили вести сложную дипломатическую игру, целью которой было сохранить приемлемые отношения с Тегераном, не испортив таковые с Вашингтоном и Брюсселем. В частности, Сеул воздержался от официального комментария по новым санкциям вводимым и запланированным ЕС и США. Южная Корея также активно оказывает давление на Великобританию, чтобы ее правительство пролоббировало принятие Европейским Союзом моратория на намеченный к введению с 1 июля 2012 г. запрет на предоставление зарегистрированными в ЕС страховыми фирмами услуг по страхованию танкерным компаниям, занимающимся перевозками сырой нефти из Ирана в третьи страны. Серьезным гарантом активности Сеула в этом вопросе является тот факт, что по итогам 2011 г. ИРИ обеспечивал 12% импортируемой Корей нефти и мгновенно найти замену Тегерану в этом вопросе южнокорейское руководство просто не в состоянии.

Вместе с тем, по мере растущего давления со стороны США, Сеул все же предпринимает шаги к сокращению доли иранского «черного золота» в своей потребительской энергетической корзине. По имеющимся данным, в первом квартале 2012 г. Южная Корея сократила объем закупок нефти у ИРИ на 22,3% по сравнению с первым кварталом 2011 г. за счет наращивания импорта из арабских стран Персидского залива.

На этом фоне определенные вопросы вызывает поведение руководства южно-корейской компании КНОК (KNOC), которое в конце мая 2012 г. объявило, что их фирмой были увеличены закупки нефти из Ирана. Так, если в марте 2012 г. КНОК импортировала 155 тыс. баррелей иранской нефти в сутки, то в апреле 2012 г. этот показатель был равен 250 тыс. баррелей в день при среднем показателе для всей Южной Кореи за первый квартал 2012 г. в 177 тыс. баррелей в сутки. Эксперты расходятся во мнении относительно того, как это заявление руководство КНОК согласуется со словами южно-корейского правительства относительно того, что оно на 22,3% сократило импорт нефти из Ирана по сравнению с первым кварталом 2011 г. В частности, одни аналитики подозревают официальный Сеул в том, что он сознательно ввел США и ЕС в заблуждение относительно своего намерения сократить объемы торговли нефтью с ИРИ. Вместе с тем, другие эксперты считают, что руководство Южной Кореи наоборот намерено придерживаться данных европейцам и американцам обещаний и с этой целью наращивает внутренние запасы нефти, которые потребуются ему в 2012 г., когда Сеул будет подыскивать альтернативных Тегерану поставщиков сырья, прекратив вести дела с иранцами.

52.42MB | MySQL:103 | 0,485sec