К визиту делегации Сирийского национального совета в Москву

В Москве на следующей неделе запланированы консультации делегации Сирийского национального совета (СНС) во главе с ее председателем А.Б.Сида. Формат и график встреч пока не определен, но важно следующее. Сломан психологический барьер, который долгое время мешал сирийской оппозиции признать очевидный факт: без Москвы кардинальное решение по выходу из сирийского кризиса будет найти крайне затруднительно. Одновременно Москва самим фактом этих консультаций, которые пройдут в официальном формате, признает СНС как одну из ведущих сил конфликта. При этом ожидать прорывных решений в рамках консультаций не приходится. Москва видит пути выхода из сложившегося тупика, прежде всего в рамках инкорпорирования сирийских оппозиционеров в уже имеющуюся государственную структуру, а СНС готов вести разговор лишь о путях ухода Башара Асада и роли России в этом процессе. В этой связи делегация СНС, безусловно, возьмет за основу для переговоров тот пакет основополагающих документов, которые были приняты недавно на учредительной конференции оппозиции в Каире.

Первый и основной документ – это политическая Хартия переходного периода. Она состоит из следующих разделов:

1.Политическая и юридическая основа.

2.Армейская структура и силы безопасности.

3.Социальное и экономическое положение.

4.Правосудие переходного периода.

Подразумевается, что после свержения режима Башара Асада в Сирии наступит некий переходный период, в процессе которого будут подготовлены условия для проведения всеобщих выборов по самым строгим международным стандартам. Сами сроки переходного периода будут жестко определены, а в это время страной, по всей видимости, будет управлять СНС и временное техническое правительство. В качестве международных гарантов на этот срок должны выступить авторитетные международные институты ООН и ЛАГ. Выбор нового сирийского парламента будет автоматически означать окончание переходного периода.

Предусматривается жесткая чистка государственного и силового аппаратов прежнего режима. Новая армия будет построена по многоконфессиональному признаку, а аппарат спецслужб будет на порядки сокращен численно. Естественно, что и все прежнее руководство силовиков пройдет чистку. Кстати, в переходный период не исключено и размещение в Сирии военной миссии той же ЛАГ для осуществления необходимого контроля и мониторинга. Но этот момент крайне нежелателен и будет реализован только в случае крайней необходимости. Напомним, что возможность временной военной интервенции серьезно изучает Вашингтон, который очень активно готовится именно к силовой «смене караула» в Сирии. США готовы в случае наступления эпохи безвластия взять под свой контроль основные склады вооружения, прежде всего химического и ракетного, дабы избежать возможности попадания его в руки радикалов. Для этого собственно ЦРУ США при содействии местных сил спецназначения готовят в Иордании и Турции специальные группы из числа сирийских повстанцев. Согласно Хартии, переходный период начинается с момента свержения режима Башара Асада и его команды и заканчивается выбором нового свободного парламента на основе новой постоянной демократической конституции.

Второй документ: Документ национального согласия

В нем подчеркивается понятие «единого сирийского народа», признает разнообразие культур, этничности и религий, гарантии прав личности и общества. Акцентируется неприкосновенность частной собственности. Акцентируется внимание на равенстве полов: женщина или мужчина любой веры и национальности может стать президентом Сирии или занимать любую государственную должность. Здесь фактически повторяются «западные демократические лекала», которые должны успокоить международное сообщество на предмет возможного прихода к власти исламистских радикалов и введение законов шариата.

Вот это понятие «единого сирийского народа» уже чуть не привел к серьезным потрясениям в стане оппозиции во время их конференции в Каире. Курды категорически выступили против термина «курдская национальность» и потребовали заменить его на определение «курдский народ». Это произошло, несмотря на то, что в подготовке проекта документа участвовали и курдские представители, а сам Сида тоже является курдом. Это только подтверждает ранее высказанные нами предположения о том, что тема курдского сепаратизма станет для новых властей Сирии «основной головной болью». Сторонников «иракского варианта» в СНС явно не хватает и в этом стремлении сохранить «новую великую Сирию» заложена мина замедленного действия. Сам А.Б.Сида в данном случае не является гарантом спокойствия, поскольку неоднократно подвергался жесткой критике за то, что ставит «приоритеты единой Сирии выше национальных курдских».

Визит делегации СНС в Москву происходит на фоне бегства из Сирии крупного функционера Монефа Тласа, сына бывшего министра обороны и ближайшего сподвижника Хафеза Асада, генерала Тласа. Он был особенно близок к погибшему старшему сыну Хафеза Асада Басилю, а с нынешним сирийским президентом Башаром Асадом его связывали скорее товарищеские отношения. Монеф Тлас командовал бригадой республиканской гвардии, которая дислоцирована под Дамаском, и видимо слухи о возможном государственном перевороте подразумевали восстание именно этой бригады. Сам Монеф Тлас суннит из Хомса и до последнего времени по поручению Башара Асада вел переговоры с повстанцами-суннитами из этого города, а также из Дераа и Растана. Судя по всему, сирийский президент отозвал свои гарантии и М.Тлас оказался обманутым. Бегство в данном случае являлось единственным способом «сохранить лицо». При этом часть экспертов высказывает версию «сирийского Гесса», согласно которой Западу некого своего плана выхода из кризиса. В любом случае «корабль» пока в основном покидают сунниты, так что говорить о расколе в собственно алавитской верхушке пока преждевременно.

62.86MB | MySQL:102 | 0,509sec