Социально-экономическая ситуация в Иране: июнь 2012 г.

Важным фактором, определяющим развитие иранской экономики в июне 2012 г., оставались введенные в отношении ИРИ санкции. Явно взяв курс на продолжение вялотекущей конфронтации с США и ЕС в вопросе определения дальнейшей судьбы собственной ядерной программы, Тегеран принимал меры по минимизации негативного влияния принятых в отношении него экономических мер, а также готовился противодействовать новым санкциям, которые ЕС и США собирались применить с начала июля 2012 г.

Экономические санкции и их влияние на экономику ИРИ

В июне 2012 г. министр нефти ИРИ Р.Касеми отметил, что ввод властями ЕС с 1 июля с.г. эмбарго на торговлю нефтью с Ираном не должен серьезно повлиять на экономическое положение страны. По словам министра, Тегеран уже заключил контракты на поставку нефти за рубеж на четыре месяца вперед. Это, в свою очередь, как заверил чиновник, говорит о том, что с покупателями продукции у ИРИ проблем не будет. Куда большие последствия для иранской нефтяной промышленности-де может иметь продолжающийся уход иностранных инвесторов, отсутствие которых Тегеран пытается компенсировать силами собственных компаний.

Между тем в июне 2012 г. в Иране остро ощущалась нехватка бюджетных денежных средств, необходимых для финансирования начатого строительства крупных промышленных проектов. В частности, определенные трудности возникли с вводом в эксплуатацию семи объектов сталелитейной промышленности в городах Миане (провинция Восточный Азербайджан), Каенат (провинция Южный Хорасан), Тебриз (провинция Восточный Азербайджан), Шадеган (провинция Хузестан), Сабзевар (провинция Хорасан Разави), Бафк (провинция Йезд) и Бафт (провинция Керман). В то же время, в Тегеране активно прорабатывались возможные варианты выхода из складывающейся ситуации. Так, министр промышленности, шахт и торговли ИРИ, М.Газанфари, заявил, что для решения возникшей проблемы со строительством новых сталелитейных заводов его ведомство намерено привлечь 15 млрд долл. США из собственных средств (за счет продажи активов), а остальные необходимые средства получить от иностранных инвесторов. Чиновник также выразил надежду, что активное государственное вмешательство в проблему позволить привлечь к участию в вышеназванных проектах и частный сектор.

В июне 2012 г. высокопоставленный сотрудник Национальной Иранской Нефтяной Компании М.А.Эмади признал, что ИРИ значительно сократила объемы экспортируемой зарубеж нефти. Только по оценкам экспертов, в июне 2012 г. уровень ее продаж составлял 2,8 млн баррелей в сутки. М.А.Эмади привел еще более низкие цифры – 2,2 млн баррелей в сутки при объемах добычи в 4,1 млн баррелей. По словам иранца, существующая угроза введения нефтяного эмбарго со стороны ЕС привела к тому, что Тегеран на 20 – 30% сократил поставки сырья за рубеж, направив большую его часть на нужды собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В то же время, М.А.Эмади отметил, что сокращение объемов экспорта нефти не следует целиком списывать на европейские санкции – Иран, мол, сейчас проводит активный ремонт и реконструкцию своей нефтедобывающей инфраструктуры и, таким образом, вынужден снизить объем добычи в целом. В качестве одной из контрмер, принимаемой руководством его страны для компенсации сокращения доходов от экспорта нефти, М.А.Эмади назвал план по увеличению экспорта добываемого в ИРИ газа. В частности, по его словам, Тегеран планирует обсудить этот вопрос с Индией и Пакистаном.

Экономическая политика правительства ИРИ

В июне 2012 г. управляющий директор Фонда Национального Развития (ФНР), М.Р.Фарзин, заявил об отмене или упрощении целого ряда процедур, позволяющих производственному сектору экономики страны получить доступ к ресурсам фонда. Он сообщил, именно поддержка развития производственных мощностей экономики страны стала одной из главных задач ФНР. Так, если ранее его Фонд был более направлен на предоставление аккредитивов иностранным компаниям и торговым фирмам, то теперь пришла пора сконцентрироваться на поддержке отечественной промышленности. С этой целью уже подписан ряд договоров между Фондом и иранскими банками, через которые предполагается распространять льготные кредиты. По словам М.Р.Фарзина, в 2012 г. примерно 10 млрд долл. США будут предоставлены ФНР иранским производителям (по другим данным – 14,7 млрд долл. США) против 8,4 млрд долл. США всего выплаченных Фондом в 2011 г. При этом, к марту 2013 г. валютные запасы Фонда должны будут составить 20 млрд долл. США.

В июне 2012 г. на рассмотрение и дальнейшее одобрение правительства ИРИ поступил проект Программы «по увеличению производительности и занятости в кооперативном секторе экономики ИРИ» (в соответствии с действующей иранской конституцией в ИРИ существует три сектора экономики по виду собственности – частный, государственный и кооперативный). По словам высокопоставленного иранского чиновника Министерства кооперативов, труда и социального благосостояния, отвечающего за развитие кооперативного сектора, А.Мохаммади, указанный законопроект предусматривает выделение на нужды кооперативного движения средств в объеме до 2,5 млрд. долл. США (по другим данным, государство должно будет выделить на нужды кооперативного сектора 5% от бюджета страны на текущий год). Документ ставит своей задачей поддержку именно производственных кооперативов, которые, по мнению чиновников, нуждаются в особой помощи государства. В результате успешного выполнения указанной программы, состоящей из 80 подпрограмм, должны быть достигнуты следующие цели:

-увеличена занятость в кооперативном секторе

-улучшена производственная инфраструктура сектора

-повышена производительность сектора

-активизировано продвижение отечественных товаров на внутреннем рынке

По словам А.Мохаммади средства на реализацию программы будут выделяться из трех источников: государственных дотаций, бюджета министерства и из ФНР. 300 млн долларов будут предоставлены иранским кооперативам в форме беспроцентного кредита через банк Карзольхасане Мехр Иран (Qarzol Hasane Mehr Iran). Соответствующее соглашение якобы уже подписано с вышеназванным финансовым институтом. Помимо этого Фонд национального развития должен выделить в распоряжение кооперативов до 1 млрд долл. США в форме бумаг форекс, которые поступят в распоряжение последних через Банк кооперативного развития (Cooperative Development Bank). По словам А.Мохаммади, в ходе реализации программы в Иране будут созданы 10 специализированных промышленных зон и будет произведена реновация 8600 кооперативов. Необходимо напомнить, что к июню 2012 г. в Иране действовало около 1,75 млн кооперативов и кооперативных объединений. Из них примерно 67 тыс. составляли производственные кооперативы (по другим данным – количество производственных кооперативов, существующих в Иране, было несколько большим – до 47% от общего количества всех видов кооперативов).

Нефтегазовый сектор и нефтехимия

По состоянию на июнь 2012 г. разведанные запасы нефти ИРИ составляли 560 млрд баррелей, включая 70 – 100 млрд баррелей тяжелой нефти. При этом только 140 млрд баррелей были доступны для добычи.

В июне 2012 г. иранская делегация приняла активное участие в 10 Российском Нефтегазовом Конгрессе, проходившем в Москве. В ходе мероприятия, исполнительный директор Национальной Иранской Нефтяной Компании (НИНК) А.Калебани заявил, что несмотря на санкции его страна планирует в следующие три года нарастить объемы нефтедобычи и увеличить ее экспорт за рубеж. Так, к 2015 г. Тегеран собирается вывести показатели нефтедобычи на уровень 5,1 млн баррелей в сутки, а экспорта до 3 млн. баррелей в сутки (при текущих 2,3 млн баррелей в сутки). В этой связи особое внимание уделяется поиску новых месторождений. Как заявил министр нефти Ирана, Р.Касеми, около 200 новых нефтегазовых полей были разведаны в последние годы в ИРИ. Особое внимание уделяется геологоразведке в приграничных районах, целью которой является обнаружение и изучение еще не открытых месторождений. Также официальный Тегеран прилагает все усилия по установлению правового статуса уже существующих совместных месторождений. Всего Иран делит с другими странами 26 совместных нефтегазовах месторождений из которых 15 оффшорные и 11 оншорные. По словам министра нефти, ИРИ ведет разработку большинства, если не всех совместных месторождений, однако, по объемам добычи она значительно отстает от соседей-соперников. При этом, только в период с марта 2012 по март 2013 гг. около 50 млрд долл. США будут направлены Тегераном на развитие совместных нефтяных месторождений.

В июне 2012 г. министерство нефти Ирана заявило о намерении к марту 2014 г. ввести в эксплуатацию еще восемь блоков газового месторождения «Южный Парс», увеличивая тем самым производственные мощности газодобывающей промышленности страны на 250 млн кубометров в день. В этом же месяце управляющий директор Нефтяной инжиниринговой и строительной компании (Petroleum Engineering and Development Company, PEDEC, ПЕДЕК), Н.Саадуни, сообщил о том, что его компания активно разрабатывает первый блок газового месторождения «Киш». Он также заявил, что его компания подписала договор о развитии второго и третьего блоков указанного месторождения. ПЕДЕК планирует, что по завершению всех оговоренных работ она выведет добывающие мощности «Киша» на уровень 3 млрд кубических футов газа, 45 тыс. баррелей газового конденсата и 2,9 млрд кубических футов легкого газа в день. Уже по завершению строительства первого блока месторождение сможет производить до 15 тыс. баррелей газового конденсата в сутки. Всего же ПЕДЕК оценивает запасы «Киша» в 48 трлн кубических футов газа и 514 млн баррелей газового конденсата.

В 2012 г. иранское руководство планирует эмитировать облигации государственного займа на сумму 5,2 млрд долл. США для того, чтобы направить полученные средства на реализацию проектов по развитию газового месторождения «Южный Парс». Распространителями облигаций выступят банк Меллят и Национальная Иранская Нефтяная Компания (НИНК). В прошлом году государство уже планировало эмитировать облигации на сумму 3,5 млрд долл. США на эти цели. Однако их выпуск был ограничен суммой 1,5 млрд долл. США. Впрочем, по словам иранских чиновников, эксперимент оказался весьма успешным. При уровне доходности 20% все облигации были распроданы.

Власти ИРИ продолжают выражать обеспокоенность неэффективным уровнем потребления нефти и газа внутри страны. По словам иранских чиновников, это может стать серьезным препятствием на пути превращения их страны в крупного регионального, если не мирового, экспортера нефтехимических товаров. Так, по данным статистики ИРИ, уровень потребления нефти и газа на внутреннем рынке страны в четыре раза выше среднемирового.

С целью активизации экспорта/импорта нефти, газа и нефтехимической продукции из/в Иран министерство нефти и таможенные службы ИРИ подписали соглашение об открытии специальных таможенных офисов, через которые по упрощенной процедуре будет осуществляться оформление документов на поставку указанных товаров. По имеющимся данным такие офисы будут открыты в четырех районах Тегерана, а также портах Ассалуйе, Шахид-Раджаи и Имам Хомейни.

В июне 2012 г. Иран заявил о начале реализации т.н. проекта «газ-в-электричество». В соответствии с изначальными планами, власти ИРИ должны будут начать разработку блоков А и B газового месторождения «Форуз». После ввода указанных блоков в эксплуатацию, газ с блока «В» будет поставляться на остров Кешм, где к тому моменту будут созданы необходимые мощности по переработке сырья в электроэнергию, которую Тегеран планирует продавать странам Персидского залива (в первую очередь, ОАЭ, Кувейту, Оману и Бахрейну). По состоянию на июнь 2012 г. запасы «Форуза» оценивались в 29 трлн кубических футов природного газа, из которых 18,5 трлн доступны для добычи. Работы по созданию генерирующих мощностей на острове Кешм (до 3 тыс. мегават) взяла на себя дочерняя компания НИНК – Национальная Иранская Оффшорная Нефтяная Компания (НИОНК). Стоимость заключенного с ней контракта составляет 3,8 млрд долл. США.

В июне 2012 г. иранской компанией «Петро Иран» была введена в эксплуатацию бурильная установка «Марин-1» (Marine-1). По сообщениям иранских источников, указанная установка является одной из наиболее мощных и современных морских бурильных установок, используемых в ИРИ. Так, платформа весом в 9000 тонн способна вести одновременное бурение 15 скважин на глубину до 7 тыс. метров и имеет элементы дистанционного управления.

В июне 2012 г. официальный Тегеран подверг жесткой критике власти Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ за нарушение квоты ОПЕК на добычу нефти. КСА было названо главным виновником дестабилизации ценовой ситуации на международных рынках нефти.

Министерство нефти ИРИ продолжает прилагать все усилия для завершения реализации двух амбициозных проектов по строительству НПЗ «Сетаре-йе халидж» и «Парс». Чиновники подчеркивают, что ввод в эксплуатацию указанных нефтеперерабатывающих заводов позволит существенно изменить ситуацию с производством бензина в ИРИ. Так производственные мощности только одной НПЗ «Сетаре-йе халидж» должны составить 55 млн литров. Однако реализация этих проектов наткнулась на серьезные проблемы с финансированием и существенно выбивается из графика. Необходимо отметить, что Иран уже вложил около 1,2 млрд евро в их строительство, однако, оценочно, работы на НПЗ «Сетаре-йе халидж» завершены лишь на 50%. По имеющимся данным, в июне 2012 г. министерство нефти получило правительственное разрешение на привлечение дополнительных средств для строительства указанных НПЗ в рамках реализации пятого пятилетнего плана развития страны.

В июне 2012 г. иранские власти объявили о вводе в эксплуатацию одного из самых крупных нефтехранилищ мощностью 1 млн баррелей в т.н. нефтедобывающем районе «Бахреган» на юго-западе провинции Бушер. По словам чиновников, ввод в строй этого нефтехранилища значительно улучшит позиции Ирана на рынке нефти в регионе Персидского залива и существенно упростит решение логистических задач в рамках существующей системы танкерных перевозок нефти.

Иран планирует увеличить объем своповых и транзитных операций, осуществляемых с бензином, газойлем и дизельным топливом в интересах Ирака и Афганистана. Как отмечают власти ИРИ, через территорию и при посредничестве их страны в Афганистан уже поступает до 30% потребляемого ИРА топлива. Ирак, по словам иранских чиновников, то же заинтересован в Иране, как кратчайшем пути поставок топлива из стран Средней Азии.

Электроэнергетика

В апреле – июне 2012 г. Иран значительно увеличил объемы экспортируемого за рубеж электричества. В указанный период они составили 1143 гигаватта в час, что на 37% больше по сравнению со схожим периодом годичной давности (тогда этот показатель составил лишь 833 гигаватта в час). Основным реципиентом иранского электричества выступает Ирак. Помимо него Тегеран поставляет электроэнергию в Афганистан, Армению, Азербайджан, Пакистан, Турцию и Туркменистан. Останавливаться на достигнутом в ИРИ не намерены. По состоянию на июнь 2012 г., власти Ирана смогли привлечь около 1,1 млрд долл. США в строительство трех новых электростанций.

В июне 2012 г. иранские власти объявили об успешном привлечении частного иранского капитала для развития альтернативных возобновляемых источников энергии. Ранее инициатива в этом вопросе принадлежала исключительно государству. В частности, к 2012 г. в ИРИ успешно функционировали ветряные электростанции в Манжиле (Гилян) и Биналунда (Хорасан Разави), а также биоэлектростанции в Мешхеде и Ширазе, построенные усилиями государства. Теперь, по словам иранских чиновников, пришла пора передать инициативу по строительству подобных объектов в руки частного сектора. Министерство энергетики уже дало лицензии на строительство объектов общей мощностью 12 тыс. мегаватт (основу производственных мощностей будут составлять электростанции, способные вырабатывать до 1000 мегаватт каждая), обязавшись при этом покупать произведенную частным сектором энергию по цене 0,11 долл. США за один киловатт в час. Ожидается, что к 2015 г. Иран сможет производить до 5 тыс. мегаватт электроэнергии усилиями альтернативных источников энергии.

Металлургия

По данным Международной сталелитейной ассоциации, Иран является вторым после Турции производителем стали на Ближнем Востоке. С апреля по июль 2012 г. в Иране было произведено 3,8 млн тонн термически необработанной стали. С учетом листовой стали, стальных прутков и другой стальной продукции общий объем производства сталелитейного сектора за указанный период составил 4,4 млн тонн. Как сообщается в отчетах Иранской организации по развитию и реновации шахт и горнодобывающей промышленности (Iranian Mines and Mining Industries Development and Renovation Organization, IMIDRO, ИМИДРО), в период с апреля по июль 2011 г. в ИРИ было произведено 3,6 млн тонн термически необработанной стали при общей производительности сталелитейного сектора в 4,3 млн тонн. В июне 2012 г. министр промышленности, шахт и торговли Ирана, М.Газанфари, заявил, что годичные объемы производства стали в ИРИ составляют 14 млн тонн. При этом, он пояснил, что официальный Тегеран планирует в ближайшее время значительно нарастить производственные мощности отечественного сталелитейного сектора. Особую роль в этом вопросе предполагается отвести провинции Хорасан Разави, в которой планируется создать новую производственную базу сталелитейной промышленности.

В июне 2012 г. управляющий директор Национальной Иранской Медной Компании (National Iranian Copper Industries Company, NICIC, НИМК), А.С.Мохаммади, заявил об открытии новых залежей меди в районе Анбар-Абад провинции Керман, а также о готовности его фирмы нарастить добычу сырья в ближайшее время. Последняя задача полностью соответствует тенденции последних нескольких лет, когда НИМК вела активные геологоразведочные работы. В результате этих работ доказанные запасы чистой меди в ИРИ возросли с 14,5 млн тонн в 2008 до 18 млн тонн в 2010 г. и 21,34 млн тонн в 2011 г. году. Всего же иранские запасы медной руды оцениваются в 270 млн тонн. Производство катодной нефти в стране в 2011 г. достигло 221 тыс. тонн. В 2012 г. этот показатель должен будет превысить отметку в 250 тыс. тонн. В НИМК ожидается и увеличить доход от экспорта продукции за рубеж. В 2011 г. компания заработала на этом 1,3 млрд долл. США.

В последние несколько лет НИМК активно развивала производственную инфраструктуру. Так, если в 2011 г. компания закупила 20 136-тонных грузовиков для своих шахт, то к июлю 2012 г. были заключены контракты на покупку еще 40 грузовиков указанного типа. В планах НИМК на 2012 г. значатся также приобретение новых 240- и 360-тонных грузовиков. К июлю 2012 г. объем вложенных компанией средств в развитие производственных мощностей составил 12,8 млрд долл. США. Основные средства пошли на объекты в провинциях Керман, Восточный и Западный Азербайджан, Исфахан, Систан-Белуджистан и Йезд.

В период с апреля по июнь 2012 г. Иран произвел 58 тыс. тонн чушкового алюминия, что на 2,5% больше по сравнению со схожим периодом годичной давности.

Транспорт

Иран активно работает над улучшением своей транспортной инфраструктуры. В частности, власти ИРИ планируют увеличить протяженность скоростных дорог с 2200 до 3000 км. Всего же, с марта 2012 по март 2013 гг. в эксплуатацию планируется ввести около 10 тыс. км. дорог различного качества и назначения. Одним из важных проектов в сфере транспортной инфраструктуры является скоростная дорога Дайер-Бушер, чье строительство курируется министерством нефти. К июлю 2012 г. строительство этой дороги протяженностью 187 км и стоимостью 128 млн долл. США было завершено на 50%. Ее ввод в эксплуатацию, по словам иранских чиновников, позволит завершить создание коридора Хузестан-Хормозган, улучшив тем самым транспортную ситуацию в регионе, обеспечив доступ прилегающих областей к портовой инфраструктуре, а также соединив месторождения «Северный» и «Южный Парс».

Иран активно прилагает усилия для развития сферы авиаперевозок. По данным официальной статистики, в период с марта 2011 по март 2012 гг. усилиями авиации было перевезено 46 млн человек (из них половина была перевезена за счет внешних рейсов) и 342 тыс. тонн грузов (внутренними и внешними рейсами), совершено 40 тыс. внутренних рейсов. Аэропортовая служба ИРИ (Iran Airports Company, IAC), под контролем которой находятся 54 аэропорта, заработала 420 млн долл. США при объеме расходов в 400 млн долл. США. При этом аэропорты Имам Хомейни, Мехрабад и аэропорт Мешхеда стали самыми доходными. В текущем году должны не только окупить свою деятельность, но и принести доход аэропорты Шираза, Исфахана и Тебриза. За период с марта 2012 г. по июль 2012 г. на территории ИРИ было совершено 103 тыс. рейсов, что на 6,4% больше чем за схожий период годичной давности. Иранское руководство успешно осуществило реконструкцию 18 аэропортов. В 2012 г. намечено провести реконструкцию аэропортов в Кермане, Горгане и Ясудже. Уже выполнена первая фаза реконструкции аэропорта Мехрабад, а также аэропортов в городах Ардебиль, Урмие, Решт, Абадан, Сирджан, Бирджент, Боджнурд, Захедан и Хамадан. В планах руководства ИРИ проектировка 2 и 3 фаз развития главного тегеранского аэропорта Имам Хомейни. К участию в реализации этих проектов предполагается привлечь компании из Китая, Малайзии, Турции и Германии.

Задолженность иранских авиаперевозчиков перед аэропортовыми службами страны достигла 170 млн. долл. США и продолжает расти.

В ближайшее время Фонд Национального Развития ИРИ планирует выделить 1,3 млрд долл. США на покупку новых самолетов для иранской авиации.

Сельское хозяйство

По словам управляющего директора компании Джехад-е Наср-е Хамзе (Jahad-e Nasr Hamzeh Company), М.Рабинежада, в прикаспийских провинциях ИРИ ведутся активные работы по созданию мощностей для выращивания креветок. Первое экспериментальное предприятие уже введено в эксплуатацию и смогло произвести около 100 тонн сырья в 2011 г. Как отметил М.Рабинежад, ранее на Каспии креветки не выращивались. Теперь же, после трех лет активной исследовательской работы, соответствующее производство будет развернуто в провинциях Голестан, Гилян и Мазандеран. Всего же ежегодно в ИРИ производится около 10 тыс. тонн креветок и 90 тыс. тонн форели.

Иран принимает меры по наращиванию объемов производства осетровой икры и сохранению поголовья осетровых на Каспии. В частности, глава Иранской рыбной компании (Iran Fisheries Organization) Г.Разеки заявил, что в период с апреля по июль 2012 г. в стране было произведено 100 кг. осетровой икры в искусственных условиях. Он указал на существующее намерение вывести объемы ее годичного производства на уровень 1 тонны. Г.Разеки отметил, что ИРИ также старается увеличивать объемы выпускаемого в Каспий поголовья молодого осетра. Так, в 2010 г. в Каспий было выпущено 3,6 млн молодых особей, в 2011 г. – 4,8 млн, а в 2012 г. этот показатель планируется довести до уровня 5 млн молодых особей.

В Иране с конца апреля 2012 г. стартовала компания по закупке выращенной пшеницы у производителей. К середине июня Государственная торговая компания ИРИ (Government Trading Corporation of Iran, GTCI, ГТК) скупила у населения более 1 млн тонн продукции. Деятельность ГТК пока затронула 10 провинций, но будет расширяться по мере созревания урожая. Пока что основные закупки осуществляются в провинциях Элам, Бушер, Хузестан, Систан и Белуджистн, Фарс, Керман, Керманшах, Кухгилуйе и Бойерахмед, Хормозган и Голестан. По объемам произведенного зерна пока лидирует провинция Хузестан (600 тыс. тонн), а на последнем месте находится Голестан (5 тыс. тонн). Между тем, по имеющимся данным, ГТК ведет закупки пшеницы и за рубежом. Наибольший интерес для нее представляет австралийская пшеница. В мае 2012 г., по информации европейских торговых компаний, Тегеран уже закупил у Австралии 60 тыс. тонн зерна.

Власти прикаспийской провинции Гилян рассматривают возможности по превращению свободной торгово-экономической зоны Энзели в важный узел регионального рынка сельхозтоваров. По замыслу иранцев, в ближайшее время ими будут предприняты попытки, нацеленные на развитие торговли агропродукцией через СТЗ Энзели со странами каспийского побережья и Кавказа.

По информации министерства сельскохозяйственного джихада ИРИ, в 2011 г. Иран продал странам Персидского залива 350 тыс. голов мелкого рогатого скота. Примерно 1050 голов крупного рогатого скота были поставлены в Таджикистан и Афганистан. Эти операции принесли министерству созидательного джихада 600 тыс. долл. дохода. В текущем 2012 г. Иран намеревается сохранить поставки мелкого рогатого скота странам Персидского залива на прежнем уровне, в то время как экспорт крупного рогатого скота пока запрещен.

Ковроткачество

Первая промышленная зона специализирующаяся на производстве и продаже иранских ковров ручной работы будет открыта в провинции Северный Хорасан. Ее строительство было начато в июне 2012 г. Как заявил управляющий директор промышленными зонами Северного Хорасана, М.-Р.Багери, новая промышленная зона займет 17 гектар. На ее строительство уже выделено 300 тыс. долл. США. В ходе реализации проекта на территории промышленной зоны будут не только развернуты производственные мощности, но также созданы музей и торговый центр. Выбор провинции Северный Хорасан для создания ковроткаческой промышленной зоны был неслучаен: на долю провинции приходится около 9% всего производства ковров ручной работы в ИРИ. Помимо этого, важным центром ковроткачества является и соседняя провинция Хоросан Разави. На ее территории действует около 108 ковроткаческих кооперативов (всего 21 тыс. членов).

По словам руководителя Иранского национального центра ковроткачества М.Б.Алихани, в 2011 г. Иран экспортировал ковров ручной работы на сумму 560 млн. долл. США. В 2012 г. этот показатель планируется вывести на уровень 1 млрд. долл. США. При этом, в Тегеране весьма обеспокоены тем, что в последние годы доля иранских ковров на мировом рынке сократилась с 70% до 40%. В ИРИ намерены изменить складывающуюся ситуацию. Для этой цели, по словам М.Б.Алихани, Тегеран запускает активную рекламную компанию по продвижению своей продукции на внешних рынках. В частности, только в 2012 г. запланировано участие иранских представителей в 16 международных выставках ковров и около 20 поездок иранских делегаций по линии ковроткаческого производства. Другой важной задачей, которую иранское руководство намерено решить в ближайшее время, является снижение себестоимости иранских ковров для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках. Однако решить этот вопрос в условиях растущих цен на необходимое для отрасли сырье (130% за последние 12 месяцев) будет весьма сложно.

Производство строительных материалов

В период с апреля по июнь 2012 г. Иран произвел 11,4 млн тонн цемента, что на 5,5% больше по сравнению со схожим периодом 2011 г.

Космонавтика

Иран намерен четко придерживаться плана по развитию собственной космической программы. В частности, в ближайшее время руководство ИРИ намерено запустить в космос три спутника – «Фаджр», «Нахид» и «Зафар». По имеющимся данным полетная, высота «Фаджра» составит 370 – 400 км. при продолжительности цикла функционирования до 18 месяцев.

В июне 2012 г. глава Иранского космического агентства Х.Фазели подтвердил, что в ближайшее время его страна запустит на орбиту спутник с живыми организмами на борту. Этими организмами, предположительно будут обезьяны, которые, по словам Х.Фазели, «проходили надлежащую подготовку в течении всего прошлого года». Запуск спутника с животным на борту осуществляется в рамках более масштабного проекта по запуску в космос первого иранского космонавта, который должен состояться в 2019 г. В Тегеране особо подчеркивают, что реализация проекта по созданию в ИРИ собственной космонавтики осуществляется исключительно усилиями самого Ирана без какой-либо помощи извне.

Автомобилестроение

Флагман иранской экономики, автостроительная компания «Иран Ходроу», завила о начале массового выпуска нового пассажирского седана «Ранна» (о его создании было объявлено несколькими годами ранее). Созданная на базе «Пежо» машина позиционируется как национальный автомобиль, производимый практически полностью из иранских деталей. Так, по заявлениям представителей «Иран Ходроу», на «Ранна» будут устанавливаться двигатели иранской сборки объемом 1,4, 1,5, 1,6 и 1,7 литра, работающих на бензине класса ЕВРО4 и ЕВРО5. На автомобиль может быть установлена как ручная, так и автоматическая коробка передач.

Внешняя торговля

По данным Организации развития торговли ИРИ, в текущем году Тегеран намерен значительно увеличить объем экспорта ненефтяных товаров. Так, объем ненефтяного экспорта ИРИ в период с апреля по июнь 2012 г достиг 3 млрд долл. США. Исходя из существующих тенденций, эксперты предполагают, что с марта 2012 г. по март 2013 г. за рубеж будет продано продукции на сумму до 75 млрд долл. США. Из них на долю нефтехимического сектора придется 20 млрд долл. США, промтоваров – 16 млрд долл. США, газовых конденсатов – 15 млрд долл. США, сельского хозяйства – 11 млрд долл. США, технических и инжиниринговых услуг – 6,5 млрд долл. США, горнорудной промышленности – 3 млрд долл. США, ремесленных товаров – 1,5 млрд долл. США, ковров – 1 млрд долл. США, а также высокотехнологичную сферу – 1 млрд долл. США. В то же время, прогнозы Организации развития торговли ИРИ выглядят несколько завышенными, учитывая что в период с марта 2011 по март 2012 гг. ИРИ смог поставит за рубеж ненефтяных товаров на сумму 43,8 млрд долл. США, даже традиционно склонный к преувеличению возможностей собственной страны М.Ахмадинежад установил целью вывести вышеназванный показатель лишь на уровень 60 млрд долл. США.

В июне 2012 г. объем транзитных товаров, перевозимых через территорию Ирана вырос на 30%. По словам министра дорожного строительства и городского развития, Ш.Аффандизаде, во многом это было связано с успешной реализацией целого ряда инфраструктурных проектов в ИРИ, а также налаживанием устойчивых связей по вопросам транзита с приграничными странами. Как заявил Ш.Аффандизаде, его ведомство намерено завершить все начатые дорожные проекты к марту 2013 г. В количественном отношении, по словам министра, всего в июне 2012 г. через территорию Ирана транзитом было пропущено 3,4 млн тонн товаров включая топливо, хлопок, строительные материалы, бытовые товары, грузовые и пассажирские автомобили. Из них 91% был перевезен дорожным транспортом, а 9% — железными дорогами ИРИ. Основной объем транзитных товаров был ввезен через порт Бандар-Аббас (28% или 861 тыс. тонн), а также пропускные пункты Парвизхан в провинции Керманшах, Башмак в провинции Восточный Азербайджан, Базарган в провинции Западный Азербайджан и Серахс в провинции Хорасан-Разави. В свою очередь, основной поток товаров вывозился через порты Имам Хомейни (862 тыс. тонн или 28,4%) и Бандар-Аббас, а также пропускные пункты Догхарун и Серахс в провинции Хорасан-Разави.

В июне 2012 г. высокопоставленный чиновник Иранской организации по развитию торговли, К.Фатхолла-Керманшахи, сообщил о том, что руководством его страны был принят ряд мер по поддержке производителей и экспортеров ненефтяных товаров. В частности, был серьезно изменен закон о поддержке передовых экспортеров, отменены некоторые экспортные пошлины и заморожен рост некоторых других. Оказалось принято около 20 программ поддержки, в частности предусматривающих субсидирование транспортных издержек экспортеров, их участие в выставках и создание экспортных компаний.

Внешнеэкономические связи

Белоруссия

В июне 2012 г. посол Белоруссии в Иране, В.Рыбак, встретился с генерал-губернатором провинции Восточный Азербайджан А.А.Бейги. В ходе встречи были обсуждены перспективы развития сотрудничества между указанной областью ИРИ и Белоруссией. По словам В.Рыбака, на данный момент объем товарооборота между странами составляет 100 млн долл. США в год при общем объеме накопленных инвестиций в 2 млрд долл. США. Однако, по мнению чиновника, это далеко не предел: как Тегеран, так и Минск заинтересованы в дальнейшем укреплении связей. В частности, В.Рыбак признал, что Тебризский тракторный завод мог бы представлять интерес для белорусских деловых кругов.

Индия

В июне 2012 г. индийское правительство приняло решение продолжить импорт нефти из ИРИ и после введения с 1 июля 2012 г. европейского эмбарго на торговлю «черным золотом» с Ираном. При этом Тегерану было поставлено условие: все поставки сырья в Индию будут осуществляться иранскими танкерами, а также иранская сторона будет обязана страховать саму перевозку (в то же время, по другим данным, в июне 2012 г. государственная индийская General Insurance Corp (GIC) высказала свое намерение выделить 50 млн долл. США для оказания услуг иранским нефтяным перевозчикам с 1 июля 2012 г. Однако одобрения индийских властей она официально не получила). Помимо этого, Нью-Дели удалось получить от Вашингтона временную отсрочку на применение в отношении индийских компаний американских санкционных мер за торговлю с Ираном.

Как заявляют эксперты, в текущем году суточные поставки иранской нефти в Индию будут составлять 310 тыс. баррелей в сутки. Из них 100 тыс. баррелей придется на долю частной компании Эссар Оил (Essar Oil), а остальное – на долю государственных НПЗ.

В июне 2012 г. главы ТПП Ирана и ТПП Индии обсудили возможности участия индийского капитала в развитии иранских портов.

Министерство финансов Индии объявило о своем решении освободить от уплаты налогов и сборов торговые сделки на покупку иранской нефти, если оплата ее поставки осуществляется в рупиях (по ранее достигнутым между ИРИ и Индией договоренностям, 45% выплат за иранскую нефть оплачиваются в рупиях).

Ирак

Власти Ирана и Ирака договорились о наращивании объемов поставок нефтепродуктов и сжиженного нефтяного газа в Ирак. В соответствии с существующими договоренностями ежегодный объем поставляемых товаров в стоимостном выражении должен составить не менее 1,8 млрд долл. США. Основной объем поставок в Ирак должен пойти как через три существующих сухопутных таможенных пункта, так и через два морских порта Махшахр и Бандар-Аббас.

В июне 2012 г. министр нефти ИРИ Р.Касеми посетил Ирак. В ходе своего визита он провел встречи с иракским премьер-министром Н.аль-Малики, министром нефти А.Лийаби и вице-президентом Х.Шахрестани. По итогам переговоров был достигнут ряд договоренностей о расширении ирано-иракского сотрудничества в сфере энергетики. В частности, страны обсудили возможности поставок иранских нефтепродуктов в Ирак, перспективы развития совместных нефтяных полей, подготовки иракских технических специалистов в нефтегазовой сфере на базе иранских учебных заведений, а также строительства газопровода Иран-Ирак с налаживанием последующего экспорта иранского «голубого топлива» западному соседу ИРИ.

Казахстан

В июне 2012 г. в Астане прошло 12-е заседание постоянной ирано-казахстанской межправительственной комиссии по развитию торгово-экономических связей между двумя странами (предыдущее – 11-е заседание было проведено в 2009 г.). Принимавший в ней участие министр иностранных дел ИРИ А.А.Салехи выразил заинтересованность своей страны в усилении контактов между Ираном и Казахстаном. Особо он подчеркнул необходимость развития транспортных коридоров, которые позволили бы Казахстану и другим среднеазиатским странам получить выход к иранским портам в Персидском заливе. А.А.Салехи также указал на то, что существующий объем товарооборота между двумя странами не соответствует их действительным возможностям. Призвав Астану к активным действиям по наращиванию объемов торговли с ИРИ, он отметил и существующую необходимость в целом активизировать торговлю между странами Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС, ЭКО).

По итогам этой встречи стороны договорились вывести объем ирано-казахстанского товарооборота на уровень 5 млрд долл. США, а также рассмотреть возможности по активизации работ над созданием транспортных коридоров. В частности, А.А.Салехи отметил первостепенную значимость для Астаны и Тегерана развития транспортного коридора Оман-Катар-Иран-Туркменистан-Узбекистан-Казасхтан. Он также заявил, что работы над туркменским участком железной дороги Иран-Туркменистан-Казахстан вошли в финальную стадию.

Китай

К июню 2012 г. КНР увеличила закупки нефти у ИРИ. По данным иранской стороны, это произошло после «урегулирования некоторых вопросов» ранее мешавших активной торговле нефтью между странами. Так, по данным иранской статистики, если к маю 2012 г. объем экспорта иранской нефти в Китай составлял 388 тыс. баррелей в сутки, то к июню 2012 г. этот показатель вырос на 124 тыс. баррелей нефти (по другим данным на 34,5%).

В июне 2012 г. власти КНР выразили свое согласие профинансировать строительство пакистанской части амбициозного иранского проекта по созданию газопровода Иран-Пакистан (бывший проект трубопровода Иран-Пакистан-Индия или т.н. трубопровод «Мир»). Об этом Исламабад и Пакистан якобы уже договорились в ходе недавнего визита президента Пакистана А.А.Зардари и министра нефти и природных ресурсов А.Хуссайна в Китай.

В июне 2012 г. власти Ирана и Китая активно обсуждали возможности выработки дорожной карты для развития торгово-экономического сотрудничества между странами на ближайшие десять лет. Представители обеих стран признают, что, несмотря на активное наращивание ирано-китайских контактов в этой сфере, существует целый ряд проблем, препятствующих успешной реализации совместных проектов. Дорожная карта, в свою очередь, должна будет способствовать урегулированию этих трудностей. Необходимо отметить, что торговля между ИРИ и КНР и без того развивается весьма активно. Так, если в 2010 г. объем товарооборота между странами составил 30 млрд долл. США, то к 2011 г. он уже вышел на уровень 45 млрд долл. США. В 2012 г. одной из своих главных задач Тегеран и Пекин видят доведение этого показателя до уровня в 50 млрд долл. США.

Министерство промышленности, шахт и торговли ИРИ подписало меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с китайской Металлургической Компанией Metallurgical Group Corporation (MCC). Последняя уже активно работает на территории Ирана. Общий объем средств, вложенных ей в проекты в ИРИ, составил около 20 млрд долл. США. В соответствии с подписанным документом, китайцы будут привлечены к участию в еще 12 новых проектов, что приведет к увеличению вложенных ими инвестиций до 30 млрд. долл. США.

Пакистан

В июне 2012 г. Тегеран и Исламабад договорились об увеличении экспорта электроэнергии из Ирана в Пакистан до 1000 мегаватт. С этой целью ими будет построена новая ЛЭП Захедан-Кветта-Захедан. Власти двух стран уже согласовали стоимость будущих поставок, а также оговорили затраты по строительству новой ЛЭП. Так, из 700 млн долларов необходимых для реализации проекта 30% будет обеспечено Пакистаном, а 70% придется на долю ИРИ. Причем Иран предоставит средства в форме займа.

Россия

В июне 2012 г. делегация правительства Астраханской области во главе с губернатором региона А.Жилкиным посетила иранскую провинцию Хузестан. Были обсуждены возможности налаживания сотрудничества как между областями двух стран, так и между Астраханской областью и Ираном в целом. По словам А.Жилкина, главной задачей его области является вывод объемов товарооборота с ИРИ на уровень 10 млн тонн товаров в год (на текущий момент он составляет 5 млн тонн за счет существующих контактов между Астраханской областью и провинциями Гилян, Мазандеран и Голестан).

Таджикистан

В июне 2012 г. власти Ирана обсудили со своими таджикскими коллегами возможности по обмену электроэнергией с ее последующей перепродажей другим странам. Оценочно, ИРИ и Таджикистан могут обмениваться до 500 киловольт электроэнергии. Налаживание подобных операции потребует постройки новой линии электропередач Иран-Афганистан-Таджикистан. Представители ИРИ планируют поднять этот вопрос во время своих ближайших контактов с официальным Кабулом. В целом, сотрудничества с Душанбе в этом вопросе, полностью укладывается в рамки иранского плана по созданию единой энергосети государств Средней Азии и Кавказа, объединяющим звеном которой выступит ИРИ. В соответствии с этим планом, иранцы уже достигли соглашения с властями Туркменистана о строительстве новых ЛЭП пропускной способностью 400 киловольт, что позволит ИРИ обмениваться электроэнергией не только с Туркменистаном, но и Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Турция

Иран и Турция намерены активизировать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. Для обсуждения возможных практических шагов в этом направлении в конце июня 2012 г. Анкару посетила иранская делегация во главе с вице-президентом ИРИ по международным делам А.Саедлу. В ходе визита последний провел переговоры с министром торговли промышленности Турции Н.Эргуном. Стороны условились к концу 2012 г. вывести показатель товарооборота между странами на уровень 23 млрд долл. США с последующим его увеличением до 30 млрд долл. США. Среди практических шагов, которые должны были способствовать развитию ирано-турецких торгово-экономических отношений участники переговоров, в частности, обсудили возможность создания совместной промышленной зоны в приграничной территории между двумя странами. Следует отметить, что в последние 10 – 12 лет товарооборот между Ираном и Турцией демонстрировал устойчивую тенденцию роста. Так с 2000 по 2010 гг. он вырос с 1 до 10 млрд долл. США, а в 2011 г. этот показатель был уже на уровне 15 млрд долл. США.

Турция и Иран ведут переговоры о полном отказе от использования при ведении торговых операций евро и долларов и переходе на национальную валюту – лиры и риалы. По имеющимся данным Анкара уже практически прорабатывает детали будущей системы расчетов. Также необходимо ответить, что обе стороны в равной степени заинтересованы в переходе на использование национальных валют. Как отмечают в Анкаре, Турция уже частично перешла на подобную систему взаиморасчетов при ведении торговых операций с Россией и Китаем.

В июне 2012 г. губернатор провинции Голестан, Дж.Канаат, посетил турецкую провинцию Самсун по приглашению ее губернатора Х.Аксу. По результатам проведенных переговоров стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере торгово-экономических связей. Особое внимание было уделено вопросам организации транзита турецких товаров в Среднюю Азию (прежде всего, Туркменистан) через иранскую провинцию Голестан.

Торговое представительство Зенджана было открыто в Трабзоне.

Япония

Объем закупаемой Японией иранской нефти в июне 2012 г. составил 120 тыс. баррелей в сутки. Столько же сырья Токио планирует импортировать из ИРИ и в июле 2012 г. По словам японских чиновников, 120 тыс. баррелей – это минимально возможный объем нефти, которую их страна может покупать у Тегерана. Дальнейшее снижение закупок, по их мнению, является нецелесообразным. На этом фоне два торговых дома Митсубиши (Mitsubishi Corp) и Тойота Тсушо (Toyota Tsusho) объявили о своем намерении продолжить импорт иранской нефти для Showa Shell Sekiyu и JX Nippon Oil & Energy. Объем закупок торговым домом Митсубиши оцениваются в 15 тыс. баррелей в сутки.

41.42MB | MySQL:92 | 1,874sec