Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21-27 января 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте, Ираке и Израиле. Обстановка в Египте резко обострилась. В стране прошли массовые антиправительственные выступления. В Ираке усиливается противостояние между оппозиционными силами и правительством Н. аль-Малики. 23 января в Израиле состоялись внеочередные парламентские выборы. Первое место занял блок партий Ликуд — Наш дом Израиль (НДИ).

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 23 января, что «арабские революции изменили баланс сил в регионе, а нестабильность в Мали превратила эту страну в убежище для террористов, которые стремятся расширить свое влияние, и намерены совершать больше нападений». Клинтон признала, что в ходе недавней масштабной атаки на газовый комплекс в Алжире «террористы использовали оружие, завезенное из Ливии».

Ситуация в Египте резко обострилась в результате массовых выступлений против власти исламистов во главе с президентом страны М. Мурси. Протестные акции были приурочены ко второй годовщине свержения режима М. Мубарака. 25 января масштабные антиправительственные демонстрации, во многих случаях переросшие в столкновения с полицией и беспорядки, произошли в Каире, Суэце, Исмаилии, Александрии, Луксоре, Эль-Минье и ряде других городов. Демонстранты скандировали антиправительственные лозунги и призывали М. Мурси немедленно уйти в отставку. Оппозиция обвинила исламистов в попытках узурпировать власть в Египте и в «предательстве идеалов революции». Руководство же «Братьев-мусульман» не стало призывать своих сторонников выходить на акции протеста, чтобы избежать возможных столкновений с противниками режима. В Каире протестующие соорудили палаточный лагерь на площади Ат-Тахрир, совершили нападения на госучреждения, в частности, на здание МВД и президентский комплекс. Нападения на административные здания и полицейские участки произошли и в других городах. В ходе столкновений с полицией и беспорядков 25 января, по официальным данным, погибли 9 и пострадали 456 человек. Президент М. Мурси обратился к гражданам страны, призвав египтян прекратить насилие и выражать свое мнение свободно, но мирно. Из-за обострения обстановки в стране М. Мурси отменил свою поездку на саммит Африканского союза в Аддис-Абебе. Командование вооруженных сил Египта объявило, что армия не будет вмешиваться в противостояние демонстрантов и полиции, но разместила воинские части под Каиром из предосторожности. 26 января «для обеспечения порядка и безопасности» войска все же были введены в города Суэц и Исмаилия, где полиция не смогла справиться с беспорядками.

26 января выступления оппозиции имели место в Каире, Суэце и в ряде других мест. Однако наиболее масштабные и кровопролитные беспорядки произошли в Порт-Саиде. Они были спровоцированы вынесенным судом смертным приговором в отношении 21 фигуранта из числа футбольных болельщиков, проходивших по делу о кровавом погроме на местном стадионе в феврале 2012 г. Тысячи родственников приговоренных и радикально настроенных болельщиков пошли на штурм тюрьмы, где содержатся обвиняемые, а затем стали нападать на полицейские участки, здание местного суда, казармы МВД и попытались прорваться к администрации Суэцкого канала. Группа неизвестных обстреляла несколько судов, проходивших по Суэцкому каналу. Произошли ожесточенные столкновения с полицией. В город были введены войска. В итоге погибли свыше 30 и пострадали свыше 300 человек.

Египетская либеральная оппозиция в лице Фронта национального спасения (ФНС) 26 января выдвинула ультиматум властям, дав им неделю на урегулирование политического кризиса в стране. В противном случае, ФНС грозит бойкотировать предстоящие парламентские выборы, и обещал вывести 1 февраля миллионы египтян на акции протеста по всей стране. Главными требованиями Фронта являются: внесение поправок в конституцию страны и создание правительства национального единства.

Национальный совет обороны Египта на экстренном заседании под председательством М. Мурси 26 января призвал граждан помочь стране выйти из кризиса, но заявил о праве государства на введение чрезвычайного положения в районах, где происходят массовые беспорядки. Также было подчеркнуто, что армия сохранит нейтралитет, и не будет вмешиваться в политический процесс. В то же время руководство «Братьев-мусульман» заявило, что глава государства должен ввести в Египте чрезвычайное положение.

27 января в Порт-Саиде вновь произошли массовые беспорядки, приведшие к гибели трех человек, пострадали до 400 человек. Акции протеста прошли также в Каире.

В Ираке нарастает противостояние между оппозицией и правительством Н. аль-Малики. В центральных, северных и западных районах страны с преобладающим арабским суннитским населением не прекращаются многотысячные акции протеста, участники которых требуют отставки Н. аль-Малики, обвиняют его «в дискриминационной политике по отношению к выходцам из суннитской общины и преследовании ее лидеров». Крупнейшие манифестации оппозиции прошли 24 января. В ходе столкновений демонстрантов с войсками в Эль-Фаллудже 25 января погибли 6 демонстрантов, более 60 человек получили ранения. Этот инцидент стал наиболее серьезным с начала акций протеста в декабре прошлого года. 26 января во время похорон жертв столкновений в Эль-Фаллудже были убиты трое военнослужащих. Во избежание новых инцидентов командование вывело войска из города, а министерство обороны Ирака начало расследование произошедшего.

26 января иракский парламент большинством голосов (176 из 242 присутствовавших) одобрил закон, запрещающий избрание на третий срок главы правительства, президента и спикера Совета представителей, что не должно позволить Н. аль-Малики претендовать на кресло премьер-министра после выборов в 2014 г. Новый закон поддержали депутаты от блока «Аль-Иракия», курдских партий и фракции радикального шиитского лидера М. ас-Садра. В тоже время сторонники аль-Малики назвали этот документ незаконным, так как в конституции Ирака нет временных ограничений для занятия поста главы правительства.

Противостояние между властью и оппозицией стремятся использовать в своих интересах суннитские экстремисты из группировки «Исламское государство в Ираке». В стране активно действуют террористы.

23 января в Израиле прошли досрочные парламентские выборы. Явка избирателей превысила 66 процентов. Первое место занял блок Ликуд-НДИ, завоевавший 31 из 120 мест в Кнессете, что на 11 мандатов меньше, чем на предыдущих выборах. Большого успеха добилась новая центристская партия «Еш атид» во главе с Я. Лапидом, завоевавшая второе место с 19 мандатами. На третьем месте левые из партии Авода (15 мест). Правая партия «Еврейский дом», выражающая интересы еврейских поселенцев, имеет 12 мест. Религиозные партии ШАС и Яхадут а-Тора получили, соответственно 11 и 7 мест. По 6 мест имеют левые партии МЕРЕЦ и «Ха-Тнуа№. Три арабские партии в совокупности имеют 11 мандатов, а партия Кадима – 2. По мнению экспертов, лидер Ликуда и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху сохраняет наибольшие шансы на то, чтобы возглавить новое правительство страны.

В Палестинской национальной администрации заявили о готовности вести диалог с любым правительством Израиля, которое будет создано по итогам парламентских выборов, если оно признает палестинскую государственность в границах 1967 г. и прекратит поселенческую деятельность.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими констатировали отсутствие прогресса в урегулировании конфликта в САР, где продолжаются боевые действия между правительственными силами и вооруженными противниками режима. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои шли в предместьях Дамаска и в Хомсе. 26 января первая натовская батарея ЗРК «Пэтриот» была развернута в Турции недалеко от границы с САР. В ближайшее время на боевое дежурство заступят еще пять батарей. 22 января в Москву прибыла первая группа российских граждан (77 человек), решивших покинуть Сирию. В МИД РФ заявили, что полномасштабная эвакуация россиян из САР не планируется.

Премьер-министр Сирии В. аль-Хальки подтвердил готовность властей САР к диалогу со всеми политическими и общественными силами, включая «вооруженных мятежников», которые «стоят на патриотических позициях» и готовы «участвовать в строительстве новой демократической и плюралистической Сирии». МВД САР 24 января заявило, что представителям всех оппозиционных политических сил, желающим принять участие в национальном диалоге, будут предоставлены гарантии безопасности, и они смогут беспрепятственно въехать в Сирию, находиться на ее территории и выехать за ее пределы. По призыву властей 25 января верующие-мусульмане молились в мечетях за восстановление мира, безопасности и стабильности в стране.

Сирийская оппозиция отложила решение о формировании правительства страны в изгнании. Делегация оппозиционеров выехала в Катар для переговоров о предоставлении финансовой помощи, которая оценивается в 40 млн долларов в день «на военные, гуманитарные и административные нужды». Также зарубежные оппозиционеры заявляют о необходимости получения поддержки от противников режима в самой Сирии.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что пока желание оппозиции свергнуть Асада любой ценой остается, борьба будет продолжаться и «люди будут умирать». Глава российского правительства Д. Медведев считает, что у Б. Асада «все меньше шансов остаться у власти», но вопрос должен решить сирийский народ. По мнению главы МИД Саудовской Аравии принца С. аль-Фейсала, уровень насилия в сирийской гражданской войне достиг таких значений, что «сейчас невозможно даже помыслить о разрешении этого конфликта на основе договоренности сторон».

Досрочные выборы в нижнюю палату парламента прошли 23 января в Иордании. Фронт исламского действия (ФИД) — основная оппозиционная сила, левые и националисты бойкотировали голосование, требуя принятия нового избирательного закона, который бы обеспечил в парламенте «справедливое народное представительство». При этом лидер ФИД Х. Мансур подтвердил, что исламисты не стремятся «свергнуть королевский режим, а добиваются, чтобы парламент стал органом власти, принимающим участие в государственных делах». Явка на выборах составила 56,5 процентов, что свидетельствует о том, что объявленный исламистами бойкот не был поддержан значительной частью населения. Из 150 депутатов 37 человек будут представлять оппозицию. По мнению местных аналитиков, выборы «не изменили кардинально внутриполитический статус-кво», а противостояние между властями и «Братьями-мусульманами» продолжится на фоне ухудшающегося экономического положения королевства. Так, уже 26 января в стране прошли демонстрации протеста против итогов голосования.

Премьер-министр Алжира А. Селлаль заявил, что его страна не будет направлять своих военных за рубеж, включая Мали, и не станет предоставлять свою территорию для иностранных войск. При этом он подчеркнул, что представление Алжиром воздушного пространства для ВВС Франции, участвующих в операции в Мали, было «суверенным решением алжирских властей», которое они приняли «в соответствии с международным правом и решениями Совета Безопасности ООН, касающимися ситуации в Мали».

21 января король Бахрейна Х. Аль Халифа предложил различным политическим силам страны начать диалог по вопросу о будущем королевства. В ответ представители оппозиционных шиитских фракций заявили о готовности принять предложение монарха. В то же время оппозиция провела 25 января несанкционированную властями антиправительственную демонстрацию в столице страны Манаме, которая была разогнана полицией. Тем не менее, власти полагают, что диалог может стартовать уже в начале февраля.

Безрезультатно завершились 25 января переговоры в Аддис-Абебе между президентами Судана и Южного Судана О. аль-Баширом и С. Кииром. Два лидера обсуждали спорные вопросы, в том числе создание механизма по контролю за безопасностью на границе двух государств и формирование парламента в спорном районе Абьей.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах внешней политики Туниса

 

 

После революционной смены власти в Тунисе в 2011 г. внешняя политика страны стала более динамичной. Усилился арабский вектор тунисской политики, больше внимания стало уделяться отношениям с соседями по Арабскому Магрибу. Активнее стал действовать Тунис и на международной арене. При этом новое руководство страны, как и в прежние годы, стремится избегать внешних конфликтов, прежде всего с соседними странами, прилагает усилия к тому, чтобы решать возникающие с ними проблемы политическими методами. Одним из основных направлений внешнеполитической деятельности нынешних руководителей Туниса стало получение возможно большей зарубежной финансовой помощи в интересах улучшения экономического положения страны, осложнившегося после революции. Много внимания уделяется созданию положительного имиджа Туниса в мире.

Заметный отпечаток откладывает на внешнюю политику Туниса продолжающаяся борьба между различными политическими силами страны. Так, сторонники сохранения светского пути развития республики выступают за продолжение преимущественной ориентации на традиционных партнеров Туниса, прежде всего, Евросоюз. В то же время «умеренные» исламисты из партии «Ан-Нахда», занимающие ведущие позиции в правительстве и парламенте, предлагают усилить диверсификацию внешнеполитического курса страны и сделать упор на всемерное развитие связей с аравийскими монархиями, в частности, с Катаром.

Современная внешняя политика Туниса в очень большой степени связана с событиями, происходящими в странах Арабского Востока и Сахеля. Речь главным образом идет о Ливии, Сирии, а в последнее время – Мали.

Вооруженное противостояние между противниками и сторонниками Каддафи в Ливии началось в феврале 2011 г. вскоре после свержения тунисского президента З. Бен Али. Новое тунисское руководство поддержало ливийских повстанцев, хотя признало Переходный национальный совет Ливии единственной легитимной властью в соседней стране лишь в августе 2011 г. По мнению экспертов, роль Туниса в победе ливийских повстанцев «была одной из ключевых». На тунисской территории лечились и отдыхали раненые боевики повстанческих отрядов, тунисские военные, начиная с середины лета 2011 г., предоставляли свои логистические возможности для переброски оружия и топлива противникам Каддафи. Очень важной была роль Туниса в открытии «второго фронта» на западе Ливии против войск Каддафи, что ускорило падение его режима. Как видится, такая позиция руководства Туниса в значительной степени была обусловлена «циничным экономическим расчетом» на получение столь необходимых стране преференций от сотрудничества с Ливией.

После падения режима М. Каддафи тунисское правительство стало активно налаживать отношение с новыми ливийскими властями. В январе 2012 г. временный президент Туниса М. Марзуки посетил Ливию с официальным визитом, обсудив перспективы развития двустороннего сотрудничества в различных сферах. Стороны заявили о намерении «облегчить сближение двух народов, содействовать их свободному перемещению, проживанию и работе на национальных территориях, а также приобретению там собственности на равноправной основе». Тунис выступает за расширение торговых отношений с восточным соседом. Вместе с тем тунисские власти озабочены незаконным оборотом оружия в районах, прилегающих к границе с Ливией, а также периодически происходящими в приграничной полосе инцидентами «между ливийскими вооруженными элементами» и тунисскими пограничниками. В этой связи Тунис и Ливия проводят совместные мероприятия с целью улучшения контроля над их общей границей.

Что касается событий в Сирии, то Тунис поддерживает «законные притязания сирийцев на свободу и социальную справедливость», выступает за прекращения кровопролития в САР, подчеркивая, что «нет другого выхода из этой трагической ситуации, кроме падения режима Башара Асада и поворота к демократическому транзиту в Сирии». При этом тунисское руководство «принципиально против военного вмешательства» в сирийский конфликт, так как в Тунисе «уже видели такие примеры в регионе» и не хотят их повторения. Вместе с тем, временный президент Туниса М. Марзуки в сентябре 2012 г. призвал направить в Сирию контингент арабских миротворческих сил. Тунис поддержал все решения ЛАГ о санкциях против дамасских властей. В феврале 2012 г. тунисский посол был отозван из Дамаска, а премьер-министр страны Х. аль-Джебали призвал всех арабских лидеров порвать дипломатические отношения с сирийским режимом. Именно в Тунисе 24 февраля 2012 г. прошло первое совещание группы т. н. «Друзей Сирии», участники которого настаивали на новых политических и экономических санкциях в отношении Дамаска и поддержали сирийскую оппозицию. Глава тунисского государства М. Марзуки 28 февраля 2012 г. выразил свое согласие на то, чтобы Б. Асад и его семья получили статус беженцев для политического решения сирийского кризиса.

В связи с французской военной операцией в Мали было заявлено, что «Тунис понимает и осознает потребность французского военного вмешательства и неизбежность возникновения при этом проблем в области безопасности для того, чтобы в итоге воспрепятствовать превращению Мали в очаг терроризма и насилия». Этим заявлением министр иностранных дел страны Р. Абдессалям попытался смягчить заявленную ранее позицию, что Тунис выступает против военных операций в Африке, в которых участвуют иностранные войска. При этом министр подтвердил приверженность своей страны данному принципу, но подчеркнул, что французское участие в операции обусловлено просьбой об этом со стороны официальных властей Мали.

Тунис стремится улучшить отношения с магрибинскими соседями и выступает за реанимацию региональной организации – Союза Арабского Магриба. В начале 2012 г. М. Марзуки посетил с визитами Марокко, Алжир и Мавританию. В июне минувшего года власти страны объявили, что граждане Алжира, Марокко и Мавритании смогут пользоваться в Тунисе правом свободы въезда (при предъявлении удостоверении личности, а не загранпаспорта, как это было ранее), работы, собственности и капиталовложений. В то же время граждане Ливии не получили таких прав «из соображений сохранения порядка и безопасности на территории Туниса». В условиях усиления террористической активности в регионе получают развитие контакты между Тунисом и Алжиром по вопросам безопасности.

Тунис поддерживает активные связи с радикальным палестинским движением ХАМАС. В январе 2012 г. страну посетил лидер ХАМАСа в секторе Газа И. Хания, которому был оказан теплый прием, что вызвало недовольство Палестинской национальной администрации во главе с М. Аббасом. В ноябре прошлого года в Газе побывал глава тунисского МИДа Р. Абдессалям. Он осудил последнюю военную операцию Израиля против палестинских боевиков, назвав действия израильтян «незаконными и неприемлемыми».

Развиваются отношения с Катаром, ОАЭ и Кувейтом, однако имеются сложности в отношениях с Саудовской Аравией, где скрывается бывший президент Туниса З. бен Али, которого саудовцы отказываются экстрадировать на родину.

Правительство Туниса «с радостью» восприняло избрание М. Мурси президентом Египта, «и не из-за того, что победил именно Мурси, а из-за того, что к власти не пришли элементы прежнего режима».

Новые тунисские руководители совершили визиты в США и ряд европейских государств, а в Тунисе побывали главы внешнеполитических ведомств США, Франции и некоторых других стран. В отношениях с Западом тунисские лидеры делают упор на получение инвестиций, без которых, как они заявляют, страну «ждет хаос и анархия, а это будет иметь отрицательные последствия в глобальном масштабе». И надо сказать, что западная финансовая помощь Тунису оказывается. Так, Всемирный банк обязался облегчить процедуру реституции замороженных в европейских банках авуаров З. Бен Али. Евросоюз выделил Тунису в 2011-2012 гг. 400 млн евро. Финансовая помощь поступает и из США. Кроме того, Вашингтон намерен продолжать военное сотрудничество с Тунисом. Вместе с тем, политическая нестабильность, сохраняющаяся в Тунисе, затрудняет получение зарубежной помощи. Западные политики призывают тунисских «умеренных» исламистов теснейшим образом сотрудничать со светскими партиями с целью дальнейшей демократизации политической системы страны. В ответ новые лидеры Туниса заявляют, что преобразования в стране не опасны для Запада, поскольку «антидемократическая исламская политическая система не встретит поддержки народа, мы хотим исламской демократии, а не авторитаризма».

В июне 2012 г. глава МИД Туниса Р. Абдессалям посетил с рабочим визитом Москву, где заявил, что новое руководство страны «реально стремится расширять горизонты сотрудничества» с Россией в экономической, культурной и образовательной сферах.

52.72MB | MySQL:103 | 0,619sec