Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 апреля – 5 мая 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ираке. Сообщается, что израильские ВВС дважды – 4 мая и в ночь на 5 мая нанесли мощные ракетные удары по военным объектам на территории Сирии. 29 апреля правительства Ирака и иракской курдской автономии подписали соглашение, определяющее пути урегулирования спорных проблем, существующих между сторонами. Тем временем в начале мая вновь усилилась напряженность между правительством Н. аль-Малии и иракской суннитской оппозицией.

В Сирии продолжается гражданская война. На прошедшей неделе наиболее масштабные и ожесточенные боевые действия велись в центральной части страны в провинции Хомс, в приморской провинции Тартус и в районах, прилегающих к Дамаску. В самой столице боевики вновь совершили несколько крупных терактов, в том числе 29 апреля – покушение на премьер-министра САР В. аль-Халики, который не пострадал.

Сообщается, что израильские ВВС дважды – в ночь 4 мая и в ночь на 5 мая нанесли мощные ракетные удары по объектам сирийских правительственных войск в районе Дамаска. Причем в обоих случаях израильские самолеты действовали из воздушного пространства Ливана. По информации СМИ, главными объектами израильских ударов стали новейшие иранские ракеты класса «земля-земля», предназначенные для передачи «Хизбалле». О нанесении второго удара официально подтвердили в Дамаске. Сирийский МИД назвал израильские акции «объявлением войны». Действия Израиля осудили ЛАГ и Египет. Заместитель министра обороны Израиля Д. Данон 5 мая заявил, что Государство Израиль защищает свои интересы, и будет продолжать это делать». На север страны переброшены две батареи комплекса ПРО «Железный купол», а войска Северного военного округа приведены в состояние полной боевой готовности.

Вашингтонская администрация заявляет, что США и их союзники продолжают проверять информацию о возможном применении в Сирии химического оружия (ХО). По словам президента США Б. Обамы, американцы располагают свидетельствами применения ХО в Сирии, но фактов и доказательств пока недостаточно для принятия решения о дальнейших действиях. В этой связи Вашингтон продолжит оказывать давление на Дамаск по поводу расследования возможного применения ХО властями Сирии против своих граждан. При этом Обама пообещал взвешенный подход к этому вопросу, а также выбрать «наилучший из всех имеющихся вариантов для прекращения кровопролития» в Сирии. 4 мая Обама заявил, что отвергает возможность ввода американских войск на территорию Сирии. В то же время Соединенные Штаты будут наращивать поддержку сирийской оппозиции, но пока не планируют снабжать ее вооружениями.

В случае военной победы сил вооруженной оппозиции в Сирии велика вероятность того, что к власти в стране придут боевики-экстремисты, а не политики из национальной оппозиционной коалиции, заявил 30 апреля глава МИД России С. Лавров. В их число входят члены связанной с «Аль-Каидой» группировки «Джабхат ан-нусра». Позиция России и США по Сирии имеет важное значение, но решение сирийского кризиса зависит не только от этих стран, заявил Лавров, подчеркнув, что «речь идет о том, чтобы отказаться от предварительных условий и искусственных предлогов затягивания переговоров между оппозицией и властями». Москва усматривает подготовку почвы для внешнего вмешательства в дела Сирии в идее Совбеза ООН использовать ситуацию с беженцами для создания гуманитарных коридоров и бесполетных зон. В то же время Россия готова к переговорам со всеми представителями сирийской оппозиции, заявил С. Лавров, комментируя заявление представителя оппозиционной Сирийской свободной армии о готовности в любой момент начать переговоры с Москвой.

Лидер ливанской радикального ливанского шиитского движения «Хизбалла» Х. Насралла подтвердил на минувшей неделе, что бойцы его организации принимали участие в сирийском конфликте на стороне правительственных войск, объяснив это тем, что сирийские повстанцы неоднократно планировали акции по захвату приграничных ливанских поселений.

29 апреля в Багдаде премьер-министр Ирака Н. аль-Малики и глава правительства иракской курдской автономии Н. Барзани подписали соглашение, определяющее пути урегулировании спорных проблем между центральными властями и Регионом Курдистан. По информации курдских официальных источников, этот документ охватывает все основные нерешенные вопросы между Эрбилем и Багдадом. Как считают курдские политики, новое соглашение «называет ключевым способом решения этих вопросов – баланс сил, при котором курды признаются равноправным участником в управлении страной и решении всех вопросов». Так, стороны договорились реализовать статью 140 конституции Ирака (решение проблемы Киркука), ускорить принятие закона о нефти и газе, который, в частности, будет регулировать отношения между Центром и курдской автономией в этой сфере, наладить «партнерство и сотрудничество в применении Конституции» Ирака. Также предусмотрено формирование специального комитета, которому будет поручена разработка механизма установления границ спорных территорий, на которые претендуют Багдад и Эрбиль, и комитета для внесения поправок в бюджет 2013 г. Кроме того, соглашение обязывает федеральное правительство выплачивать средства на содержание курдских военных формирований «пешмерга», как части структуры национальной обороны Ирака. По каждому из пунктов документа будет назначена специальная совместная комиссия, призванная контролировать их исполнение. По заявлению Н. Барзани, в случае нарушения данного соглашения, курды выйдут из правительства Ирака. Согласно решению президента курдской автономии М. Барзани, в ближайшее время курдские министры и депутаты иракского парламента вернуться в Багдад и приступят к исполнению своих служебных обязанностей.

В конце апреля наметились некоторые признаки снижения остроты напряженности в противостоянии между правительственными войсками и участниками массовых акций протеста в суннитских провинциях Ирака. Однако в начале мая накал противостояния между сторонами вновь стал усиливаться. Некоторые лидеры местных суннитских племен и религиозные авторитеты выступили с призывами создать на севере, западе и в центре страны отдельный самостоятельный суннитский регион или даже независимое государство. В главном городе на севере Ирака – Мосуле и в его окрестностях 3 мая произошли столкновения сил безопасности с суннитскими боевиками. Вместе с тем, участники акций протеста выдвинули Великого муфтия А. М. ас-Саади в качестве главного представителя на переговорах с правительством. М ас-Саади является высшим суннитским духовным авторитетом Ирака.

На высоком уровне сохраняется в Ираке террористическая активность экстремистских группировок. Так, 29 апреля теракты были совершены в городах на юге Ирака — погибли 29 человек, а 1 мая теракты произошли в Багдаде и некоторых городах в центре и на западе страны. Погибли 25 человек.

29 апреля в Вашингтоне состоялась встреча госсекретаря США Дж. Керри с делегацией ЛАГ во главе с премьер-министром Катара Х. Аль Тани, на которой обсуждались вопросы палестино-израильского урегулирования. Делегация ЛАГ была представлена также генсеком организации Н. аль-Араби, министрами иностранных дел Египта, Бахрейна и Палестины, представителями Саудовской Аравии и Ливана. Делегация ЛАГ выразила поддержку принципу определения будущих границ между Израилем и палестинцами на основе обмена территориями. Керри, со своей стороны, поддержал мирную инициативу ЛАГ от 2002 г. В то же время лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машаль отверг вариант обмена землями с Израилем, отметив, что первостепенной задачей для движения на следующие четыре года является полное освобождение палестинских земель, а также освобождение палестинских заключенных из израильских тюрем.

1 мая органы безопасности ХАМАС провели облаву на экстремистов-салафитов, обосновавшихся в секторе Газа. В последнее время проблемой для ХАМАСа стали осуществляемые радикальными исламистами несанкционированные пуски ракет по Израилю, что ставит под угрозу срыва перемирие между этим движением и Израилем, заключенное в конце 2012 г.

Парламент Ливии 5 мая принял закон «О политической изоляции», который предусматривает запрет для многих чиновников режима М. Каддафи занимать в течение пяти лет высокие посты в новых государственных структурах страны. Под действие нового закона может попасть и нынешний глава ливийского правительства А. Зейдан, который был во времена Каддафи дипломатом, а также до 40 депутатов нынешнего ливийского парламента. Вскоре после принятия закона «О политической изоляции» группы вооруженных боевиков из числа бывших «революционеров», воевавших против войск Каддафи, разблокировали задания МВД, МИД и министерства юстиции, которые они осаждали в течение недели, требуя скорейшего принятия закона о люстрации.

По сообщениям, поступающим из Ливии, власти страны не в состоянии поддерживать безопасность и порядок на крупнейших нефтяных и газовых месторождениях. Вследствие этого, только за последние пять месяцев государственный бюджет потерял примерно 1 млрд долларов. Сегодня в ливийском нефтяном секторе по-прежнему царит хаос. Вооруженные отряды ополченцев захватывают энергетические объекты, местные племена требуют работы, блокируя нефтяные месторождения и экспортные морские терминалы. В этих условиях многие иностранные специалисты-нефтяники вынуждены покидать Ливию.

30 апреля парламент Кипра одобрил кредитное соглашение о предоставлении займа с тройкой кредиторов — Евросоюзом, МВФ и Европейским Центробанком. По условиям соглашения республика получит 10 млрд евро финансовой помощи. В этот же день парламентарии одобрили ряд других законопроектов, в том числе о повышении налогов и сокращении зарплат, на которых настаивали кредиторы. Брюссель согласился предоставить 10 миллиардов евро на том условии, что Кипр сам найдет еще 5-7 млрд евро (по информации СМИ, Никосию могут обязать найти дополнительно еще 6 млрд).

Президент Афганистана Х. Карзай 4 мая попросил ЦРУ США продолжать негласное финансирование правительства его страны. Президент подтвердил публикацию газеты «Нью-Йорк таймс», согласно которой ЦРУ более 10 лет переводит его администрации значительные средства. Карзай не уточнил, о каких именно суммах идет речь, но сообщил, что «средства использовались на разные цели, включая лечение больных, стипендии учащимся. Мы отчитались за эти траты перед правительством США».

4 мая США назначили своего нового специального представителя в Афганистане и Пакистане. Им стал дипломат Дж. Доббинс, который считается «влиятельной политической личностью». По словам госсекретаря США Дж. Керри, деятельность нового спецпредставителя будет направлена на «скорейшее мирное разрешение конфликтов» в регионе.

Суд пакистанского города Пешавар 30 апреля пожизненно запретил бывшему президенту страны П. Мушаррафу баллотироваться в законодательные собрания как на национальном, так и на региональном уровне. Свое решение судьи мотивировали тем, что экс-президент в 2007 г. дважды нарушил конституцию, введя чрезвычайное положение и арестовав судей Верховного суда. Мушарраф также проходит обвиняемым по делу об убийстве экс-премьера Пакистана Б. Бхутто и об убийстве лидера националистов провинции Белуджистан А. Бугти. Суд 18 апреля выдал ордер на арест Мушаррафа и в настоящее время он находится под домашним арестом. Сам Мушарраф называет все обвинения «политически мотивированными».

Командование вооруженных сил Пакистана предполагает выделить не менее 70 тыс. военнослужащих и 50 вертолетов для обеспечения безопасности при проведении парламентских выборов, которые должны состояться 11 мая. Отметим, что многие пакистанские политические партии настаивают на присутствии военных на избирательных участках в качестве гарантии «свободного и честного голосования».

Приложение

О саудовско-иранских отношениях

Отношения между ведущими державами зоны Персидского залива — Королевством Саудовская Аравия и Исламской Республикой Иран — никогда не были простыми, особенно в последнее время, когда два главных региональных игрока находятся в состоянии необъявленной «холодной войны» и балансируют на грани возможной конфронтации. И это при том, что от состояния саудовско-иранских отношений во многом зависит положение дел на Ближнем и Среднем Востоке и в мусульманском мире.

Главными факторами, определяющими отношения Эр-Рияда и Тегерана, являются региональное соперничество и жесткая конкуренция, обусловленные политическими амбициями руководства двух государств, и религиозным аспектом: Иран — лидер шиитской ветви ислама, а Саудовская Аравия – суннитской. И здесь во всей полноте сказывается традиционное взаимное недоверие шиитов и суннитов. КСА и ИРИ считают арабский и мусульманский мир зонами собственной гегемонии, активно поддерживают ориентирующиеся на КСА и ИРИ политические силы в странах региона. Эр-Рияд серьезно обеспокоен наступательной, экспансионистской политикой Тегерана в странах Арабского Востока и мусульманского мира, что официально закреплено в иранской доктрине «экспорта исламской революции», и прилагает значительные усилия для противодействия подрывному, «заражающему» иранскому влиянию. Две страны по-разному оценивают общую ситуацию на Ближнем Востоке, многие конкретные события, происходящие в арабском и исламском мире. Немаловажно и то, что антизападная составляющая иранского внешнеполитического курса, входит в противоречие с прозападной ориентацией, которой придерживается КСА. Иран критически относится к тесным партнерским отношениями Саудовской Аравии с США, считает Эр-Рияд одним из главных проводников интересов и политики Вашингтона в регионе. Сами же иранцы активно используют свой жесткий, радикальный антиамериканский курс для усиления авторитета и влияния ИРИ в арабских и мусульманских странах и ослабления позиций саудовского соперника.

Правители КСА видят в доктрине «экспорта исламской революции» и пропаганде Ираном идеи объединения шиитских территорий в единое государственное образование реальную угрозу территориальной целостности королевства, на востоке которого, в главном нефтеносном районе Саудовской Аравии компактно проживает многочисленная и политически активная шиитская община. В Эр-Рияде подозревают саудовских шиитов в связях с Тегераном. Вместе с тем, многие зарубежные эксперты считают, что протестные выступления саудовских шиитов происходят не под воздействием иранских манипуляций, а являются следствием дискриминационной политики саудовского руководства по отношению к религиозному меньшинству.

Серьезные опасения испытывает Эр-Рияд в связи с масштабными программами наращивания военной мощи ИРИ, реализацией иранской ядерной программы, которая может привести к появлению у Тегерана атомного оружия, что неприемлемо для КСА, т. к. разрушит сложившийся в регионе баланс сил не в пользу Эр-Рияда. Саудовцы обеспокоены подготовкой Ирана к активному использованию ассиметричных способов ведения войны в зоне Персидского залива. Военное строительство в КСА, масштабные закупки современного американского оружия во многом ориентированы на противостояние с Ираном. Причем в Эр-Рияде отчетливо понимают, что в силу целого ряда причин экономического, научно-технического и демографического характера страна не в состоянии самостоятельно соперничать с Ираном в деле усиления конвенциональных вооруженных сил и вооружений. По мнению многих экспертов КСА может начать разработку собственного ядерного оружия в случае, если Иран станет его обладателем. Здесь же отметим, что саудовцы, выступая против иранского атомного оружия, одновременно обеспокоены возможной попыткой США или Израиля решить ядерную проблему ИРИ силовым путем, что, по их мнению, резко осложнит региональную ситуацию и серьезно ухудшит положение дел в королевстве, негативным образом скажется на положении правящего монархического режима.

Еще одной сферой саудовско-иранских противоречий является конкуренция на мировых рынках углеводородов, споры в ОПЕК по вопросам квотирования добычи и экспорта нефти, где КСА и ИРИ обладают соответственно первой и второй квотами. Причем саудовцы под нажимом США могут пойти на увеличение добычи нефти, что вызывает недовольство в Тегеране. В то же время в Эр-Рияде обеспокоены угрозами иранцев использовать нефтяной рычаг давления на Запад в случае обострения ситуации вокруг ядерной программы ИРИ. Саудовцы обеспокоены возможным перекрытием Ормузского пролива Ираном, что может привести к значительному сокращению поступления нефти из аравийских монархий. Причем даже кратковременная блокада пролива в состоянии нанести очень серьезный финансовый и экономический урон Саудовской Аравии.

«Арабская весна» способствовала усилению саудовско-иранского соперничества в странах Арабского Востока. Речь, прежде всего, идет о Сирии, Бахрейне, Ираке, Ливане и Йемене. Иран считает, что курс КСА и Катара на свержение режима Б. Асада в Сирии имеет цель лишить Тегеран очень важного для него плацдарма в арабском мире. В Эр-Рияде же вызывает повышенную озабоченность и раздражение помощь Тегерана официальному Дамаску, которая позволяет «держаться на плаву» режиму Асада.

Саудовское руководство обвиняет Иран в прямой поддержке массовых антиправительственных выступлений шиитов в Бахрейне, начавшихся в 2011г., что как считают в Эр-Рияде, оказывает непосредственное негативное воздействие на национальную безопасность КСА.

Саудовская Аравия и Иран активно соперничают в Ираке, поддерживая различные политико-религиозные блоки в этой стране. Саудовцы опасаются усиления роли шиитского фактора в Ираке, негативно расценивает иранское вмешательство в иракские дела, не доверяют нынешнему руководству Ирака, основная часть которого представлена шиитскими политиками. В Эр-Рияде полагают, что правительство Ирака во многом находится под влиянием Тегерана. Более того, по саудовским оценкам, приход к власти в Ираке после падения режима С. Хусейна коалиции во главе с шиитами придал новый сильный импульс шиитскому движению в исламском мире. Исходя из этого, Эр-Рияд выступает за восстановление главенствующего положения суннитов в политической системе Ирака.

КСА и ИРИ соперничают за влияние в Ливане, где Эр-Рияд поддерживает прозападных суннитских и христианских политиков, а Тегеран оказывает помощь шиитскому радикальному движению «Хизбалла». Тем не менее, при необходимости саудовцы и иранцы способны достигать компромиссы (временные и хрупкие) с целью поддержания относительной внутриполитической стабильности в Ливане, что отвечает интересам как КСА, так и ИРИ.

Интересы Саудовской Аравии и Ирана сталкиваются в Йемене. Здесь Тегеран поддерживает оппозиционное йеменскому правительству радикальное шиитское движение хауситов, действующее на северо-западе страны вблизи с границей с КСА.

Обоюдоострой и опасной составляющей саудовско-иранского соперничества являются тайные операции, поддержка экстремистских группировок и «компьютерные войны». Все это используют в своих интересах как Эр-Рияд, так и Тегеран. Так, в августе 2012 г. иранские хакеры предприняли кибератаку на сети саудовской нефтяной компании АРАМКО. В Эр-Рияде опасаются возможных новых террористических нападений на территории КСА со стороны поддерживаемых ИРИ террористических группировок. Не исключают саудовцы и повторения использования иранских паломников в политических целях во время хаджа, как это случилось в 1987 г. Иран же обвиняет КСА в поддержке боевиков радикальной суннитской группировки «Джунудалла» («Солдаты Аллаха»), действующей в Иранском Белуджистане и провинции Систан. В то же время у двух государств есть точки соприкосновения в вопросах противодействия террористической сети «Аль-Каиды».

Несмотря на всю сложность взаимных отношений, Саудовская Аравия и Иран не отказываются от шагов по снятию в них некоторых элементов напряженности, предпринимают попытки компромиссного решения отдельных спорных вопросов, поддерживают регулярные политические контакты, в том числе на высшем уровне. Как видится, оба государства не предполагают доводить ситуацию в двусторонних отношениях до прямого силового противостояния. К тому же Эр-Рияд и Тегеран заинтересованы в поддержании региональной стабильности в интересах решения имеющихся у них сложных внутренних проблем.

Таким образом, учитывая сохраняющиеся многочисленные, а зачастую острые и политические и религиозные разногласия, продолжающееся соперничество за лидерство в регионе и мусульманском мире, саудовско-иранские отношения по-прежнему будут характеризоваться сложностью, противоречивостью и взаимным недоверием.

52.19MB | MySQL:103 | 0,463sec